После этого письма сват более недели каждодневно приходил к жениху с письмами от невесты различного содержания, на которые молодой человек отвечал сердечным расположением. В продолжение этого времени сват не забывал попрашивать у жениха денег: на подарки прислуге, на извозчиков и на чай, в чем ему не отказывали.
Будучи совершенно уверенным, жених не забыл уведомить о выбранной им невесте старшего брата и старушку мать, от которой получил родительское благословение.
Но как-то раз сват почему-то к жениху не явился. На другой день жених сидел в номере и думал о будущем свидании с невестой и о том, как бы ему поскорее получить роспись приданого.
Тут вошел коридорный служитель и сказал жениху, что его желает видеть какая-то женщина с подбитым глазом.
- Что за дьявольщина! Откуда такая взялась?- удивился жених.
- Я не знаю! - улыбаясь, отвечал служитель.
- Где же она?
В эту минуту отворилась дверь, из-за которой показалась голова женщины, увязанная платком.
- Войдите сюда! - велел жених. - Что вам надобно?
Женщина, одетая по-русски и бедно, вошла в комнату и, помолившись Богу, спросила у жениха:
- Не вы ли, батюшка, приезжий жених?
- Я, - отвечал, смеясь, жених.
- Ну, слава Богу, что я нашла-то тебя. Я пришла, родимый, чтобы объяснить сущ ую правду. Вот лопни у меня глаз, если солгу тебе хоть на порошинку.
- Да в чем же дело?
- А вот в чем, родимый мой. К тебе ходит мой муж-мошенник и сватает тебе невесту. Не верь ты ему! Он тебя только обманывает на деньги - эдаких невест-то, какую он привозил к тебе, ты сам найдешь и без него на Кузнецком мосту, в модных магазинах, сколько душе твоей угодно! Девка-то эта, которую ты видел, родная моя племянница, белошвейка. Вот тебе, родимый мой, побожиться не грех, всю истинную правду говорю. Вчера он, мошенник, напился на твои-то денежки до бесчувствия и, придя домой, ну меня бить, ну меня бить, и как избил-то - не на живот, а на смерть. А за что? За то, что я купила без его спросу две рубашки. Слава тебе, Господи, что нашла-то я тебя, родимый, а то бы он, мошенник, все бы тебя путал, да, пожалуй, и женил бы на этой негоднице, а что с него взять-то? Человек известный, сводчик.
Жених, озадаченный рассказом неизвестной ему женщины, до того растерялся, что не мог выговорить слова, и в ту же минуту, собравшись, уехал на станцию железной дороги.
Сидя в вагоне, он не столько жалел об истраченных им деньгах, сколько о том, что был так обманут мошенническим сватовством.
Рассказ 15
Богатому купцу необходим был значительный заем денег, без залога. Он очень долго искал такого человека, который бы ссудил его деньгами, но не находил его, потому что у него в то время шел ка кой-то судебный процесс по его имению. И об этом знали все известные капиталисты-процентщики.
Двое сводчиков, прослышав об этой крайней надобности купца, решили обмануть его на деньги с помощью темного* афериста. И обман они совершили очень удачно.
Один из сводчиков, явившись утром к купцу, предложил ему заем денег без залога у одного приезжего богатого сибиряка, который якобы приехал в Москву для того, чтобы привезенный им с собой значительный капитал положить в Сохранную казну.
Купец, выслушав сводчика, ничего ему на это не сказал, а велел явиться на другой день утром. Сам же тотчас послал своего приказчика узнать: действительно ли в таком-то номере и на таком-то подворье стоит богатый сибиряк купец (о месте пребывания сибиряка ему сводчик успел доложить).
Приказчик, возвратясь, рассказал своему хозяину, что сибиряк действительно на том подворье и в том номере стоит, но что его теперь нет дома, ибо он каждодневно по делам своим бывает в городе и в номер возвращается вечером довольно поздно. Об этом ему поведал коридорный служитель.
На другой день купец весьма ласково принял сводчика, угостил его чаем и попросил поскорее уладить заем из восьми процентов.
Сводчик дал слово и уже вечером, придя к купцу, сказал, что сибиряк согласен выдать деньги и даст охотно, ибо здесь значительный расчет в процентах противу Совета. К тому же он узнал от ваших знакомых, что вы человек честный и обязательно заплатите деньги в срок исправно.
- Когда же мы можем это покончить? - спросил купец.
