А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Будет сделано сообщение о дальнейшей жизни в колонии. Прошу не опаздывать".
Собрались действительно все, кто мог. Шандар вышла на крыльцо, посмотрела в лица нескольким сотням людей, ждущих, что она им такого сообщит, и сказала:
– Вы можете мне не верить, но то, ради чего колония создавалась, - достигнуто. Мы - самостоятельны. Не только на словах, как желаемое, но и по факту. Вспомните, когда у нас садился последний корабль, и сколько всего мы сделали после этого, не прибегая ни к чьей помощи! Проблемы есть. Но они решаемы. Решать мы их будем вместе. Нам предстоит реорганизация структур наших лабораторий. Те, что положены по штатному расписанию, - восстанавливаются и приступают к работе согласно планам и темам, утвержденным мной и согласованным со специалистами лабораторий. После собрания прошу начальников подойти ко мне и обсудить данный вопрос. Если у кого-то возникнут пожелания по улучшению нашей работы, их необходимо предоставить в письменном виде. И пожалуйста, не надо приходить всем сразу и пытаться перекричать друг друга: выслушаны будут все, но в порядке очереди, - Шандар улыбнулась, пытаясь снизить пафосность речи. - Задавайте вопросы!
В толпе зашумели, переговариваясь. Наконец, самый смелый решился:
– Это что, те, кто на тракторе сейчас работает, могут бросить технику и пойти в лабораторию? - недоверчиво спросил мужчина в рабочем комбинезоне.
– Желательно закончить рабочий день, поставить технику в гараж, а потом уже идти в лабораторию, - серьезно ответила зель.
– Так бы сразу и говорили… - мужчина повернулся и начал пробираться сквозь толпу.
– И что, колонии больше не нужны дороги? - язвительно спросила женщина с другой стороны.
– Все нужные дороги практически построены. Мгновенного сворачивания работ, разумеется, не будет.
– А ездить как же? - хмыкнула женщина.
– А вы летать не пробовали? - парировала Шандар. И, чтобы избежать обвинений в насмешке и издевательстве, пояснила, - На скутере.
– Издеваетесь?!
– У нас до сих пор находятся в консервации пять скутеров, три вездехода высокой проходимости, строительный комплекс… Продолжать?
– И вы что, за просто так всё это вынете? - насмешливо и удивленно спросил парнишка из первого ряда.
– Не за "просто так", а по насущной необходимости. Каковую мне доложат начальники лаборатории. Кстати, не мешало бы с ними определиться. Это уж, пожалуйста, - сами. Голосованием или каким иным способом - мне не важно. Меня волнует результат и срок. Общий план работ таков: организация лабораторий с назначением руководителей, сворачивание ненужных работ по намеченному плану, организация работ по новым направлениям. Руководителей жду к шестнадцати часам. Собрание объявляю закрытым.
Шандар вернулась в свой кабинет. Выглянула в окно. Люди неспешно расходились. Не было суеты, криков, никто не собирался группами, чтобы обсудить желания нового начальства. Всем было всё понятно. И это радовало зель. Можно было продуктивно работать с этими людьми. Можно.
Шандар устало уселась на свою кровать, не задвинув перегородку. Вроде, ничего особенного не делала сегодня. Когда Слободе подчинялась, нагрузка подчас в два раза больше была, а всё равно так себя не чувствовала. Видимо, сказывалось психологическое воздействие: боязнь совершить ошибку, ответственность за всех и всё, непростая ситуация, за которую теперь отвечала лишь она одна.
– Мы тут с девушками поговорили…
Шандар приподняла голову на Таню, не сразу понимая, что та обращается к ней.
– Что?
– Я говорю, мы с Викой и Алей поговорили и решили, что вам лучше в личный домик переехать.
– Выгоняете? - улыбнулась зель.
Таня даже испугалась.
– Нет, нет, нет! Вы не так нас поняли!…
– Да ладно тебе! - Шандар поморщилась. - Говори попроще, как раньше, а то мне непривычно от тебя такое слушать.
– Вы… Ты же устаешь. А мы тут со своими проблемами. Мешаем… тебе, - было видно, что Тане тяжело говорить "ты", каждый раз поправляя себя.
– А в личном домике не будете?
– Ну да! - Таня просияла, потому что начальство быстро всё поняло и не ругается.
