А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

глубокую вовлеченность Михоэлса в проект создания Крымской еврейской республики, конечные цели которого с момента возникновения этой идеи представлялись для наших аналитиков не вполне ясными.
Мы и сейчас не имеем достоверной информации, которая позволяла бы судить о причинах, побудивших Сталина к физическому уничтожению Михоэлса накануне переговоров, существенной частью которых являлся крымский проект. Но мы можем предположить, что фигура Михоэлса и его позиция по отношению к этому проекту явились для Сталина преградой, препятствующей осуществлению его намерений.
В связи с этим представляется целесообразным предпринять решительную попытку выяснить истинные намерения советского правительства.
А именно:
1. Как далеко Советы намерены пойти в своих политических уступках в обмен на экономическую помощь и финансовые льготы в рамках участия СССР в реализации плана Маршалла.
2. Является ли для Москвы крымский проект практической программой ближайшего времени или же Сталин использует его в каких-то иных целях.
Предлагается следующий способ выяснения этих вопросов. Разрабатывая тактику предстоящих переговоров в Москве, эксперты госдепартамента рекомендовали постепенный подход к одной из ключевых проблем - к намерению американской стороны убедить СССР отказаться от германских репараций, которые были оценены в 10 миллиардов долларов и выплачиваются Германией в виде станков и другого промышленного оборудования, которое демонтируется и вывозится в Советский Союз. Мы считали это условие справедливым и рассчитывали, что советская сторона примет его, как только поймет, что выгоды от участия в плане Маршалла в конечном итоге намного перекрывают сумму репараций.
В свете ситуации, сложившейся после смерти Михоэлса, целесообразно пойти принципиально иным путем. Нужно довести до сведения советского руководства, что американская сторона намерена выставить отказ СССР от германских репараций в качестве предварительного условия для начала переговоров по плану Маршалла вообще и по финансированию крымского проекта в частности. Реакция Москвы на это условие сразу обнаружит подлинные намерения Сталина. При проведении этой зондажной акции правильнее воспользоваться не дипломатическими каналами, а путем организации утечки информации из госдепартамента.
Д. Гувер довел до моего сведения, что после расшифровки Карригана агентам ФБР удалось выявить еще одного высокопоставленного сотрудника госдепартамента, снабжавшего Москву секретной информацией внешнеполитического характера. Его он и предложил использовать для реализации этого плана. Его следует пригласить на совещание, в ходе которого и будет обнародована новая тактика американской делегации на переговорах в Москве. Такое решение представляется мне вполне разумным.
Прошу санкционировать это мероприятие.
А. Гарриман".
"Сугубо конфиденциально
Министру торговли США
А. Гарриману
Дорогой Аверелл!
Президент одобрил Ваш план. Он добавил к нему следующее. Сосуществование на территории Крыма базы советского Черноморского флота и еврейской республики, открытой для свободного въезда евреев со всего мира, представляется несообразностью, чреватой непредсказуемыми последствиями.
Это с самого начала вызывало его сомнения в реальности крымского проекта. Крым должен стать демилитаризованной зоной.
Дайте знать Сталину, что он должен быть готов к тому, чтобы перебазировать флот из Севастополя в Одессу и на черноморское побережье Кавказа. Тогда мы поверим, что Крымская еврейская республика - реальность, а не пропагандистский миф.
Д. Маршалл".
II
Сталин был взбешен. Это было неслыханно. Они требуют отказа от репараций. Они требуют вывести Черноморский флот из Севастополя. Да не провокация ли это? Он вызвал заместителя Абакумова, генерал-лейтенанта Судоплатова, ведавшего вопросами внешней разведки, и приказал перепроверить полученную из Вашингтона информацию. Через две недели Судоплатов доложил: есть подтверждение. Сообщил агент Стюарт - первый секретарь британского посольства в Вашингтоне Дональд Маклин, исполняющий также обязанности начальника канцелярии посольства. Условие об отказе СССР от репараций действительно предполагается выдвинуть в ходе переговоров. О требовании перебазировать Черноморский флот из Севастополя никакими сведениями источник не располагает. Информация получена Стюартом от министра иностранных дел Великобритании Эрнста Бовина.
