А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Но прежде чем он смог осуществить свой замысел, он потерпел поражение в битве при Уэйкфилде, попал в плен и был убит.
Вместе с ним отрубили голову и его старшему сыну Эдмунду. Казалось бы, Йорки проиграли. Но тотчас же с помощью Уорвика знамя Белой розы поднимает следующий сын герцога, 19-летний Эдуард. После серии острых столкновений и битв в 1461 году он захватывает Лондон и коронуется как Эдуард IV.
Генрих еще раз попытал военное счастье, но потерпел поражение и был заключен в тюрьму. Последовала волна конфискаций и казней, охватившая весь ланкастерский лагерь. Молодой король отвернулся и от баронов — сторонников Белой розы и стал опираться, в основном, на рыцарей с юга и на горожан. Ему удалось довольно быстро навести порядок в стране, что содействовало развитию промышленности и торговли. Популярность Эдуарда в народных массах быстро росла. К сожалению, у него была одна черта, которая чуть не стоила ему головы и благодаря которой его младший брат Ричард, герцог Глостерский, наконец, получил законное право на трон.
Дело в том, что Эдуард был большой ловелас, любитель красивых женщин. И когда он в 1465 году объявил, что пять месяцев назад заключил тайный брак с красивой, на пять лет старше его вдовой Елизаветой Вудвиль из обедневшей уэльской дворянской семьи, да к тому же матерью двух сыновей (ставших позже лордами Дорсет и Грей), — двор охватил ужас. В частности, граф Уорвик, отец двух дочерей, хотя бы одну из них хотел увидеть английской королевой (Младшая Анна действительно ею стала, но только после его смерти). Когда же Эдуард начал одаривать родственников своей жены постами и поместьями, отнятыми у Ланкастеров, Уорвик не смог этого перенести, навсегда расстался с ним и призвал из заточения слабоумного Генриха VI. Он договорился с его властолюбивой женой Маргаритой Анжуйской и привлек на свою сторону младшего брата короля Георга Кларенса, своего зятя, горького пьяницу и скандалиста. Стали вспыхивать мятежи, и дело дошло до более крупных вооруженных столкновений. Наконец, Эдуард IV был вынужден бежать через Голландию в Бургундию, где собрал войско для возмездия. Вместе с ним разделяет судьбу беженца и Ричард Глостер, его самый младший брат, который с 1470 года становится главным действующим лицом следующего периода Войны Алой и Белой розы. Хотя в то время ему всего 17 лет, он помогает брату собрать армию и сам потом обеспечивает ее высадку в Англии. Весной 1471 года состоялись две решающие битвы с Уорвиком и королевой Маргаритой. В первой битве при Барнете пал «создатель королей» Уорвик, в другой — при Тьюкебери — потерпела поражение Маргарита, а ее сын был убит. В обеих битвах особенно отважно действовал молодой Ричард Глостер. По сведениям летописца того времени, при Барнете он появлялся в самых жарких схватках боя, размахивая боевым топором. Был убит также Генрих VI, а его сторонники закончили жизнь на плахе или отделались конфискацией. Эдуард IV, наконец, мог без опасений посвятить себя управлению королевством.
Преданность Глостера, воплошенная в его девизе «Верность — превыше всего», была по достоинству оценена королем он получил руку самой богатой невесты Англии Анны Невиль и был назначен наместником северных графств. Именно там, в самом неспокойном краю королевства, считавшемся традиционной опорой ланкастерцев, проявились незаурядные качества Глостера как талантливого военачальника и администратора. За время наместничества он не только усмирил Север страны, но и превратил его в главную опору Йорков. Глостер оставался правой рукой своего капризного и подозрительного брата, был достаточно влиятелен и популярен и зарекомендовал себя как умный и деятельный правитель.
Следующие годы правления Эдуарда IV (1471–1483) можно коротко назвать правлением твердой руки, ограничением власти баронов и прав лордов в Верхней палате. Многие феодалы предпочли бежать во Францию. Эдуард IV окружил себя людьми из нового дворянства, рыцарями и богатыми горожанами. С одной стороны, он поддерживал их предпринимательство и выгодную торговлю сукном, но в ответ требовал «добровольные дары» и займы (вместо налогов). Они их с охотой ему отдавали, понимая, что сильная королевская власть охраняла их от своеволия могущественных феодалов и народных бунтов. В стране наступило сравнительно спокойное время.
