А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В кабинет вошли новые люди. Это были начальники факультетов и кафедр, политработники. Приятно было видеть среди них знакомых мне по 2-й воздушной армии Владимира Варденовича Нанейшвили, ставшего начальником факультета, Василия Григорьевича Точилова - заместителя начальника академии по политической части.
Полный новых впечатлений, возвращался я вечером домой, продолжая размышлять о неотложных задачах. Надо решительно обновлять программы. Нельзя учить офицеров так, как их учили пять-шесть лет назад. Даже опыт прошлого года придется пересмотреть применительно к новой технике. А люди тут действительно хорошие. Многие прошли школу войны, долго служили в строю. Таким не надо повторять прописных истин о связи академии с жизнью частей. Сами остро чувствуют, что без этой связи нельзя успешно работать.
За шестнадцать лет существования академии здесь сложился большой и дружный педагогический коллектив, в котором немало молодых, талантливых ученых воспитанников академии. Работали здесь и старые преподаватели, еще довоенной формации.
Весной 1940 года, когда на Западе полыхало пламя второй мировой войны, Центральным Комитетом партии и Советским правительством было принято решение о создании авиационной командной академии. 29 марта 1940 года Народный комиссар обороны издал приказ, первый пункт которого гласил: "Выделить из состава Военно-воздушной ордена Ленина академии им. Н. Е. Жуковского факультеты: оперативный, командный, заочный командный, штурманский и КУНС12 ВВС в самостоятельную академию". Во втором пункте этого приказа было сказано: "Присвоить вновь организуемой академии наименование: Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии".
Первым начальником академии был генерал-майор авиации З. М. Померанцев, возглавлявший до этого академию имени Н. Е. Жуковского. Вскоре Померанцева сменил генерал-лейтенант авиации Ф. К. Арженухин.
За один предвоенный год коллектив молодого учебного заведения достиг немалых успехов: был налажен учебный процесс, первые выпускники покинули аудитории и разъехались по частям, чтобы в суровой боевой обстановке применить свои знания.
В годы войны воспитанники академии находились во всех звеньях Военно-Воздушных Сил, начиная от подразделений и частей и кончая авиационными объединениями и штабом ВВС. Они выполняли самые разнообразные задачи и проявляли при этом исключительно высокие морально-боевые качества. Безграничная преданность социалистической Родине, непоколебимая верность воинскому долгу, высокое боевое мастерство, бесстрашие и героизм - вот те черты, которые были свойственны питомцам академии.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, за высокое воинское мастерство, доблесть и мужество, проявленные в Отечественной войне, многие воспитанники академии были удостоены звания Героя Советского Союза. В числе их был и Александр Васильевич Утин, один из талантливых авиационных командиров.
Когда началась война, слушатель второго курса А. В. Утин вместе с товарищами уехал на фронт. Вначале он командовал полком, потом дивизией, а с июня 1943 года - истребительным авиакорпусом. В том же году ему было присвоено звание генерал-майора, а в августе 1944 года - генерал-лейтенанта авиации.
Летом 1944 года 6-й гвардейский истребительный авиакорпус, которым командовал А. В. Утин, прибыл во 2-ю воздушную армию. Энергичный и рассудительный командир пользовался большим авторитетом. Мы поручали ему самые ответственные задачи, и он блестяще решал их.
Летчики 6-го гвардейского истребительного авиакорпуса произвели 33 155 боевых вылетов, участвовали в 1296 воздушных боях. Здесь выросли такие замечательные мастера воздушного боя, как трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, дважды Герои Советского Союза Н. Д. Гулаев, Д. Б. Глинка, Г. А. Речкалов. Корпусу, преобразованному в гвардейский, было присвоено наименование Львовский и вручен орден Красного Знамени. Боевые успехи корпуса - результат умелого руководства А. В. Утина, показывавшего личный пример в бою. Сам командир летал на всех типах истребителей, какие имелись в корпусе. В конце войны за мужество и героизм А. В. Утин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Дважды Героями Советского Союза стали на фронте воспитанники академии А. В. Ворожейкин, Е. П. Федоров. Отличились и многие другие офицеры.
