А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z


 

Стабилизационный фонд совершенно ничтожен по сравнению с долгами российский корпораций. Когда кризис приведет крупнейшие компании РФ в плачевное состояние, средств стабфонда не хватит ни на что.
Пока только «Роснефть» с призывом о помощи выставила счета правительству РФ. Компания, поставляющая на рынок выгодный товар - нефть, имеет долгов более чем на 100 млрд. долларов. Не только покрыть их, но и просто погасить самые срочные займы она не в состоянии. Через некоторое время мы увидим десятки, а возможно и сотни крупных отечественных фирм с тем же самым симптомом. Все они окажутся на плечах государства. Каждой из них необходимо будет без промедлений дать 3-15 млрд. долларов, на неотложные платежи. Так месяц за месяцем. При этом правительство будет тратить огромные средства на поддержание биржевой стабильности и торможение инфляции. Поступления в бюджет в период кризиса резко сократятся, а обозначенные меры спасения корпораций окажутся неэффективными.
Чтобы хоть как-то смягчить кризис в России необходимо одновременно активней стимулировать спрос и производство. Тратить необходимо на потребителей. Требуется в 3-4 раза увеличить пенсии, поднять зарплаты, сократить рабочий день, чтобы у людей было время воспользоваться деньгами. Однако рассчитывать, что власть пойдет на эти и иные меры не приходится. Десять лет Минфин печатал деньги, чтобы снижать цену рабочей силы. Разворот в другую сторону неисполним, он противоречит интересам отечественных и зарубежных корпораций. Добиться его невозможно одной лишь убедительной аргументацией. Он вообще мыслим только в формате радикальных политических перемен в стране.
Михаил Делягин заявил, что «Россия имеет хорошие шансы в мировом финансовом кризисе»? Насколько в это можно верить?
В последние дни появляется много успокоительных материалов. Это только биржевой кризис, он не коснется тех, кто не владеет акциями - говорят экономисты. России ничего не угрожает у нас большой запас прочности - констатируют чиновники высшего ранга. В действительности все иначе. РФ не исчерпала еще до конца потенциал внутреннего рынка. В 2008 году действительно можно еще ожидать приток в страну иностранных инвестиций. Однако здесь стоит сравнить существующие условие с тем, что наблюдалось в России конца XIX века. Тогда также в мире отмечалось перенакопление капиталов, которые после исчерпания всех прочих рынков хлынули в Россию. Однако, произведя экономический бум, они вызвали кризис, исчерпав «последний рынок Европы». Его последствия для нашей страны в 1901-1903 годах были очень тяжелыми, в немалой степени приведя к Первой русской революции 1905-1906 годов.
В среде российских левых растет внимание к процессам, разворачивающимся в мировой экономике. Впервые за многие годы можно сказать о возрождение в нашей стране интереса к экономическому анализу Маркса. К какому повороту в отечественном левом движении способен привести глобальный кризис?
Во-первых, к теоретическому. Чтобы эффективно бороться с капитализмом, необходимо хорошо понимать его. К сожалению, не только в России, но и во всем мире левые забыли о громадном значении экономического анализа. «Капитал» не относится к запрещенным в РФ книгам, но его мало читают. В кружковых спорах политические технологии давно заменили системный анализ общества и его основы - экономики. Возврат к пониманию процессов капитализма необходим. Только в этом случае эпоха сопротивления сменится полномасштабным наступлением угнетенного класса. Убежден, что перемены в глобальном хозяйстве возродят интерес к марксистской политэкономии.
Вторая сторона: политические перемены. В России рабочее движение остается пока еще слабым. Однако кризис и его последствия обострят общественные противоречия. Возрастет радикализм масс, исчезнут иллюзии связанные экономическим процветанием. Созреют предпосылки для формирования классовой партии. Продолжится, даже ускорится становление рабочего движения. В движение придет новое поколение. Но обо всем этом еще рано говорить.
