В.Я.Данилевский считал, что в основе транса у животных лежит эмоция страха, поэтому транс он объяснял как „эмоциональное, сугубо рефлекторное торможение мышления и воли“.
Техника погружения животных в транс выглядит следующим образом: or-t-миног – его поворачивают ротовым отверстием вверх и фиксируют в этом положении; курица – ее с завязанными лапами кладут на живот (или спину) и фиксируют голову; крысы – насильно обездвиживаются; морская свинка – перевертывается на спину и фиксируется; лев – выполняли резкий и неожиданный прыжок на спину; крокодил – внезапно раскрывали пасть и быстро переворачивали на спину; медведь – внезапно и быстро обездвиживали и переворачивали на спину; шимпанзе – почесывали шею и голову, а затем неожиданно голову запрокидывали и фиксировали, а затем переворачивали ее на спину; макаки – выполняли мягкие и плавные вертикальные пассы сверху вниз от лба до ног, при этом врач пристально смотрит ей в глаза; птицы – резко опрокидывали на спину и фиксировали 20–30 секунд; лошадь – фиксирование взгляда 10–15 секунд.
Сильный испуг и внезапная боль у большинства животных вызывают двигательное оцепенение, похожее на шок, поэтому И.П.Павлов назвал транс животных переходным состоянием между бодрым состоянием и сном с торможением, в основном, двигательной области коры. Таким образом, опыты на животных показывают, что транс – это филогенетически старая реакция, а не форма патологии, как, например, считал Шарко.
Итак, старинные и современные опыты по погружению животных в транс (В.М.Кандыба, 1986) позволяют сделать вывод о некоторых общих закономерностях техники погружения и возникающей физиологической реакции у животных и человека. Главные общие элементы психотехники:
1) обездвиженность и фиксация в этом положении некоторое время;
2) сильный эмоциональный подъем;
3) страх;
4) внезапный и резкий раздражитель;
5) монотонный, приятный, ритмичный раздражитель;
6) супернеудобная и непривычная поза;
7) поза, максимально удобная для сна;
8) многократность процедур;
9) фиксация взгляда;
10) раскачивающие ритмичные движения туловища;
11) вращательные движения головы или всего туловища;
12) сильное половое возбуждение;
13) сенсорный голод и др.
ПОКАЗАНИЯ К СК
Ранее мы отмечали, что внушаемость пациента не есть нечто неизменное и постоянное. Восприимчивость к СК у любого человека изменяется и слегка возрастает от сеанса к сеансу. А так как величина учебного эффекта в основном зависит от глубины СК, то врач не должен на первом же сеансе выполнять словесное лечебное внушение, а обязан выполнить в зависимости от степени исходной внушаемости несколько холостых СК-сеансов с целью повысить исходную внушаемость пациента до уровня, когда начнет индуцироваться глубокое и качественное СК. И только на достигнутом качественном „рабочем“ фоне следует впервые начать применение суггестивных лечебных словесных программ. Все предварительные СК-сеансы должны содержать кодирующую и пост суггестивную установку на резкое увеличение восприимчивости пациента к СК и повышение управляющей способности голоса врача. Следует в конце каждого предварительного СК-сеанса внушать, что с каждым последующим сеансом пациент будет все быстрее и глубже входить в CK, а сила воздействия на его организм голоса врача будет значительно возрастать от сеанса к сеансу.
Усилив таким образом в лечебных целях исходную восприимчивость пациента до необходимого уровня врач обязан после завершения лечебных сеансов выполнить опять несколько холостых коротких сеансов с кочующей установкой на уменьшение внушаемости и всяческой зависимости от любых попыток любого человека погрузить пациента в СК. Пациенту внушается автоматическая реакция смеха на любое внушение любого человека. Невыполнение многими врачами этого требования по возвращению пациенту исходной нормальной внушаемости порождает появление все большего количества пациентов с психическими отклонениями в результате гипервнушаемости, возникшей после такого преступного неквалифицированного „лечения“. Следует заметить, что такие люди похожи на психических инвалидов, они, как дети, становятся доверчивыми и подвергаются специальной агрессии любых подонков, которым в результате „лечения“ не могут противостоять.