18 августа 1945 года за успехи в подготовке кадров академия была награждена орденом Красного Знамени. Правительственными наградами был отмечен труд многих офицеров, генералов, служащих.
После войны в академии десятки отважных воздушных бойцов получили глубокие теоретические знания и понесли их в авиационные части. Репутация крупного научного центра, задающего тон при разработке перспективных проблем применения авиации, стала принадлежать ей по праву.
Здесь я встретил бывшего летчика 2-й воздушной армии, ныне Героя Советского Союза, Виктора Дмитриевича Артамонова...
- Здравствуйте, товарищ командующий! - приветствовал он меня.
- Здравствуйте, товарищ Артамонов. Вы что, здесь учитесь?
- Нет, преподаю.
Это очень примечательный факт: лихой штурмовик, один из лучших командиров эскадрилий избрал стезю ученого. Впрочем, один ли он! После войны академию окончили четыреста пятьдесят Героев Советского Союза и двадцать восемь дважды Героев - цвет советской авиации. Многие из них ныне возглавляют части и соединения ВВС, а некоторые, как Виктор Дмитриевич Артамонов, избрали путь в науку. И это вполне закономерно: люди с боевым опытом - наш самый ценный капитал.
Во 2-й воздушной армии был отличный летчик-истребитель, командир одной из лучших эскадрилий Сергей Яковлевич Жуковский. Мне памятны воздушные бои над Днепром, Вислой и Одером, в которых участвовала восьмерка Сергея Яковлевича. Виртуозный пилотаж, стремительность атак, тонкий расчет и глубокое понимание тактики боя - таков "почерк" комэска.
Кончилась война, и мастер воздушных боев Герой Советского Союза С. Я. Жуковский поступает в Военно-воздушную Краснознаменную академию. Здесь он отличается упорством в овладении наукой, прилежанием и особой жаждой знаний. После окончания учебы его назначили командиром полка. Он учил людей, не переставая учиться сам. Новые гарнизоны, новая служба в Белоруссии, на Дальнем Востоке, вновь в европейской части нашей страны... Жуковский генерал-лейтенант авиации, служит в строевых частях, но по-прежнему не забывает родной академии, поддерживает самую тесную связь с ее профессорско-преподавательским коллективом.
Высокие командные посты доверила Родина Герою Советского Союза генералу А. Н. Катричу, дважды Герою Советского Союза генералу А. Н. Ефимову и другим питомцам ВВКА.
Еще с давних времен вошла в обиход военных крылатая фраза: "Каждый солдат носит в своем ранце маршальский жезл". Ничуть не преувеличивая, можно сказать, что и в нашей армии каждый талантливый человек может достигнуть многого, если у него есть воля, если он настойчив в достижении поставленной цели, если самозабвенно трудится, отдавая весь жар души любимому делу. Примером тому путь наших молодых ученых, достойно занявших место рядом с ветеранами академии.
Весной 1940 года я впервые знакомился с курсантами Краснодарского авиаучилища штурманов. В строю, вытянув длинные, худые шеи, стояли вчерашние десятиклассники, угловатые парни, съехавшиеся сюда со всех концов страны. Был среди них и невысокий юноша из Ашхабада - Георгий Молоканов, сын машиниста. Только два года тому назад он с отличными оценками закончил десятилетку в родном городе. В училище он с первых же дней зарекомендовал себя как способный математик. А математика в штурманском деле, как известно, наука первостепенная. Осенью 1940 года лейтенант Молоканов стал летчиком-наблюдателем 169-го бомбардировочного авиаполка.
Потом началась война. Полк Молоканова входил в состав резервной авиабригады. Все попытки молодого штурмана попасть на фронт кончались одним ответом:
- Война, вероятно, будет длительной, фронту требуются кадры.
Вскоре молодой штурман звена поехал в Оренбург, где был зачислен слушателем штурманского факультета нашей академии.
