А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Узнав о таком решении, Доминико с болью согласился. Ему очень жаль оставлять учебу, друзей, и, особенно, дона Боско.
– Почему ты не хочешь немного побыть у родителей?
– Я бы хотел здесь в оратории закончить мою жизнь…
– Не говори так. Ты поедешь домой, поправишься и вернешься.
– К сожалению, нет – улыбнулся печально Доминико. Домой я поеду, но сюда уже больше не вернусь. Дон Боско, это уже наш последний разговор. Пожалуйста, скажите мне, что я еще могу сделать для Бога?
– Посвящай ему часто свои страдания.
– А кроме этого, что?
– Посвяти Ему также свою жизнь.
– Скажите, пожалуйста, а с неба я смогу увидеть моих друзей из оратории, моих родителей?
– Да, – прошептал дон Боско, стараясь сдержать слезы.
– А смогу ли я прийти их навестить?
– Если Бог позволит, ты сможешь это сделать.
Первого марта, в воскресенье, Доминико сердечно простился с друзьями из «братства». Потом приехала повозка отца, которой он должен был возвратиться домой. На повороте дороги он еще раз помахал рукой, прощаясь с ораторией, друзьями, со «своим» доном Боско, который с огромной болью проводил глазами удаляющуюся повозку. Уехал его самый лучший ученик, маленький святой, которого Мадонна подарила оратории на 3 года.
Умер Доминико почти внезапно, 9 марта 1857 года при присутствии отца, прошептав слабым голосом:
– Прощай, папочка… священник говорил мне… но я не помню. Какую красоту я вижу…
Пий XII причислил его к лику Святых 12 июня 1954 года. Он стал первым пятнадцатилетним святым.

32. Дело ширится
Биографию дона Боско можно было бы продолжать еще на сотнях страниц. Но здесь их уже осталось немного. Поэтому коротко будут рассмотрены последние тридцать лет его жизни.
Март 1857 года глубоко опечалил его смертью Доминико Савио. Но раньше, в 1855 году, тоже март принес ему большую радость.
Они желали стать такими, как он
25 марта 1855 года, в праздник Благовещения, в убогой комнате дона Боско состоялась важная церемония, хотя и без торжественного оформления. Священник стоя слушал, а Микеле Руа на коленях перед крестом обещал: «Клянусь перед Богом соблюдать послушание, целомудрие и нестяжание и отдаюсь в твои руки, Дон Боско».
При этом обете не было ни единого свидетеля, но как раз в этот момент родилась Салезианская Конгрегация (Салезианское Общество). Дон Боско был его основателем, а Микеле Руа первым салезианцем.
Спустя несколько месяцев принял присягу и стал салезианцем дон Алясонатти. В 1856 году к ним присоединился Джованни Батиста Франчезия, потом Кальеро, Провера, Киравелло, Лаццеро и Бонетти.
Это были те самые убогие ребята, которых дон Боско принял когда-то в свой дом и вырастил, окружил своей любовью. Они хотели стать «такими как он», хотели трудиться для Бога и бедных ребят.
Одетые в семинаристские сутаны, они продолжали учиться и сдавать трудные экзамены. Одновременно дон Боско поручил им преподавать катехизис, заботу о ребятах в столовой и мастерских, а также обучение сирот.
Когда замерзла вода
По воскресеньям дон Боско направлял их в оратории.
1855 году оратория имени Ангела Хранителя вдруг оказалась без директора. Дон Боско назначил директором 17 – летнего Микеле Руа. В этой оратории собрались прежде всего трубочисты. Осенью ребята приходили сюда из Валле д'Аоста с веревками и метелками. Они ходили по улицам и предлагали почистить печные трубы. Все жители старались это сделать до наступления морозов, чтобы прочищенные печи хорошо обогревали помещения.
Это были маленькие ребята, потому что каналы, по которым они должны были пробираться к дымоходам, были очень узкие. Их лица и руки были постоянно перепачканы сажей.