В шифровке Стюарта также сообщалось:
"Стратегической целью плана Маршалла является создание в Европе единой экономической системы с глубокой интеграцией в нее экономик всех стран-участниц с тем, чтобы переплетение и взаимозависимость экономических интересов исключала возможность возникновения в будущем острых политических противоречий, чреватых переходом в военные конфликты. Очень большое значение придается участию в плане Маршалла стран Восточной и Центральной Европы, оказавшихся после войны в зоне советского влияния, а также самому Советскому Союзу, который видится Западу основным источником военной угрозы. Соединенные Штаты Америки намерены ассигновать огромные средства на реализацию плана Маршалла в расчете на то, что установление в Европе прочного мира, основанного на взаимной экономической заинтересованности всех стран, позволит США значительно сократить свои военные расходы и в конечном итоге с превышением компенсирует затраты на план Маршалла.
В проводимой США политике "кнута и пряника" роль кнута отводится военной доктрине Трумэна, а роль пряника - плану госсекретаря США Д. Маршалла.
В настоящее время о своем желании участвовать в плане Маршалла заявили 16 стран. Вопрос об участии СССР и его сателлитов остается открытым.
Для координации и контроля над выполнением "программы восстановления Европы", как именуется план Маршалла, предполагается создать Администрацию экономического сотрудничества, возглавлять которую будет, вероятно, министр торговли США А. Гарриман".
Сталин отложил шифровку.
А. Гарриман. Конечно же. Голубь, твою мать. Друг Советского Союза. Такой друг в жопу залезет и за сердце укусит. Додумался, а? От репараций откажись. Черноморский флот из Севастополя убери. Да за кого они его, черт возьми, принимают?!
Сталин взял себя в руки. Опытный политик никогда не принимает решений под влиянием чувств. Может быть, они и хотели вывести его из себя? Чтобы он наделал ошибок. У них ничего не получится. Товарищ Сталин умеет сдерживать свои чувства. Товарищ Сталин умеет извлекать пользу даже из невыгодных ситуаций.
Сейчас была невыгодная ситуация.
Вот и из нее нужно было извлечь пользу.
На ближайшем заседании Политбюро Сталин прервал обсуждение итогов денежной реформы и отмены карточной системы и попросил членов Политбюро высказать свое отношение к участию Советского Союза в плане Маршалла.
Возникла довольно долгая пауза. Сталин понял, что ответа он не дождется. Вопросительно взглянул на Маленкова:
- Ваше мнение, Георгий Максимилианович?
- Не готов отвечать. Не владею вопросом.
- Товарищ Жданов?
- Я тоже.
- Товарищ Каганович?
- Вопрос не в моей компетенции. Прошу извинить.
- Неужели ни у кого из членов Политбюро нет собственного мнения по такому важному вопросу? - спросил Сталин.
- Мнение у всех есть, - ответил Берия. - Только это епархия Молотова. Пусть он доложит, а потом и мы свое мнение выскажем.
- Позиция МИДа будет уточнена в ходе переговоров, - сообщил Молотов. Все будет зависеть от политических условий, которые поставит американская сторона. Экономическую проработку делал аппарат товарища Вознесенского.
Сталин перевел взгляд на Вознесенского:
- Вы пришли к какому-нибудь выводу, Николай Алексеевич?
- Да, товарищ Сталин. Перспективы сотрудничества с США в рамках плана Маршалла открывают для нас реальный выход из экономического кризиса.
- Вы считаете экономическое положение Советского Союза кризисным? уточнил Сталин. - Мы привыкли к другому термину: трудности послевоенного периода.
- Я полагаю, что здесь, на Политбюро, мы можем называть вещи своими именами. И даже должны это делать. Преуменьшать остроту проблемы - все равно что загонять болезнь внутрь. Мы все знаем, в каком тяжелом положении находится сейчас страна. Экономика обескровлена. В войну погибли миллионы квалифицированных рабочих, инженеров и техников. Особенно тяжелое положение в сельском хозяйстве. Женщины пашут поля на коровах. Остро не хватает строителей...
- А пленные немцы? - перебил Сталин. - А предатели и изменники Родины, выдачи которых мы добились? Это не резерв практически бесплатной рабочей силы?
