А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 

Возможно временное улучшение положения компаний ряда отраслей. Если цены на сырье под давлением продолжающего сокращаться глобального спроса пойдут вниз, то российскую экономику ожидает быстрый спад производства.
Падение промышленного производства в России выражает снижение общемирового потребления. На 2009 год ценовая логика будет следующей: товары народного потребления продолжат дорожать, а сырье, энергоресурсы и промышленное оборудование - дешеветь. Основным фактором, обуславливающим этот процесс, останется снижение платежеспособного спроса населения. Дорожать будут все удерживающие сбыт товары, особенно продовольствие. Но при этом объем торговли как в России, так и в мире будет уменьшаться.
Как отразилось падение мировых цен на нефть на потребительских ценах в России?
Падение стоимости углеводородов оказывает влияние на цены в России благодаря общему снижению деловой активности и мерам властей. Упала экспортная выручка. Сократились заказы компаний компаниям. Начались массовые увольнения. Прошла первая девальвация. Товарная обеспеченность рубля снизилась в результате падения доходов трудящихся, а значит и сжатия конечного спроса. Рост потребительских цен не прекратился, способствую дальнейшему кризисному ослаблению экономики.
Кризису предстоит теперь развиваться по принципу снежного кома, а цены будут важнейшим его стимулом и выразителем. И так пока ситуация с конечным спросом населения не изменится. В 2009 году России еще предстоит столкнуться со скачком потребительских цен.
Беседовал Андрей Гадалин
Realtypress.ru
02.05.09

Круглый стол: "Реалии экономического кризиса"
Круглый стол проходил с 22 по 28 июня 2009 года. Ниже представлены только ответы на вопросы В. Колташова.
Экономический кризис начался более года назад, в России его проявления начались с августа прошлого года. Уже 7 месяцев подряд падает промпроизводство. Снижается ВВП, растет безработица, национальная валюта девальвировала на 30%. Бюджет страны на этот год имеет значительный дефицит, по предварительной информации, бюджет следующего года тоже будет дефицитным. Правительство принимает антикризисные меры, но пока они не дали ощутимого результата. Правда, некоторые экономисты утверждают, что экономика достигла дна, а рост цен на нефть в последнее время пополняет полк оптимистов. Каково же на самом деле состояние экономики? Что нас ждет в ближайшем будущем? Как изменится мир и страна после кризиса? Почему антикризисные меры правительства неэффективны? - на эти и другие вопросы ответят эксперты в ходе круглого стола.
В дискуссии принимали участие:
Ракша Александр, старший консультант ООО "Компания экспертного консультирования "НЕОКОН"
Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО);
Кувалин Дмитрий, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования микроэкономических процессов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, кандидат экономических наук;
Абрамов Александр, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: В конце 2008 - начале 2009 годов рубль значительно девальвировал, максимум стоимости доллара по отношению к рублю был достигнут 19 февраля 2009 года, когда за доллар давали 36,43 руб. После этого рубль стал укрепятся и в последнее время он держится в границах 31-32 руб за доллар. Каков Ваш прогноз, будет ли в 2009 году вторая волна девальвации? Насколько вероятно пробитие верхней границы бивалютной корзины? По Вашему мнению, какой курс национальной валюты будет способствовать более быстрому восстановлению экономики (Нужен ли России сильный рубль в нынешних условиях)? Если цена на нефть будет держаться на сегодняшний уровнях и выше, продолжится ли укрепление рубля? Как Вы считаете, будет ли Банк России при таких условиях играть против рубля?
Между политикой девальвации рубля и мировыми ценами на нефть существует прямая связь. Падение цен на углеводороды подталкивает российские власти к ослаблению национальной валюты. Сейчас цены на нефть вновь поднялись. Однако тенденция не является устойчивой, ее создают спекуляции. Дальнейшее падение производства на планете приведет к новому обвалу цен на нефть. Вопрос только в сроках окончания периода относительной стабилизации. Вполне возможно нефть уже осенью устремится к показателю в 35 долларов за баррель, а рублю опять будет девальвирован.
Меры по ослаблению национальной валюты, в какой бы стране они не проводились, ускоряют развитие кризиса. Высокие темпы падения производства в России первой половины 2009 года в немалой мере обеспечены «спасительной девальвацией». Новое ухудшение материального положения потребителей еще более подорвет позиции российских предприятий. Выигрыши сырьевых экспортеров от второй девальвации будут, видимо, незначительными.
Морозов Иван Александрович, заместитель директора по экономике и финансам ООО «Энерготранс»: Дефолт на рынке американской ипотеки, падение цен на нефть с виртуальной лестницы фьючерсных ступенек, неоправданная и некорректная кредитная политика американских банков... и еще много не замысловатых причин кризиса "разжеваны" в СМИ. Это не самое начало, точнее не первопричина, а следствие. Следствие чего? Целенаправленных и отлично спланированных действий ФРС. "Плоды" нынешнего кризиса уже давно пожимают лица, из-за кулис представляющие вершину айсберга однополярной системы экономического мироздания, царства доллара и нефтегазовых интересов. Нет ничего удивительного в глобальном переделе банковской собственности, проявившейся в жестких и наглых рейдерских атаках (лиц, представляющих интересы ФРС) на крупнейшие американские банки на гребне первой волны кризиса. Концентрация власти ФРС настолько велика, что возникает вопрос - насколько реальна на настоящий момент сила "волшебной палочки" ФРС в случае возникновения для нее необходимости скорейшего приостановления или, наоборот, пролонгации мирового финансового кризиса?