Летом 1944 года старший лейтенант Георгий Молоканов, с отличием закончивший академию, был назначен помощником главного штурмана 8-й воздушной армии по радионавигации. Меньше года довелось ему воевать, но и за это время в полной мере проявились его организаторские способности.
После войны Георгий Федосеевич поступает в адъюнктуру и в конце 1949 года защищает диссертацию. Оценивая вклад его в штурманское дело, известный навигатор Герой Советского Союза профессор Александр Васильевич Беляков так отозвался о способностях молодого ученого: "Хорошо подготовлен в области высшей математики и физики, умеет использовать математический аппарат при разработке новых вопросов самолетовождения с применением общих средств, а также радио и астрономии. Достоин назначения начальником кафедры..."
Я вполне был согласен с мнением нашего профессора, и вскоре подполковник Молоканов был утвержден в новой должности.
В настоящее время генерал-майор авиации Георгий Федосеевич Молоканов профессор, доктор технических наук, автор популярных в авиации учебников "Учет ветра в самолетовождении", "Теоретические основы самолетовождения", большого научного труда "Курс самолетовождения"...
И вот теперь совместными усилиями всего профессорско-преподавательского состава, в том числе и бывших воспитанников академии, нам предстояло поднять уровень учебной и научной работы на более высокую ступень, укрепить связи со строевыми частями, сделать новые идеи, научные исследования, теоретические расчеты достоянием широкого круга офицеров-практиков.
Когда мы начали обсуждать эти вопросы, рекомендации были самые различные.
- Надо больше внимания уделять стажировкам слушателей, - предлагали начальники факультетов.
- Хорошо, если бы преподаватели почаще бывали в строевых частях, - вторили им начальники кафедр.
Да, конечно, стажировка слушателей и преподавателей - дело хорошее. Но только ею обойтись нельзя. Слушатели - будущие командиры авиационных частей и подразделений - должны повышать свою летную квалификацию. А много ли можно дать летной практики в условиях академии? Здесь офицеры больше всего занимались теоретической подготовкой.
Решили увеличить время летной практики и войсковой стажировки слушателей непосредственно в частях и за счет этого значительно улучшить подготовку офицеров по их специальностям, а также укрепить деловую связь академии с полками и соединениями.
Новая организация летной практики оказалась весьма эффективной. Годовой налет слушателей на боевых самолетах увеличился почти вдвое. Теперь выпускники, возвращаясь в строй, не нуждались в дополнительных тренировках, как это было ранее, а немедленно приступали к обучению своих подчиненных не только на земле, но и в воздухе.
На состоявшемся собрании партийного актива многие коммунисты обратили внимание на плохую реализацию выполненных в академии исследований.
- Значительная часть научных работ бесполезным грузом ложится на полки нашей библиотеки. Интересные расчеты, ценные выводы не используются на практике в войсках и в конструкторских бюро авиационной промышленности, говорил начальник факультета генерал-лейтенант авиации А. В. Беляков.
Его беспокойство разделяли все присутствующие. Было решено давать более широкую информацию о научных исследованиях. С этой целью в академии начали регулярно издаваться научные труды и пособия под общей рубрикой "В помощь строевым частям". Профессорско-преподавательский состав сразу почувствовал ощутимые результаты своей творческой деятельности. И здесь тесная связь академии со строевыми частями сыграла свою положительную роль.
Немало пришлось затратить сил, чтобы учебный процесс привести в соответствие с задачами времени. У больших полотнищ бумаги, на которых были вычерчены новые учебные планы, разгорались диспуты. Технический вопрос планирования учебного процесса приобрел принципиальное значение. Какие дисциплины и в какой последовательности должны изучаться на факультетах? Как лучше обеспечить дифференцированное обучение слушателей разных специальностей?
Конечно, профилизация обучения потребовала от профессорско-преподавательского состава затраты дополнительных усилий.