Рано утром в воскресенье Микеле Руа появлялся в оратории и наводил порядок. Когда приходили первые ребята, он направлял их к исповедальне, к священнику, служившему потом Св. Мессу. К девяти часам в оратории собиралось около сотни ребят. На протяжении дня Микеле «был среди них доном Боско». Он заводил игры, беседовал с ребятами, выслушивал их хлопоты, проводил уроки катехизиса. Вечером, когда на улицах зажигались неоновые лампы, ребята возвращались домой. Некоторые провожали Микеле до самого Вальдокко. «До воскресенья, Микеле!» – кричали они ему на прощание. Руа возвращался домой совсем измотанным. В кухне на печке его ожидал ужин, оставленный ему, а также Кальеро и Франчезиа, которые – тоже до крайности утомленные – возвращались из других ораторий. Потом все забирались на чердак, где стояли их кровати. Микеле засыпал мгновенно. И не только он: однажды в понедельник Кальеро проснулся под утро и увидел себя на кресле с носками в руках. Он попросту не успел дойти до кровати и уснул в кресле. Будильник звонил очень рано: в четыре утра! Джованни Кальеро вспоминал: «Зима в Турине – это не пустяк. На нашем чердаке не было печки и воды. Чтобы утром умыться, мы приносили лоханки с водой, а утром часто находили в них лед. Открыв форточку, мы набирали на крыше снега и энергично растирали себе руки, лицо и шею. Через несколько минут от нас шел „пар“. Тогда мы закутывались в одеяла и начинали учить уроки: Руа учил древнееврейский язык, Франчезия зубрил латынь, а я сочинял музыкальные упражнения».
В ноябре 1855 года начала свою деятельность «внутренняя гимназия». Кроме основных своих занятий, Франчезия начал преподавать литературу, Руа – математику, а Кальеро – музыку.
Возникает вопрос, правильно ли поступал дон Боско, разрешая своим молодым помощникам доводить себя до изнеможения учебой и работой? Дальнейшая жизнь этих людей наиболее полно отвечает на этот вопрос. Джованни Кальеро умер в возрасте 88 лет; Микеле Руа, первый преемник дона Боско в руководстве Салезианским Обществом, прожил 73 года, а Джованни Франчезиа, классик и филолог с европейской славой, прожил 92 года. Дон Боско «знал», что работа, даже самая трудная, но сломит этих людей.
Великие дела
По мере роста первой группы салезианцев, дон Боско понял, что пришло время великих свершений.
Последующие годы стали годами интенсивного труда, решения все более сложных проблем, создания дел, которые являлись вызовом, брошенным текущему времени.
30 июля 1860 года отслужил свою первую Св. Мессу дон Микеле Руа. Когда-то дон Боско встретил около Мельницы над Дорой бледного мальчика и предложил ему «половину своей руки». Микеле Руа стал первым преемником дона Боско, был всегда его верной тенью.
Год 1863. Рождается первое салезианское дело за пределами Турина. Это была Малая семинария в Мирабелло Монферрато. Потом возникают колледжи в Ланцо, Аллясио, Сампердарене, Варацце, Вальсаличе. В момент смерти дона Боско существовали уже 64 салезианские дома в шести странах и работали 768 салезианцев.
В апреле 1864 года дон Боско закладывает краеугольный камень под Храм Матери Божьей Заступницы. Строителям на руки он выдает первую сумму денег: восемь сольдо (менее 0,5 лиры!).
В 1872 году дон Боско основывает Конгрегацию Дочерей Марии Заступницы. Обращаясь к первым сетрам; он говорит:
«Вы являетесь убогими сестрами и мало вас теперь, но в будущем у вас будет столько учениц, что трудно станет их всех разместить».
11 ноября 1875 года в Храме Марии Заступницы, заполненном до отказа взволнованными людьми, дон Боско вручает миссионерские кресты первым десяти салезианцам, отправляющимся в Южную Америку. Они едут туда под руководством дона Джованни Кальеро, того самого жизнерадостного юноши, который по утрам бегал посмотреть на цирковые палатки и клоунов.
Рождаются салезианские миссии, которые постепенно распространяются по всему миру.
В этом же году дон Боско организует отряды помощников, которых называет «внешними салезианцами». Это были сторонники его дел, которые помогали ему материально и работали на благо молодежи. Перед смертью дон Боско сказал им: «Без Вашей поддержки я бы ничего не мог сделать, или сделал бы очень мало. Благодаря вашей самоотверженности мы осушили много слез и спасли много душ».
