Бердник Олесь
Пути титанов
Олесь Бердник
Пути титанов
МОЕМУ УЧИТЕЛЮ ПОСВЯЩАЮ
Автор
"...будущее... мир покоренного вещества и энергии, подвластный воле почти бессмер-тного человека..."
Максам Горький
ГОСТЬ ИЗ ПРОШЛОГО
Аппараты связи Земного шара предупреждали, повторяли:
- Сегодня дискуссия о великом пере-ломе! Слушайте все! Люди, слушайте все!
Учителя прекращали занятия в аудито-риях, включали установки дальновидения. Ученые оставляли лаборатории, спеша к экранам всемирной связи. Гуляющие, отды-хающие, путешествующие во всех угол-ках солнечной системы настраивали приемники на волну Совета Великого Союза Миров.
Контрольные роботы-диспетчеры прово-дили последнюю проверку:
- Луна! Готовы ли вы к дискуссии?
- Да, - отвечали лунные станции.
- Меркурий?
- Готовы.
- Венера?
- Мы ожидаем.
- Марс?
- Да.
Станции на Плутоне усилили в милли-арды раз энергию сигнала и направили ее к далеким мирам, превратив в лучеподобные сгустки уплотненного времени.
Между тем во Дворце Совета Великого Союза Миров уже собирались ученые Зем-ли - виднейшие теоретики и практики зна-ния. Они молча, в торжественной тишине, занимали места в исполинском амфитеатре, вокруг овального возвышения.
Под куполом дворца заструились голу-бые грозовые волны. Они становились все гуще, насыщеннее. В воздухе запахло све-жестью. Это начал действовать аппарат, стимулирующий внимание и мышление.
Вспыхнули призрачным светом стены дворца, растаяли, исчезли. Вместо них по-явились изображения залов заседаний да-леких миров. Пространство дворца как бы расширилось в сотни раз, наполнилось де-сятками тысяч жителей обитаемых планет.
Послышался бесстрастный голос робота-диспетчера:
- Все жители Великого Союза Миров на одной волне. Дискуссия о великом пере-ломе начинается!
На возвышении появился человек. Ты-сячи ученых Земли и других планет подня-тием рук приветствовали Рама, очередного председателя совета. Глаза его сияли мо-лодостью и энергией, хотя ему недавно исполнилось триста лет. Легкая ткань голу-боватой одежды Рама подчеркивала гармо-ничные формы его тела.
Рам молчал, как бы собираясь с мыс-лями, как бы созерцая далекие миры, пред-ставители которых смотрели на него с экра-нов межзвездного видения. Ощутил громад-ную ответственность за каждое слово, за каждую мысль, которые готовился произ-нести здесь. Шагнув навстречу миллиардам глаз, произнес уверенно и взволнованно:
- Братья!
Мощные волны уплотненного времени несли его голос в бесконечные дали, пре-вращаясь в многочисленных аппаратах связи в символы, понятные жителям дале-ких миров.
- Братья! Борьба, революции - основа прогресса. Это аксиома. Разумный человек понял этот закон. Природа осуществляет революционные преобразования ощупью, зигзагами. Но человек обязан искать крат-чайший путь. Когда наступает кризис, не-обходимо новое направление. Мы накануне такой революции. В чем ее суть?
Опасность в нас самих, в несовершен-стве нашей природы. Органы мышления, эволюционировавшие на протяжении мил-лионов лет, безнадежно отстают от стреми-тельного потока знания. Они не в состоянии соперничать с молниеносной реакцией логи-ческих машин. Мы достигли долголетия в пределах тысячи лет, но и этого недоста-точно, чтобы охватить и осознать необъят-ную сумму даже небольшой части сведений, не говоря уж о мудрости предыдущих по-колений. Знание разделилось на многочис-ленные ручьи, но здравый смысл и логика зовут нас к упрощению, к универсальности, к поискам единства.
Настает час великого перелома. Мы со-брались, чтобы приблизить его. Вам будет предложен проект нового пути. О нем рас-скажет Семоний, руководитель Главного Электронного Центра Земли. Братья! Мы призываем - слушайте и советуйте.
Рам сошел вниз, сел в первом ряду ам-фитеатра. На возвышение стремительно поднялся худощавый узколицый ученый, одетый, как и председатель, в голубую одежду. В пространстве зазвучал низкий, напряженный голос:
- Братья! Проблема, о которой гово-рил здесь Рам, ясна безусловно всем. Раз-умный мир стоит перед большой опас-ностью. Я не знаю, стоит ли напоминать о фактах, которых достаточно в любом мире. Забота о будущем велит нам идти по пути освобождения мыслящих существ от интел-лектуальной нагрузки, ставшей невыно-симой.
