Георг так ненавидел Каролину, что первым делом он возбудил дело по обвинению своей жены в прелюбодеянии. Разразился невероятный скандал. Дело было прекращено в связи со смертью Каролины в 1821 году.
Здесь следует заметить, справедливости ради, что сам Георг еще с 1785 года был тайно женат на Мэри Энн Фицгерберт, которая терпеливо сносила его измены и даже женитьбу на Каролине до 1809 года, когда она наконец не выдержала и навсегда рассталась с Принни.
Став королем Англии, Принни продолжал кутить и пьянствовать, хотя по причине слабости здоровья и немалых лет уже и не мог предаваться любовным утехам, до которых был охоч в молодости.
Все сходились во мнении, что худшего короля, чем Георг IV, быть не может.
Со смертью Георга 26 июня 1830 года закончилась мрачная эпоха «четырех Джорджей». Их сменил Уильям, но подданные облегченно вздохнули лишь с восшествием на престол молоденькой Виктории.
Единственная дочь Георга умерла 6 ноября 1817 года, родив мертвого мальчика. Это означало, что после смерти Георга к власти придет его младший брат Уильям, герцог Кларентийский.
Уильям IV пришел к власти в 56 лет и так радовался, что постоянно совершал нелепые поступки в весьма экстравагантной манере, сея вокруг себя удивление и ужас, и при этом ни на секунду не замолкал. Говорят, что он мог быть достаточно разумным, добродушным и чистосердечным, если к нему правильно подойти. Но кто же мог знать, как это сделать?
В истории король Уильям ничем примечательным, кроме назначения наследницей своей племянницы Виктории, не отличился.
Виктория (1819–1901), королева Великобритании с 1837 года, последняя из Ганноверской династии, правила страной более 63 лет.
Отцом Виктории был Эдвард, герцог Кентский, четвертый сын Георга III. Принц провел молодость на Гибралтаре, в Канаде, в Вест-Индии и был сторонником военной муштры. Его брат, герцог Веллингтонский, даже прозвал его Капралом.
Отозванный из армии за чрезмерную жестокость, проявленную им при восстановлении порядка в мятежном гарнизоне, Эдвард занялся приведением в порядок своего финансового положения, т. к. он безнадежно погряз в долгах. Герцог постоянно ссорился с братьями, и особенно с принцем-регентом, а потому присоединился к оппозиции и оказывал поддержку партии Вигов.
Двадцать семь лет принц прожил с некоей мадам Лорент, но когда он надумал жениться, чтобы дать короне законного наследника, то без колебания бросил ее.
Цыганка с Гибралтара предсказала, что его ждет много потерь и неприятностей, но умрет он счастливым, а его единственная дочь будет великой королевой. Герцог Кентский женился на Сакс-Кобургской принцессе Виктории Марии Луизе, вдове принца Лейнингенского, 29 мая 1818 года, а 11 июня женился и его брат, герцог Кларентийский, будущий король Уильям IV. Таким образом, братья как бы ступили в состязание: у кого родится наследник престола?
В 1819 году у обоих родились дочери, но дочь герцога Кларентийского была слаба и долго не прожила, еще двое его детей, родившихся позднее, также не отличались здоровьем и вскоре умерли. Таким образом, единственной наследницей английской короны стала маленькая девочка, при крещении названная Александриной-Викторией. Виктории было восемь месяцев, когда ее отец умер от воспаления легких. С тех пор вокруг нее были только женщины, благочинные и глубоко верующие. В том же духе воспитывали и наследницу престола. Воспитанием Виктории руководила ее мать лично, под ее присмотром девочку обучали Священному писанию, языкам, музыке… Жизнь была простой и размеренной до монотонности.
Эта размеренность нарушалась, лишь когда в гости приезжали родственники — кузены Сакс-Кобургские, всякий раз производя на Викторию неизгладимое впечатление.
Вступление Виктории на престол стало важным событием. До самого последнего момента опекаемая матерью, Виктория тут же проявила самостоятельность и самообладание. Подданные радостно приветствовали новую королеву: после целой череды старых эксцентричных королей со скверной репутацией невинная девушка стала символом перемен к лучшему. Маленькая и тоненькая голубоглазая девушка, обладавшая по-настоящему королевским величием, стала любимицей народа, и особенно средних классов.