9 апреля 1483 года Эдуард IV неожиданно умер. После него остались два сына и пять дочерей, все от Елизаветы Вудвиль. Старший принц, Эдуард Уэльский, должен был вступить на престол после отца как Эдуард V. По завещанию короля в годы его несовершеннолетия (принцу было всего 13 лет) государственными делами должен был управлять протектор-регент королевства, опекун детей Ричард, герцог Глостерский.
Однако королева Елизавета Вудвиль и ее многочисленные родственники попытались совершить переворот. Захватив Тауэр и королевскую казну и не известив Глостера о смерти брата, они решили ускорить коронацию юного Эдуарда и провозгласить Елизавету регентшей. С этой целью в замок Лудлоу, где находился наследник, были отправлены с вооруженным отрядом в 2000 человек лорды Риверс и Грей, то есть брат и сын Елизаветы.
Известие о смерти Эдуарда застигло Ричарда далеко на севере, у шотландской границы, где он управлял обширными поместьями семьи Йорков и охранял их от вражеских набегов. Глостер отправился в Йорк, где привел к присяге юному Эдуарду V местную знать. Даже узнав от Гастингса, лорда-камергера покойного короля, о событиях в Лондоне, Глостер не вызвал подкреплений, а отправился с небольшим отрядом в 600 человек навстречу наследнику престола. И только в Стратфорде, после свидания с герцогом Бекингемом, подтвердившим сведения о перевороте, Глостер прибег к решительным мерам: арестовал вождей заговора Риверса и Грея и вместе с Эдуардом V двинулся к Лондону.
Попытка переворота провалилась. Большинство знати, враждебно относившейся к «выскочкам» Вудвилям, поддержало Глостера. Елизавета вместе с младшим сыном и пятью дочерьми укрылась в Вестминстерском аббатстве. 4 мая Глостер торжественно вступил в столицу, где был провозглашен лордом-протектором королевства. Это было встречено жителями города весьма благожелательно. Глостер сделал необходимые распоряжения о предстоящей коронации, назначенной на 22 июня. Наследник с подобающими почестями был препровожден в Тауэр, служивший тогда одновременно королевской резиденцией. Там он должен был находиться в соответствии с традицией вплоть до коронации.
8 июля 1483 года на заседании Королевского совета выступил Роберт Стиплингтон, епископ Батский. Он сделал сообщение, которое буквально ошеломило достопочтенных лордов. Епископ признался, что еще до того, как Эдуард IV женился на Елизавете Вудвиль, он совершил его бракосочетание (естественно, тайное) с леди Элеонорой Батлер, дочерью графа Шрьюсбери. Стиплингтон представил доказательства и свидетелей (Батлер уже давно умерла в монастыре). Почему он до тех пор никому об этом не сказал, было понятно: при Эдуарде IV он был Лордом — хранителем печати и канцлером королевства, что было более чем достаточной платой за молчание. До сих пор остается вопросом, сделал ли он это признание под влиянием Ричарда или нет. Нет никаких доказательств за или против этого. Дело было настолько важным, что его должен был обсудить парламент, которому предстояло решить, считать ли второй брак незаконным. А это означало бы, что все дети Эдуарда незаконнорожденные и, следовательно, не имеют права престолонаследования.
В сложившейся обстановке открытие Стиплингтона устраивало большую часть знати и горожан, желавших внутреннего мира. Неудивительно, что парламент, собравшийся в конце июля, на основании представленных ему доказательств о двоеженстве Эдуарда IV специальным актом отстранил от престола все его потомство как незаконнорожденное и постановил передать корону Ричарду Глостеру. Оба мальчика затем были отправлены в Тауэр.
6 августа 1483 года в присутствии почти всей английской знати состоялась торжественная коронация Ричарда III и его жены Анны Невиль. Как ж проявил себя новый король? Его кратковременное правление было ознаменовано рядом реформ, многие из которых предвосхитили последующее законодательство Тюдоров. Даже противники Ричарда признавали, что он был хорошим законоведом, «много сделавшим для облегчения жизни людей».
