А-П

П-Я

 

Эти места удовлетворяли нашим требованиям: оттуда было легко добраться до работы, друзей и родителей, находились они на открытом пространстве и недалеко от моря, школы там были хорошими, а цены на недвижимость — вполне приемлемыми. Выбирая место для нового жилья, мы руководствовались рассудком.
Затем мы начали выбираться в эти районы по выходным, чтобы узнать, где нам будет лучше. По существу, все сводилось к наблюдению за внутренними сигналами. Мы опирались на ощущение родства с окружающим миром. Мы смотрели, насколько радостны люди вокруг. Нам нужно было чувствовать себя «как дома». Разные места и населенные пункты несут на себе «ауру» господствующих там убеждений и взглядов. Те, кому нравится жить в глубине Британских островов, видят мир совсем не так как жители Корнуолла, ощущают себя совершенно иначе.
Оценив различные районы с помощью голоса обусловленности, мы вернулись к рассудку и усадили его за математические задачи. Нам нужно было определить, какую сумму мы сможем выделить на покупку, какие коммунальные удобства нам необходимы, как лучше перевозить вещи и во сколько это обойдется.
Затем мы перешли к конкретным предложениям. Едва завидев очередной дом, я тут же чувствовал, подходит он нам или нет. Не обязательно было даже входить внутрь. Когда дом выглядел подходящим, в душе раздавалось эхо прошлого опыта, возникало чувство «знакомости».
В такие дома мы входили, чтобы осмотреть подробнее. Именно на этой стадии во мне началась борьба генетического голоса и голоса обусловленности. Хотя в тот миг я еще не понимал, что происходит, но основные инстинкты оценивали дом и участок с позиции безопасности — фактор немаловажный, так как у нас были маленькие дети. Просматривается ли территория? Не слишком ли она открыта для посторонних глаз? Надежна ли ограда? Тем временем голос обусловленности навязывал свои требования, связанные с удобствами. Жена осматривала сад, проверяла, нет ли там потенциальной угрозы для играющих детей. Чисто ли на кухне? Надежны ли трубы в ванной? Как расположены спальни и можно ли быстро добраться из одной в другую, если ночью что-то случится?
Собрав нужные сведения, мы уезжали, а дома за работу снова брался рассудок. Рассматривая те варианты, которые удовлетворяли требованиям здравого смысла, мы принимали в расчет свои голоса инстинкта и обусловленности. Бывали случаи, когда они начинали перебивать друг друга и спорить: «Да, я понимаю, что рядом оживленное шоссе, и все-таки там очень мило» либо: «Я знаю, что до школы далековато, но вспомни, какой там чудесный сад!»
В личных отношениях голос разума лучше всего направить на достижение взаимопонимания и согласия между двумя другими голосами. При этом он спокойно, расчетливо рассматривает сценарии вероятного будущего. Голос разума полезен для оценки последствий тех или иных решений. Когда логика сталкивается с чувствами, побеждают обычно последние, и потому рассудок должен извещать эмоции о своих выводах, а не просто подавлять их. К голосу разума стоит прислушиваться в любых близких отношениях.
Я (Робин) и моя жена задействуем свои голоса рассудка каждый месяц, когда обсуждаем семейные дела. Мы составляем расписание, где учитываются хлопоты по дому, наши дети, общий досуг, друзья и знакомые, планы и задачи, денежные вопросы и прочая рутина. Порой это скучновато, но так мы достигаем взаимопонимания. Мы знаем, чем располагаем, и это помогает ощущать семейную сплоченность.

Глава 5. Отношения, к которым мы стремимся.
Чего я хочу?
Этот вопрос заставляет нас снова и снова стремиться к хорошим отношениям, пытаться усовершенствовать то, что есть. Какими бы они ни были, их всегда можно сделать лучше По утрам все мы просыпаемся с теми или иными, пусть и банальными вопросами — и мало кто при этом думает: «Как сделать сегодняшний день неудачным?»
