А-П

П-Я

 

4 декабря Ланкастр со своей спутницей прилетел в Багдад. Миновав Бендер-Аббас и Илахабад, 19 декабря они благополучно достигли Калькутты. Позади – 14 тысяч километров.
Двадцать второго декабря самолет достиг Рангуна, где пришлось задержаться из-за перебоев мотора до 6 января. После вылета из Рангуна экипаж ожидало приключение, едва не сделавшее вдовцом австралийского журналиста: Ланкастр увидел под сидением Кэт, летевшей в передней кабине... очковую змею. Осторожно, как только мог, он снял ручку управления – благо конструкция самолета позволяла – и ловким ударом убил змею.
Девятого января при очередном взлете машина потеряла скорость и рухнула на землю с 60-метровой высоты. Оба летчика получили тяжелые ранения, самолет был изуродован. Появилась мысль прекратить полет, но по мере выздоровления Ланкастр и Миллер оставляют ее и решают, восстановив машину, лететь дальше. Снова оказаться в небе им удалось лишь 12 марта.
Упорство летчиков привело их к победе. 19 марта «Красная роза» приземлилась в Дарвине, а затем перелетела в Ньюкасл. Кэт Миллер стала первой женщиной перелетевшей (правда, пока в составе экипажа) из Англии в Австралию.
Полетом Ланкастра и Миллер завершился первый этап «Дерби века». Наступил второй – борьба за скорость. Начало ему положил в феврале 1928 года ставший впоследствии знаменитым, австралиец Берт Хинклер, который на легком спортивном самолете «Авро-Авион» с 80-сильным мотором «Циррус», таком же как машина Ланкастра, в одиночку перелетел из Англии в Австралию за 15,5 суток. Это был первый рекорд скорости «Дерби века», но уже в июне – июле 1929 года его «побил» не менее знаменитый пилот Кингсфорд Смит с тремя членами экипажа на тяжелом самолете «Фоккер», оснащенном моторами «Райт Уирлвинд». Результат Смита – 12 дней 14 часов 18 минут.
В мае 1930 года совершает свой великолепный перелет из Лондона в Австралию двадцатидвухлетняя англичанка Эми Джонсон. Эта весьма привлекательная женщина, летчица и инженер, прославилась многими перелетами, в частности упомянутым (1930 года) и перелетом в 1932 году из Англии в Южную Африку (Кейптаун) и обратно.
Эми увлеклась авиацией в 1928 году и за два года добилась большого успеха в изучении конструкции самолетов и в технике пилотирования. Для своего первого большого перелета (в Австралию) летчица выбрала легкий двухместный биплан «Де Хавилленд 60Ж». Топливный бак машины вмещал 364 литра горючего, что обеспечивало тринадцатичасовой беспосадочный полет. Джонсон планировала пролетать в день около 1300 километров и достичь Дарвина за 12 летных дней. Естественно, погода и техническое состояние машины внесли свои коррективы в эти планы: перелет потребовал 19,5 суток. Так или иначе, но имя летчицы стало известным всему миру.
Полет Джонсон в Австралию протекал не гладко. Он начался 5 мая 1930 года. Пролетев без приключений Европу и достигнув Халеба, в Сирии, летчица 8 мая взяла курс на Багдад. Почти у самой цели машина Джонсон попала в песчаную бурю. Переждав особенно сильный ветер на земле, летчица достигла Багдада, где при посадке повредила одну из стоек шасси. Однако, пока Эми отдыхала, несколько английских механиков, находившихся в то время в Багдаде, за ночь отремонтировали самолет. Рано утром она уже вела вполне исправную машину вдоль пустынных берегов Персидского залива.
Ночь с 9 на 10 мая путешественница провела в Бендер-Аббасе, откуда полетела на Карачи. Индия встретила уже уставшую летчицу сильнейшими ветрами, вынудившими ее в конце концов совершить вторую незапланированную посадку, при которой самолет был опять (правда, значительно легче, чем в первый раз) поврежден. Сильные ветры сменились стеной дождя. Кабина самолета превратилась в ванну, и Эми промокла до нитки.
Пройдя в потоках воды Илахабад и Калькутту, Джонсон вышла на Рангун. Здесь ей пришлось садиться на аэродром очень малых размеров, самолет выкатился за границу ровного поля, попал в канаву и встал на нос. Винт разлетелся на мелкие кусочки, было повреждено крыло и шасси. Это случилось 13 мая. Спасло положение то обстоятельство, что у Джонсон на самолете был запасной пропеллер. Восстановить самолет помогли студенты расположенного неподалеку от аэродрома колледжа.
