А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Соорудил царь вблизи храма Святых апостолов церковь в честь прежней жены своей Феофано См.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 253.

. Соорудил и церковь святого Лазаря в Топах О районе Топы (недалеко от Манган) см.: Janin R. Constantinople... Р. 398. Мощи библейских Лазаря и Марии Магдалины были перенесены в Константинополь в конце IX в.

, а в ней основал монастырь мужей скопцов. Туда перенес и похоронил тела святого Лазаря и сестры его Магдалины. Пока флот занимался сооружением церквей, афры захватили Тавромений в Сицилии и убили множество ромеев Под афрами имеются в виду африканские арабы. Тавромений (Таормина) в Сицилии был ими захвачен 1 августа 902 г.

. Взяли агаряне Лемнос и пленили огромное войско А. Васильев относит взятие Лемноса к 903 г. ( Васильев А. Византия и арабы. Т. 2. С. 136, прим. 3).

. 19 . Во время царского выхода в святой Мокий, в день пятидесятницы Т. е. 11 мая 903 г. Храм Мокия находился за константинопольскими стенами (см.: Janin R. La Geographie... Т. 3. Р. 367).

, когда царь вошел в церковь и приблизился к святым вратам, некто, сойдя с амвона, толстой и тяжелой палкой ударил его по голове. И убил бы царя на месте, если бы вмешательством некоего провидения конец палицы не зацепился за поликандил, ослабив силу удара. Кровь хлынула из головы царя, началось смятение, и вельможи бросились в бегство. Брат же его Александр под предлогом болезни не участвовал в шествии и потому вызвал [152] подозрения в заговоре. Ударившего царя схватили, подвергли множеству пыток, а когда он отказался назвать сообщников, отрубили руки и ноги и сожгли у меты на ипподроме. С тех пор отменен был сей выход. Через некоторое время мудрейший монах Марк, эконом сей церкви, который исполнил в великую субботу тетраодий великого Косьмы, трапезничая вместе с царем, молил Льва не отменять сего выхода. Царь отказывался, и Марк сказал: «Не гневайся и не сердись, царь, ибо предначертано было пророком Давидом претерпеть тебе это, ибо рек он: „Все разрушил враг во святилище, рыкают враги твои среди собраний твоих“ См.: Псалтирь 73, 3.

, суждено тебе, господин, владеть отныне царством десять лет». Так и случилось: как исполнилось десять лет в тот же день, когда был ударен, скончался Именно это замечание и позволяет датировать покушение на Льва 903 г. Подробный рассказ о покушении содержится также в Псамафийской хронике (Две византийские хроники. С. 51; ср. коммент., с. 108).

. 20 . И была Зоя четвертой царской женой и пребывала во дворце с царем невенчанной Имеется в виду Зоя Карбонопсина (прозвище Карбонопсина означает «черноокая»), с которой Лев сошелся вскоре после смерти своей третьей жены Евдокии в 898 г. Зоя происходила из знатной константинопольской семьи.

. Болгарские набеги тревожили ромеев, и агаряне, узнав об этом, послали флот, поставив стратигом Льва Триполийского, родом из города Атталии, отступившегося от христианского благочестия. Триполис же, который в Финикии, называется так, ибо разделен между тремя родами колонистов: арадийцами, тирийцами и сидонцами Другие источники также отмечают, что Лев отступился от христианства и принял мусульманство. Его имя происходит от названия сирийского города Триполис (бывшего местом его постоянной резиденции). Название города Триполис состоит из двух слов: τρις — три и πολις — город.

. И когда отправился царь в эмпорий Вутия Об эмпории (рынке) Вутия см.: Janin R. Constantinople... Р. 447.