Как возможно будет проходить экономический кризис для России? Насколько продолжительным он может оказаться?
Трудно сделать прогноз и не ошибиться. Очевидно, что власть не располагает никакими серьезными механизмами смягчения кризиса. Выработать их кабинетным способом, а потом применить, ничего не изменяя в стране, невозможно. Поэтому в Кремле полагаются исключительно на собственный оптимизм и фетиш стабилизационного фонда, который вообще может попросту сгореть в первые месяцы кризиса. Отечественная экономика является сырьевой, то есть очень уязвимой. Ее структурное переориентирование не выгодно «Газпрому», а потому не реализовывалась прошедшие десять лет и не предполагается к осуществлению. Поэтому мы и считаем, что для России кризис окажется особенно тяжелым. Гайки будут закручиваться, обещания и громкие заявления делаться, а проблемы нарастать.
Мировая экономика вступает в период завершения большого цикла своего развития. Надвигающийся кризис - не просто кризис перепроизводства. Это кризис эффективности неолиберальной системы, складывавшейся после предыдущего системного кризиса 1968-1973 годов. Одновременно это новый кризис политической гегемонии США. Чтобы выйти на следующий виток развития в мировом хозяйстве должно многое перемениться. Прежняя система эксплуатации мировой периферии исчерпала свои возможности. Рабочая сила используется крайне нерационально: миллионы людей с высшим образованием не могут найти работу по специальности. Массы эмигрантов не социализированы. Промышленность нуждается в техническом перевооружении. Ставка на дешевую неквалифицированную рабочую силу больше не способна давать прежний экономический выигрыш. Требуется очень многое изменить в мировом хозяйстве. Абсолютно недостаточно снизить налоги или просубсидировать биржу.
Мировые элиты постараются ничего не менять, но перемены будут зависеть не только от них. Политически, начинающийся экономический кризис обещает быть острым. Одновременно он окажется и затяжным: вслед за падением производства последует продолжительная депрессия. Для нефтегазовой России, а значит и для нынешнего политического строя кризис может стать последним. Структурная перестройка мирового хозяйства потребует смены экономических приоритетов. Для России это будет означать конец господства сырьевых корпораций. Поэтому первыми последствиями кризиса в РФ станет ужесточение политического режима, направленное на подавление любых возмущений состоянием хозяйства и требований его переустройства, означающим также смену политического строя. Борьба, вероятно, окажется острой.
Какой, на ваш взгляд, будет мировая экономика после кризиса?
Среди левых аналитиков сейчас популярно ожидание, что кризис неолиберальной экономики приведет к возрождению кейнсианства. Лояльные существующей системе экономисты, напротив говорят, что хозяйственный рост возобновится на старых рельсах уже в 2009 году. Кризис, по их мнению, окажется коротким и не приведет к структурным переменам в экономике. Полагаю, что заблуждаются представители обоих направлений.
Вероятно, мировое хозяйство после кризиса станет относительно боле равномерным, чем сейчас. Заработные платы в «старых индустриальных странах» в период депрессии понизятся еще больше. Нет оснований ожидать что в «новых индустриальных странах» она возрастет. Достигнутое таким образом «равенство» позволит возобновить рост промышленности в старых центрах капитализма.
К началу нового цикла не станет настолько ощутимо дороже для капитала создавать производство в США или Индокитае. Пропасть между верхами общества и его низами сохранится, даже увеличится, а не сократится, как считают сторонники кейнсианского сценария. Корпорации не смогут и не захотят подкармливать рабочих по всему миру, то есть много шире чем это делалось в 1950-1960 годы при социал-демократических правительствах в Европе.
Центры капиталистического накопления останутся в США, Великобритании, ЕС и других «старых индустриальных странах», в которых опять начнется промышленный подъем. Нелиберальные цели, таким образом, будут достигнуты: рабочая сила подешевеет, но потребует больше, чем ей готовы дать сверху. Новый цикл капитализма будет означать обострение борьбы классов.
