А-П

П-Я

 

В основном это отпрыски аристократических семей с отличным образованием и толстыми кошельками.
И ещё о некоторых австрийских учреждениях «Опус деи».
Ассунта Менсдорф и Камилла Хартиг руководят объединением «Студенческий и молодёжный клуб Штубентор» на венской улице Беатриксгассе – это объединение девушек – членов «Дела божьего».
Объединение «Студенческий клуб Биркбрунн» владеет собственной виллой в самом фешенебельном районе Вены Деблинге – для бедных студентов там вряд ли найдётся место. Однако, как отмечает журнал «Профиль», все эти объединения всегда в распоряжении Рикардо Эстариоля.
Не так давно в Инсбруке создан «Воспитательный и образовательный центр Зильграбен», руководит им Штефан Койа, сын известного зальцбургского юриста Фридриха Койа. А прокурор из Зальцбурга Карл Фюрлингер возглавляет в этом городе западный филиал австрийского «Опус деи» – «Культурный центр Ювавум». Ювавум – античное название Зальцбурга.
Бывшая руководительница женщин «Опус деи» Мария Аугустиа Морено говорила когда-то:
– Наша цель состоит также и в том, чтобы проникнуть на все университетские факультеты и кафедры, благодаря которым мы многое сможем сделать. «Опус деи» стремится и в государственные учреждения. Тогда мы окажемся в состоянии присваивать нашим людям без сдачи каких-либо экзаменов докторские степени, награждать орденами, обеспечивать их карьеру, что привлечёт к нам новых представителей элиты.

* * *

В начале своего пути «Опус деи» насчитывал всего несколько десятков последователей Эскривы де Балагера. В 30-х гг. основатель ордена написал свои «Духовные размышления», содержащие 999 максим. Его книжка была издана под названием «Камино» («Путь»), а затем распространена на 34 языках более чем в 3 миллионах экземпляров. В 1971 г. «Путь» был впервые издан в Мадриде и на русском языке. «Пути» предпосланы такие рекомендации:

«Прочти со вниманием эти советы. Поразмысли спокойно над этими рассуждениями.
Это вещи, которые я тебе говорю на ухо, в полном доверии друга, брата, отца. И эту доверительную беседу слышит Бог. Я не скажу тебе ничего нового. Я буду теребить твои воспоминания, чтобы в тебе возникла некая, ранящая твою совесть мысль: и так ты улучшил бы свою жизнь и пошёл бы по путям молитвы и любви. И стал бы в конце концов рассудительной душой».

Правило №16 отражает одну из главных особенностей члена «Опус деи»: понимание своей принадлежности к элите, стремление стать руководителем, начальником.
– Разве ты можешь быть рядовым? – вопрошает Балагер. – Стадный ли ты человек? Ты же родился, чтобы стать вождём…
2 февраля 1942 г. папа Пий XII издал энциклику «Provida Mater Ecclesiae» («Попечением матери церкви…), которой юридически признал мирские институты, то есть организации мирян, которые, хотя и соблюдали монашеские обеты, действовали „в миру“ – одевались, как все остальные граждане, не носили рясу или сутану, не жили в монастырях или скитах. Журнал „Панорама“ считает, что таким образом понтифик хотел укрепить позиции институтов, являвшихся оплотом католицизма в борьбе против распространения коммунистической идеологии. Организационная структура и идейные принципы „Дела божьего“ были вполне приспособлены для реализации указанных целей.
Как отмечает журнал «Панорама», структура «Опус деи» сложная. Члены ордена делятся на три категории.
«Нумерарии»: все они холосты, обладают высоким образовательным уровнем (по меньшей мере два года учёбы на философском и четыре года на теологическом факультетах), живут в общежитии или «центре» «Опус деи», отчисляют в пользу организации весь свой заработок, получая в обмен деньги на карманные расходы. Это преподаватели, адвокаты, врачи, промышленники, банкиры, политические деятели, журналисты и священники.
«Аггрегати»: все они холосты, живут в своих семьях, отчисляют в пользу «Опус деи» значительную часть своего заработка.
«Супернумерарии»: они женаты, посещают обычные места молений, отчисляют в пользу ордена часть своего заработка (как правило, одну треть). Бывший нумерарий Клаус Штайгледер, вышедший из «Опус деи» в 1978 г., опубликовал книгу под названием «Опус деи»: взгляд изнутри», в которой рассказал о методах, используемых для вербовки молодых людей в «Дело божье». Постоянный контроль над личной и общественной жизнью молодого человека со стороны «духовных руководителей», слепое и абсолютное подчинение вышестоящим, массовый религиозный фанатизм на собраниях, угрозы «божьего проклятия» в адрес тех, кто выступает против «Опус деи» или выражает намерение выйти из ордена.
В «Деле божьем» царит железная дисциплина. Постулат №617 из «Пути»:

«Повинуйтесь, как повинуется инструмент в руках артиста, который не останавливается над тем, чтобы размышлять, для чего он делает то или иное, в уверенности, что никогда не потребует от вас ничего, что бы не было хорошо и не служило к вящей славе Божьей».

Или №620:

«Если в повиновении ты не обретаешь мира, ты исполнен гордыни».

Месса и причастие ежедневно, две получасовые молитвы в течение дня, помимо молитвы в полдень и вечером. И наконец, ежедневные специальные молитвы «рыцарей церкви», причём текст этих молитв, взятый из Священного писания, хранится в тайне – таков не полный перечень «святых бдений» опусдеистов, совершаемых ими в течение одного дня.
Для иллюстрации вновь прибегнем к «Пути».
Максима №82:

«Сначала молитва, затем покаяние, на третьем месте, именно на третьем месте – дела».

Или №92:

«И в мыслях моих возгорится огонь». Именно для этого ты прибегаешь к молитве, чтобы обратиться в костёр, в живой огонь, дающий тепло и свет. Потому, когда ты больше не можешь продвигаться вперёд, когда ты чувствуешь, что угасаешь, если нет у тебя возможности бросить в огонь душистые поленья, брось в него хворост и листву кратких устных молитв, молитвенных возгласов, которые продолжали бы поддерживать костёр, – и ты не потеряешь своего времени».