Но Вудвили не смирились с поражением. Начала создаваться оппозиция аристократов, и сразу единая. Но и Ричард не сидел сложа руки. 20 августа он с вооруженной дружиной захватил заговорщиков из Тауэра врасплох и арестовал трех их предводителей. Лорд Гастингс был казнен, лорд Стэнли и епископ Джон Мортон были помилованы. Этим великодушным поступком Ричард сам подписал себе смертный приговор: в решающей битве при Босворте Стэнли перебежал к неприятелю и способствовал поражению Ричарда, а епископ Мортон посвятил свою жизнь рассказам о злодействах Ричарда.
Уже в ноябре Ричард должен был выступить против восстания баронов под руководством лорда Бекингема, бывшего своего сторонника. Оно было инспирировано епископом Мортоном и поддержано наемниками, которых завербовал Генрих Тюдор, герцог Ричмондский, во Франции Ричард разгромил повстанцев, а Бекингем кончил свою жизнь на плахе.
В январе 1484 года парламент вновь подтвердил право Ричарда на престол и объявил сыновей Эдуарда бастардами, что также узаконивалось буллой под названием «Титулус Регнус». Весной умирает сын Ричарда Эдуард, а через год и его жена Анна Невиль. Чтобы сохранить право на престол за Йоркской линией, Ричард объявляет своим преемником другого своего племянника, Эдуарда Уорвика, т. е. не кого иного, как сына старшего брата Ричарда, Георга Кларенса, в смерти которого за много лет до этого якобы был виновен Ричард. Эдуард IV приказал заключить Георга в Тауэр за участие в заговоре в 1478 году, там он вскоре после этого и умер. Сам же Ричард III вообще старался, чтобы все члены его семьи (он был предпоследним из двенадцати детей герцога Йоркского и графини Сесил Невилл), включая пять дочерей брата Эдуарда, жили обеспеченно при дворе, как и полагается членам королевского рода.
Враждующая с Ричардом оппозиция внутри страны объединилась с Ланкастерами, жившими за границей и жаждавшими вернуть себе утраченные позиции и обогатиться за счет рода Йорков. Они решили свергнуть Ричарда силой оружия. Претендентом на трон дружно был избран до тех пор неизвестный, хотя и чрезвычайно богатый Генрих Тюдор, герцог Ричмондский, который в то время, когда Эдуард сводил счеты с Ланкастерами, нашел себе убежище при дворе французского короля. Сам же он был лишь дальним родственником ланкастерской ветви, и то по своей матери, внучке Джона Бофорта, незаконнорожденного сына первого Ланкастера Джона Ганта. Правда, и этих нескольких капель «королевской» крови ему было достаточно, чтобы притязать на английский престол.
Во Франции Генрих собрал сильное войско и высадился с ним на побережье Уэльса. 22 августа 1485 года на Босвортском поле близ Лейкастера он сразился с Ричардом. Там Ричард потерял коня, корону и жизнь. Когда весть о его смерти дошла до Йорка, члены магистрата записали в городскую книгу: «В этот день король наш добрый Ричард был подло убит к великому горю и печали города сего». Согласно балладе того времени, Ричард перед битвой надел на шлем золотую корону, чтобы, если он падет в бою, погибнуть как король. Корону потом нашли солдаты в терновых кустах. Корону, за которую тридцать лет два могущественных рода вели упорную войну не на жизнь, а на смерть, в которой нередко решающее слово оставалось за топором палача или кинжалом наемного убийцы, теперь, спустя несколько часов после битвы, присвоил себе их дальний родственник — Генрих Тюдор из Ричмонда.
Но как сложилась судьба малолетних принцев, удаленных в Тауэр? Согласно «Большой хронике Лондона», последний раз принцев видели незадолго до коронации Ричарда, игравших на лужайке Тауэра. Дальнейшая их судьба окутана мраком. По самой распространенной версии Ричард приказал удушить племянников, что и было сделано. Но в последнее время историки старательно опровергают сложившийся стереотип. По их мнению, устранение принцев скорее соответствовало династическим интересам Генриха Тюдора. Первым его государственным актом была отмена «Титулус Региус», буллы, которой парламент подтвердил внебрачное происхождение принцев Эдуарда и право Ричарда на престол. Перед парламентом, составленным уже из его приверженцев, он обвинил в государственной измене самых богатых дворян, которые остались верными Ричарду, и их вотчины конфисковал в свою пользу. Род Ричарда он лишил всех гражданских прав, привилегий и собственности, а перед парламентом он обвинил его в тирании и жестокости.
