А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Другой значительно более частой и жестокой формой были резервации. Еще и сейчас в резервациях живет свыше двух третей индейского населения США. Некоторые авторы этой политики создавали резервации с откровенным намерением довершить физическое уничтожение индейцев, разрушить их национальное и моральное единство. Резервации обычно учреждались на землях, малопригодных для сельскохозяйственного производства. В первые десятилетия существования резерваций они были перенаселены, и голод, свирепствовавший в них, лучше всего помогал претворять в жизнь планы сознательного уничтожения индейцев. Небольшие финансовые пособия, которые бюро по делам индейцев выплачивало отдельным племенам в качестве возмещения за отнятую у них землю, конечно, не могли устранить нужду. У голода было много надежных помощников - прежде всего чрезвычайно плохое медицинское обслуживание, вернее, отсутствие его. У индейцев, не погибших в резервациях, хотели вытравить их национальное самосознание. Действуя в соответствии со старой, но все еще надежно действующей формулой «разделяй и властвуй», в резервациях соединяют представителей разных племен и даже разных языковых групп. Не понимая друг друга, индейцы в резервациях, чтобы общаться, вынуждены были прибегать к английскому языку. А крупные племена, еще совсем недавно наводившие страх на индеанофобов, были рассредоточены и расселены по разным резервациям. Так, некогда могущественные дакоты Сидящего Быка живут в одиннадцати резервациях двух штатов США, а племена, составлявшие прославленную Лигу ирокезов, расселены по девяти резервациям.
Р езервацию конца XIX века мы рисуем, надо признаться, достаточно черными красками, но и намерения многих первых расистских создателей резерваций были достаточно черны. Для примера процитируем высказывание человека наиболее авторитетного - федерального поверенного по делам индейцев, - человека, который больше всех других в государстве должен был заботиться о достижении взаимопонимания с индейцами. И этот господин через год после принятия закона о резервациях (в отчете за 1872 год) так характеризует цели и идеалы официальной «индейской политики»: «Необходимо отчетливо сознавать, что в отношениях цивилизованного государства с дикарями (!) не может стоять вопрос о чести нации. С дикими людьми нужно обращаться так же, как с дикими животными. Это значит держаться с ними так, как в данной ситуации проще и выгоднее: воевать, нанести им поражение или, наоборот, спасаться от них бегством. Индеец должен себя чувствовать в резервации до такой степени хорошо, а за ее границами до такой степени плохо, как это будет угодно правительству. Те из них, что окажутся послушными, получат еду и государственную охрану. А тех, что будут вести себя плохо, необходимо незамедлительно покарать или уничтожить…»
В XX веке в резервациях, безусловно, многое изменилось к лучшему. Рузвельт, правительство Кеннеди, а после смерти Кеннеди и его преемники осуществили различные полезные мероприятия. Но сами по себе резервации в Северной Америке остались поныне. И они по-прежнему отражают расистскую идеологию своих прежних создателей.
