А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Психологи открыли феномен так называемой «компартментализации». Суть его — даже не раздвоение, а дробление подсознания индивидуума на множество сегментов. Подобная деятельность мозга формируется еще в раннем детстве и часто имеет шизоидные корни. Психология информатора может напоминать подводную лодку со множеством отсеков, каждый из которых автономен.
В 1997 году двое ученых из университета Brigham Young детально изучили 139 случаев установления агентурных отношений советской разведки с гражданами США. Они пришли к выводу, что если в пятидесятых-шестидесятых годах информаторы, сотрудничавшие со спецслужбами СССР, в основном руководствовались политическими мотивами, то с начала семидесятых превалирующими мотивами стали деньги, разочарование, отсутствие поддержки, продвижения по службе и проблемы психологического свойства, связанные с «эго» или структурой личности.
С последним фактором давайте разберемся более детально. В практике информационно-поисковой работы частенько приходится использовать так называемые человеческие комплексы. Если говорить строгим медицинским языком, то, что в быту подразумевается под комплексом, на самом деле -невроз. А неврозы есть почти у всех.
Все комплексы, которые есть у человека, формируются до пятилетнего возраста, когда ребенок растет как личность. Основы психологии «крота» в большинстве случаев определяются именно отношениями в его семье. Многие люди «шизофренического» типа в детстве чувствовали себя отвергнутыми, изолированными, нелюбимыми. Эти ощущения, как щелочь, вытравливают и выжигают позитивные личностные качества — честность, искренность, преданность. В результате дети-изгои постепенно отгораживают себя от общества непробиваемой защитной стеной.
Тем более что частенько и сами родители дают для этого повод, воспитывая свое потомство главным образом по принципу запретов и условий. «Если ты будешь делать это, я сделаю это», «Если не будешь слушаться, я тебя любить не буду». Ребенок вырастает с подсознательным ощущением, что любить можно только «за что-то». И человек всю жизнь подсознательно подавляет свою личность, стремясь стать «таким», чтобы его любили, носит маску. Но рано или поздно это может привести к невротическому комплексу, антисоциальному поведению, озлобленности или депрессии… Это компенсаторные реакции организма, чтобы «удержаться на плаву».
Став взрослыми, такие люди могут казаться уравновешенными и вполне заурядными. Но это обманчивое впечатление: в глубине души они -сверхчувствительные и самовлюбленные субъекты. А в моральном плане — непредсказуемы. Как раз эгоизмом и запредельной самовлюбленностью (нарциссизмом) психологи объясняют поведение идущих на сотрудничество людей. Как правило, нарцисс-эгоист равнодушен к окружающим. Ему нет дела до других — он занят откровенным самолюбованием. И вот человек, живущий в мире фантазий о собственном превосходстве и самодостаточности, становится лжецом и лицемером. Искаженная самооценка заставляет его отвергать традиционные ценности, которые предлагает общество.
Полное отсутствие комплексов — это тоже комплекс, только более сложный «комплекс полноценности». То, что раньше называли манией величия. Человек, который демонстрирует, что он — самый лучший, умный, сильный, красивый, удачливый и т.д., как правило, компенсирует таким образом свое глубинное чувство неполноценности. Тот, кто действительно уверен в себе, не нуждается в том, чтобы ежеминутно доказывать это. Под внешней раскованностью, подчеркнутой сексуальностью очень часто скрывается компенсация внутренней скованности, зажатости подавленного женского естества.
Также частенько встречаются люди, идущие на сотрудничество с СБ от чувства одиночества, от желания осознать свою нужность хотя бы кому-нибудь, даже таким «специфическим» способом. Для такого человека курирующий его оперативник обычно становится самым близким человеком. Ситуация, когда человек находится в контакте с оперработником, сама по себе невротическая. К тому же невротик автоматически вырабатывает в себе невротическое отношение ко всем значащим для него личностям. ДП начинает рассказывать оперативнику про себя все подряд без утайки, в этом и состоит основное сходство оперативника и психоаналитика. Такого рода отношения становятся очень значимыми. Приобретая искреннего слушателя, ДП приобретает еще один невроз. Риск тут, кстати, не так уж и велик, прибавление ко многим неврозам еще одного уже ни на что существенно не влияет. Особенно это характерно для женщин.
В повседневном общении невротика весьма просто выявить по излишнему напряжению на лице, которое при глубокой депрессии объекта превращает его в неподвижную, чаще всего страдальческую маску, на которой не отражаются никакие чувства. В первую очередь это связано со спазмами мимических мышц, которые сам объект не всегда ощущает. Эта своеобразная маска еще больше отгораживает невротика от окружающих и значительно затрудняет его общение.
Существуют три типа привязанности — безопасностью, избегающие и тревожные. Человек с безопасностным типом привязанности даже в самых острых ситуациях не осложнен внутренними проблемами и терзаниями. Он не лишен дара переживать, он скорее в недоумении подумает, что тот, кто перестал с ним общаться, «сошел с ума», чем будет сходить с ума сам.