Отменив буллу «Титулус Регнус» (он приказал уничтожить ее копию и под угрозой смерти запретил о ней говорить), он совершил серьезную ошибку. С одной стороны, он восстановил честь дочери Эдуарда, Елизаветы, с которой заключил брак в январе 1486 года, чтобы сохранить за Тюдорами династическую преемственность по женской линии. Но, с другой стороны, одновременно восстановил право преемственности у ее братьев-узников, которые таким образом стали законными наследниками престола. В тот момент, когда он это осознал, они уже представляли для него реальную опасность.
Умерли ли они насильственной или естественной смертью, но начала ходить молва о «черном злодействе», а его организатором был назван Ричард III. Особая заслуга в распространении этих слухов принадлежит Джону Мортону, епископу Элийскому, заклятому врагу Ричарда. Генрих VII отблагодарил его за это архиепископством Кентерберийским и кардинальской митрой.
Официальная версия об участии Ричарда в ликвидации мальчиков стала известна общественности лишь в 1502 году, через 17 лет после Босворта. Тогда якобы сделал признание некий сэр Джеймс Тиррел, бывший при Ричарде кем-то вроде мажордома Тауэра. Он сказал, что в то время, когда король путешествовал, он якобы по его подсказке задушил обоих заключенных сыновей Эдуарда. Скорее всего, никто уже не сможет полностью объяснить таинственную смерть племянников Ричарда в Тауэре.
МОНТЕСУМА II МЛАДШИЙ
(1466–1520)

Правитель ацтеков с 1502 года. Монтесума II (Моктесума, Мотекусома) обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом. Захвачен в плен испанским конкистадором Кортесом. Призывал покориться испанцам, за что был убит восставшими индейцами.
Точное происхождение ацтеков и истоки основания их столицы Теночтитлана, нынешнего Мехико, остаются неясными Теночтитлан, заложенный на острове на озере Анагуак, ведет начало от 1370 года, когда теноча построили первый храм и отметили это в своих иллюстрированных хрониках.
История молодого государства Ацтлан отмечена войнами и грабительскими набегами. Расцвет города-государства происходил в союзе с соседними приозерными городами Текскоко и Тлакопаном. Лишь при Монтесуме I (1440–1469) этот Тройственный союз сменился гегемонией Теночтитлана. При Ауитсотле (1486–1502) сфера власти ацтеков распространилась на Центральное плато. Этот воинственный властитель подчинил и племена, жившие на побережье Атлантического и Тихого океанов, и территории, расположенные между Колима и Акапулько. Во время своих военных походов он доходил даже до границ земель могущественных майя. Его потомок Монтесума II покорил и страну миштеков, так что в течение восьмидесяти лет возникла великая империя ацтеков, сфера власти которой распространялась почти на всю территорию сегодняшней Мексиканской республики.
Властители, носившие титул тлатоани (тот, кто говорит), избирались Советом четырех. Форма правления вначале представляла собой скорее олигархию, однако одновременно с расширением сферы власти политическая структура империи превратилась в своего рода восточную деспотию. Каждая семья входила в сообщество землепользования, несколько семей составляли род, и весь народ теноча насчитывал 20 таких родов. Собрание глав родов выдвигало из своей среды четырех мудрецов в качестве советников властителя. Однако, когда в страну пришли испанцы, Монтесума II уже обладал единоличной властью высшего военачальника и главы государства и одновременно был верховным жрецом.
Монтесума II был выбран новым правителем ацтеков после смерти Ауитсотля. Хотя тлатоани Ауитсотль правил почти два десятка лет, он был еще сравнительно молодым человеком и, умирая, никого не оставил себе в наследники. Члены совета по избранию тлатоани настаивали на том, чтобы правителем стал человек из жреческой среды. Поэтому предпочтение было отдано Монтесуме, который соответствовал этим требованиям.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122