В личных отношениях мы можем быть не совсем такими, как хотели бы. У нас порой возникает смутная неудовлетворенность собственной жизнью. Возможно, у нас нет партнера и хотелось бы его найти. Может быть, мы видим вокруг примеры счастливых отношений и гадаем, как это удается другим. Не исключено, что мы и наш спутник жизни крутимся в колесе взаимных обвинений и обоюдных разочарований. Подчас мы забываем те волшебные чувства, которые некогда свели нас вместе. Мы хотим чего-то иного, лучшего и большего.
В близких отношениях очень важны общие цели. Нередко люди годами живут бок о бок, не задумываясь о том, что хотят от своих отношений совершенно разного. Важные решения и поворотные моменты воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, а основное наше внимание отнимают мелочи (например, вопрос о том, куда отправиться на уик-энд). Часто это отражает огромные различия в целях партнеров, их надеждах на будущее и взглядах на идеальные отношения.
Отпуск — отличный пример практического проявления ценностей и убеждений, столкновение которых может привести к разногласиям и ссорам. Все мы любим отдохнуть, на время оставить наскучившие обязанности, сделать что-то новое. Отпуск имеет одну неотъемлемую черту — он позволяет выйти из привычной колеи. Но куда? В схемах стрессовых факторов отпуск занимает далеко не последнюю строчку. После этого перерыва в работе многие люди с радостью возвращаются к «нормальной жизни», так как чувствуют себя совершенно измученными, хотя когда-то мечтали об отдыхе.
Нам кажется, что окончательной проверкой совместимости супругов является вначале единодушие в отношении отпуска, затем сама поездка, приятно проведенное время и ощущение удовольствия после возвращения.
Отпуск — отличная возможность определить убеждения и ценности партнеров.
Предположим, один из них предпочитает просто валяться на пляже. Лежать под солнцем и ничего не делать — таким кажется ему рай. Однако у второго партнера даже мысль об этом вызывает невыразимую тоску — он без колебаний выбрал бы увлекательное сафари. То, какие решения принимают партнеры, может многое рассказать об их стиле общения и гибкости.
Известные нам супружеские пары решали эту вечную проблему по-разному. В одной семье супруги чередовались: в этом году решение о том, как провести отпуск, принимает муж, а в следующем — жена. В другой семье дело обстояло проще: она предлагала, а он соглашался. В третьем случае между супругами ежегодно протекали долгие споры, приводившие в конце концов к компромиссу, который не устраивал обоих. В бездетной чете муж и жена проводили отпуск раздельно. Все эти варианты согласовывались с тем, как они принимали все прочие обыденные решения в своей совместной жизни.
Итак, чего мы хотим от своих отношений? Иногда мы без особой охоты задумываемся о близких отношениях и прочих делах сердечных, так как полагаем, что они должны развиваться естественно, а постановка неких продуманных целей сделает их неискренними. Это спорная точка зрения.
Все, что мы делаем, имеет цель. Мы даже садимся и встаем с определенной целью. Вы читаете эту книгу не просто так. Не бесцельны даже незначительные движения, которые совершает сейчас ваше тело. Все поступки направлены на то, чтобы чего-нибудь достичь. Через некоторое время вы отложите книгу в сторону и займетесь чем-то другим — иначе говоря, попытаетесь достичь следующей цели.
Мы всегда действуем целенаправленно и ничего не можем с этим поделать. Чем отчетливее мы понимаем свою цель, тем больше шансов ее достичь. В противном случае можно попросту заявить: «Меня ничуть не волнуют мои личные отношения. Мне все равно, кто будет рядом». Но так никто не скажет.
Мы хотим удовлетворения и не назначаем свиданий тем, кто, как мы подозреваем, способен превратить нашу жизнь в сущий ад.
Порой люди не хотят ставить перед собой какие-то цели в личных отношениях, так как это, по их мнению, означает искушать судьбу. Им кажется, что стоит чего-то пожелать, как весь мир начнет мешать этому, словно суровые родители, приучающие свое чадо к скромности.
Один наш приятель не ставит перед собой никаких целей именно по этой причине. Родители хвалили его за сдержанность, вежливость и умение довольствоваться малым. Когда он очень хотел чего-то, родители намеренно ему отказывали. Их любимым выражением были слова: «„Хочу“ никогда не получает». Не удивительно, что теперь он боится о чем-то мечтать.