Технологические изменения, вероятно, также окажутся значительны. О том, какими они будут трудно сказать. Однако ясно, что цикл приоритета дешевой рабочей силы над дорогим квалифицированным специалистом завершится. В последние десятилетия активно развивались технологии в информационной и коммуникационной сфере. Это обеспечивало корпорациям надежное управление предприятиями во всех уголках планеты. Развитие технологий в промышленности резко отставало. Аналитиками отмечался даже отход назад по сравнению с «бумом робототехники» в 1950-1960-е годы. По итогам кризиса в промышленности можно ожидать технологический ренессанс. Энергетика, вероятно, также получит новый толчок в развитии. Значение углеводородов как минимум может заметно упасть. Очевидно одно: выход из кризиса будет связан с большими изменениями.
О том насколько крупномасштабными окажутся социально-экономические перемены в мире нельзя сказать, пока глобальный хозяйственный кризис не войдет в полную силу.
Беседу вел Иван Смолянин
18.03.08

Офисы инфицированы: чем грозят массовые неврозы?
В Российских офисах эпидемия неврозов - большинство сотрудников компаний страдают стойким функциональным расстройством психики. Массовые патологические состояния психики понижают работоспособность персонала фирм. Таковы выводы сделанные экспертами Института глобализации и социальных движений (ИГСО). О том, как все выглядит в деталях, рассказал заместитель директора ИГСО Василий Колташов.
Какие причины вызывают невроз у офисных работников: атмосфера жесткой конкуренции, необходимость поддерживать определенный профессионального уровень и повышать его? Может быть происки коллег, грубость начальства, отсутствие корпоративных кодексов или что-то иное?
Массовые неврозы в российских офисах вызваны агрессивным климатом на работе, недостатком отдыха и постоянными переработками. На расстройство психики персонала также влияет незащищенность людей от широко применяемых истерических методов руководства.
Среди управленческого персонала фирм, также зараженного неврозом, существует понятие «осуществить менеджмент», означающее - наорать на подчиненных, морально надавить. Т.е. ничего не объясняя принудить к механическому исполнению работы посредством давления на личность. Отчасти широкое применение таких методов объясняется низкой компетенцией многих руководящих кадров. Другим способствующим неврозу фактором выступает страх людей потерять работу или вызвать истерику начальства, признав свои ошибки или указав на промахи руководства. Нервозная обстановка на работе пагубно сказывается на сексуальной жизни работников, усиливая их депрессивное состояние. К невротическому падению работоспособности также ведет перегрузка сотрудников чрезмерными обязанностями и принуждение к переработкам, при колоссальном дефиците свободного времени. Во многих компаниях отпуск вопреки закону сокращен до 1-2 недель в году, а выходной только один. В результате люди просто не успевают отдыхать, а психика разгружаться от накопившихся проблем. Сотрудники утрачивают эффективную работоспособность.
Патологические состояния психики (неврозы) возникают под действием психотравмирующих факторов, значимых для личности. Среди неврозов, традиционно самым распространенным считается астения - «болезнь менеджеров» выражающаяся в потере сил. Люди с таким неврозом вынуждены делать огромные внутренние усилия, чтобы совершать простые действия. Даже любимое дело в чрезмерных дозах приводит индивидов в такое состояние, для преодоления которого требуется длительный отдых. Не более трети всех неврозов приходится на невроз навязчивых состояний и истерический невроз. Навязчивые состояния возникают у служащих в результате постоянного ощущения тревоги на работе, страха потерять место. Истерический невроз преимущественно женская проблема. Он выражается в бессознательных симулятивных реакциях на постоянные проблемы, решения которых индивид не видит.
Неврозы изучены очень хорошо, известны все симптомы, процессы. Однако о том, каким образом их формирует работа, общество еще знает мало. Еще меньше известно о том, как эту проблему решить.