– Ой, смешные вы. Не хочу я съезжать. Мне с вами комфортно. Да и кто мне будет блинчики по вечерам готовить? - Шандар подмигнула Тане.
– Если хотите, мы будем к вам приходить готовить.
– Тань, не дури. Я какая была, такая и осталась. Ничего не поменялось.
– А вот и нет. Нам виднее.
– Ох уж эти человеческие условности… - пробурчала Шандар. - Давай забудем про них, а? Вот посмотри на меня. Я та же самая Шандар. Ничего во мне ни прибавилось, ни убавилось. Занимаюсь всё той же работой - обеспечиваю выживаемость колонии. А что на другом посту, так это совсем не важно.
– Нам важно, - не отступала Таня.
– Но почему?!
– Потому что тот, кто руководит, не должен стоять на одном уровне с теми, кем он руководит! - бодро выдала Таня.
– Бред какой, - резюмировала Шандар. - Нет, так не пойдет. Не хочу я этого, и не просите. Вы думаете, мне не нужна психологическая разгрузка? Среди вас, таких бойких, живых, интересных и обычных это происходит само собой. Я отдыхаю. Понятно? А в одиночестве мне что делать? В очередной раз прокручивать в голове - правильно ли я поступила? Так и свихнуться можно.
Шандар улыбнулась, и Таня - вслед за ней. Хорошие девчонки. Хоть и не знают, как именно сделать лучше, но ведь хотят же! Направить их мысли и усилия по нужному течению, и они сами всё сделают…
Таня отошла, а Шандар вдруг мягко повалилась набок, засыпая. Сегодняшний день ее окончательно доконал.
– Следующий! - устало позвала Шандар.
– Начальник биологической лаборатории, - представился мужчина, - Снетков Павел Григорьевич. Я к вам вчера не попал - слишком много народа было.
– Угу, - промямлила зель. Совершенно одинаковые отговорки уже раздражали ее. И главное - они говорили правду! Действительно, вчера был такой наплыв желающих, что она смогла поговорить с начальниками всего лишь двух лабораторий: геодезической и транспортной. Сегодня с утра побывал начальник инженерной, который сначала отказывался от своего поста, а потом предложил расширить лабораторию и разделить на физическую, химическую и техническую с подчиненными группами по разделам и со своими темами. С ним Шандар едва справилась, но новую структуру приняла, попросив более точный список со всеми подразделами.
Сейчас и биолог будет требовать расширения - вдруг поняла Шандар. И это логично. Направлений исследований настолько много, что справиться с ними могут только узкие специалисты. Только геодезисты ничего не просили, кроме качественных инструментов и орбитальных спутников для съемки. Вместо спутника Шандар выделила им самолет для аэросъемки, чем привела в буйную радость: после оптических полевых приборов это казалось верхом автоматизации.
Снетков не позволил Шандар отвлекаться, сразу же перейдя к делу:
– Людей не хватает. Работы много, а делать некому.
– Желательно выставить приоритеты. Что более важно, а что может подождать…
– Всё важно! - отрезал биолог. - Ничего ждать не может!
– Давайте список тем… - Шандар даже не пыталась сделать голос приветливым.
Павел Григорьевич живо достал несколько слегка помятых листков и протянул их начальнице. Шандар тупо прочитала несколько фраз и мрачно посмотрела на биолога. Тот сидел с весьма довольным видом, словно насмехаясь.
– Я, конечно, отдельные слова понимаю, - недовольно сказала Шандар, - но смысл предложений не улавливаю. Вы не могли бы простыми словами объяснить?
– Мог бы. Но тогда утратится вложенная идея!
Зель поморщилась. Интересно, они действительно считают, что главное - слова, а не вложенный в них смысл? И чем туманнее фразы о сути исследований, тем легче втюхать начальству необходимость их проведений?
– Изложите проще, тогда и буду рассматривать. Если не сумеете, придется вместо вас рассмотреть другую кандидатуру на должность начальника лаборатории. Понятно?
Снеткову было понятно. Он пожал плечами, забрал свои листки и удалился, сказав в дверях, что он очень рад работать под руководством понимающего человека.
"Это он проверку устраивал, - поняла Шандар. - Чтобы определить - работать серьезно или достаточно рапортовать об успехах, а самим проводить свою линию. Ну-ну. Проверщики. Не наигрались…"
Зель включила интерком и объявила:
– Перерыв! У меня личные дела есть. Все приходите через час.