ФРС только кажется всесильной. Она, конечно, располагает гигантскими ресурсами. Но применять их она может лишь в рамках монетаристских правил, а это означает: против кризиса ФРС бессильна. В ближайшие годы мы увидим как эмиссия доллара, и раздача банкам дешевых денег усилит кризис (пока плоды еще не очевидны, инфляции только предстоит взять большой темп). В основе кризиса лежит внезапно открывшаяся слабость потребителей, прежде всего американских, и любое новое ухудшение их положения, прямое или косвенное, ускоряет схлопывание экономики.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: С момента начала активной фазы мирового кризиса часто поднимался вопрос о том, что кризис может изменить картину мира и саму систему экономики. Некоторые даже говорили о том, что это проверка для свободной рыночной экономики, капитализма как такового. И часть аналитиков считала, да и наверное считает, что экономическая система в том виде, котором она существует сейчас, должна умереть. Как Вы считаете, возможен ли выход из кризиса в той модели экономики, которая сейчас сложилась в мире? Если эта модель будет преобразована, то какой она может быть? Это будет что-то совсем новое или просто добавление некоторых изменений? Смогут ли США в дальнейшем столь же успешно развиваться как и до кризиса в рамках существующей системы? Кому выгодно оставить прежнюю модель, а кто выступает активным сторонником изменений? В рамках какой экономической парадигмы Россия могла бы успешно развиваться?
После полосы из ряда кризисов 1970-х годов в мире сложилась новая модель капитализма: кейнсианство потерпело крах, наступило господство неолиберализма. Сейчас эта хозяйственная модель повсеместно демонстрирует неэффективность. Её пытаются спасти в рамках её собственных, монетаристских, рецептов. Ничего из этого не выйдет, хотя за сохранение старой организации экономики и выступают крупнейшие финансовые корпорации. Ни одна из них не видит пока потребности для изменения глобальной хозяйственной системы. Напротив, в прессе мы находим море радостных материалов по поводу падения цен на рабочую силу. Никто толком даже не задумывается, что такая ситуация лишь способствует дальнейшему спаду.
Бороться с кризисом сегодня означает ломать такие принципиальные черты неолиберализма, как ставка на дешевый труд, а не обновление технологий в производстве, повсеместное распространение рыночных отношений (включая образование, медицину, культуру), и отсутствие политики развития низового спроса. То есть требуется отказаться от перекладывания издержек кризиса на население и системно возложить их на компании, обеспечив за счет этого развитие внутреннего рынка - то есть экономический рост. Дополнительно: вложения в науку, чтобы поднять технический уровень производства и уже за счет этого обеспечить рост рентабельности, а также защита рынка от посторонних игроков - протекционизм. Не удивительно, что подобный план не имеет сторонников в деловом мире.
«Новый курс» Рузвельта явился вынужденной мерой, в том числе для самого президента США. Необходимость перемен откроется постепенно - по мере углубления кризиса и появления его социально-политических последствий. Путь выхода из кризиса не будет внезапно открыт, он известен, к нему страны и корпорации просто окажутся принуждены. У реально необходимых изменений нет сильного лобби, хотя в России в них заинтересованы предприятия, ориентирующиеся на внутренний сбыт. Одна миссия кризис в том и состоит, чтобы сменить модель экономики. Пока она остается прежней, кризис будет углубляться.
Филипповский Максим Леонидович, адвокат, соискатель ученой степени к.э.н: Рассматривая кризис, можно выделить следующие его аспекты: политический, экономический и социальный. Для первого характерна проблема перегруженности бюрократической системы и неспособности государства эффективно влиять на преодоление кризиса при постоянной декларации выработки мер по борьбе с ним (верхи не могут). Экономическая система России находится на крайне низком уровне развития производительных сил, что искусственно поддерживается политикой международного сотрудничества и зависимостью от международной торговли, а также внутренним дисбалансом распределения капитала среди подавляющей части населения. При этом социальная сфера не имеет отчётливого представления о развитии процессов кризиса при всем нежелании сохранять существующее положение. Какие наиболее эффективные инструменты могут быть использованы для преодоления подобных кризисных явлений?