В каких фирмах невротическая обстановка сильнее: в успешных, менее успешных, отечественных или зарубежных?
В России последних лет происходил экономический подъем. Рентабельность большинства компаний в результате достигла очень высокого уровня, что не мешает им обманывать персонал, рассказывая про убытки и тем самым идеологически прикрывая невротический режим работы. Есть, конечно, проекты разной степени успешности, но управленческая методика в них принципиально не отличается. Психотравмирующие факторы изобилуют и там, и там. Проблемный бизнес стремится наверстать упущенную прибыль, а успешный - добиться новых финансовых побед. Первый готов платить меньше, второй - больше, привлекая наиболее опытный персонал. Больше всех стремится выжать из людей малый бизнес, хотя в нем встречаются и исключительно дружные коллективы. Но доля маленьких компаний в «офисном сегменте» на сегодня не велика.
Вне зависимости от масштабов рентабельности бизнеса люди рассматриваются в нем не как «человеческий капитал» - главная составляющая успеха. В сотрудниках видят материал, из которого нужно побольше выжать. Всюду умышленно создается аврал, объемы работы превосходят физические и психические возможности людей. В результате перенапряжения невроз охватывает все звенья офисной цепи, в меньшей мере поражая только наиболее равномерно трудящихся служащих.
«Национальный парадокс» офисного невроза состоит в том, что не западные фирмы приносят в Россию хороший «европейский стандарт», а наоборот «русский стандарт» менеджмента перенимается ими в полной мере. Считается, что возможности российского рынка в плане получения прибыли так велики, что любой способ управления сгодится. С другой стороны, обслуживание западных инвестиций осуществляют в значительной мере отечественные кадры. Но те, кого большие боссы присылают из «третьего мира» поруководить в России, редко оказываются лучше. Поэтому в офисах иностранных компаний хаоса ничуть не меньше. Неврозов у сотрудников они создают также не меньше, чем российский бизнес.
Как это выглядит в работе?
К примеру «Ситибанк» - отечественный филиал транснациональной корпорации - расформировывая одно территориальное отделение и создавая другие, просто увольняет опытный персонал и набирает новый, необученный. Это вместо того, чтобы переводить людей в новые подразделения. О подобном просто не считают необходимым думать. Одновременно сотрудникам не хватает компьютеров, на что не раз жаловался профсоюз компании. Опытные кадры понимают, что руководство банка их ни во что не ставит. Но индивидуального выхода не видно - в других компаниях те же проблемы. Вместо их решения руководство просто давит на персонал, заставляя больше работать с пониженной производительностью. В итоге клиенты жалуются на путаницу в счетах (вещь для банков недопустимая!), а служащие прибывают в депрессивном состоянии.
Какие категории офисных работников более подвержены неврозу - рядовые сотрудники, менеджеры среднего звена, топ-менеджеры?
Невроз поражает все ступени офисной пирамиды. Но у менеджеров среднего класса и высших руководителей он является наиболее тяжелым. Работники, мало соприкасающиеся с руководством, не так сильно страдают от патологических состояний: на их психику меньше выпадает неспровоцированной агрессии. Однако постоянные переработки и напряженный общий фон не позволяют их сознанию разгружаться от накопленных проблем в полной мере. Отдых - хронический дефицит «среднего класса». Депрессивные состояния у такого рода сотрудников также вызываются неудовлетворенностью своими успехами. Система внушает им стандарты благополучия и указывает на пути якобы к ним ведущие. Но, затрачивая массу сил, люди не достигают этих стандартов. Возникает кризис смысла собственной деятельности.
Старший и средний менеджмент наоборот приближаются к «потребительскому счастью», но затрачивает колоссальные силы. Однако поддержание картины успешности требует работать практически без выходных и почти без отпуска. Достигнутые материальные плоды оказываются непотребимы. Нет времени, чтобы потратить деньги и на покупку жилья среднему менеджеру их может и не хватать.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73