В первые годы правления Виктории ей помогал премьер-министр лорд Мельбурн и ее дядя, бельгийский король Леопольд II, бывший когда-то мужем несчастной принцессы Шарлотты.
С самого начала Виктории удалось понять политические игры окружающих, пытавшихся влиять на молодую королеву. Она отдалила от себя рвавшуюся к власти мать, ненавязчиво дала понять дяде, что она не будет править по его указке. Выйдя из-под опеки, Виктория предалась веселью: она давала приемы и балы, часто посещала спектакли.
Но после замужества 10 февраля 1840 года, когда она стала женой своего кузена Альберта, ситуация стала меняться: под влиянием серьезного и педантичного Альберта жизнь ее все больше стала походить на монашескую.
Несмотря на большую духовную близость с мужем, Виктория несколько лет не допускала его к тайнам государственной политики.
Брак Виктория заключила по любви, а вот Альберт относился к нему как к своей обязанности, ведь сакс-кобургская бабушка еще в три года сказала ему, что когда-нибудь он женится на «маленьком английском цветочке». С тех пор Альберт ни о ком другом и не думал, да и вообще он не слишком любил женщин. Альберт получил почти такое же строгое воспитание, как и Виктория, поэтому кроме родственных связей у них было много общего.
Королевская чета являла собой образец добропорядочности и высокой морали. Они вели себя так, что даже малейший скандал или тень недостойного поступка не могли появиться в их окружении. Разведенные женщины боялись приблизиться к королеве, она сама запретила курение и издала указ, согласно которому вдовы не могли выходить второй раз замуж, несмотря на то, что она сама родилась в таком браке. Повсюду в королевских покоях царила чопорная строгость.
Молодые люди очень серьезно относились к своему долгу по отношению к семье и государству. Для них работа всегда была на первом месте: изучение документов и создание проектов и меморандумов поглощало практически все время, а нечастые свободные часы принц и королева проводили вместе или с детьми, которых у них было семеро.
Принц Альберт сумел доказать жене и английской аристократии, что он может мыслить в государственных масштабах — в 1851 году он организовал всемирную Великую выставку достижений, с его помощью королева-Виг почти безболезненно перенесла смену кабинета Вигов на кабинет Тори. Многие советы Альберта впоследствии Виктория и политики оценили как бесценные для страны. Альберт чрезвычайно серьезно относился к любому делу, он глубоко обдумывал каждый свой шаг, прежде чем его совершить, часто не щадя себя. Он заразился брюшным тифом и, заваленный делами, как всегда, не уделил своему здоровью должного внимания. Принц угас в несколько дней. 1861 год был тяжелым для Виктории — в начале года умерла герцогиня Кенте кая, а в конце — муж.
Королева до последнего не верила в возможность неблагоприятного исхода, и поэтому смерть Альберта была для нее страшным ударом, от которого она оправилась лишь спустя десятилетия. Долгие годы Виктория носила траур по Альберту, всеми способами старалась увековечить его память: строила мемориалы и возводила памятники, по ее указу были созданы жизнеописания принца. Более того, в комнатах Альберта она приказала оставить все как было при нем, каждый вечер перестилать постель и наливать в таз свежую воду.
Целые месяцы королева проводила в уединении, отдавшись своему горю. Народ стал забывать, как она выглядит. Популярность Виктории со временем стала снижаться, дело даже дошло до того, что ей ненавязчиво предложили отречься.
Но Виктория выстояла, она пережила и смены правительства, и смерть близких, в том числе и своих детей, и к старости авторитет ее снова начал расти. Как когда-то в молодости, она снова была символом. Но теперь она символизировала собой не надежды на будущее, а незыблемость традиций, ведь многие ее подданные не жили во времена, когда не правила королева Виктория.
За время правления на королеву было совершено семь покушений, причем всех их объединяло то, что покушавшимися были подростки. Все они (кроме последнего, в 1882 году) не ставили своей целью убийство, т. к. пистолеты даже не заряжали.