№113:
«Ты говорил Ему:
– Не верь мне, но я верю Тебе, Иисусе… Я отдаю себя в Твои руки и в них оставляю то, что у меня есть, мои немощи! И мне кажется, что это хорошая молитва». Дисциплина в «Опус деи» предусматривает умерщвление плоти: самобичевание один раз в неделю (как правило, по субботам), ношение вериг на бёдрах (два часа в день).
– Выпьем до последней капли чашу страданий в этой убогой земной жизни,
– вещал Эскрива де Балагер. – Что могут значить десять, двадцать, пятьдесят лет страданий, если потом рай навеки?
– И важнее всего… – продолжал основа-гель ордена, – если мы страдаем, чтобы утешить Господа Бога нашего, чтобы угодить Ему духом исправления, в единении с Ним на Кресте, словом – если мы приемлем страдания Любви ради.
Монсиньор Эскрива провозглашал также:
– Если знаешь, что вот эти страдания – физические или нравственные – являются очищением и заслугой – благослови их.
Завет основателя ордена: «Молодые люди отдают всё, что у них есть, и самих себя без остатка» – часто воспринимается опусдеистами буквально: подавляющее число членов «Опус деи» завербовано среди несовершеннолетних. Для них создана изощрённая система «духовной помощи», в основе которой необычайно суровые правила: отдаление от родителей, постоянный взаимный контроль над поступками и даже мыслями, умерщвление плоти.
Журнал «Панорама» опубликовал рассказ итальянской девушки по имени Эва Сичильяно, которая поведала о своём восьмилетнем пребывании в ордене.
Когда Эве было 12 лет и она училась в школе, её отвезли в культурно-религиозный центр «Япиджа клуб» (ныне он называется «Звезда Востока»), состоявший из нескольких комнат, молельни и постоянной часовни. Эву учили там играть на гитаре, домоводству и живописи на стекле. Одновременно её приобщали к религиозным медитациям и беседам о богоматери и о жизни Эскривы де Балагера. Медитация (лат. «meditatio», от «meditor» – размышляю, раздумываю) психическая активность личности, целью которой является достижение состояния углублённой сосредоточенности. Почти каждую неделю Эва исповедовалась священнику – члену «Дела божьего».
– Вначале мне там не очень нравилось, – рассказывает Эва. – Меня больше влекло море, плавание, гребля, но моя мать была поражена любезностью, приветливостью хозяев этого дома, всей этой очень приличной обстановкой…
Затем на пасху 13-летняя девочка две недели провела в международном общежитии в Кёльне, в красивом особняке на улице Ашенерштрассе. Вместе с ней там было ещё 15 итальянок, 30 испанок и представительницы десятка других стран под строгим присмотром нумерариев разного ранга, которые в Кёльне знакомят новообращённых с «Нормами», продиктованными основателями ордена:
– Святость труда и образа жизни, ежедневное чтение текстов организации, усердные молитвы и искупления в определённое время дня и прежде всего полное послушание богу и духовным руководителям «Опус деи» в гораздо большей степени, чем всем остальным, включая родителей. Эскрива де Балагер учил также:
– Предположим, что член «Опус деи» открыл химический состав, с помощью которого можно сделать философский камень, и ему осталось лишь перелить каплю этого состава из одной пробирки в другую. Так вот, он должен оставить свою работу и забыть об этой капле, если его руководитель дал ему другое поручение.
В следующем году во время поездки в Рим на пасху произошёл коренной поворот в жизни 14-летней Эвы. В это время отмечается большой ежегодный праздник кандидатов в члены «Опус деи»: сотни юношей и девушек из всех стран мира размещаются в гостиницах, собираются на коллективные встречи с беседами, песнопениями. Встречаются также и с руководителями ордена, и с самим папой римским.
– Впечатление поразительное, – говорит Эва. – Непрерывным лейтмотивом всех этих бдений была идея, что жизнь нужно пожертвовать богу. Я решила это сделать, то есть стать нумерарией «Опус деи».
И вот, когда ей исполнилось 14с половиной лет, Эва направила письмо с просьбой принять её в члены организации самому главе «Опус деи» Альваро дель Портильо. Этот акт называют «питар» (по-испански «свисток»).
19 марта, в день святого Иосифа, Эва вместе с другими будущими нумерариями дала обет бедности, целомудрия и послушания. А через пять лет – обет верности, в знак чего выдаётся кольцо, которое члены организации носят на левой руке.
День Эвы был строго расписан на общие молитвы, молитвы за папу и руководителей ордена, мессы, причастия, повторение молитв с чётками в руках, медитации, беседы с начальниками.
– Нумерарии должны умереть выжатыми как лимон, – говорит Эскрива де Балагер.
После приёма в «Опус деи» Сичильяно познакомилась также с умерщвлением плоти.
– Однажды директриса показала мне вериги – металлическую цепь, одна из сторон которой была густо утыкана гвоздиками, с крючком, с помощью которого цепь закрепляют на бедре. Она объяснила мне, как она употребляется и зачем: чтобы укрепить характер и пострадать за господа.
Журнал «Панорама» пишет, что нумерарии обязаны носить эти вериги ежедневно по два часа, пока они работают, учатся или беседуют с другими членами ордена. Вериги больно врезаются в тело, особенно когда человек сидит, и оставляют на теле ранки. Ещё большую боль причиняет верёвочный хлыст, которым стегают себя по ягодицам до появления крови. Бичевание хлыстом, который называют здесь «дисциплиной», применяется в обязательном порядке раз в неделю, в «дежурный день», который директриса назначает для каждой нумерарии: это день «бдения и жертв». Помимо хлыста, есть и другие способы умерщвления плоти: «героическая минута», когда нужно мгновенно среди ночи встать с постели; сидеть, не опираясь на спинку стула; меньше есть того, что любишь, и больше того, что не любишь.