Итак, отметив социальную опасность использования транса и его законов на общегосударственном уровне, перичем к медицине.
Можно отметить, что применение СК в строго медицинских целях не имеет противопоказаний. Вопрос лишь, какой вид СК следует применять, активизирующий психофизиологию или тормозящий, по отношению к конкретному заболеванию. Врачебный опыт СК показал, что в некоторых ситуациях применение СК неопытными СК-терапевтами не рекомендуется. Например, противопоказаниями принято считать наличие у пациента высокой температуры, сильной интоксикации, бредовых форм психозов, в первую очередь, шизофрении с бредом гипнотического воздействия или с бредом физического воздействия и чувством овладения (синдром Кандинского-Клерамбо), а также другие психотические формы; бессознательные состояния, обмороки, оглушения, сопоры, комы; сумеречных, религиозных, галлюцинаторно-параноидных и, особенно, аментивных синдромов различного происхождения; наличие у пациента истерических или эпилептических приступов, страха перед процедурой или личностью врача; наличие отрицательной установки на процедуру или личность врача; агрессивное психотическое поведение или состояние алкогольного или иного опьянения. Мы не советуем применять СК-терапию к тем пациентам, которые не показывают искренней личной заинтересованности в трансовом лечении данным врачом. Рекомендуем немедленно прекращать лечение и удалять из кабинета хулиганов или лиц, которые позволяют себе оскорбления или полное неуважение к личности врача или медицинскому персоналу лечебного учреждения. Опыт показывает, что попытка лечить таких пациентов трансовыми методами всегда заканчивается, несмотря на положительный результат, искаженной оценкой результатов лечения со стороны пациента и грубой неблагодарностью, сопровождающейся иногда конфликтным развитием всей лечебной ситуации. Как правило, такие случаи не правильного поведения пациента на сеансе объясняются отсутствием предсуггестивной подготовки, что тля лечебного учреждения недопустимо, так как кроме указанных осложнений еще и резко снижает возможный лечебный эффект, а это, в свою очередь, сводит на нуль усилия всего лечебного коллектива.
СК-терапия противопоказана истерическим личностям с СК-маническими устремлениями. Среди этой категории лиц чаще всего встречаются пациенты, у которых наблюдаются осложнения типа истерического гипноза, или пациенты психопатического склада с пер-верзионными сексуальными устремлениями. В отношении этих пациентов следует соблюдать особую осторожность и с присутствием второго врача.
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Для улучшения способности формировать зрительное представление следует освоить методику вхождения в СК на глубину, позволяющую работать с заданной программой – в данном случае возражением. Развитое воображение (зрительное, вкусовое, болевое, температурное, обонятельное, слуховое, электромагнитное, психоэнергетическое, вестибулярное, идеомоторное и др.) является обязательным условием достижения СК.
Наши исследования показали, что воображение это необходимый компонент всех мировых методик психоэнергетической саморегуляции. Отсутствие достаточно развитого воображения у большинства людей мешает им познать все остальные тайны развития своего „Я“. Поэтому только глубокое понимание роли воображения может помочь ученику в успешном продвижении до пути духовного развития.
В процессе развития воображения мы выделяем два этапа: 1) работу с закрытыми глазами; 2) работу с открытыми глазами. На втором этапе требуется более глубокое самопогружение.
На первом этапе следует выполнять следующие задачи в предлагаемой ниже последовательности.
1. Вызывать ощущение видения (образно представить) полной луны (золотой горошины) между бровями с закрытыми, а затем с открытыми глазами.