В старости Виктория стала той королевой, которую знают потомки: очень толстой властной женщиной, окруженной многочисленным семейством (в 1901 году у нее было уже 37 правнуков). Внуки просто обожали бабушку, а дети всегда знали, что найдут в ней верного советчика.
Удачно организовав браки своих детей, Виктория могла по-семейному решать многие внешнеполитические вопросы.
Теперь она снова появлялась на приемах, на концертах и парадах, она закладывала камни на стройках и ездила по улицам городов в открытом экипаже. Она всеми силами старалась служить родной стране, и даже на восемьдесят первом году жизни, отказавшись от ежегодного отдыха на юге Франции, отправилась в Ирландию, поставившую в действующую армию наибольшее количество рекрутов.
Но к старости появились у Виктории и кое-какие причуды. Так, она отдала приказ ничего не менять и не выбрасывать из окружающих ее предметов, а если вещь износилась и ее уже нельзя использовать, то ее надлежало заменить на абсолютно такую же по качеству и окраске. Каждый предмет был сфотографирован в разных ракурсах, а фотографии помещены в специальный каталог, где указывался ее номер, обстоятельства приобретения или использования, номер комнаты во дворце и место расположения в комнате.
Кроме того, Виктория полюбила Восток и даже завела себе индийских слуг, с которыми практически никогда не расставалась.
Королева Виктория работала на благо Англии до последних дней. Она продолжала лично читать документы, хотя уже в 1898 году появились первые признаки катаракты. Летом 1900 года Виктории впервые отказала память, которой она всегда так гордилась, и даже появились симптомы расстройства речи— королева временами не могла говорить и понимать речь.
В последний раз она напрягла свои силы, чтобы побеседовать с лордом Робертсом, вернувшимся из Южной Африки. А после этой беседы, состоявшейся 14 января 1901 года, королева начала резко слабеть и 22 января умерла.
ДЮМА
Мушкетеры
Дюма — это воспоминания детства, мечты юности и размышления зрелости.
Дюма — это неустрашимые герои-великаны в жизни и в книгах.
Дюма — это любовь и порох, страсти в мирной жизни и в сражениях.
Дюма — это строгость, трудолюбие и причуды.
Дюма — это магнит, который притягивает даже то, что не железо.
Родоначальником династии Дюма был бывший полковник и генеральный комиссар артиллерии, потомок нормандского дворянского рода и маркиз милостью короля Дави де ля Пайетри. В поисках счастья маркиз в 1760 году отправился на остров Сан-Доминго, где приобрел плантации. В 1762 году от черной рабыни Сессеты у него родился сын, при крещении получивший имя Тома-Александр. Черты лица у него были правильные, фигура великолепная, а ступни и кисти рук — изящные, как у женщины (изящность ступней стала наследственной чертой Дюма, этим особенно гордился Александр Дюма-сын). Маленький мулат с детства отличался умом, сообразительностью и физической силой.
Когда маркизу наскучили острова, он вернулся в Париж, взяв с собой незаконнорожденного сына. Там он в возрасте 79 лет женился на своей экономке Франсуазе Рету. Сыну ничего не оставалось, как завербоваться в королевскую гвардию. Единственное условие, которое поставил ему маркиз, — взять другое имя. Тогда Тома-Александр решил записаться в драгунский полк королевы как Дюма (по-французски — стрекоза).
В полку новоявленный Дюма быстро прославился своими геркулесовскими подвигами и завоевал любовь товарищей. Но, взяв простонародную фамилию, он не мог рассчитывать на продвижение по службе, и понадобилась революция, чтобы его произвели в офицеры. Зато потом его карьера была стремительной: за полгода он прошел путь от капрала до подполковника, а менее чем через год после этого он стал уже генералом. В 1792 году герой революции, единолично захвативший в плен 30 вражеских стрелков, женился на Мари-Луизе Лабуре. Так случилось, что когда Мари-Луиза произвела на свет Александрину-Эме, ее муж был уже генералом (А. Моруа писал: «Эпические времена, когда армия делала генералов быстрее, чем женщины детей»).
Генерал Дюма постоянно получал новые назначения от комиссаров республики: с поста главнокомандующего Пиренейской армией его перебросили сначала в Вандею, потом в Альпы, но где бы он ни находился, он совершал подвиги, достойные героев древнего эпоса. При всеобщем терроре генерал был либерален с гражданским населением, а после того как он однажды приказал изрубить на дрова гильотину, его прозвали «Человеколюбцем».