Тип привязанности формируется в раннем детстве и зависит от того, как мать относилась к своему ребенку: бежала ли к нему по первому зову (безопасностный тип), жестко воспитывала (ребенок вырастает «избегателем»), оставляла в неуверенности в материнском чувстве и отзывчивости (тревожный тип).
Люди с тревожным типом привязанности не уверены в себе. Для них мерило собственных возможностей и перспектив — не достоинства их личности, а отношение к ним окружающих.
По американским данным, тревожных людей — 25%, «избегателей» — 19%. Но это их статистика. В нашей стране людей с тревожным типом значительно больше, что и открывает большие оперативные возможности.
Еще один существенный момент. Да, источники информации нужно беречь и физически, и психологически, и эмоционально, но ни при каких обстоятельствах отношения куратора и ДП не должны становиться слишком близкими. В этом случае возникает своеобразная эмоциональная зависимость, ну а тот, кто нарушает это «золотое» правило, расплачивается по прейскуранту в полном объеме. Особенно, если в роли доверительного помощника выступает женщина.
Запомните, интимные отношения с агентессой могут себе позволить только последние идиоты.
Приведу еще одну историю. В начале 80-х годов прошлого века молодой оперативник отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) приглянулся бальзаковского возраста директрисе одного из продуктовых магазинов. Уж она его и так, и этак пыталась соблазнить, все бесполезно. Но тетка она была конкретная, прижала как-то мужика в своем кабинете грудью к стене и не выпускает. Ну, как тут быть, орать «Насилуют!» не станешь, засмеют потом всем УВД. Тогда опер ей и говорит: «Ладно, твоя взяла, но перед ЭТИМ ты мне напишешь подписку о сотрудничестве!» Вот дурачок, нашел, чем влюбленную женщину в годах напугать. Она быстро ему все, что он хотел настрочила, ну и далее по полной программе…
После энного раза опер понял, что еще немного, и любвеобильная мадам совсем лишит его здоровья, поэтому, решив слегка закосить, слег в госпиталь. Но вся соль не в этом.
Через неделю его отсутствия разъяренная женщина заявилась к руководству УВД и сообщила: «Я агент такая-то, где мой куратор от органов? Хочу, так сказать, верой и правдой послужить Родине!!!».
Начальник стал названивать в госпиталь: «Ты, что же это, гад, с агентурой совсем не работаешь?»
Упал тогда опер перед начальством на колени и попросил слезно о переводе в другое подразделение.
При работе со «слабым» полом следует учитывать еще одну особенность — большинство женщин способны на абсолютно нелогичный, глупый, необъяснимый поступок, продиктованный исключительно какими-нибудь сиюминутными эмоциями, и, что самое неприятное, никто не может предсказать, когда именно эти эмоции возникнут, — даже сама женщина.
Бывший комендант штаба французской армии Эмил Массар в своей книге «Шпионы и шпионки в Париже», изданной в 1936 году в Париже, писал по этому поводу: «Англичане также ввели принцип: не пользоваться услугами ни сомнительных субъектов, ни женщин. Рано или поздно, говорили они, те и другие проявят слабость. Женщины к тому же отличаются недостатком терпения и отсутствием твердости. Кроме того, женщина не умеет хранить тайны, и сердце ее часто подчиняет себе мозг… Они неспособны… предать друга или любовника».
Я не призываю отказываться от услуг доверительных помощников женского пола, но без тщательного учета особенностей женской психологии информационно-поисковая работа чревата различными осложнениями. Ведь особенности в женской и мужской логике поступков обусловлены прежде всего нашей физиологией. У большинства женщин эмоциональный тип мышления, склонный к интуиции и различным «озарениям», у мужчин же — рациональный, склонный более к формальной логике.
Работа с прекрасным полом должна строиться на установлении уважительных отношений, основанных не столько на материальной основе, сколько на моральном соучастии. Ведь, как правило, именно среди женщин чаще встречаются те, у кого по каким-то причинам не сложилась личная жизнь. Но если вы будете уважать достоинство доверительного помощника, видеть в нем человека, поддерживать советом и соучастием, трудно найти более ценный источник информации.
3.10. Завершение контакта
В случае, если по каким-то причинам сотрудничество с доверительным помощником становится, по мнению сотрудника СБ, бесперспективным, дальнейшие контакты с ним прекращаются. Это может произойти при различных обстоятельствах: консервация ДП с прицелом на дальнейшую перспективу, потеря актуальности сообщаемой ДП информации, профессиональная непригодность ДП, ведение ДП «двойной игры», при отсутствии потребности в канале дезинформации.