Отремонтированную машину отвезли по дороге в Рангун, откуда Эми тут же стартовала на Бангкок. На этом перегоне ей пришлось преодолеть горную гряду на высоте около 2800 метров. Из Бангкока Джонсон 17 мая взяла курс на Сингапур.
В Сингапуре машину впервые за перелет внимательно осмотрели инженеры, которые обнаружили трещину в главном лонжероне крыла. Очевидно, это было следствием неудачной посадки под Рангуном. К счастью, на Сингапурском аэродроме нашлось запасное крыло, и 19 мая машина была опять в воздухе, на пути к Сурабайе.
Третья вынужденная посадка случилась на пути к Яве. Очень плохая погода позволила достичь Сурабайи лишь 20 мая. Здесь двое суток ушло на ремонт мотора. Только 22 мая Эми вылетела на Тиморские острова, откуда, дозаправив топливные баки, стартовала к берегам Австралии. Дарвин устроил триумфальную встречу летчице 24 мая 1930 года.
Так происходил девятый по счету перелет из Европы в Австралию, который в то же время стал первым из выполненных в одиночку женщиной. Отметим, что, достигнув Калькутты через семь дней после вылета из Лондона, Эми на этом этапе побила рекорд Хинклера. Однако на пути из Калькутты в Бангкок из-за плохой погоды, потери ориентировки и поломки самолета она потеряла преимущество во времени. При перелете из Дарвина в Брисбен Джонсон на посадке еще раз поломала свою безотказную машину и прекратила путешествие по Австралии по причине острого переутомления. Рекорд Хинклера ею в итоге не был перекрыт, но зато был установлен первый женский рекорд в «Дерби века».
После перелета Джонсон австралийский маршрут пытаются «взять штурмом» многие летчики-мужчины. Из четырех практически одновременных попыток, предпринятых сразу же после ее полета, три окончились печально. Благополучно добрался до Дарвина только англичанин Метьюз. Однако его полет длился месяц и два дня, т. е. почти вдвое дольше, чем у Хинклера в 1928 году.
В октябре 1930 года Кингсфорд Смит меняет тяжелый «Фоккер» на легкий «Авро-Авион» со стосильным мотором «Джипси» и опять выходит на знакомый маршрут, на сей раз в одиночку. Летчик покинул Англию 9 октября. Пролетев за 9 дней 21 час 40 минут 16500 километров до Дарвина, Кингсфорд Смит превзошел не только рекорд Хинклера, но и свой собственный.
Вскоре в соревнование вступает еще один английский летчик – Скотт. На Самолете «Моэс» с мотором «Джипси» – эта машина становится очень популярной благодаря своей надежности – он добрался в Австралию за 9 дней 3 часа 40 минут, улучшив время Кингсфорда Смита. Борьба пошла уже не за сутки, а за часы. Кстати, Скотт вернулся в Англию по воздуху, но затратил на это уже 10 дней 23 часа.
В апреле 1932 года Скотт проходит путь из Лондона в Дарвин за 8 суток 20 часов 44 минуты, но не желающий признать себя побежденным Кингсфорд Смит на «Персивал Гулл» с мотором «Джипси Мэйджер» доводит это время до 7 суток 4 часов 44 минут.
Октябрь 1933 года принес новый рекорд: летчики Ульм, Аллеи и Тейлор на «Авро-10» садятся в Дарвине спустя 6 дней 17 часов 45 минут после вылета из Англии.
И все же самым знаменательным для «Дерби века» стал 1934 год. 20 октября этого года стартовал большой групповой перелет. Условия его были весьма своеобразными. К участию допускались все желающие, однако финансирование и обслуживание перелета они должны были взять на себя – это обстоятельство, естественно, резко уменьшило число конкурентов. Выбор самолета, так же как и число членов экипажа и пассажиров, не лимитировались. Тем не менее машинам предстояло обязательное испытание – пройти над препятствием высотой 20 метров, расположенным на расстоянии 600 метров от точки начал разбега для взлета. Этим условием организаторы перелета надеялись предупредить возможную перегрузку машин топливом. Число посадок на маршруте не ограничивалось, но летчики должны были сделать обязательные посадки в Багдаде, Илахабаде, Сингапуре, Дарвине. Победителя ждал приз в 10 тысяч фунтов стерлингов и золотой кубок. За второе место полагалось 1500 фунтов, за третье – 500 фунтов.