Верхи действительно больше не могут управлять по-прежнему. Однако низы хотят жить по-старому. Они в основной массе желают только сохранения прежних, терпимых (уже привычных) условий существования. И в этом заключено мощнейшее противоречие кризиса. Верхи не могут и не смогут обеспечить российским низам того ничтожного минимума, что те хотели бы иметь без смены экономической политики. Менять ее пока никто не намерен, иллюзии скорого окончания спада все еще царят. Через два года кризиса температура общественного настроя поднимется, если не до красного уровня, то до достаточно грозного. Выяснится, что общественное развитие давно «разработало» нехитрые механизмы решительного регулирования снизу, которые кризис только запустил.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: Некоторое время назад среди экономистов, в том числе чиновников, развернулась дискуссия о том, будет ли вторая волна кризиса или нет. Даже чиновники экономического блока так и не пришли к единому мнению. Так, А. Кудрин высказывал мнение о том, что вторая волна вполне возможна, а А. Дворкович говорил о том, что российской экономике она не грозит. Как Вы считаете, будет ли вторая волна кризиса? Если да, то когда она может произойти? Что говорит "за" и "против" того, что она будет? По какой причине специалисты экономических блоков правительства и администрации президента высказывают столь разные точки зрения?
В процессе развития кризиса российская экономика пройдет еще немало волн. Впереди очередная фаза быстрого развития спада и окончания периода стабилизации; проблемы накапливаются, и кризис перейдет в фазу нового качества. Этого нельзя избежать, по крайней мере, раздачей денег крупному бизнесу. «Против» новой быстрой фазы развития кризиса говорят чиновники-оптимисты и иллюзии людей. «За» высказываются факты: ослабление российских потребителей и сокращение мирового спроса, находящие выражение в падении промышленного производства. Растет безработица, банки накапливают «плохие долги» и теряют прибыль. О рентабельности заводов сокращающих персонал и выпуск продукции можно не говорить.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: Какой будет Россия и ее экономика после кризиса? Можно ли считать уровни середины 2008 года успехами в экономике? Если да, то сколько лет понадобится нашей экономике для восстановления до этих уровней?
Будущее экономики России связано с политической надстройкой. Сейчас она адекватна экспортно-сырьевой экономике при наличии сильных национальных корпораций. Политика государства такова, что защищает интересы именно такого хозяйственного курса. Однако прежняя экономика уже заведена кризисом в тупик. Потребуются крупные перемены. После кризиса в стране получат развитие новые отрасли, а старые потеряют свое доминантное положение. Подробней о том, как перестроится экономика еще рано говорить. Принципиально она сменит ориентацию с внешнего рынка на внутренний. Можно ожидать глубокой интеграции с соседними странами: образование нового большого рынка с единой правовой основой. Промышленный рост в России после кризиса видимо окажется более быстрым, чем в 2001-2008 годы.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: Есть ли сейчас какие-то сигналы, свидетельствующие о том, что российская экономика начнет восстанавливаться в конце этого, начале следующего года? Если нет, то когда, по Вашему мнению, можно увидеть первые признаки восстановления экономики? Может ли в российской экономике начаться рост, независимо от ситуации в других странах? Если да, то какие условия для этого нужны и за какой период времени их можно создать?
Не уверен, что без структурной перестройки экономики России, без мер по оживлению спроса и его поддержанию может начаться оживление всей экономики. Рост крупных экономик (в том числе и российской) может возобновится автономно от остального мира, но для этого требуется иная политика. Рост за счет чего? Необходим рынок, которому меры государства придадут сил. Времени для восстановления роста требуется немного - несколько месяцев. Однако проблема не в сроках, а в том кому выгодна либо невыгодна та или иная хозяйственная политика. Полагаю, что только когда ситуация в экономике станет безвыходной, начнутся большие перемены и с кризисом наконец будет покончено.
Курилович Андрей, редактор рубрики "Бизнес, экономика" ИА Комментарии.ру: Антикризисную политику правительства с определенными поправками можно назвать «выжидательной»: продержаться до улучшения мировой конъюнктуры рынков и тогда в российской экономике тоже начнется подъем. Как Вы оцениваете такую позицию? Если она сработает, к каким последствиям для страны это приведет? При каких условиях стратегия экономической политики может измениться? На какие изменения в экономической политике может пойти правительство?
Выжидательный курс «борьбы» с кризисом продиктован интересами российских сырьевых монополий. Он для них, как кажется, оправдывается: цены не нефть поднялись. Но для перехода макроэкономической стабилизации в рост условий нет: низовой спрос продолжает снижаться, пускай и медленней, чем до стабилизации. Эта тенденция получит развитие. Сырье еще будет дешеветь, падение цен лишь отложено. Антикризисный курс России придется выбирать другой. Произойдет это, видимо, через политические изменения.
Денис Емельянов, редактор рубрики "Финансы, фондовый рынок", ИА "Комментарии.ру": Можно ли по техническим сигналам финансовых рынков судить о начале восстановления реального сектора экономики? Что в данном случае является опережающим индикатором: сначала становится ясно, что экономика восстанавливается, и только потом появляются сигналы к восстановлению фондового и, возможно, других рынков, или наоборот?
Мировая экономическая история знает примеры, когда фондовые рынки росли, а производства падало. Бывают и обратные случаи: в начале 1960-х годов в ряде стран промышленный рост сочетался со стагнацией или падением биржевых показателей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73