А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Спускаясь по реке (ширина которой все время сильно менялась), они старались избегать больших городов, так как у них не было подарков для правителей.
До Эгги путешествие проходило спокойно. В этих местах Нигер почти все время течет на восток и на юго-восток, достигая в ширину от двух до восьми миль. Течение здесь такое быстрое, что лодка двигалась со скоростью четырех-пяти миль в час.
19 октября Лендеры миновали устье Кудунии и вскоре увидели большой город Эггу.
У местного вождя, к которому тотчас привели путешественников, была длинная седая борода. Вскоре поглядеть на пришельцев с такой удивительной внешностью сбежались сотни туземцев, и англичанам пришлось поставить у дверей трех охранников, чтобы заставить любопытных держаться в отдалении.
Эгга была последним городом области Ниффе. Дальше власть фелланов не распространялась. Рассказы туземцев об опасностях, поджидавших впереди, о том, что там могут зарезать или захватить и продать в рабство, очень напугали слуг Лендеров. Теперь они отказывались продолжать плавание, предпочитая возвратиться в Кейп-Кост-Касл.
Но братья Лендеры настояли на своем, и 22 октября англичане покинули Эггу, отдав прощальный салют тремя ружейными выстрелами.
Какунда, в которой жители Эгги советовали Ричарду Лендеру остановиться, располагалась на западном берегу Нигера. Сначала туземцы были очень встревожены появлением путешественников. Старый "маллам" - мусульманский священник и наставник - взял их под свое покровительство. Благодаря ему, братья были хорошо приняты в столице этого государства, независимого от Ниффе.
Нигер превратился в очень широкий и глубокий поток, приняв слева текущую с востока полноводную Бенуэ (1300 километров, крупнейший приток Нигера). 25 октября путешественники очутились перед устьем широкой реки. Это была Чадда или Бенуэ. У ее впадения по берегам Нигера и Бенуэ раскинулся большой город Котон-Карофа.
Чудом не погибнув в пучине и едва не разбившись о скалы, Ричард Лендер пристал к правому берегу. Здесь недавно побывали люди, о чем свидетельствовали погасшие костры и валявшиеся на земле расколотые тыквенные бутыли, черепки глиняной посуды, скорлупа кокосовых орехов, а также клепки от бочонка из-под пороха. Не без волнения подбирали путники эти клепки, так как они свидетельствовали о том, что местные жители вели сношения с европейцами.
Однако когда трое людей Лендера появились в деревне, где они хотели раздобыть огня, женщины в испуге разбежались. Измученные путешественники улеглись на циновках, как вдруг их окружил отряд почти голых людей, вооруженных ружьями, луками, стрелами, тесаками, железными крюками и пиками.
Только хладнокровие и присутствие духа братьев предотвратили стычку, которая казалась неизбежной, и в исходе которой не приходилось сомневаться. Побросав оружие наземь, они пошли навстречу к предводителю разъяренных туземцев.
"Провидение отвело выстрел, так как когда предводитель уже собирался отпустить роковую тетиву, воин, стоявший рядом с ним, кинулся вперед и удержал его. Теперь мы сошлись лицом к лицу, и оба протянули ему руки. Все дрожа, мелкой дрожью предводитель долго вглядывался в нас, потом бросился на колени…"
"Я подумал, что вы сыны неба и упали с облаков", - сказал предводитель, объясняя внезапную перемену в своем поведении.
Примерно в 100 километрах ниже Бенуэ Нигер вышел на плоскую, все более расширявшуюся к югу равнину, а еще через 200 километров от главного русла реки стали отделяться рукава, началась обширная дельта Нигера, по площади не уступающая дельте Нила (24 тысячи квадратных километров).
В Бокве находился знаменитый базар, о котором путешественники так много слышали. Здесь товары белых выменивали на рабов, в большом количестве доставляемых из Фунды, находящейся на противоположной стороне реки.
Лендеры узнали, что море находится не дальше чем в десяти днях пути. По словам вождя, плаванье по реке не представляло никакой опасности, хотя жители береговых селений "очень злые люди".
В деревне Дамугго местный вождь, никогда не видавший белого человека, принял Лендеров очень радушно, устроил в их честь большое празднество и развлекал их до 4 ноября. Вождь посоветовался с идолом и, хотя тот предрекал путешественникам всякие напасти на пути к морю, снабдил их еще одним челноком, дал гребцов и проводника.