А нтииндейский расизм - позорная глава истории США. Он имеет давние корни. Белые расисты не стеснялись в выражениях по адресу индейцев. Их называли то «злыми» и «кровожадными», то «равнодушными ко всему на свете», утверждали, что они невосприимчивы к образованию, «невероятно ленивы», «коварны», «нечистоплотны» и т. д. Да, ни одного дурного свойства не забыли приписать им расисты. Немецкая исследовательница Липе нашла одну весьма типичную «характеристику» индейцев, написанную архаичным языком XVII века: «Индейцы почти поголовно дурные и грубые или заслуживающие презрения, медлительные, тупые, недалекие и ничтожные люди, как и сами евреи». Старый расист говорит здесь то, что в Соединенных Штатах некоторые люди будут еще слово в слово повторять в просвещенном XX столетии. В республиках Южной и Центральной Америки антииндейский расизм хотя и существовал, но никогда не декларировался официально и тем более не был как-либо узаконен. Да это было бы и трудно осуществимо в странах, где лица индейского происхождения подчас составляют более 90% населения. На севере Америки еще в пору колонизации положение было совершенно иным. Колониальные власти нередко объявляли индейцев неполноценными язычниками. Даже создание Североамериканской демократической республики не принесло бесправным индейцам сколько-нибудь существенных перемен к лучшему. Об этом свидетельствует хотя бы уже то обстоятельство, что более 150 лет индейцы не считались гражданами Соединенных Штатов, между тем как и федеральные власти, и власти отдельных штатов бесцеремонно распоряжались участью этих «чужеземцев». Характерен следующий, казалось бы, невероятный факт. Законодательное собрание штата Колорадо некогда совершенно серьезно обсуждало проект закона, по которому на территории штата предполагалось истребить всех скунсов и индейцев! Согласно этому проекту, люди, с успехом охотившиеся на скунсов или индейцев, должны были получать также определенные денежные вознаграждения! Эта официальная антииндейская идеология полностью овладела сознанием многих белых американцев. Сохранилось, например, письмо одного из первых колонистов Калифорнии: «…Я часто спорил с Гудом об индейцах. Гуд считает, что надо убивать каждого мужчину и юношу, но индеанок следует оставлять в живых. А мне было ясно, что мы должны убивать и индейских женщин…»
Д о самого конца XIX века расисты (например, майор Уильям Эмори) выступали в печати с требованием немедленного и полного физического уничтожения всех североамериканских индейцев. Правда, такое требование не встретило в США широкой поддержки. Наряду с экстремистскими антииндейскими эйхманами, по счастью, жили в ту пору на севере Америки и люди, носившие в сердцах светлые идеалы Авраама Линкольна…
И так, индейцев отправили в резервации. Они лишились свободы и земли. Впрочем, не всей: та небольшая часть пригодной для обработки земли, которая находилась на территории резерваций, все еще принадлежала индейским племенам. И тогда враги индейцев наносят еще один удар с целью лишить их последних остатков общих племенных земель.
8 февраля 1877 года конгресс Соединенных Штатов принимает закон, позднее получивший название «закона Дауэса». В первом параграфе его говорилось следующее: «…Президент Соединенных Штатов Америки имеет право разбить земельные угодья резервации на участки и распределить их между индейцами!» Таким образом, общинная земля индейских племен в резервациях попадала во владение «частных собственников».
А первое право собственника - право продать свое имущество. Индейцы продают последнее, что у них еще оставалось, - надел общинной земли. Отражением глубокого кризиса, вызванного поражениями в борьбе, учреждением резерваций, а затем и полным обнищанием индейцев становится религия. Среди индейцев получают распространение религиозные обряды, связанные с употреблением наркотического средства - пейотля. Новая религия называлась Пляской духов - по названию коллективного танца, входящего в ее ритуал. Создателем ее был пророк Вовока, индеец из племени пайуте (родился в 1856 году). Вовока предрекал приход мессии, который вновь вернет индейцам власть над их страной. Такие мессианские представления возникали довольно часто. Напомним хотя бы известного нам Тенскватаву. Но ни одно из предшествующих учений индейских пророков о возвращении утраченного рая не нашло такого отклика у индейцев, как учение Вовоки. Экстатическая Пляска духов вскоре исполнялась почти у всех племен прерий. Пляска духов - трагическая фуга в память о поражении, которое потерпели североамериканские индейцы, - навлекла на них еще одну беду, послужила поводом для новых массовых кровавых расправ. Когда 29 декабря 1890 года безоружные дакоты тайком собрались у речки Вундэд-Ни для исполнения ритуального обряда, белые расисты напали на них и убили более 400 человек, в том числе десятки индейских детей. На каком основании? Индейцы исполняли свой танец за пределами резервации. А ведь, согласно существующим предписаниям, индеец ни на шаг не смел преступить ее границу! Кровавая американская Лидице - Вундэд-Ни - вызвала бурю протеста со стороны честного большинства нации Линкольна. Прошел только год после Вундэд-Ни, и индеец отважился перейти рубеж «концентрационного лагеря», вступить на территорию своей родины, на землю Америки, где теперь разрешалось жить только белым людям. Звали этого индейца Стоящий Медведь. Министр внутренних дел приказал немедленно арестовать смельчака. Но у Стоящего Медведя было достаточно мужества для того, чтобы защищать себя перед судом. Более того, он превратил свою защиту в обвинение против инициаторов всех этих жестоких преступлений.