Когда к власти пришел Наполеон, ему понадобились честные генералы типа Дюма. И славный Тома-Александр во время Итальянской кампании проявил себя с лучшей стороны — он лично отбил шесть знамен у превосходящего по численности противника, остановил под Мантуей армию Вурмзера. Одновременно стало ясно, что из солдата Дюма получился плохой генерал: он предпочитал сражаться с врагом врукопашную, чем просто отдавать приказы. Видя личный пример командира, солдаты готовы были идти за ним на край света, а противники прозвали его «Черным дьяволом».
Дюма понадобился Наполеону и в Египетском походе. Но очень скоро генерал понял, что эта кампания нужна только самому Бонапарту, чтобы получить еще одну колонию. Отношения между ними быстро испортились. В душе Дюма уже охладел к войне. Он испросил у Наполеона разрешения покинуть Египет. Бонапарт с радостью поспешил избавиться от недовольного генерала и дал свое согласие. По дороге буря прибила корабль Дюма к Неаполитанскому берегу, где республиканский генерал попал в руки правительства, ведшего негласную войну с Францией. В тюрьме его пытались отравить, в результате чего молодой еще человек (ему было 33 года) почти оглох, полностью ослеп на один глаз и был разбит параличом. Из атлета он стал калекой.
В апреле 1801 года генерала Дюма обменяли на австрийского генерала Мака, и он наконец смог вернуться домой. Впереди его ждало рождение сына Александра и жизнь, полная лишений. Наполеон отказался от своего генерала, ему отказали даже в пенсии. Семья жила на остатки наследства старика Лабуре и помощь немногих оставшихся друзей. В 1806 году генерал в последний раз совершил верховую прогулку, а вернувшись, лег в постель, чтобы больше уже не встать. Больше всего он переживал из-за того, что ему, генералу, командовавшему тремя армиями, приходится умирать в постели таким молодым.
Маленький Александр не очень-то обременял себя учебой. Мать и сестра научили его читать и писать, причем в раннем возрасте он смог выработать красивый почерк — четкий, аккуратный, богато украшенный завитушками. Прочитав Библию, Бюффона и трактат по мифологии, он решил, что знает все на свете. Потом, когда он станет знаменитым, ему придется много читать, чтобы восполнить недостатки своего образования.
Мать пыталась учить его музыке, но выяснилось, что он совершенно лишен слуха. Зато он научился отлично танцевать, фехтовать и стрелять. Он увлекался физическими упражнениями и мечтал лишь о саблях, шпагах, ружьях и пистолетах.
В юности он был великолепным охотником, краснобаем и влюблялся во всех девушек подряд. Пыл его был неистощим. Но пришел час, когда надо было подумать о средствах к существованию. Молодой Дюма попал в Париж, где нашел работу письмоводителя и был покорен театром. Он и сам попытался писать. Вместе с Левеном, обратившим его внимание на театр, он сочинил одноактный водевиль в стихах «Охота и любовь».
Пьеса была принята к постановке и принесла Дюма первые триста франков, пришедшихся как нельзя кстати: юный драматург был влюблен.
По соседству с молодым человеком жила белошвейка Катрина Лабе. По воскресеньям Александр возил соседку в Медонский лес, изобиловавший сочной травой и темными гротами. Белокожая пухленькая Катрина вскоре стала еще пышнее и 27 июля 1824 года родила здорового малыша, окрещенного Александром. Но рождение сына совсем не вызвало у его пылкого папаши желания узаконить свою связь: Дюма толькотолько вступил в большую жизнь и решил сохранить свою свободу для более волнующих приключений.
Первый ребенок не стал последним. Как признавался сам Дюма, по свету у него было разбросано не менее пятисот детей. Но усыновил он только двоих — Александра и Мари-Александрину (усыновить Анри Бауэра он не мог, т. к. его мать официально была замужем, а против удочерения Микаэлы решительно выступила ее мать).
Жизнерадостный Александр Дюма щедро дарил свою любовь всем, кто этого хотел, но имя свое он дал только Иде Ферье.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71