Ричард и Джон сели в разные лодки. Когда они проплывали мимо большого города (как им сказали, это был Кирри), их остановили длинные военные челны, в каждом из которых было человек по сорок. На длинных бамбуковых шестах над челнами развевались большие флаги с гербом Великобритании. У каждого черного матроса в руках был мушкет, а на носу каждой лодки - по четырехдюймовой или шестидюймовой пушке.
Братьев привезли в Кирри. К счастью, мусульманские священники вступились за них. Путешественникам вернули кое-что из отнятых вещей, но большая часть пошла ко дну вместе с лодкой Джона Лендера.
"К великому моему удовлетворению, - говорит Ричард Лендер, - среди принесенных предметов я сразу увидел сундук, в котором были наши книги и один из дневников моего брата. Рядом стоял ящик с лекарствами. Правда, оба они оказались полны водой. Большой ковровый дорожный мешок с одеждой был раскрыт и разграблен, в нем остались лишь одна рубаха, пара штанов и один сюртук. Много ценных вещей пропало. Погибли все мои дневники, за исключением записной книжки, куда я заносил путевые заметки, начиная с Раббы. Исчезли четыре ружья (из которых одно принадлежало Мунго Парку), четыре тесака и два пистолета. Девять слоновых бивней - самых лучших, какие я только видел в здешних краях, полученные в подарок от султанов Уоу-Уоу и Бусы, страусовые перья, несколько прекрасных леопардовых шкур, много разных бус, все наши пуговицы, каури, иголки, столь необходимые для обмена на продукты, - все это пропало и, как нас уверяли, покоилось на дне реки".
Однако братья Лендеры по-прежнему считались пленниками. Их собирались отправить к Оби, властителю страны Ибо, чтобы тот решил их судьбу.
Через два дня, 8 ноября, лодки были уже в виду города Эбое в том месте, где Нигер делится на три огромных "реки" с поросшими пальмами низкими болотистыми берегами.
Одежду молодого вождя Оби украшало такое множество кораллов, что туземца можно было бы окрестить "Коралловым вождем".
"Жители Эбое, - говорится в отчете, -возделывают только нньям, маис и бананы. У них много коз и домашней птицы, но мало овец и вовсе нет крупного рогатого скота. В городе, широко раскинувшемся на открытой равнине, живет много народа. Он является столицей государства Ибо…"
После переговоров Оби заявил, что по законам и обычаям страны он имеет право считать братьев Лендеров и их спутников своей собственностью. Однако, не желая злоупотреблять своими правами, он готов обменять их на английские товары по стоимости двадцати невольников.
Такое решение повергло обоих братьев в отчаяние. Оставшись без продуктов, без иголок, каури и других средств обмена, они оказались перед печальной необходимостью выпрашивать себе пищу.
Наконец верх взял Бой - брат вождя из Брасса, согласившийся заплатить Оби выкуп, который тот назначил за обоих братьев и их спутников. Сам Бой за свои труды и риск, которому подвергался, берясь за перевозку их в Брасс, потребовал пятнадцать рабов и бочку рома. Хотя цена была чрезмерной, Ричард Лендер согласился.
12 ноября братья Лендеры сели в челн вождя, на котором находилось шестьдесят человек, из них сорок гребцов. Выдолбленный из цельного ствола челн имел в длину не менее двадцати метров, был снабжен четырехдюймовой пушкой на носу, целым арсеналом тесаков, картечью и нагружен всевозможными товарами.
14 ноября в семь часов вечера челн покинул главное русло и вступил в реку Брасс. Час спустя Ричард Лендер с невыразимой радостью ощутил влияние морского прилива.
Еще немного дальше к челну Боя подошли лодки Гана и Фордея. В таком странном сопровождении двое англичан доехали до города Брасс "Челны, - говорит Лендер, - шли друг за другом с довольно ровными промежутками, и на каждом развевалось по три флага. На носу передового челна стоял Бой. Голова вождя была увенчана длинными перьями, которые качались при каждом его движении, а тело было разрисовано самыми причудливыми узорами - белыми по черному полю. Он опирался на два громадных зазубренных копья и время от времени с силой ударял одним из них, словно старался убить какое-то воображаемое хищное и опасное животное, лежавшее у его ног. В других челнах на носу, дико кривляясь и дергаясь, плясали жрецы, как и остальные приближенные Боя, они, подобно ему, были размалеваны с головы до ног. В довершение всего Ган на своей лодке метался по реке, то становясь во главе флотилии, то замыкая ее, и для пущей важности непрестанно палил из своей единственной пушки".