2. При дыхательном цикле на вдохе в области солнечного сплетения образно представить (вообразить) увеличивающуюся в размерах красную фигуру человека; при задержке дыхания – фигуру человека на фоне голубого неба; при выдохе – белую человеческую фигуру в области переносицы (лучше, если это будет фигура преподавателя). При этом важна волевая заданность длительности видения (концентрации внимания).
3. Вызывание образных представлений. В этом пункте необходимо определить значения понятий „представление“ и „воображение“, так как обучающийся и учитель должны вкладывать в эти понятия одинаковый смысл. Под „представлением“ мы понимаем мысленный образ, возникший на основе информации, поступившей в мозг от реально существующих предметов или явлений.
Например, „увидеть“ карандаш. Если же мысленно „увидеть“ тот же карандаш, но изогнутым в форме восьмерки (а наш мозг и фантазия и не на такое способны), то этот образ будет уже плодом воображения. Следовательно, под „воображением“ понимается психический процесс, при котором мысленные образы воссоздаются в таком виде, в каком они не могут существовать в реальной жизни и быть восприняты с помощью наших органов и чувств (зрения, слуха, обоняния, терморецепторов, биологически активных точек и т. д.).
Предположим, например, что по нашей методике нужно вызвать ощущение согревания. Можно с помощью представления „увидеть“ себя в парной бане, а можно с помощью воображения увидеть себя там, где никогда не был, – в Африке, под жгучими лучами солнца, на раскаленном песке в пустыне. Следует отметить, что „тепло“ (или любое другое ощущение), вызванное СК, будет испытано тем отчетливее, чем точнее и ярче окажется его мысленный образ – представляемый или воображаемый. Мысленные образцы, как представляемые, так и воображаемые могут реализовываться любым органом чувств. Они могут быть зрительными и осязательными, как в приведенном примере с „теплом“; могут быть также слуховыми, вкусовыми, обонятельными и, конечно, проприоцептивньгаи, т. е. связанными с мышечно-суставным состоянием, играющим в физической культуре ведущую роль.
При использовании психотехники для достижения указанных выше состояний необходимо:
А. Умение максимально ярко, но не напрягаясь психически, мысленно представлять или воображать содержание конкретной формулы программы.
Например, при формуле „мои руки расслабляются и теплеют…“ одновременно с каждым словом должен возникать соответствующий мысленный образ, т. е. произнося про себя слова „мои руки…“, занимающийся должен сразу же мысленно представить и ощутить именно свои (а не какие-то иные) руки со всеми их особенностями; одновременно со словом „расслабляются.“ у него должен возникнуть предельно отчетливый (а не тускло-неопределенный) проприоцептивный образ расслабленных мышц; одновременно со словом „теплеют…“ должен возникнуть предельно яркий мысленный образ того фактора, который вызывает тепло (баня, солнце и т. д.), и такой же яркий мысленный образ – ощущение реально очень теплых своих рук. С-Б. Умение фиксировать свое сосредоточенное, но не напряженное, внимание на избранном объекте (образе). Так, если мысленно проговаривается „мое лицо…“, то в этот момент ничего, кроме своего лица, не должно находиться на мысленном экране спокойного сосредоточенного внимания занимающегося. На первых этапах внимание нередко отвлекается от образа, на котором оно должно удерживаться. К этому следует относиться спокойно, как к временной трудности в процессе обучения по прилагаемой методике, и, не раздражаясь, возвращать фокус ненапряженного внимания на прежнее место.
Относительно приведенных выше рекомендаций следует учесть три замечания: а) безразлично, на чем останавливается пассивное внимание в первую очередь – на слове, а затем на подключающемся к нему мысленном образе, или сначала в сознании возникает мысленный образ, который потом фиксируется соответствующим словом. В процессе психического самовоздействия и воздействия слово и образ всегда действуют однонаправленно и взаимно подкрепляют друг друга; б) контроль и работу в СК с образами осуществляет спокойное „сознание-внимание“; в) необходимо ознакомиться с литературными источниками о „воображении“ человека, так как мы не имеем возможности рассматривать этот вопрос подробно, а знать его обучаемому необходимо на уровне последних работ, в том числе и зарубежных.