Да, я глубоко убежден, что надо пере-дать функции научно-технического мышле-ния электронно-гравитационным аппаратам. Они - порождение нашего разума, они - наши слуги и друзья. Мы сконструировали мощный автоматический центр, управляю-щий сейчас научно-технической сетью планеты. Кроме задач координации, мы предоставим ему функции творческого мышле-ния. Он будет анализировать - и совер-шенно безошибочно - все научные сведе-ния, поступающие к нему извне, и именно в духе тех законов, по которым идет разви-тие человечества.
Перед нами встают удивительные пер-спективы: знание будет развиваться несрав-ненно быстрее - ведь электронно-гравита-ционные аппараты обладают гораздо боль-шими возможностями, чем люди. Если спросят, какова же роль человека в этой новой эпохе, я отвечу с гордостью: человек останется властелином, но более могу-чим!
Мы не будем копошиться в лабиринтах анализа, а уверенно пойдем к сияющему солнцу синтеза. Говоря образно, человеку не нужно будет забираться на дерево, чтобы сорвать плод. Это за него сделают мыслящие аппараты. Нам же предстоит лишь одно - пользоваться плодами знания, наслаждаясь их замечательным вкусом.
Итак, я предлагаю на рассмотрение на-ших миров выдвинутый группой ученых Земли проект. Мы будем, вероятно, гово-рить не о технической стороне дела - его осуществимость не подлежит сомнению. Людей прежде всего интересуют этические, моральные и научные стороны грядущей перестройки.
Братья! Высказывайтесь и советуйте. Мы, сторонники проекта, ждем вашего су-ждения...
Над сектором Сириуса зажегся зеленый сигнал. Взоры присутствующих обратились к экрану межзвездного видения. Из рядов ученых планеты Ай-Сса-Мра поднялась огромная фигура Браж-Си, известного кос-монавта в системе Сириуса. Серебристые холодящие одежды свободно ниспадали книзу, оставляя открытым только круглое фиолетовое лицо с широким лбом и карими глазами. Черные уста шевельнулись. В зале послышался голос переводной машины:
- Замечательный проект! Величайший скачок знания! Революция в методах по-знания мира назрела. Она необходима! Ве-ликий Союз Миров объединяет много пла-нет, дружно идущих по пути развития зна-ния. Но в беспредельном пространстве есть миры, цивилизация которых еще молода и неопытна. Рост нашего технического потен-циала позволит во многом помочь этим от-стающим планетам. Повторяю - это вели-чайший план, братья!..
После Браж-Си выступили представи-тели системы Центавра человекоподоб-ные существа с хрупкой, гармоничной структурой. Они горячо поддержали Семония. Такое же мнение пришло и с далекой планеты возле инфразвезды Кома. Жители этой системы надеялись с помощью уско-ренного развития разума возродить свой угасающий мир. И только мыслящие суще-ства Сатурна прислали предупреждение. Древнейший ученый этой планеты с непере-даваемым на земном языке именем за-явил:
- Наше развитие отличается от ва-шего. Нам трудно понять ваши цели. Но я помню тревожные отголоски подобных со-бытий, происшедших в иных мирах. Не спе-шите, братья. Подождите, подумайте. Мы постараемся найти в архивах знания все сведения о подобных проектах.
Семоний, выслушав перевод сообщения с Сатурна, улыбнулся и спросил:
- Неужели цивилизации наших миров недостаточно развиты для того, чтобы ре-шать научные проблемы с помощью разума, а не древних преданий?
Ответ с Сатурна был краток и спокоен:
- Настоящее - только звено в цепи бесконечности. Звенья прошлого и буду-щего равноценны. Мы советуем братьям Земли: подумайте!
Но вот амфитеатр заволновался. Взмет-нулся лес рук, приветствуя следующего оратора. Между рядами кресел шел уче-ный, одетый в черную строгую одежду. Поднявшись на возвышение, он остановил-ся возле Семония.
Это был Аэровел, старейший ученый си-стемы Солнца. Недавно друзья отмечали его шестисотлетий юбилей. Он работал в Институте воскрешений, осуществляя там удивительные и еще не всем известные ис-следования.