Цели неразрывно связаны с отношениями. Во-первых, в них отражается то, чего мы хотим как личности. Во-вторых, они проясняют, чего мы хотим как супружеская пара. В-третьих, это средство решения проблем, так как поставленная цель нередко указывает выход из затруднительных обстоятельств.
Чего же мы хотим от отношений?
Чего мы хотим от своих отношений? Чтобы понять это, полезно воспользоваться следующими советами. Прежде всего, убедитесь, что мыслите утвердительными оборотами, то есть думаете о том, чего хотите, а не о том, чего вам не хочется.
Когда мы спросили одну знакомую, чего она хочет от своих отношений, та женщина сказала: «Я не хочу жить с кем-то похожим на моего последнего мужа — высокомерного, мелочного и бездушного типа. До сих пор не понимаю, что я в нем нашла». Она четко представляла себе, чего не хочет, но это ничуть не приближало к пониманию того, что ей на самом деле нужно. Мы очень сомневаемся, что, познакомившись со своим бывшим мужем, она сказала себе: «Вот он — высокомерный мерзавец, на вид совершенно бездушный. Мне стоит подцепить его и устроить себе паскудную жизнь. В последнее время мне явно было слишком хорошо». Если она не прояснит, чего хочет, в будущем рядом может снова оказаться неподходящий партнер, пусть даже с другим набором недостатков.
Когда отношения не складываются, люди нередко торопливо находят кого-то другого, и вот что в итоге получается: они часто стараются подыскать того, кто меньше всего похож на предыдущего избранника. К несчастью, у новой пассии обнаруживаются все противоположные изъяны.
Выбирая партнера методом «от противного», мы рискуем увидеть в нем целый ряд недостатков, но нисколько не приблизиться к тому, чего хотим на самом деле.
Итак, нужно думать о том, что хочешь получить, а не чего стоит избегать. В мире немало как удачных, так и совершенно неподходящих партнеров, и для того, чтобы в точности определить, чего нам не хочется, потребуется целая вечность. Жизнь слишком коротка, чтобы искать партнера методом проб и ошибок. Когда заметите, что описываете привлекающие вас отношения с точки зрения того, какими они не должны быть, задайте себе вопрос: «Если я не хочу этого, то чего хочу взамен?» либо: «Как мне нужно поступить, чтобы не повторить эту ошибку?»
Утвердительное мышление — отнюдь не розовые очки. Оптимизм, как и пессимизм, стремится к реалистичности. Пока будущее остается загадкой, важно то, что мы делаем прямо сейчас. Мы нередко получаем то, о чем больше всего думаем. Мысли увлекают нас вперед и часто приводят к прямому результату. Спросите любого теннисиста, что произойдет, если в решающий момент он подумает: «Я не должен попасть в сетку!» О чем он будет думать на самом деле? О попадании в сетку. Какая картина возникнет в его голове? Застревающий в сетке мяч. И что случится потом? Мозг склонен забывать о частице «не» и слышит только: «…попасть в сетку!», после чего теннисисту останется только проклинать себя за недостаток мастерства. Но виноваты не способности, а образ мышления.
С детства на нас обрушивается целый поток запретов: «не делай», «не трогай», «нельзя». Исследования показывают, что в западноевропейской культуре ребенок слышит из десятка полученных указаний только одно утвердительное. Став взрослыми, мы прекрасно понимаем, чего нельзя делать, но часто теряемся при попытках определить, что же делать нужно. Помимо прочего, это означает, что голос обусловленности складывается главным образом из отрицательных суждений. Именно поэтому он так сковывает.
Нас учат не тому, как быть хорошими членами общества, а тому, как не стать плохими.
Второй полезный вопрос звучит так: «Как я пойму, что приближаюсь к своей цели?» Лучшим доказательством послужат, разумеется, ободряющие практические свидетельства.
Нам никогда не придумать окончательного критерия, показывающего, что отношения достигли идеала. Меняемся мы сами, меняется партнер, и потому работать над отношениями приходится постоянно. Каждый день нам предстоит заново творить хорошие отношения, пользуясь доступными в этот момент средствами. Невозможно установить хорошие отношения раз и навсегда, а потом безмятежно уйти на покой. Однако нам вполне по силам определить те вехи, которые покажут, что мы на верном пути.