Пройдя от последнего порога около 750 километров, братья достигли моря.
Брасс состоял из двух городов, один принадлежал Фордею, другой - вождю Джакету. Вождь Фордей и слышать не хотел о том, чтобы разрешить братьям Лендерам покинуть город, пока они не заплатят ему выкуп.
Наконец Ричард Лендер уговорил Боя отпустить их на английский бриг, стоявший в устье реки. Вождь требовал хоть что-нибудь вперед, и его с трудом удалось уломать.
24 ноября, когда сильный ветер, подувший с моря и гнавший волны в устье реки Брасс, делал плаванье по ней уже почти невозможным, Ричард Лендер и его восемь спутников прибыли на борт корабля. До того ему пришлось выслушать от вождя Боя множество упреков и обвинений Ричард Лендер, расстроенный, что не мог выполнить данные Бою обещания, предложил вождю пять серебряных браслетов и саблю туземной работы, привезенную из Йорубы.
Братья Лендеры добрались до острова Фернандо-По, потом до реки Калабар. Там они пересели на судно "Кернарвон", шедшее в Рио-де-Жанейро, где командир эскадры, адмирал Бейкер, посадил их на английский корабль. 9 июня они высадились в Портсмуте. Передав отчет о своем путешествии лорду Гоудричу, министру колоний, они попросили уплатить долг Бою. Министр сразу же отдал распоряжение выплатить вождю Бою условленную сумму, на которую тот справедливо претендовал.
Так, наконец, была окончательно и полностью разрешена географическая загадка, которая столько веков волновала ученый мир и давала повод к самым различным предположениям. Нигер вовсе не сообщается с Нилом, не теряется в песках пустыни и не сливается с водами озера Чад. Разделяясь на множество рукавов, он впадает в Гвинейский залив неподалеку от места, известного под названием мыс Формоз.
Честь этого открытия, предсказанного, правда, наукой, целиком принадлежит братьям Лендерам. Огромное пространство, пройденное ими от Яури до моря, было до их путешествия совершенно не изучено.
В 1832 году вышла в свет в трех томах вторая работа Ричарда Лендера - "Путешествие по Африке для исследования Нигера до его устья". К моменту возвращения Ричарда и Джона Лендеров на родину в Великобритании было основано Лондонское географическое общество, которое впоследствии поглотило "Африканскую ассоциацию"
В 1832 году ливерпульские купцы создали "Компанию по торговле с внутренними областями Африки". Они оснастили два парохода - "Куорра" (водоизмещением 145 тонн) и "Албурка" (водоизмещением 55 тонн), а также бриг, загруженный углем и товарами. На них Лендер с командой около 50 человек в июле 1832 года отправился к дельте Нигера.
Они поднялись по Нигеру до Бенуэ, а по этой реке - на 150 километров выше устья. От болезней большая часть моряков умерла. С остальными людьми Ричард Лендер спустился к морю. Он предоставил торговые сделки своему преемнику, а сам на лодке начал обследовать обширную дельту реки. У селения Брасс во время стычки с местными жителями мушкетным выстрелом он был ранен в бедро. Пулю вынуть не удалось, и Лендер, едва достигнув тридцатилетнего возраста, умер в начале февраля 1834 года на острове Фернандо-По от гангрены. Сопровождавший его брат Джон вернулся в Англию.
Митчелл Томас
(1792 - 1855)
Английский исследователь Австралии. Побывал во время своих четырех путешествий в глубине территорий Квинсленда, Нового Южного Уэльса и Виктории, исследовал речную систему рек Муррей - Дарлинг (1831), открыл и исследовал (1836) земли штата Виктория - самую плодородную и самую красивую часть континента. В 1845-1847 годах в последнем своем путешествии открыл северные истоки рек Дарлинг, Уоррего, Купер-Крик (Барку), Фицрой, выяснив, таким образом, истинные размеры речной системы Дарлинга.