- Нам приходится разрабатывать десятки программ, создавать много новых лекционных курсов, - говорил начальник кафедры генерал-майор авиации В. И. Кириллов. - И все же без такой перестройки обойтись нельзя.
Серьезное беспокойство вызывала необходимость изучения слушателями и профессорско-преподавательским составом курсов высшей математики и физики. Молодые офицеры уже на первых курсах приобретают солидные знания по этим дисциплинам. Но как эти знания будут использоваться преподавателями специальных наук? Как они смогут поднять теоретический уровень своих лекций, если сами не изучали высшей математики?
Пришлось заняться общетеоретической подготовкой самих преподавателей. В распорядок дня профессорско-преподавательского состава внесли существенные коррективы. Утром они преподавали, а вечером учились сами. Сначала в расписании вечерних занятий были только физика и высшая математика, затем появились теория вероятности, теория боевой эффективности... С каждым днем все весомее становился общетеоретический багаж знаний преподавателей, повышался теоретический уровень лекций и семинаров.
Теперь предстояло всерьез заняться перестройкой обучения слушателей специальным дисциплинам. Военные кафедры получили возможность широко использовать математический аппарат для аргументации основных теоретических положений. Специальные курсы были обновлены.
Значительно глубже стали исследоваться и научные проблемы. Многие процессы, которые раньше оценивались лишь умозрительно, получили строгое математическое обоснование. Расчеты с использованием вычислительной техники позволили глубже и точнее анализировать тактику боевого применения авиации.
Военные ученые смело решали самые актуальные вопросы боевого использования новейшей авиационной техники. В этой связи мне хочется продолжить рассказ о Герое Советского Союза В. Д. Артамонове.
Вряд ли думал Виктор Дмитриевич, что станет заниматься научно-педагогической деятельностью. До войны он учился в Московском полиграфическом институте и одновременно работал токарем на заводе имени Авиахима. Как и для многих юношей начала сороковых годов, подлинной школой жизни стала для него армия, а первой академией - фронт. В феврале 1943 года младший лейтенант Артамонов прибыл во 2-ю воздушную армию. Только что закончились бои по ликвидации Сталинградской группировки врага, а командир 291-й штурмовой дивизии Андрей Никифорович Витрук уже готовил молодых летчиков к новым схваткам.
- Впереди Украина, всем работы хватит, - сдерживал он порывы молодых, когда те рвались в небо. - Сначала надо подучиться.
Как заботливый отец, Витрук не хотел преждевременно выпускать молодых пилотов в бой, тренировал их в полетах над полигоном, учил, чтобы каждая бомба, каждый снаряд попадали по цели. Не раз видели в те дни Ил-2 Витрука в воздухе. Комдив учил не только рассказом, но и показом. И не было в те дни прилежнее ученика, чем Виктор Артамонов. Настоящую боевую закалку он получил в боях под Киевом, когда штурмовал отступающие фашистские войска. В июле 1944 года Виктор уже водит группы "илов", а потом становится командиром эскадрильи. Закончил он свой боевой путь в Югославии, совершив сто шестьдесят два боевых вылета.
А потом академия, адъюнктура и в 1954 году досрочная защита кандидатской диссертации. Ныне полковник Артамонов - один из ведущих наших ученых. Живой носитель боевого опыта, он умело передает свои знания слушателям, учит их творчески применять все то новое, что внесла практика в жизнь.
Не преувеличу, если скажу, что нет такой авиационной части и тем более соединения, в которых бы не было наших выпускников. Глубокие теоретические знания и хорошие практические навыки позволяют ее питомцам умело выполнять свой служебный долг. Герои Советского Союза Г. Г. Голубев и К. А. Рябов храбро сражались в годы войны. Голубев был ведомым у трижды Героя Советского Союза А. И. Покрышкина. После окончания академии Голубев и Рябов были назначены заместителями командиров авиачастей. В настоящее время генерал-майор авиации К. А. Рябов и полковник Г. Г. Голубев - авторитетные командиры, умелые воспитатели своих подчиненных.
Воспитанники академии Герои Советского Союза Г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45