, дабы освятить монастырь своего протовестиария Христофора, пришла весть, что наступает Триполитянин с сарацинским флотом на Константинополь. И послал царь Евстафия, в то время друнгария, с флотом против Триполитянина. Но не смог он против него бороться и вернулся ни с чем. Следуя за ним по пятам, Триполитянин вошел в Авидос и достиг Пария. Весть об этом ввергла царя в малодушие и страх. И вот, вручив морские силы протасикриту Имерию, он послал его против Триполитянина. Тот миновал Авидос на Геллеспонте, который населяли милетские выходцы (Геллеспонтом же называется от Геллы, сестры Фрикса, упавшей там в море), и Эгейское море (получило наименование от водяного потока, прыгающего вроде козла), причалив к Стровилу, который у Кивиры (Стровил — от местоположения, Кивира — от Кивира, брата Марса и Кидрама), и к Лампсаку (назван так от сияния света, который ночью по мольбам фокейцев, закладывавших город, зажжен был Богом — и хорошо было заложено основание), потом прошел Имврос (назван так по Имвросу, сыну Анфоса, чей отец Стафил — любимейший сын Диониса), миновал Самофракию и приблизился к Фасосу, который древние именовали Хрисой (Самофракия же — полуостров во Фракии, прежде именовавшийся из-за изобилия зверей Фириусой, нимф святилище, потом же, разделенный потоком, он превратился в остров, был захвачен переселенцами с Самоса и назван Самофракией), и настиг врага Пассаж изобилует псевдоучеными историческими и географическими экскурсами и сомнительными этимологическими сближениями, на которые были весьма падки некоторые из византийских хронистов. Греки обычно возводили название Эгейского моря к мифологическому Эгею, утопившемуся в этом море. Наш автор же производит название моря к греч. αιξ — «коза». Название «Стровил» возводится к греч. στροβιλος — «вьющийся», Лампсак λαμπω — Харты («светить»), Фириуса сближается с ϑηρ («зверь») и т. д.

. Впрочем, приблизиться к его флоту он не осмелился. Триполитянин сам по себе и по побуждению Божию повернул назад и в Фессалонике, которую взял, схватил Льва, ее стратига, коему прозвище Хаджилак, и учинил великую резню и кровопролитие Фессалоника была захвачена в июле 904 г. Драматические события осады. взятия ы разграбления города подробно описаны в дошедшем до нас сочинении Иоанна Камениаты «Взятие Фессалоники» (русский перевод опубликован в книге «Две византийские хроники» (с. 159 и след.).

. 21 . Некий кувикуларий Родофил был отправлен по каким-то делам в Сицилию и вез с собой сто литр золота. Заболев по дороге, он пошел в Фессалонику омыться в бане и облегчить страдания. Триполитянин схватил его и, узнав, что при нем золото, долго пытал, тот, однако, утверждал, что ничего у него нет, и был убит. Золото же он оставил на дороге, [153] и его взял проходивший мимо асикрит Симеон, тот, что стал потом патрикием и протасикритом. Поскольку Триполитянин хотел разрушить город, Симеон сообщает ему: пусть возьмет у него деньги и воздержится от разрушения города. Так все и случилось, и сарацинский флот отправился восвояси Об этом эпизоде сообщается также в «Псамафийской хронике» и во «Взятии Фессалоники» Иоанна Камениаты. Подробное сопоставление версий см.: Две византийские хроники. С. 123, прим. 8; Цанкова-Петкова Г. Първата война... С. 192, пр. 130.

. Узнав об этом, Имерий бросается его преследовать. Они же приплыли к Криту, отдали его жителям часть добычи и, вернувшись на родину, оставили Имерия ни с чем у Лемноса. 22 . Был у царя ипостратиг Анатолика патрикий Евстафий, происходивший из доброго и прекрасного рода Аргиров. Он воевал и одолевал исмаилитов не раз, а многократно, отмечен был и силой, и мощью, и мужеством, и разумом, и целомудрием, и справедливостью. И находился при нем Андроник из Дук. Агаряне боялись Евстафия Аргира, даже имя его наполняло их страхом и ужасом. Самона же под предлогом, будто отправляется в свой монастырь, Спира по названию, расположенный в Даматри Даматри (точное местоположение неизвестно), где был расположен монастырь Спира, — один из азиатских пригородов Константинополя (см.: Janin R. Constantinople... Р. 451).

, бежал с деньгами и лошадьми, а казенным коням на каждой станции подрезал поджилки На ряде государственных дорог, относящихся к «ведомству дрома» (министерство почты и внешних сношений), содержались почтовые станции со сменными лошадьми.