- Подневольный труд никогда не был производительным.
- Плохо работают? - удивился Сталин. - Странно. А вот на строительстве Беломорканала работали хорошо. Может быть, вы просто не умеете заставить их хорошо работать? Лаврентий Павлович, вы бы поделились с товарищами своим опытом.
- Политбюро поручило мне другой участок работы, - ответил Берия.
- Но Политбюро не освободило вас от ответственности за все государственные дела. У нас есть министры, чтобы заниматься конкретными отраслями. А члены Политбюро должны отвечать за все, а не делить участки работы на мое - не мое. Продолжайте, товарищ Вознесенский. Значит, вы считаете, что участие в плане Маршалла поможет нам выйти из кризиса?
- Поможет выйти быстрее и с меньшими лишениями для советских трудящихся.
- Я согласен с товарищем Вознесенским, - вступил в разговор Кузнецов, самый молодой член Политбюро. - В этом вопросе экономика смыкается с политикой. Перспективность любых решений должна определяться тем, облегчат ли они жизнь советских людей. Товарищ Сталин всегда подчеркивал, что мы должны работать для блага народа. Сейчас это особенно актуально.
- Вот за что мне нравятся ленинградские товарищи - за их целеустремленность, - заметил Сталин. - И за поддержку друг друга. Школа нашего дорогого Сергея Мироновича Кирова. Товарищи Вознесенский и Кузнецов хорошие ученики товарища Кирова. Очень хорошие. Думаю, что, когда придет пора мне отойти от дел - а этого уже недолго ждать, - они сумеют меня заменить. Товарищ Вознесенский - в роли Председателя Совета Министров. Товарищ Кузнецов - в роли генерального секретаря нашей партии. Только не нужно меня уверять, что товарищ Сталин будет жить вечно. Люди не живут вечно. Вечно живут их дела. Я хочу обратить внимание товарища Кузнецова только на одно обстоятельство: благо советского народа и его благосостояние - это не одно и то же. Это близкие понятия, но не тождественные. А иногда и довольно далекие друг от друга. Скажите, товарищ Вознесенский, вы предусматривали возможность того, что американцы за свою финансовую помощь могут потребовать от нас отказаться от германских и финских репараций?
- Да, товарищ Сталин. Не потребовать этого они не могут. Но могут предложить нам самим отказаться в обмен на режим благоприятствования в рамках плана Маршалла.
- И как, по-вашему, мы должны на это требование или предложение реагировать?
- Я думаю, что мы должны согласиться.
Члены Политбюро с недоумением переглянулись, зашушукались.
- Спокойней, товарищи, - проговорил Сталин. - Полагаю, товарищ Вознесенский разъяснит нам свою точку зрения. Военные репарации являются для нас сейчас единственным реальным источником внешних средств для восстановления народного хозяйства. Мы получаем по репарациям промышленное оборудование, необходимое нам для модернизации нашей промышленности особенно химической и машиностроительной. Что мы сможем получить взамен?
- Журавля в небе, - встрял Хрущев. - У нас говорят: сменял дурень порося на карася.
- Наоборот, Никита Сергеевич, - вежливо возразил Вознесенский. - Карася на порося. Мы действительно получаем сейчас оборудование демонтированных немецких заводов в очень больших объемах. Это оборудование превосходит наше по многим показателям. Но оно уже сегодня в техническом отношении является вчерашним днем. Ориентируясь на эти поставки, мы тем самым уже сейчас обрекаем себя на техническое отставание. По плану Маршалла мы могли бы получать самые современные технологии. И с их помощью выпускать конкурентоспособную продукцию. Резкое увеличение объемов внешней торговли намного перекроет стоимость репараций.
- Вы связываете будущее народного хозяйства с завоеванием Советским Союзом мирового рынка. Я вас правильно понял?
- Да, товарищ Сталин. Иначе мы обречены на хроническое отставание.
Сталин напомнил:
- Перед войной у нас был лозунг: "Из своего сырья, на своих заводах, по своим проектам, своими руками". Мы ни от кого не зависели. Это помогло нам победить в войне. Сейчас, по-вашему, этот лозунг устарел?
- Да, товарищ Сталин. Времена натурального хозяйства прошли.