Надо было не только пообедать, но и обдумать полученную информацию. Думать не хотелось. Есть - тоже. Но - надо.
Попросив ученых представить планы по работам, которые они считают важными и насущными, Шандар совершенно не ожидала такого изобилия. Чувствовалось, что ученые давно уже всё подготовили и только ждали момента, когда начальство снизойдет до их желаний. Некоторые темы Шандар просто не поняла. Другие были настолько глобальными, что требовали многотысячного персонала и десятилетий исследований.
Пришлось встречаться с каждым автором и выяснять, что же он такое имел в виду и нельзя ли несколько упростить и уменьшить запросы. Шандар решила сосредоточить ученых на изучении непосредственно планеты, на которой им жить. Мало ли какие сюрпризы может преподнести как внутреннее строение Сибы, так и ее биоценоз, и климатические явления. До сих пор не было общего описания поверхности планеты, кроме разрозненных участков вблизи баз и мелкомасштабных орбитальных снимков, выполненных перед посадкой. О распределении по планете минералов и полезных ископаемых вообще не было никаких данных. Классификация местных видов отсутствовала. Что попалось на глаза биологам, то они и зафиксировали, не предпринимая никаких усилий для выработки концепций, объясняющих происхождение тех или иных видов.
Уже накопленные знания не систематизировались и, в результате, толку в них никакого не было. Однако ученые горели энтузиазмом: занятие любимым интересным делом всегда предпочтительнее, чем тяжелый изматывающий труд по постройке дороги или монтажу конструкций пищевого завода. Им только волю дай, будут изучать, что попало и что не нужно в данный момент.
Да, еще не забыть о фермах по выращиванию земных растений: кое-какие семена, не внесенные в список, Шандар всё же обнаружила. Биологам наверняка будет интересна проблема совместимости растений разных планет. Возможно, для работ на земле придется набирать добровольцев. Если, конечно, такие найдутся. Шандар хотелось верить, что энтузиазм и какая-то эйфория, внезапно охватившие людей, не схлынут, едва люди столкнутся с существенными препятствиями и новой тяжелой работой.
Ну, и напоследок, самое существенное - связь с другими планетами…
11. Сиба
– Что вы хотите узнать про связь? Мы всё проверили - саботажем и не пахнет. Чисто природные явления неизвестного происхождения.
– Неизвестного в том смысле, что никто про них не знает, или вы их не опознали? - спросила Шандар.
Геннадий двинул желваками, словно пытаясь что-то сказать, но сдержался. Как можно объяснить дилетанту, пусть он и начальник колонии, физические явления, обусловливающие работу мгновенной связи? Но Шандар ждала. Хочешь - не хочешь, а говорить придется.
Геннадий откашлялся, облизал губы и хрипло сказал:
– Связь почему мгновенна? Потому что существует некое вещество, которое может находиться одновременно в двух местах. А именно - в базовом контуре на Земле и, как частность, в нашем приемнике. Таким образом, любое воздействие на вещество в одном из мест отражается на том же веществе в другом месте. Понятно? - Гена взглянул в глаза Шандар, но та никак не реагировала. Подождав для приличия - вдруг чего начальница спросит - он продолжил. - Наш приемник полностью исправен: я провел контрольные тесты. Реакции в пределах допуска. Все составные части также исправны, в том числе и пресловутый хлан…
– Как? - резко прервала Шандар связиста.
Геннадий смутился и покраснел.
– Это общеупотребительное название для того вещества, которое нужно для связи, я говорил.
– Ничего, я поняла. Продолжай. Просто послышалось что-то знакомое.
Геннадий собрался с мыслями, подвигал челюстью и сказал:
– Следовательно, можно сделать вывод, что вышел из строя приемник на Земле. Вероятнее всего, хлан на Земле дезактивировался. Потому что с механикой ничего такого случится не может: она легко восстанавливается и, при необходимости, заменяется.
– На Землю мы не можем воздействовать, я понимаю, - Шандар задумчиво глядела на Геннадия, а тот неловко переминался, не зная, как получше покинуть кабинет начальства. Но зель и не думала отпускать связиста. - Еще есть какие-нибудь предположения?
– Не исключено, что происходит экранирование поля взаимодействия хлана. Правда, я о таком даже не слышал, но мало ли чего на свете бывает.