Когда в 1831 году английский топограф Томас Митчелл совершил свою первую вылазку в верховье реки Дарлинг, еще очень многое оставалось неясным. Почти ничего не было известно о течении Муррея выше устья Маррамбиджи, не выяснено, связана ли пресноводная река, впадающая в Муррей с севера, с тем солоноватым пересыхающим потоком, который был открыт Стёртом в 1829 году.
Митчелл родился в Шотландии в 1792 году. В юности в качестве военного топографа он участвовал в испанских походах Веллингтона. В 1827 году он прибыл в Сидней и вскоре стал начальником топографической службы Нового Южного Уэльса. Митчелл был превосходным картографом и разносторонне образованным человеком (ему принадлежит перевод на английский язык поэмы "Лузиады" великого португальского поэта Камоэнса), но характером он обладал весьма неуживчивым. Работать с ним было нелегко, а к своим коллегам, прославленным исследователям Стёрту и Лейхгардту, он относился очень подозрительно и, будучи главой топографической службы, далеко не всегда оказывал им ту поддержку, на которую эти путешественники по праву могли рассчитывать.
Первая экспедиция Митчелла была неудачной. Он отправился на поиски большой реки, текущей с западных склонов - Голубых гор на северо-запад (об этой реке он дознался у одного беглого каторжника). Но реки, текущей на северо-запад, Митчелл не нашел; он с трудом добрел до верховьев Дарлинга. Здесь несколько участников экспедиции погибло в стычке с аборигенами, после чего Митчелл вынужден был возвратиться в Сидней.
Митчелл после этого путешествия пришел к весьма важному выводу. Он высказал твердую уверенность, что "любая текущая с Водораздельного хребта в северо-западном направлении река должна заходить намного севернее 29° ю.ш. Все же реки к югу от этой параллели... целиком принадлежат бассейну Дарлинга" . В справедливости этого утверждения легко убедиться, взглянув на современную карту Австралии. Все реки, истоки которых лежат на западном склоне Водораздельного хребта, впадают в Дарлинг - водную артерию, которая течет на юго-запад и в свою очередь является притоком Муррея, впадающего в залив Энкаунтер на южном берегу Австралии. Митчелл обнаружил, что река Дарлинг была далеко не такой, какой ее видел во время своего первого путешествия Стёрт; по его словам, она была "не шире Темзы у Патни" (юго-западное предместье Лондона).
В 1835 году Митчелл, следуя по маршруту Стёрта, спустился по реке Боган до места ее впадения в Дарлинг. На этот раз вода в Дарлинге оказалась пресной, что противоречило сообщению Стёрта, и Митчелл решил проследить ее течение до конца. По Дарлингу путешественник спустился вниз примерно на 500 километров, добравшись до местности, где почти не было деревьев и очень мало травы. Не считая нужным проводить обследование ее нижнего участка, он направился в обратный путь к Сиднею.
Митчелл подтвердил выводы Стёрта, который доказал, что Дарлинг впадает в Муррей, но уже в следующем году подверг сомнению и заключения Стёрта, и свои прежние выводы.
Полагая, что Стёрт принял за Дарлинг реку Лахлан, Митчелл в 1836 году проследил эту последнюю до ее впадения в Маррамбиджи и затем по Маррамбиджи, снова по следам Стёрта, дошел до места ее слияния с рекой Муррей. По Муррею Митчелл спустился к месту впадения в него реки Дарлинг. Затем Митчелл поднялся по Дарлингу до верховьев, где эта река представляет собой цепь мелких озер и луж. "Стоя на противоположном, или правом, берегу этой безнадежной реки, - писал он, - я решил, что дальше идти нет смысла: мы точно знали, какая это была река".
Во время путешествия проводником ему некоторое время служил австралиец Бультже, а на другом участке пути - вдова по имени Тюрандюрей, которая взяла с собой в поход четырехлетнюю дочку Балланделлу Тюрандюрей настолько подружилась с Митчеллом, что доверила ему воспитание дочери. К экспедиции примкнули и двое австралийских юношей, которым дали прозвища "Томми, пришедший первым" и "Томми, пришедший последним".
Митчелл спустился к Муррею, а затем по открытому им 8 июля левому притоку, названному "в силу его некоторого сходства с одной маленькой речушкой в Англии" рекой Лондон, направился на юг. Он вышел на водораздельное плато, открыл здесь реки Виммеру и Гленелг, впадающие в море западнее Мельбурна.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107