- Значит, торговать, а не воевать? Заключить с империалистами мир?
- Нет, воевать, - возразил Вознесенский. - Но в сфере экономики. Это полностью согласуется с нашей борьбой за мир. Мы все хорошо помним ваши слова: "Первая мировая война вырвала одну страну из капиталистического рабства, вторая - создала социалистическую систему, третья - навсегда покончит с империализмом". Мы выиграем третью мировую войну не на полях сражений. Преимущества социалистической плановой системы признают даже наши враги. В этой войне, как и в любой другой, нужно использовать все возможности для победы. Участие в плане Маршалла дает нам такую возможность.
Сталин поднялся и прошелся по залу, где проходило заседание Политбюро, посасывая незажженную трубку. Он никому не разрешал курить на заседаниях Политбюро. Не курил и сам.
- Я понял вашу точку зрения, товарищ Вознесенский, - помолчав, проговорил он. - Я понял точку зрения всех членов Политбюро. Продолжим, товарищи, заседание...
Когда повестка дня была исчерпана, Сталин кивнул Молотову:
- Зайди ко мне. И ты, Лаврентий, тоже...
Вернувшись в свой кабинет, он закурил папиросу. Как бы в продолжение своих раздумий удрученно покачал головой:
- И это - Политбюро! Твою мать! Высший орган страны победившего социализма! Ленин бы перевернулся в гробу!.. Если бы лежал в гробу... Тебе, Вячеслав. На заседании Совета Министров иностранных дел заявишь: "Любые формы международного сотрудничества могут быть основаны только на уважении национального суверенитета всех государств, на принципе невмешательства во внутренние дела в любых формах, в том числе и в виде контроля за расходованием финансовой помощи. Это относится и к так называемому плану Маршалла. Советский Союз и страны социалистического лагеря не допустят никакого диктата со стороны американского капитала". Я достаточно ясно выразился?
- Они нас пошлют, - заметил Молотов.
- Нет, - резко возразил Сталин. - Это мы их пошлем!
- Они потребуют расплатиться за долг по ленд-лизу. Это почти девять миллиардов долларов.
- Долг по ленд-лизу? - переспросил Сталин. Он выставил перед носом Молотова кулак правой руки и ребром левой ладони рубанул по сгибу локтя. Вот им, а не долг по ленд-лизу! Вот им девять миллиардов долларов! Мы расплатились за них кровью русских солдат! Понял?
- Так и сказать?
- Да! Именно так и сказать! Советский Союз никому ничего не должен! Он за все расплатился кровью русских солдат!
Он помолчал, остывая, и кивнул:
- Все. Можешь идти.
Молотов вышел.
- Располагайся, Лаврентий. Докладывай.
Минут пятнадцать терпеливо слушал. Потом прервал Берию:
- У меня уже все твои плутонии, графитовые стержни, тяжелая вода, факторы мультипликации и масспектрографы в печенках сидят! Чего тебе не хватает? Денег? Материальных ресурсов? Людей?
- Всего хватает.
- Тогда почему я все время слышу о процессе, а ничего не слышу о результате?
Берия пожал плечами:
- Если дать женщине даже девять мужей, она все равно не родит ребенка за месяц.
- Американцы сделали бомбу за три года.
- За три с половиной, - поправил Берия.
- А мы мудохаемся уже шестой год! Я спрашиваю: будет конец?
- Будет.
- Когда?
- В августе сорок девятого года.
- Вот как? Может, и день скажешь?
- День сказать не могу. Зависит от многих факторов. В том числе и от метеоусловий и направления ветра.
Сталин внимательно посмотрел на Берию:
- Август сорок девятого. Я записал. Эта бумажка будет все время у меня перед глазами. Ты хорошо подумал?
- Да. Я подготовил два списка. В первом моя фамилия стоит последней. Во втором - первой.
- Что за списки?
- Первый - на награждение. Если испытание пройдет успешно. Второй - на расстрел. Если ничего не получится.
- Это неправильно, - подумав, сказал Сталин. - Из второго списка можешь себя вычеркнуть. Потому что я не расстреляю тебя. А утоплю в той самой тяжелой воде! Ясно?
- Ясней не бывает. Разрешите продолжать доклад?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43