– Я поняла. Пригласи наших физиков. Ну, знаешь, Зельцмана там. Ну, и Федорова, что ли, для противовеса.
Физики пришли. Чего ж не придти, коли начальство требует. Ну, что оно от работы отрывает, так на то оно и начальство. Такая мысль явно читались на лице Зельцмана, который сидел напротив Шандар со скучающим видом. Геннадий, напротив, был напряжен, стараясь предугадать мысли Шандар и попытаться суметь найти требуемое от него решение.
Зель покатала по столу яшмовый шар и сказала:
– Простой у меня вопрос. Проще не бывает. Кто-нибудь знает - что такое хлан, применяемый в наших передатчиках? Откуда он берется и что из себя представляет?
– Он находится в запечатанном контейнере. Оттуда идут различные выводы. Но сам контейнер защищен от вскрытия. Так что никто его не видел и что-либо конкретно вам сказать не сможет, - ответил связист.
– Это был риторический вопрос! - не удержалась Шандар от подколки. - Я примерно представляю - как-то слышала от одного человека. Но если то и это одно и тоже, тогда вызывает недоумение столь странное использование хлана.
– Нам-то что с его использования? - пожал плечами Зельцман. - Нам нужно понять, как обходиться без него и чем его заменить.
– Зная его свойства, можно сделать примерную копию.
– Да не будет примерная работать! - Геннадий возмутился. - Это тоже самое, как заменить настоящую руку протезом и говорить, что такая копия - одно и тоже с оригиналом.
Шандар вздрогнула.
– Остается только найти шандар и как следует накормить ее.
Геннадий переглянулся с Зельцманом. У обоих явно возник один вопрос, который они побоялись задать: "Зачем искать начальника колонии, и неужели она плохо питается?"
– Это я не про себя. Вы всё равно не поймете.
– Куда уж нам! - буркнул Зельцман, но Шандар не обратила на его слова внимания.
– Если мы не можем использовать что-либо известное, давайте воспользуемся неизвестным, - и Шандар выгрузила из сейфа на стол инопланетные артефакты.
Зельцман некоторое время с интересом их разглядывал, а потом разочарованно отодвинулся от стола и скучающим голосом заявил:
– Гвозди этим забивать будем?
– Зачем же гвозди? И куда вы собираетесь их забивать? У нас ничего деревянного нет.
– У нас и молотков нет, - отпарировал физик, - а это - тяжелое и в руке удобно держать. А по-другому не могу представить, как оно может нам помочь.
– Вы даже не исследовали артефакты. И ничего не можете сказать об их физических свойствах.
– Да чего тут исследовать? - пренебрежительно сказал ученый. - Металл, камень. Мы не знаем, как к восстановлению связи подступиться, а вы нам дополнительные задания пытаетесь втюхать.
– Вы хотите, чтоб этим занялся кто-либо другой? - мягко спросила Шандар.
Зельцман почуял подвох и промолчал.
– Что ж. Пригласите Федорова - я поговорю с ним.
– Федоров вам изучит! - в очередной раз не сдержался физик.
Шандар молчала. Не дождавшись от нее ни слова, Геннадий с Зельцманом вышли, и вошел Алексей Федоров.
Не дав ему что-либо спросить, зель приказала:
– Возьмите всё это и исследуйте как можно быстрее. Не обязательно лично. Найдите заинтересованных физиков, разделите артефакты между всеми и выдайте результаты. Приступайте.
Шандар уже надоело спорить с людьми. Спорь не спорь, а всё равно потом приходится приказывать так, как она решила с самого начала. Так зачем время терять?
Федоров небрежно сгреб артефакты и удалился, чуть ли не насвистывая. Поставленная задача казалась ему элементарной.
– У меня все приборы зашкаливают! - Федоров в возмущении рухнул в гостевое кресло, даже не спросив разрешения.
– Что измеряли?
– Да всё! Напряженность электрического и магнитного полей, проводимость, массу, излучения всего спектра. В общем, это не яшмовый шар, как вам кажется, а черная дыра по всем физическим параметрам, кроме гравитационных.
– Не может она влиять на наличие связи?
– Может! Почему бы и нет? - Федоров усмехнулся. - Тут что угодно может влиять. Связь - штука ненадежная.
– А нельзя ли экранировать воздействие шара? - Шандар не хотела отступать.
– Как?! - возмутился Алексей невежеству начальника. - Его даже уничтожить проблематично!
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30