- Я думаю, на днях! - отвечал сводчик. - За деньгами уже остановки быть не может, потому что они находятся у сибиряка в номере; я завтра утром уведомлю вас, когда он может к вам приехать для личного свидания.
Купец дал своднику три рубля на чай и попросил его как можно поскорее кончить это дело, ибо ему очень надобны деньги.
Утром сводчик к купцу почему-то не явился. На другой же день был праздник, и купец никак не рассчитывал на свидание с сибиряком, полагая, что тот проведет этот день в номере, но на деле вышло совсем противное.
Как раз в праздник, в 8 часов утра, совершенно неожиданно явились в дом купца сводник и сибиряк - мужчина пожилых лет, благовидной наружности. У него в руках было нечто, завязанное в шелковый платок тщательным и крепким узлом; на нем самом был казакин, сверху которого накинута на плечи чуйка из тонкого сукна.
Не дожидаясь доклада, они тотчас вошли в зал, где их встретил хозяин дома, извещенный слугой.
Раскланявшись, сибиряк сказал:
- Вы, верно, сегодня не ожидали меня к себе в гости? Да я и сам-то было не хотел по случаю праздника к вам ехать. А вот он, - сибиряк указал на сводчика, - взбаламутил меня. Вчера же я быть у вас не мог, потому что отправлял в свой город купленный здесь кое-какой товар. Весь день прошел у меня в хлопотах- пообедать хорошенько было некогда! - Усевшись на стул, он спросил купца: - А что, у вас дома имеется гербовая бумага?
- Нет! - отвечал купец.
- Как же быть-то? Надобно послать. Я думаю, отпустят из казначейства, если там дать присяжным рублика три на чай. - Он вынул из бокового кармана туго набитый, по-видимому, деньгами бумажник, вытащил из него 10-рублевый билет и, подав его сводчику, сказал:- Ступай-ка ты, брат, на извозчике, да дай присяжным три рублика, - а вы (обращаясь к купцу) уж, Петр Игнатьевич, потрудитесь выдать ему деньги на бумагу. Тратить время по пустякам не следует - надо им дорожить!
Купец, видя, что сибиряк настроен решительно, тотчас отправился в свой кабинет и вскорости вернулся с записочкой о достоинстве бумаги и двумя сотенными купюрами. Подавая их сводчику, он попросил:
- Пожалуйста, похлопочи поскорее, да денег-то ихних не трать, а истрать из моих.
Когда сводчик ушел, сибиряк стал расспрашивать у купца о его торговых оборотах; после чего, посмотрев в окно, начал расспрашивать о соседях. Услышав фамилию купца Кириллова, сибиряк удивился:
- Как, неужели еще этот старик жив? Ведь он мне, батюшка, хороший приятель: я с ним более трех лет не видался и полагал, не встречая его в городе и на ярмарке, что он помер. Я с ним познакомился еще в 1839 году на Нижегородской ярмарке. Он в то время торговал бумажным товаром. Человек очень добрый и хороший. Как сынок его?
- Очень приятный человек! - сказал купец.- В прошлом году его женили и взяли у Красулькиных жену с состоянием.
- Очень рад, очень рад, - произнес сибиряк и, встав со стула, попросил купца узелок, который находился у него в руках, куда-нибудь запереть, а ключ ему отдать, ибо в узелке деньги. Сам же он решил, покуда сводчик не вернется, пойти навестить Кириллова и поздравить его с невесткой, а сына с женой.
Купец исполнил желание сибиряка: узелок запер в конторку и ключ отдал ему.
Сибиряк просил по возвращении сводчика тотчас послать за ним к Кириллову.
Проводив до парадного крыльца будущего своего кредитора, купец озаботился приготовлением хорошей закуски и выпивки, зная, что на этот счет сибиряки большие охотники.
Прошло три часа.
"Что за причина, - думал купец, - что сводчик так долго не возвращается? Неужели ему не отпускают бумагу?" Истек еще час. Купец, соскучившись, послал за сибиряком к соседу.
Слуга, возвратившись, объяснил своему хозяину, что у соседа сибиряка нет и не было и что никакого сибиряка он не знает.
- Ну, ловко! - воскликнул купец, - надули меня мошенники. Ай да ребята. Илья! - закричал он своему слуге. - Беги скорее за квартальным надзирателем и приведи слесаря отпереть конторку.
Через полчаса конторка при надзирателе была отперта, узел развязан. В нем оказались старые газеты, изрезанные и уложенные в пачки.