Миллиарды людей Земли, жители Ве-неры, Марса, колонисты Меркурия, Луны и многих астероидов с восхищением смотрели на ладно скроенную фигуру Аэровела, на крупное, гладко выбритое лицо с большими синими немигающими глазами. Светлая копна волос серебристой короной венчала голову ученого. Казалось, что весь он устремлен в небо. Брови его хмурились, лоб прорезала глубокая морщина. Амфитеатр замер в ожидании чего-то необычного.
Аэровел заговорил, и голос его загремел в пространстве:
- Братья! Только что я испытал силь-ное потрясение. На мгновение меня охва-тило чувство, которое жители наших миров давно считают анахронизмом. Я пришел в ярость! И лишь огромным усилием воли мне удалось овладеть собой.
Полная тишина была ответом на это вступление. Семоний с тревогой посмотрел на старейшего ученого. Аэровел, взывая ко всем секторам, воскликнул:
- Отсутствие опасностей, огромные возможности наших цивилизаций сделали нас беспечными. Мы плохо думаем о по-следствиях экспериментов. Только этим я объясняю то легкомыслие - да-да, я по-вторяю: легкомыслие! - с которым здесь обсуждался проект Семония.
Семоний сказал: нам не надо будет лезть на дерево, чтобы сорвать плод, это сделают машины! Прекрасно. Удивительно! Человечество будет лежать под деревом и открывать рот, чтобы машины бросали в него плоды познания. Какая потрясающая мечта! Но что ожидает человека, который перестанет углубляться в пучины анализа? Об этом вы подумали? Он потеряет способ-ность к аналитическому мышлению, клетки разума атро-фируются, наш интеллект де-градирует. И, наконец, электронные аппа-раты подни-мутся выше людей. Да-да! Я повторяю, что будет так! Ты, Семоний, сам сказал, что их реакция в миллионы раз совершеннее нашей. Мы еще не знаем всех опасностей этого пути, тех неожиданностей, которые подстерегают человечество после великого перелома.
Но главное, что возмущает меня,- это стремление отождествлять чудесный чело-веческий интеллект с холодным разумом машины, хотя и очень высоким...
- Что же ты предлагаешь, Аэровел? - резко заметил Рам.- Ты отрицаешь опас-ность, о которой говорили мы?
- Нет,- возразил Аэровел,- не отри-цаю. Опасность есть. Все это понимают. Но есть иные пути ее преодоления. Этот путь не вне человека, а внутри него. Институт воскрешений видит его в достижении бесконечного долголетия, то есть практически в бессмертии...
- Бессмертии? - удивленно воскликнул Семоний. - Что ж, это чудесная перспек-тива! Но что это изменит в положении че-ловека? Миры переполнятся людьми с бес-конечно устарелыми взглядами, рядом с архаичными предками будут жить их со-вершенные потомки, благословенные дары эволюции обратятся в пародию!
- Ты ошибаешься, Семоний! - с досто-инством сказал Аэровел.- Мы не предла-гаем такого примитивного бессмертия. Да речь и не идет о бессмертии, а о периодиче-ском восстановлении всех функций орга-низма, о полной регенерации тканей ста-реющего тела. И не по старому образцу, а в соответствии с велениями эволюции, до-бавляя каждому индивидууму новые свой-ства, соответствующие требованиям эпохи. Преждевременно раскрывая результаты ра-бот Института воскрешений, я могу сооб-щить...
Страстные слова Аэровела прервал тре-вожный аккорд. Ученый замолчал. В про-странстве над амфитеатром появилось юное девичье лицо. Изображение вздрагивало, колебалось. Глаза тревожно всматривались в присутствующих, как бы отыскивая кого-то.
Рам встал, недоумевающе спросил:
- Кто ты? Почему прерываешь дискус-сию?
- Я Искра, - ответила девушка. - Чрезвычайное событие требует решения со-вета.
- Что случилось?
- Я работаю на станции межпланетных кораблей возле Плутона. Си-локаторы только что засекли приближение космиче-ского тела. Это звездолет древней конструк-ции. Скорость субсветовая. Принцип дви-жения обычный.
- Он тормозит?- взволнованно спро-сил Рам.
- Нет. Через несколько часов корабль войдет в систему.
- Вы пытались с ним связаться?
- Не отвечает. Мы испробовали все диапазоны гравио- и радиосвязи. Быть мо-жет, там нет живых существ. Для размыш-ления времени нет. Выход один: использо-вать для торможения пространственные за-слоны Системы.
- Хорошо, - подумав, ответил Рам. - Остановите его. Затем отбуксируйте на вне-земную станцию. Члены совета осмотрят звездолет.