Год 1877. Чтобы поддержать постоянный контакт со своими сотрудниками (а их уже в то время насчитывались сотни тысяч), дон Боско основал журнал «Салезианский бюллетень». Этот иллюстрированный ежемесячник помещал вести из Конгрегации, письма миссионеров, работающих где-то на краю земли, и слова дона Боско. На протяжении последующих лет «Бюллетень» стал очень популярным.
7 декабря 1884 года в Базилике Марии Заступницы Джованни Кальеро получил сан епископа. Дон Боско пережил счастливый день. Давний сон о голубке и оливковой веточке стал явью. Слова, сказанные умирающему ребенку: «Ты будешь содействовать тому, чтобы многие взяли бревиарий в руки… Поедешь очень далеко» – не были иллюзией. Они теперь становились действительностью.
Однако по мере распространения салезианского дела по всему миру, нужны были и соответствующие капиталы. Для содержания миссии в Америке, для того, чтобы прокормить тысячи заброшенных ребят, дон Боско вынужден был в последние годы своей жизни путешествовать по Италии, Франции, Испании в поисках капитала. Огромные это были усилия. Матерь Божья, однако, зримо благословила этим усилиям: руки дона Боско возвращали зрение слепым, слух глухим, здоровье больным. Во всей Европе он уже был известен как «священник, который творит чудеса».
Дон Боско плачет
Май 1887 года. Дон Боско закончил последнюю поездку по Испании с целью поиска капиталов. На сей раз она была предпринята по поручению папы, который обязал его окончить строительство Храма Святейшего Сердца Исуса в Риме.
Согнутый под бременем лет и утомленный изнурительным трудом, входит он по ступеням алтаря величественного храма, чтобы отслужить Св. Мессу. Во время освящения, ассистирующие замечают, что дон Боско начинает плакать. Рыдания, которые он не может сдержать, сотрясают его до конца Св. Мессы. После этого дона Боско почти на руках относят в ризницу. Обеспокоенный дон Вильетти спрашивает:
– Что случилось, дон Боско? Вам плохо?
Он отрицательно качает головой и говорит:
– Перед моими глазами возникла картина моего первого сна, когда мне было девять лет. Я увидел свою мать и братьев, услышал их разговор о том, что мне приснилось.
В том сне, много лет назад, Матерь Божья сказала ему: «Когда-нибудь ты все поймешь». Именно теперь, оглядываясь на свою жизнь, дон Боско понял все. Стоило принести столько жертв, приложить столько труда для спасения бесчисленного множества ребят.
Дон Боско умер на рассвете 31 января 1888 года. Салезианцам, окружившим в последнюю минуту его ложе, он прошептал: «Будем делать всем добро, никому не будем причинять зла… Скажите моим ребятам, что я их всех ожидаю в небе!»

Послесловие
Дорогой читатель! Вот Вы только что закончили чтение книги, целью которой было приблизить Вам чрезвычайно богатую личность необычного человека, каким в XIX веке был Дон Джованни Боско: талантливый воспитатель молодежи, готовый ради нее на любые жертвы, одаренный религиозный писатель, неутомимый апостол, святой харизматик, создатель Салезианского семейства – основатель Салезианского Братства и Дочерей Марии Заступницы и Общества Салезианских помощников.
Его идея выполнения святейшего из Божьих поручений – воспитания молодежи в христианском духе нашла широкое общественное признание во всем мире. Божье вдохновение, с каким он действовал, достоинства его личности и понимание дела, которому он себя посвятил, способствовали быстрому снисканию большого количества единомышленников и сотрудников. Сейчас его салезианцы есть во всем мире – благодаря школам, ораториям и пастырской работе в приходах, на кафедрах вузов и в сложных условиях миссионерства, с привлечением средств массовой информации и с помощью светских людей, организуют огромную работу для развития царства небесного, особенно в душах молодежи.
Великие Божьи дела не ограничиваются и не исчерпываются рамками одной человеческой жизни – пусть даже жизни человека гениального. Об этом убедительно свидетельствует дело, начатое героем этой книги. Он создал много заведений для салезианцев и Дочерей Марии Заступницы в разных странах Западной Европы и Америки, но своим воспитательным влиянием хотел охватить также Центральную и Восточныю Европу. В последние годы его жизни с ним уже сотрудничала группа поляков во главе с князем Августом Чарторыжским. Однако только после смерти своего Основателя – Братство, руководимое его наследником – доном Миккеле Руа, могло начать осуществление этих намерений. Было создано первое салезианское заведение в городе Освенцим, тогда входившем еще в состав Австрии.