Для участия в перелете записалось около семидесяти летчиков, но на старт 20 октября вырулили всего двадцать самолетов: девять английских, три американских, по два новозеландских, голландских и австралийских, датский и новогвинейский.
Победителями перелета стали два английских летчика – Скотт и Блек, прошедшие маршрут за двое суток 4 часа 38 минут. Победу им обеспечил «Де Хавилленд Комета» с двумя моторами «Джипси» по 225 лошадиных сил. Вторым был голландский экипаж на «Дугласе ДС-2» с двумя «Райт Циклонами» по 715 лошадиных сил. На этой машине летчики Памантье и Моль летели трое суток 18 часов 7 минут. 500 фунтов стерлингов за третье место получил экипаж «Боинга 247 Д» с двумя моторами «Пратт Уитни Уосп» по 550 лошадиных сил каждый. Их машина была на маршруте трое суток 18 часов 51 минуту.
Не обошлось, естественно, и без трагедий. В начале перелета, в Италии, разбился и сгорел английский самолет «Ферри Фокс», похоронив обоих членов своего экипажа. В Сингапуре потерпел катастрофу большой многоместный военный самолет, на котором летели организаторы и контролеры перелета. В Илахабаде погиб голландский трехмоторный «Пандер С-4».
Итак, 1934 год подвел черту под одним из труднейших испытаний мужества и упорства летчиков, степени совершенства и надежности самолетов и моторов тех лет. Внимательный читатель, конечно, заметил, что абсолютное большинство успешных перелетов совершено на самолетах Д. Де Хавилленда. Это были хорошие и в те времена наиболее надежные машины. Экипаж «Де Хавилленда Кометы», преодолевший маршрут за двое суток 4 часа 38 минут, продемонстрировал практически предел возможностей винтомоторного самолета. Погоня за минутами вряд ли имела смысл.
Появление реактивной авиации резко скорректировало результаты, но не затмило рекордов 20-30-х годов. Вспомним два перелета. Когда американец Ч. Линдберг в мае 1927 года впервые в истории перелетел через Атлантический океан из Нью-Йорка в Париж за 33 часа 30 минут, он стал человеком, известным всему миру, национальным героем Америки. Его слава заслонила собой всех тех, кто вплоть до открытия международной авиалинии сначала по часам, а затем по минутам улучшал время Линдберга. Их имена знают в основном только историки авиации. Во второй половине 1975 года американский реактивный военный самолет «Локхид СР-71» долетел из Нью-Йорка в Париж за 1 час 55 минут 42 секунды, но об этом знают даже далеко не все авиационные специалисты. Характерная деталь: большинство американских периодических изданий не привели даже фамилию летчика, указав лишь, что машина в этом полете в три раза превысила скорость звука и установила мировой рекорд скорости полета. Очевидно, и сверхскоростной перелет из Европы в Австралию вряд ли удостоился бы более подробных комментариев. Увы, романтика длительного и сложного перелета, требующего упорства и мобилизации всех сил летчиков, отошла на второй план, а на первом оказались возможности техники. Ну что ж, всему свое время.
ПЕРВАЯ «КРУГОСВЕТКА»
В конце 1923 года американцы, воодушевленные успешным перелетом экипажа Росса Смита из Англии в Австралию, – а этот экипаж пролетел расстояние, равное половине окружности Земли, – начали готовить четыре своих экипажа к совершению кругосветного перелета. Надо сразу же отметить, что как этот перелет, так и более поздние кругосветные перелеты американских летчиков не были продиктованы какой-либо необходимостью. Можно сказать, что в те времена не просматривалась и их целесообразность. Полет не предполагал установления каких-либо рекордов, разведки новых воздушных линий или решения иной полезной задачи, тем более что авиационная техника была еще не слишком пригодна для длительных и сложных перелетов. Заметим также, что перелет, о котором идет речь, положил начало целой серии воздушных «кругосветок», за чрезвычайно редким исключением выполняемых только американскими летчиками. Сегодня перелеты вокруг Земли исчисляются уже двузначной цифрой. Воздушная «кругосветка» на протяжении многих лет была и остается «слабостью» американских летчиков, их хобби.