Изображение Искры исчезло. Над ам-фитеатром плыл возбужденный шум. Рам взошел на возвышение, поднял руку:
- - Мы прервем дискуссию. Быть может, сейчас в Космосе решается судьба неведо-мых мыслящих существ...
Люди системы Солнца затаив дыхание следили за удивительным космическим со-бытием. Странный корабль неизвестного происхождения устремился из глубин про-странства в планетную семью Солнца. Ско-рость его была такова, что корабль уподоб-лялся лучу. Точнейшие аппараты, растировав показания си-локаторов, определи-ли, что воздушный корабль не замедляет полета. Значит, он проскочит Систему и снова удалится в беспредельность. Это сви-детельствовало о том, что на борту не было живых существ или корабль лишился управ-ления.
Искра, молодой инженер внешнего по-яса космических станций, получив разреше-ние совета, начала приводить в действие свой полный риска план. Она связалась с хранилищами внепланетной энергии на Плутоне, Титане и на многих астероидах, передала им волю совета. Стартовав со станции на громадном спутнике-корабле, она вывела его в район предполагаемой встречи с звездолетом. По условному сиг-налу могучие потоки гравиэнергии начали концентрироваться вокруг спутника-ко-рабля. Квантовые преобразователи превра-тили эту энергию в волны уплотненного пространства, которые устремились на-встречу неизвестному звездолету. Вокруг него было создано непроницаемое поле - своеобразный пространственный коридор. Тяготение Системы теперь не влияло на межзвездного скитальца. Пространство су-ществовало для него лишь в узком кори-доре, который неотвратимо вел к спутнику-кораблю.
Люди Солнца и жители Сатурна волно-вались: хватит ли энергии? Удастся ли остановить в пределах миллиарда километ-ров звездолет, летящий с субсветовой ско-ростью?
Искра включила добавочные преобра-зователи. Теперь энергия уплотненного про-странства излучалась по центру канала, на-встречу чужому кораблю. Плотность излу-чения постепенно нарастала. Рядом с де-вушкой вспыхивали экраны связи, далекий голос подруги, дежурившей на станции на-блюдения, тревожно сообщал:
- Скорость уменьшается. Двести пять-десят тысяч километров... Двести сорок во-семь... Двести сорок семь... Искорка! Надо усилить излучение...
- Все исчерпано,- беспомощно отве-тила девушка,- Включи счетно-решающий автомат и определи, когда произойдет встреча.
Несколько мгновений тягостного ожида-ния, затем растерянней голос подруги:
- Столкновение неизбежно. Сейчас же уходи с пути!
- Нет,- с вызовом воскликнула Искра.- Мы обязаны остановить его!..
И, как бы поощряя ее уверенность и мужество, в эфире раздался мощный голос Рама:
- Верно! Ты, девушка, права! Храни-лища внепланетной энергии! Слушайте при-каз совета: включите все резервные источ-ники, предоставьте их в распоряжение Искры...
Люди Системы облегченно вздохнули. Радостно зазвучал голос подруги:
- Искорка! Замечательно! Скорость резко падает. Двести тысяч километров... Сто восемьдесят... Сто сорок... Сто...
Медленно текли минуты напряженной борьбы. Наконец человек преодолел огром-ную силу инерции. Чужой звездолет сбли-зился с кораблем-спутником. Они повисли рядом в бездне пространства.
Искра закрыла глаза, провела дрожа-щей рукой по лицу. Невероятно! Неужели удалось?
Сноса открыла глаза, посмотрела в иллюминатор станции. Тихонько засмея-лась. Да, она совершила это чудо. Вот он, странный бродяга Вселенной. Кто в нем? Откуда он? Что скажет человечеству Солнца его экипаж?
Девушка снова уверенно села за пульт, включила систему программирования. Че-рез несколько минут в центральной части станции-спутника открылся гигантский шлюз. В него медленно вплыл чужой звез-долет. Шлюз закрылся.
После этого спутник-корабль двинулся к далекой Земле, держа курс на главную вне-земную станцию планеты...
Рам, Аэровел, Семоний и несколько видных ученых Земли прямо из Дворца Советов вылетели на внеземной космодром. Их группу встречали инженеры станции. Между ними стояла Искра. Рам сразу узнал девушку, крепко пожал руку и, любуясь ею, сердечно сказал:
- Такая маленькая... и такая смелая! Ученые одобрительно улыбались. Де-вушка в самом деле была миниатюрной, с рыжей мальчишеской прической, блестящими серыми глазами и тонкими музыкальными пальцами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11