- Илья! - закричал купец. - Сейчас же поезжай на подворье, в 20-й номер. Если встретишь там сибиряка, который у нас был, проси от моего имени хозяина или приказчика подворья задержать этого мошенника. Если же его нет уже там, то попроси подробную выписку из их конторской книги: о звании, имени, отчестве и фамилии этого постояльца.
Илья, возвратившись с подворья, сообщил хозяину, что постоялец этот находился в номере у них только два дня, назывался Андреем Ивановым, а действительно ли он Андрей Иванов и в самом ли деле он купец, о том они не знают, потому что паспорт его у них записан не был. Тем дело и кончилось, ибо знакомого незнакомца отыскать было невозможно.
Рассказ 16
К одному из аферистов попал в руки ломбардный билет на 100 рублей, украденный вместе с другими вещами у одной небогатой женщины. Аферист этот, владея противозаконным искусством, билет тот сделал из сотенного тысячным и ждал удобного случая, чтобы сбыть его с рук, не подчиняясь закон ной ответственности. Он хорошо знал, что ни менялы, ни процентщики билет себе не возьмут, и потому ему необходимо было содействие какого-либо опытного сводчика. Наконец случай представился.
Вдова-мещанка, отдавая дочь свою замуж за крестьянина-торговца, заняла через сводчика у одного капиталиста под собственный дом 2 тысячи рублей. Заем этот состоялся, за что сводчику выдан был процент от вдовы и полпроцента от капиталиста. С полученными деньгами сводчик зашел в трактир и, увидав там своих знакомых, рассказал им, как он удачно кончил дело. В числе знакомых сводчика оказался тот самый аферист.
Аферист отозвал сводчика от своих знакомых и сказал ему:
- Я хочу с вами сделать полезное для нас обоих дельце: у одного купеческого сына есть украденный им у матери ломбардный билет на сумму в 1000 рублей. Он сам не имеет возможности получить по нему из Опекунского совета деньги, потому что мать его на другой же день подала объявление о похищении того билета. Нельзя ли нам всучить этот билет тому самому процентщику, у которого занимала деньги ваша вдова под свой дом? Мне кажется это возможно сделать от имени вдовы.
- А как вы думаете это сделать? - спросил сводчик.
- Об этом можете меня не спрашивать. Нужно только ваше согласие.
- А сколько вы дадите мне за мои хлопоты?- спросил сводчик.
- Сто рублей, - отвечал аферист.
- Согласен! Теперь извольте объяснить ваш план.
- План очень прост. Скажите, знает ли эта женщина грамоту? Если не знает, то кто расписывался за нее под актом?
- Грамоты она не знает, а под актом расписывался за нее один отставной бедный чиновник, которому за это заплачено рубль серебром.
- Прекрасно! И где этот чиновник?
- Его можно встретить каждый день около присутственных мест у Иверских ворот.
- Вы его хорошо знаете?
- Очень хорошо!
- Теперь скажите мне, когда будет свадьба?
- На днях, и не здесь, а в деревне, за 15 верст от Москвы. Невеста вместе с матерью отправятся туда к венцу.
- Ну, извольте теперь выслушать. С вашей стороны, вы должны будете узнать, кто из родных или знакомых женщины останется у нее в доме, когда она уедет на свадьбу, и понаблюдать за ее выездом.
Все обговорив, они возвратились в трактир, и за будущий успех аферист угостил сводчика водкой, дав слово свидеться с ним через день в том же трактире.
В назначенное время, сидя в трактире, сводчик объяснил аферисту, что женщина та уже уехала, оставив в доме хозяйничать родную сестру.
Аферист вынул из кармана ломбардный билет и подал его вместе с заготовленной записочкой сводчику. Он велел найти того самого чиновника и попросить его сделать на обороте ломбардного билета надпись с этой записки. А потом расписаться вместо неграмотной женщины по ее личному прошению. Достав из бумажника рубль серебром, аферист сказал:
- Вот ему и вознаграждение за труд. Кажется, этого довольно. Возьмите!
Сводчик, не говоря ни слова, взял ломбардный билет, записочку и деньги и поспешно вышел из трактира. Через полтора часа он возвратился и подал аферисту его ломбардный билет, сказав с улыбкой: "Готово!"
Аферист, прочитав сделанную надпись, также улыбнулся и вынул из кармана неграмотное письмо, якобы написанное от имени женщины к капиталисту и адресованное на имя ее сестры.
- И у нас готово! Теперь дело за вами.