Первая мировая война, в результате которой фронт был передвинут на восток, открыла салезианцам путь в этом направлении. Братство смогло открыть свои отделения в городах Кельне, Варшава, Ружанысток, а затем в Вильнюсе и его окрестностях. Сведения об интересующем нас вопросе относительно распространения салезианского дела на восточных землях взяты из работы священника Анджея Свиды («Исторический очерк Салезианского общества»).
В Вильнюсе под руководством священника Kapo ля Любянеца оставались два заведения – Общества: одно из них имело название «Умеренность и Труд» и располагалось на ул. Стефанской, второе «Дом Сердца Исуса» – на ул. Доброй Рады. С разрешения архиепископа Й. Матулевича и обоих обществ священник Любянец передал их салезианцам, с тем что в доме на ул. Стефанской жили бы девочки под опекой ДМЗ, на улице же Додрой рады действовало бы отделение для мальчиков под опекой салезианцев. 15 августа 1924 года состоялась передача нового отделения.
Младшие мальчики обучались в начальной школе, ребята постарше имели возможность освоить профессию столяра на месте. Когда костел св. Стефана по распоряжению архиепископа был предназначен для литовцев, сестры салезианки стали пользоваться часовней на ул. Доброй рады. 17 июля 1928 года после ухода епископа Матулевича, его наследник архиепископ Й. Яблжиковский передал салезианцам управление и заботу о костеле. Это создавало большие возможности деятельности для салезианцев (оратория, опека над девочками при помощи ДМЗ, общежитие для студентов).
Во время второй мировой войны Виленщина была включена в состав Литовской республики. Хотя профучилище продолжало работать, ее директором стал уже салезианец – литовец.
В 1927 году салезианцы получили в свое распоряжение отделение в местности Двожец в Белоруси, с 1921 года находящейся в администрации священника Л. Гостылло. Местное благотворительное дело было задумано с мыслью о возвращенцах из России – ему покровительствовала княжна Мария Радзивилл, которой и принадлежал Двожец. Здесь было открыто общежитие для ребят и столярная школа.
Филиалом вильнюсского дома должен был стать пастырский дом в Кургане, усадьбе госпож Журавских, недалеко от Лиды. По случаю канонизации Дона Боско там был построен небольшой деревянный костел его имени (1935). Его настоятель (с 1941 г.) священник Й. Буяр был арестован гитлеровцами и умер в лидском концлагере в 1943 г.
В глубокой провинции находился объект, подаренный графом Юндзилло-Балинским в местности Регинов. Здесь была открыта небольшая семинария, в которой в 1937/38 уч. году обучалось 130 мальчиков.
Недолго просуществовала оратория в Каменном мосту (Звиняны), в состав которой входило много гектаров малоурожайной земли. В 1937 году имение было передано салезианцам, которые собирались открыть там сельскохозяйственную школу.
Совершенно так же, как на литовской и белорусской землях, развивалось салезианское дело на юге – достаточно упомянуть здесь важнейшее, пожалуй, отделение во Львове с костелом на Лычакове и отделение Абрамовичей. Война и происшедшие в ее результате политические изменения привели к тому, что стало невозможным сохранить существующие отделения и продолжать те начинания, которые обещали столько надежд на будущее.
Сейчас, после почти пятидесятилетнего отсутствия, Дон Боско возвращается на эту территорию, чтобы увлечь за собой новые, уже современные поколения молодежи. Предполагалось, что они будут расти в полнейшей изоляции от религии, без отнесений к Богу и Его святости. История еще раз доказала, что нельзя стереть Его имя в прошлом ни заменить его чем-либо в настоящее время.
Поэтому, с полным признанием приветствуя издание настоящей книги, мы надеемся, что хоть в какой-то мере она будет способствовать присутствию Дона Боско и его дела и этим укрепит потребность в разговоре с Богом, потребность в котором никогда не затухает в человеческой душе.
Священник Здислав Ведер

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25