. И вот посылает царь в погоню за ним этериарха Василия Каматира и Георгия Кринита. Когда же собрался Самона переправиться через Галис, его настиг и схватил друнгарий Никифор Каллона. Самона взмолился и стал предлагать выкуп. А когда тот не внял, прибег к кресту в Сирихе и говорил, будто пришел туда ради молитвы. И вот прибыл Константин, сын Андроника Дуки, забрал Самону и вернулся в город. И приказал царь сторожить его в доме кесаря Варды. И спросил Константина, правда ли, что тот бежал в Сирию. И узнав, что правда, велел умолчать об этом и, если спросят в синклите, говорить, что пришел тот в Сириху ради молитвы. Ибо хотел царь помиловать Самону. И призвав синклит и выведя к нему Константина, спросил так: «Ответь во имя Бога и жизни моей, бежал ли Самона в Сирию, да или нет?» А он, уважая клятву (прежде он не клялся, а просто в ответ на просьбу, обещал говорить не так, как было), подтвердил перед всеми, что Самона бежал в Сирию. С гневом отослал царь Константина, а Самону удалил с глаз долой на четыре месяца в дом кесаря, потом же удостоил его и вида царского, и беседы История с бегством к арабам Самоны (март 904 г.) недостаточна ясна. Высказывалось даже предположение, что бегство это было мнимым и что Самона отправился к арабам в качестве тайного эмиссара Льва VI (подробно см.: Jenkins R. The «flight» of Samonas // Speculum. 1948. Vol. 23. P. 217 tf.). Действительно необычная мягкость наказания и стремление Льва обелить Самону говорят в пользу такого предположения.

. 23 . Четвертая жена Льва Зоя родила сына Константина, а во время родов явилась на небе комета, лучи на восток испускавшая, сиявшая сорок дней и ночей. Крещен же был Константин патриархом Николаем в Великой церкви в святой день крещения, восприняли же его от святого крещения Александр, родной брат царя, патрикий Самона и все вельможи. И стала тогда Кифа приютом для престарелых, а блудниц оттуда изгнали О местоположении этого приюта см.: Janin R. Constantinople... Р. 350.

. Обвенчал царя Льва с Зоей священник Фома, которого низложили. И провозгласил Лев ее царицей. По этой причине не позволил патриарх царю вступать в церковь, потому и входил Лев с правой стороны, в митаторий В нескольких словах наш автор рассказывает драматическую историю четвертого брака императора Льва VI. Зоя Карбонопсина, находясь в «незаконном сожительстве» со Львом, родила младенца Константина (будущего императора Константина VII) в середине мая 905 г. Некоторое время патриарх Николай Мистик отказывался крестить «незаконного» ребенка. Крещение состоялось лишь 6 января 906 г. Вполне вероятно (если верить самому Николаю Мистику), что условием этого крещения было удаление Зои из дворца. Лев, однако, на это не пошел и уже летом 906 г. женился на Зое. Не только четвертый, но и третий брак был запрещен церковными канонами, и патриарх Николай Мистик остро реагирует на поступок Льва. Вполне вероятно, что наказание императора не ограничивалось частичной эпитимией (запрещение торжественного входа в храм), и царь вообще был отрешен от церкви. Эта история — один из наиболее выразительных примеров конфликта между императором и патриархом, она произвела сильное впечатление на современников и нашла отражение в многочисленных источниках (подробно см.: Попов Н. П. Император Лев VI. С. 103 и след.; Диль Ш. Четыре брака императора Льва Мудрого // Диль Ш. Византийские портреты. М., 1914. С. 214 и след.). Митаторий — помещение на южной стороне церкви св. Софии, где императоры обычно отдыхали после службы.

. 24 . Назначен был Самона паракимоменом, ибо содействовал царю во всяком беззаконии и зле. И начали они злоумышлять против церкви. Призвал он патриарха Николая первого числа февраля месяца и долго просил признать четвертый брак Слова «четвертый брак» восстанавливаем по тексту Ps.-Sym. 709.13.

, а поскольку убедить не смог, прямо с пира посадили его в Вуколеоне на малое суденышко и переправили в Иерию, откуда он с трудом добрался до Галакрин, ибо было там тогда много [154] снега Эти события происходят 1 февраля 907 г. В день памяти св. Трифона царь устроил прием патриарху и виднейшим митрополитам. Об обстоятельствах своего изгнания Николай Мистик подробно рассказывает в письме № 32, направленном Римскому папе ( Nicholas I. Letters. P. 214 ff.; ср. также: Две византийские хроники. С. 57). Галакрины находились на азиатском берегу Босфора. Вскоре после удаления в ссылку царь вынудил патриарха написать собственноручное отречение.