Сводчик удивлялся: от кого мог узнать аферист об имени сестры, когда и сам он о том еще не узнал.
- В какое время будет лучше отправиться с этим письмом и ломбардным билетом к капиталисту за получением денег? - спросил аферист.
- Не знаю, это нужно хорошенько обдумать. Как и то, с какой речью я должен предварительно явиться к капиталисту.
- Тут уж обдумывать вам нечего - все обдумано. Вы только явитесь, покажете письмо и ломбардный билет. И я надеюсь, что дело будет тут же кон чено, потому что со стороны капиталиста сомнения быть не может. Из письма он ясно увидит, что со всех сторон огражден и обеспечивается в выдаче капитала ломбардным билетом. К тому же с уступкой в его пользу за один год процентов с капитальной суммы - 50 рублей за какие-нибудь два-три дня. Прочтите письмо, вам необходимо знать его содержание. В письме знакомая вам женщина умоляет не отказать ей выдать денег через вас. Она объясняет, что отец жениха ломбардный билет этот в приданое не принял, а требует наличные деньги. Сама же она приехать в Москву не может.
Сводчик прочитал письмо и решил, что лучше всего к капиталисту отправиться вечером. Аднем его хорошо бы встретить в городе и предупредить о том, чтобы посмотреть, охотно ли он примет это предложение.
- Вы же, - добавил сводчик, - должны будете в семь часов находиться здесь и ждать моего возвращения.
Условившись, они разошлись.
В девять вечера сводчик с аферистом кутили в одном из трактиров, упиваясь лучшим ромом с чаем, потому что деньги ими по билету были уже получены.
Теперь оставим их пирующими и посмотрим, что будет делать каждый из них завтра.
На другой день сводчик, опохмелившись, отправился на свою биржу угостить знакомых. Аферист, напротив, явился в Опекунский совет, где положил триста рублей, на три билета и переделал их также в тысячные, чтобы пуститься с ними в аферные спекуляции.
Два билета он выменял себе, опять же через сводчиков, на бумажный товар, который с уступкой продал мелким торговцам. С третьим же он был взят и посажен под арест, как и знакомый его сводчик, потому что капиталист, у которого находился билет, выданный ему сводчиком, был задержан в Опекунском совете и отправлен в часть. Там он показал письмо, выданное ему с билетом, от имени безграмотной женщины. Первоначально отыскали сводчика, а потом и афериста. Дело началось следственным порядком.
Допрошенный сводчик показал, что афериста он никогда прежде не знал, что видел его только один раз у себя в квартире, когда тот приехал с письмом и ломбардным билетом и просил его от имени знакомой ему женщины, назвавшись ее родственником, тотчас отправиться к тому самому капиталисту, у которого она заложила дом, а потом, получив деньги, доставил их ему. За свои труды он получил процент с рубля.
Аферист же решительно от сводчика отказывался, говоря, что вообще не знает его, поэтому ему билета и письма никак не мог выдать. Ао том билете, что был при нем, он показал, что нашел его вместе с бумажником, который у него уже отобрали.
Тогда аферисту представили и другие два билета вместе с теми самыми лицами, у которых он купил бумажный товар. Вот здесь-то он уже окончательно был уличен. Положение оказалось затруднительным, однако, благодаря своему изобретательному уму, находился он в нем весьма не долго.
Сидя в отдельной арестантской комнате, он разобрал стену, предварительно склонив к побегу одного солдата из евреев, стоявшего на часах в ночное время около его окошка. Аферист пообещал ему порядочную сумму денег и возможность стать вместе с ним в одной из известных ему губерний тамошним гражданином.
Побег они совершили весьма удачно, отчего дело это не получило окончания. Солдат же, попавшийся по прошествии нескольких лет в Тамбовской губернии, как бродяга, был прислан в Москву и, раскаявшись в своем поступке, объяснил, что аферист оставил его в какой-то деревне без всяких средств, отчего он вынужден был бродить по деревням и городам, собирая милостыню.
Афериста до сего времени не отыскали, хотя был слух, что он под именем вольноотпущенного Власова находится в Херсонской губернии. Но это ничем не подтвердилось.
Помолчав, рассказчик продолжил:
- Есть еще сводчики-аферисты, которые к лицам, имеющим надобность в займе небольших денег, подводят своих товарищей в виде капиталистов и потом берут от них на написание заемного обязательства, или гербовую по сумме бумагу, или на ее покупку деньги.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20