4. Вызывание определенных цветовых представлений („видение“ заданного цвета). После освоения этого этапа ученик может переходить к следующему.
5. Визуализация конкретных предметов. Лишь немногие могут легко вызывать у себя четкое „видение“ конкретных объектов.
Большинство представляют себе такие объекты либо в общем, либо в виде отдельных частей, деталей. Но если условия тренировки соблюдать строго, то быстро приходит навык – умение „видеть“ заданные себе конкретные предметы достаточно уверенно и ясно.
Детали этой психотехники широко известны, поэтому не будем на них останавливаться.
6. Умение выработать образный эквивалент абстрактным понятиям „свобода“, „счастье“, „истина“, „пространство“, „время“, „жизнь“ и т. д.) с „видением“ сопровождающего эти понятия непроизвольного потока представлений и образов.
7. Проекция визуальных образов на себя в любой воображаемой ситуации.
8. Вызывание образов других людей.
9. Создание своей идеальной личности-образа и пребывание в этом образе до полного „внедрения“ в него.
10. Развитие воображения через развитие памяти. 11. Развитие воображения на этом этапе по методу Д.В.Кандыбы требует от ученика практического искусства добиться „свечения“ любого данного учителем предмета. Методика развития воображения на этом этапе сходна с тибетской и различается только качеством „рабочего фона“.
12. Дальнейшее развитие воображения возможно лишь при „посвящении“ ученика лично преподавателем в особые „секреты“ духовного совершенствования. Практика на этом этапе позволяет „вдохнуть жизнь“ в заданный преподавателем объект, после чего объект на время осуществления над ним специальных упражнений, широко известных и распространенных в мировой духовной и особенно религиозной практике, приобретает свойства субъекта.
Работа с полученным таким образом „субъектом“ требует обязательного руководства со стороны преподавателя.
13. Выработка умения создавать „субъекты“ без опоры на вспомогательную психотехнику и реальные объекты (типа книилкхоров).
„Субъекты“ создаются с уровнем плотности, позволяющим их видеть посторонним (окружающим).
РАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Перед занятиями СК следует выполнить ряд упражнений, развивающих волевой контроль сознания над организмом:
1. В положении сидя, стоя и лежа, поочередно, с прямым позвоночником следует вытянуть вперед перед грудью обе руки ладонями вниз и так, чтобы указательные пальцы обеих кистей слегка касались в районе ногтей. Зафиксировать 5-10 секунд взгляд на точке касания кончиков указательных пальцев, мысленно произнести цифру 7 (это условный сигнал), закрыть глаза и, стараясь представить все свое тело воздушным и невесомым, добиться усилием своей воли (желательно без внутренней речи), чтобы руки стали легкими, невесомыми и начали медленно, в автоматическом режиме, расходиться в стороны. После того, как руки сами начнут расходиться в стороны, вы спокойно и нейтрально наблюдаете за этим автоматическим процессом и про себя, как исследователь своего организма, думаете: „Надо же, руки действительно расходятся сами, автоматически. Удивительное дело – это СК!“ После того, как руки разведутся достаточно широко (шире плеч), следует усилием воли остановить дальнейшее автоматическое невесомое разведение своих рук и заставить их сходиться. Когда руки начнут сближаться, то вы почувствуете своего рода магнитную тягу, которая возникнет между сближающимися кистями. И так следует повторить упражнение 5 раз.
Вначале вы еще будете ощущать небольшой вес рук, но с каждой тренировкой движение будет становиться все более „чистым СК“, то есть автоматическим и невесомым. Возникший режим управляемой концентрации внимания и автоматического произвольного срабатывания физиологии и есть СК.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57