Прекращая доверительное сотрудничество, необходимо сохранить с теперь уже бывшим информатором нормальные человеческие отношения. Сделать это необходимо весьма учтиво, поблагодарив за плодотворную работу и выплатив выходное пособие, не ущемляющее самолюбие информатора. Даже если оперативный контакт обрывается из-за идентификации ДП как «двойного агента», целесообразным будет проинформировать его о том, что прекращение отношений дело временное и скорее всего в гамом ближайшем будущем его «бесценные услуги» будут снова востребованы.
Приложение 1

АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ
1. Введение. Краткая историческая справка
Термин «агент влияния» появился совсем недавно и сразу же стал весьма популярен. Сама же обозначаемая этим термином категория специфической, особо засекреченной агентуры применяется тысячелетиями. В зависимости от времени и стран первоначального обитания они назывались по-разному. Но имели свои, только им присущие особенности, отличающие их от других категорий агентуры.
В основном это были люди знатного происхождения, обладающие незаурядными способностями и привлекательной внешностью. После тщательной подготовки под правдоподобной «легендой» их засылали е соседние общины, племена и государства. Основной целью этой акции было внедрение (инфильтрация) агента в верхние эшелоны власти для скрытого подрыва могущества явных или потенциальных противников.
Агенты этой категории, как правило, внедрялись в одиночку. Но были и исключения. Например, великий полководец и мудрый правитель Александр Македонский, в 328 году до н. э. захватив цветущий край Согдиану (территория современных Узбекистана и Таджикистана), вызвал из Македонии и Греции 100 статных и красивых юношей высшего сословия, имевших хорошее образование и обладавших значительными умственными способностями. Своей властью сразу по прибытии он женил их на девушках из местной знати, лично выступив в роли свата и руководителя свадебных торжеств.
Официальная идеология этой акции на первый взгляд может показаться весьма гуманной: сделать все, чтобы дети двух породнившихся народов никогда уже не воевали друг против друга. Но на самом деле истинные цели этой акции были весьма далеки от декларируемых — Александр Македонский осуществлял свой стратегический замысел, создавая властную структуру новой знати, обеспечивающей коренные интересы греко-македонской империи.
В дальнейшем подобного группового единовременного внедрения агентов влияния в чужеземные структуры древность и средневековье почти не знали, а осуществлявшиеся акции в основном оставались строго индивидуальными.
Это было связано с тем, что:
во-первых, несмотря на практическую неуязвимость и огромные потенциальные возможности данной категории агентуры, технология внедрения и легализации была весьма сложной в реализации;
во-вторых, достижение конечной цели планировалось в далекой перспективе, в то время как при неожиданных кульбитах истории результаты операции могли приобрести значение, противоположное первоначальному замыслу.
В России использование агентуры влияния также имеет весьма давнюю историю. В качестве подтверждения можно привести одну из дипломатических миссий времен Ивана Грозного, когда на главу Посольского приказа Ивана Михайловича Висковатого была возложена важная задача подписания мирного договора с Датским королевством. Ситуация осложнялась тем, что датский монарх и слышать не желал о мире с Московией. Когда И.М.Висковатый окончательно убедился в том, что обычными дипломатическими средствами успеха на переговорах не добьешься, то стал искать окольную дорогу — Обладая недюжинной силой убеждения и щедро одаряя новых приятелей деньгами и драгоценными подарками, он привлек на свою сторону нескольких высокопоставленных вельмож. В дальнейшем с помощью этого «промосковски» настроенного лобби ему удалось убедить короля Дании принять выгодное для России решение.
Или еще один пример: в начале двадцатого века Россия была поражена массовыми забастовками, а российское правительство находилось в состоянии полной растерянности. Для стабилизации ситуации начальник Московского охранного отделения полковник С.В.Зубатов придумал весьма элегантный выход. Он предложил создать тайно управляемые полицией через «агентуру влияния» профсоюзы, которые бы имели все внешние признаки «демократических» организаций. Так что профсоюзное движение в царской России создавались во многом именно усилиями «охранки».
В развитие этой темы можно отметить и то, что этот опыт не остался без внимания и в новейшей истории, в качестве примера можно привести профсоюз «Солидарность» с Лехом Валенсой во главе, который выступил в роли передового отряда «агентуры влияния» ЦРУ США в деле развала польского социализма.
В СССР особое звучание эта тема получила в конце 80-х — начале 90-х годов. Сейчас уже ни для кого не секрет, что крушение Советского Союза произошло во многом благодаря активной деятельности агентуры влияния, действовавшей в самых верхних эшелонах советского руководства. В этом плане весьма характерно выступление будущего директора ЦРУ А. Даллеса на одном из секретных заседаний в начале 1945 года: "Окончится война, кое-как все утрясется, устроится. И мы бросим все, что имеем, все золото, всю материальную помощь или ресурсы на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства мы, например, постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театр, кино — все будут изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, диссидентства, словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху…
Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство, наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, диссидентство, национализм и противопоставление народов — все это мы будем насаждать ловко и незаметно…
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57