Итак, выбор пал на четырех специально подобранных опытнейших военных летчиков – каждый из них имел налет свыше 1,5 тысяч часов (военные летчики знают, что это очень солидная цифра, особенно для того времени) – майора Фредерика Мартина и лейтенантов Ловелла Смита, Лея Вайда и Эрика Нельсона. Для перелета предназначались самолеты «Дуглас ДТ-2» – одномоторные бипланы с 12-цилиндровыми моторами «Либерти-12» по 450 лошадиных сил. Авиационный завод, получивший заказ на изготовление машин для кругосветного перелета, сделал помимо четырех основных самолетов еще несколько таких же запасных машин, не говоря уже об огромном количестве запасных частей, и не напрасно. На самолеты были установлены дополнительные бензобаки для увеличения дальности беспосадочного полета: с учетом дополнительного топлива каждая машина могла пролететь 3500 километров. Готовый к взлету самолет весил без малого четыре тонны, из коих почти две приходилось на горючее. Машины были приспособлены к быстрой смене шасси – поплавков на колеса и обратно.
Надо сказать, что полет был продуман самым тщательным образом. На маршруте предусмотрели семь главных баз и четырнадцать второстепенных. На этих базах летчиков ожидали по два-три тщательно отлаженных новых мотора, новые крылья, поплавки, колеса и т. п. В те места, где маршрут проходил над водными просторами, были посланы корабли, имеющие на борту все необходимое для оказания общей и технической помощи экипажам, попавшим в сложные условия. Представляет интерес и такой факт: ящики с инструментом легко превращались в удобный для работы верстак. Упаковочные ящики для запасных частей сделали из высококачественных сосновых и ясеневых реек и фанеры, которые, в случае необходимости, могли послужить для ремонта самолетов. И что уж совсем необычно – запасные моторы и крылья, заранее доставленные на базы, предназначались для замены не только вышедших из строя, но и вполне исправных. Таким образом организаторы перелета надеялись избежать лишнего риска, связанного с использованием техники сверх того времени, в течение которого гарантировалась ее безотказная работа.
На этапы маршрута были назначены лица с широкими полномочиями. Организацию перелета в целом президент США поручил начальнику сухопутных воздушных сил генералу Патрику. По дипломатическим каналам было получено разрешение правительств 22 стран на пролет их территорий и использование, в случае необходимости, аэродромов и посадочных площадок.
Двадцатого марта 1924 года четверка самолетов, которым присвоили наименования «Сиэтл», «Бостон», «Новый Орлеан» и «Чикаго», прибыла в Сиэтл – официальную точку старта.
Более чем 400 лет тому назад человек впервые совершил кругосветное путешествие. В настоящее время человек путешествует вокруг земли по суше и по морю в 28 дней. Вы должны доказать практическую возможность сделать это путешествие по воздуху. Раньше чем через 400 следующих лет это должно сделаться безопасным и комфортабельным путешествием... Вы находитесь накануне совершения наиболее значительного воздушного предприятия, когда-либо виденного людьми. Мы все преисполнены доверием к вам как избранным для этого дела и уверены в славном его завершении. Мы будем следить за вашим полетом с интересом. Желаем вам счастья и успехов,– напутствовал летчиков президент Кулидж.
Вылет был запланирован на 30 марта, но погода над Сиэтлом стояла на редкость мерзкая: сутки напролет дождь, не по-весеннему холодный ветер, низкая рваная облачность. В ожидании более или менее благоприятной погоды летчики в который раз тщательно осматривают машины, отражают атаки сотен любопытных, журналистов, любителей автографов.
Наконец, в 8 часов 50 минут 6 апреля, при огромном стечении провожающих четверка уходит на маршрут. Впереди 45 тысяч километров. Первый этап: Сиэтл – гавань Принс-Руперт, 1040 километров. Практически весь полет идет в густом тумане. Летчики не всегда видят даже концы крыльев своих машин. Самолеты почти цепляют поплавками гребни волн. Однако как ни сурово было это первое испытание, вся четверка благополучно добралась до Принс-Руперта. А там их встретила сильная снежная буря. Три обледеневшие, облепленные снегом машины приводнились удачно. Только самолет командира перелета, майора Мартина, оказался поломанным, причем довольно серьезно: его ремонт занял три дня.
Следующий этап перелета – от Принс-Руперта до Ситки, бывшей столицы русской Аляски, – был менее протяженным (всего 480 километров), но значительно более трудным по погодным условиям.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34