– Если ты не будешь умерщвлять свою плоть, ты никогда не станешь человеком молитвы, – учил Эскрива де Балагер.
Письма, получаемые и отправляемые опусдеистами, всегда сначала прочитывает начальство. На просмотр фильма, чтение газет и книг молодые «рыцари церкви» обязаны получить разрешение руководителей. Корреспондент «Нью-Йорк таймс» Генри Камм убедился, что в Наваррском университете руководством «Опус деи» строжайше запрещены произведения Маркса, Сартра, Кьеркегора, Шопенгауэра и других авторов.
Председатель группы Итальянской социалистической партии в палате депутатов Рино Формико первым из политических деятелей указал на опасность, которую таит в себе «Опус деи». Выступая в палате депутатов по вопросу о масонской ложе «П-2», он заявил, что закулисная власть «Дела божьего» вполне может ограничить, подавить и подорвать демократию в Италии. Журнал «Панорама» попросил Формико объяснить, что побудило его прийти к такому выводу:
– Вы действительно считаете, что «Опус деи» занял место масонской ложи «П-2»?
– Я считаю, что «Опус деи» уже давно пустил прочные корни в Италии как организация. Она распространялась и крепла одновременно с развитием страны, параллельно с заинтересованностью правящих классов в установлении новых связей. Существование ложи «П-2» лишь подтолкнуло нас, политических деятелей, вас, журналистов, и общественность в целом уделять больше внимания тайным обществам.
– «Опус деи» прозвали «святой мафией» или «клерикальным масонством». Что же он представляет собой, по-вашему?
– Пока ещё рано давать чёткую оценку этому явлению. Несомненно, что с мафией её роднит секретность, но этого недостаточно для того, чтобы дать ей столь чёткую и недвусмысленную характеристику. Что касается эпитета «святая», то таковой она является в силу её принадлежности к церкви, хотя возникает вопрос, можно ли называть святым всё то, что имеет отношение к церкви. Я лично сомневаюсь. Что же касается масонства, то я считаю, что «Опус деи» объединяет с ним секретность, связи, а также, я полагаю, обряды…
«Опус деи» широко распространён в Италии. Именно потому проблема ордена и вызывает такой интерес.
– Руководители ордена продолжают заявлять, что «Опус деи» всего лишь религиозная, духовная организация, наставляющая в христианской вере.
– Мне кажется, что это слишком ограничено. Впрочем, достаточно вспомнить о том, что происходит в Испании, где полемика по вопросу об «Опус деи» приобрела широкий размах и затронула область политического устройства… Если бы «Опус деи» была организацией, объединяющей лишь духовных лиц, то она интересовала бы нас только как один из обычаев. Но если такая организация объединяет в своих рядах не духовных лиц, а мирян, связывает их совершенно особыми узами, тогда возникает тот же вопрос, какой уже возник во времена ложи «П-2», а именно: конфликт между подчинением государству и верностью клятве, которая выходит за рамки законов государства. Когда «Опус деи» действует в сфере ознакомления граждан с религиозными идеалами, она, несомненно, не занимается секретной деятельностью, наносящей ущерб конституционным порядкам. Но когда она, как это происходит также в Италии, направляет деятельность руководителей государственного административного аппарата, а также авторитетных деятелей мира финансов и информации, устанавливая таким образом узы верности, выходящие за рамки тех уз, какие должны связывать гражданина с государством, то тем самым создаётся параллельная власть, которая затем может приобрести подрывной характер и привести к ограничению демократии…
Известный специалист по ватиканской политической кухне Сандро Маджистер подчёркивает, что любопытная «нить Ариадны» связывает между собой теневые общества «Опус деи». Возьмём, например, общество с ограниченной ответственностью «Нуова Колибри» – издательство, руководимое нумерариями, которое издаёт серию «Фольи», ежемесячные брошюры, распространяемые для идеологической и моральной подготовки «рыцарей церкви» и сочувствующих, а также журнал «Культура э либри».
Администрацию издательства «Нуова Колибри» курирует ещё одно общество с ограниченной ответственностью – «Эдициони университарие кооператива джорналистика», сокращённо «Эдиун Коопераджон» со штаб-квартирой в Риме, всего в нескольких метрах от резиденции «Опус деи», в том же особняке, где размещается Институт по вопросам сотрудничества между университетами (ИСУ).
«Эдиун Коопераджон» по договорённости с издательством «Фрателли Паломби эдитори», директором которого является нумерарий «Опус деи», курирует публикацию журналов «Университас» и «Сипе фамилье», периодического издания ИСУ.
Главное издательство итальянского отделения «Опус деи», издающее книги Эскривы де Балагера и ежемесячный журнал «Студи каттоличи», называется Ассоциация научных исследований. Оно основано в Милане в 1957 г. и финансируется двумя «дружественными» обществами с ограниченной ответственностью:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29