. Рукополагается патриархом синкел Евфимий, муж священно-достойный, скромный и богобоязненный, который, как говорят, получил священство по божественному откровению Евфимий, настоятель столичного Псамафийского монастыря, был хорошо известен как ярый противник василеопатора Стидиана Зауцы. Именно ему посвящен один из лучших памятников житийной литературы, цитированный нами как «Псамафийская хроника». Там же подробно рассказывается об обстоятельствах его возведения на патриарший престол (Две византийские хроники. С. 62 и след.). Евфимий оказался более покладист и согласился узаконить четвертый брак императора.

, ибо задумал царь издать мерзкий закон, что может муж иметь три жены или четыре, и много ученых содействовали ему в этом. 25 . В июне месяце позвал царя Константин Липе в свой монастырь вблизи Святых апостолов, дабы совершил освящение и позавтракал Видимо, речь идет об июне 907 г. О монастыре см.: Janin R. Constantinople... Р. 354.

. И начался ветер, который зовется липе Липс (Λιψ) — название юго-западного ветра.

, сильно дул до третьего часа, рушил дома и церкви, так что все бежали в открытые места и говорили, что быть бы концу света, если бы Божье человеколюбие не уняло дождем эту бурю. 26 . Когда отплыл агарянский флот против ромеев, царь назначил логофета дрома Имерия командующим всем флотом. Приказано было и Андронику Дуке соединиться с Имерием и воевать агарян. Но Самона, оставаясь неизменным врагом Андронику Во время бегства Самоны к арабам (см. с. 153) последний был задержан сыном Андроника Дуки, Константином.

, копал ему яму, одевал путы на ноги, ненавидел же его из-за помехи в бегстве. Он подговорил одного человека тайно написать Андронику, чтобы не садился на корабли, ибо, по его словам, Имерий получил приказ от царя, коего подговорил Самона, схватить и ослепить тебя. Все время побуждал Имерий Андроника сесть на корабли, ибо теснят агаряне, но тот уклонялся и отказывался это делать. И Имерий в одиночку в день памяти святого Фомы вступил в битву и одержал великую победу Скорее всего, прав А. А. Васильев, датирующий эту битву 6 октября 906 г. (см.: Васильев А. Византия и арабы. Т. 2. С. 156). Андроник — второй известный нам представитель рода Дук, начавшего с этого времени играть в Византии весьма значительную роль. Подробное сопоставление всех греческих и арабских версий о бегстве и «предательстве» Андроника см.: Polemis D. The Doukai, a Contribution to Byzantine Prosopography. London, 1968. P. 16 ff.

. Андроник об этом узнал, пришел в отчаяние вместе с родственниками своими и слугами занял город Кавалу и учинил мятеж. Самона же, давно поджидавший удобного случая, сказал царю: «Не всегда ли говорил я тебе, господин, что Дука — бунтарь, мятежник и враг твоей царственности?» И тотчас послал он доместика схол Григория Ивирицу, зятя Андроника, воевать его. Узнал об этом Андроник, услышал также о том, как изгнан был из церкви патриарх Николай, и всем домом бежал к агарянам, выступившим тогда против ромеев. Амермумн [155] принял его торжественно и с честью. Опечалился царь из-за Андроника и пожелал послать ему собственноручно подписанное письмо, чтобы вернулся к ромеям. Посоветовал кто-то царю, чтобы приветил он кого-нибудь из сарацин претория и отправил его в Сирию с подписанным письмом. Он так и сделал. Написал киноварью, скрепил золотой печатью и запечатал снаружи кусочком воска. Когда вышел сарацин от царя, подозвал его Самона и сказал: «Знаешь, что несешь?» — и прибавил: «воск, который держишь в руках, — гибель для Сирии». Он дал ему денег и велел вручить письмо в руки визирю. Сарацин пошел и сделал, как велел Самона. Андроник был схвачен и брошен в тюрьму со всеми своими родственниками. Он понял, что случилось это из-за коварства Самоны, и вынужден был вместе со своими отречься от веры. Константин же, его сын, зная, что уйти оттуда невозможно, воспользовался советом отца и бежал из Сирии, вернулся со своими спутниками к царю По всей видимости, Константин Дука вернулся в Константинополь во второй половине 908 г.

, а царь щедро его одарил и, встав с восточной стороны от образа Господа и Спасителя нашего, сказал ему: «Да не введет тебя в заблуждение молва, глаголящая, что воцарится над ромеями Константин. Клянусь всевидящей справедливостью и образом Господа нашего, не достанется тебе царства, хотя зовешься ты Константином, но перейдет оно по Божьему повелению от предков к любимому моему сыну, в чем я получил подтверждение у многих святых отцов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48