Вот какими могут быть утвердительные свидетельства движения в нужном направлении:
«Общение с партнером начнет доставлять мне удовольствие. Он будет внимателен ко мне и моим словам».
«Он начнет заботиться о своем внешнем виде».
«Он станет фантастическим любовником».
У вас могут возникнуть и отрицательные формы:
«Мне уже не придется весь вечер сидеть у телефона в ожидании обещанного звонка».
«Я уже не буду единственным, кто платит по счету в ресторане».
«Мне не придется извиняться за него перед подругами».
Затем можно подумать о том, какие факторы помогут добиться желаемых отношений:
«Хватит ли у меня денег, чтобы бывать всюду, где хочется?» «Разнообразен ли круг моих друзей?»
«Есть ли у меня образец для подражания? Возможно, я могу взять пример с кого-то из друзей. Как добились этого они?»
Речь идет, конечно, не о слепом подражании. Вполне возможно, в их поведении найдутся мелочи, которые можно было бы скопировать, но успех в личных отношениях обычно зависит от характера, мнения о себе, взглядов на мир и на представителей противоположного пола.
Мы уже достаточно подробно обсудили ценности и убеждения. Среди мужчин распространено одно довольно странное мнение: просить о помощи и даже признаваться другим в том, что тебе не помешал бы хороший совет в вопросах личных отношений, — значит признать себя неудачником. Некоторые мужчины скорее согласятся, чтобы их протащили нагишом через колючие кусты, чем признают, что не стали даром Божим для всех женщин и чего-то не знают об ухаживании. Их легче поймать за листанием «Плейбоя», чем за чтением книги о личных отношениях. Такое убеждение может быть частью голоса обусловленности, наследием взглядов родителей или школьного воспитания. Это мнение обрекает на поражение, ведь чрезмерная самоуверенность редко предполагает хорошие личные отношения.
Время и внимание.
У каждого из нас уже есть два великолепных средства, которые необходимы для налаживания хороших отношений. Обе способности целиком в нашей власти, и все мы наделены ими в равной мере. Это время и внимание.
Вы готовы уделять время своим личным отношениям? Как это согласуется с вашим образом жизни? Вы всегда уделяете людям то внимание, которого они заслуживают?
Чаще всего личные отношения портятся и разваливается с тихим скрипом, а не неожиданным взрывом. Они увядают из-за недостатка времени и внимания, гибнут, как цветы в засуху. Оба партнера или один из них забывают о том, что отношения требуют времени и внимания. Именно внимание возвращает нас к жизни, извлекает все лучшее. Все мы знаем, что говорить умеет тот, кто умеет слушать. С такими людьми приятно общаться. Их привлекательность объясняется не только остроумием и находчивостью. Главное в том, что в их присутствии мы чувствуем, что нас ценят, а это приятно.
Какую тему можно назвать самой захватывающей на свете? О чем мы готовы говорить до бесконечности? О чем мы чаще всего думаем, беседуем с собой, чему уделяем огромнейшее внимание?
Это мы сами.
Мы — вот самая важная и интересная для нас тема разговора, и потому, когда нам уделяют внимание, выслушивают, нам тут же становится приятно. Хорошего слушателя интересует то, что важно для нас.
Как мы уделяем внимание?
Есть два способа быть внимательным. Один из них связан с действиями, а другой — с внутренним состоянием.
В первом случае мы можем подстроиться к человеку: поддерживать обмен взглядами и передвинуться так, чтобы глаза оказались на одном уровне (например, не стоять столбом, если собеседник сидит). Следите за расстоянием между вами, оно не должно вызывать неловкости. Меняйте голос так, чтобы он звучал в том же темпе, что и голос собеседника. Не пытайтесь точно подражать ему. Намного важнее избежать резкого несоответствия с поведением собеседника, что вызовет у него неприятные чувства.
Мы знаем, что беседа с человеком, который говорит намного громче или быстрее нас, вызывает легкую неловкость. Схожие ощущения возникают, если собеседник не откликается на контакт глазами. Само по себе отсутствие этого контакта еще ничего не означает: одни люди предпочитают видеть глаза собеседника, другие, более стеснительные, нередко уводят взгляд в сторону.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24