Б орьба индейцев за свои права, поддержка их прогрессивной общественностью США вынуждает правительство пойти на ряд уступок. Так, 3 мая 1901 года «пять цивилизованных племен», живущих на Индейской территории, получили американское гражданство. По другому закону право гражданства предоставлялось индеанкам, вышедшим замуж за гражданина США. Но унизительное запрещение покидать резервацию оставалось в силе. Из резерваций индейцы вышли фактически только в годы первой мировой войны, когда Америка нуждалась в каждом солдате, даже «краснокожем». Их призвали в армию защищать под Верденом и на бельгийских границах свободы своей «родины». И тем индейцам - ветеранам войны, которым удалось пережить ее ужасы, конгресс вместо медалей и пенсий по инвалидности также даровал американское гражданство (в соответствии с законом от 6 ноября 1919 года).
П осле первой мировой войны в связи с ростом богатства победивших Штатов кое-что из золотого дождя перепало и индейским резервациям, главным образом потому, что на территории некоторых из них была обнаружена нефть и нефтяные компании были вынуждены платить индейским племенам за использование их земли (так, например, было с осэджами).
В эти же годы развертывается и самое значительное общественное движение индейцев Соединенных Штатов. 22 ноября 1922 года в пуэбло Санто-Доминго собралось 123 делегата всех индейцев пуэбло штата Нью-Мексико- вожди и жрецы девятнадцати местных племен. Характерно, что его участники вспоминали о крупнейшем восстании индейцев Новой Мексики- восстании индейцев пуэбло, вспыхнувшем в 1680 году и продолжавшемся несколько десятилетий (в результате чего индейцы временно обрели самостоятельность). Однако теперь, несмотря на заметный радикализм, индейцы пуэбло стремились добиться улучшения своего положения парламентским путем. Они обратились в американский сенат, направили делегацию к президенту и т. п. В сенате им удалось добиться некоторых уступок. Однако реакция правой американской печати была знаменательной: пресса назвала жителей пуэбло дословно «язычниками и агентами Москвы»! С тех пор все индейцы пуэбло штата Нью-Мексико знают, что где-то существует некая сочувствующая индейцам Москва. Свою землю они вернули только после прихода в Белый дом Франклина Делано Рузвельта.
Н о еще до Рузвельта индейцы добились одной значительной победы. 2 июня 1924 года конгресс принял следующий закон: «Все индейцы, которые до сего времени не получили американского подданства и которые живут на территории США, данным законом объявляются гражданами Соединенных Штатов Америки». Сам по себе этот закон, разумеется, не улучшил тяжелого экономического положения индейцев, не поднял их культурного уровня, но он по крайней мере похоронил недостойный тезис, согласно которому североамериканский индеец в собственной стране считался иностранцем, не имеющим права на что-либо претендовать.
С ущественное изменение к лучшему происходит только в 1933 году, когда президентом Соединенных Штатов становится Франклин Делано Рузвельт. В рузвельтовскую эпоху бюро по делам индейцев возглавляет Джон Колье, вероятно самый выдающийся из всех «уполномоченных по делам индейцев», когда-либо возглавлявших это ведомство. Колье вместе с другими реформаторами готовит для Рузвельта проект закона, вступившего в силу уже через год после того, как новый президент занял свой пост.
С огласно этому закону, получившему название Индейского реорганизационного акта («Indian Reorganization Act - IRA»), индейцами считаются лишь лица индейского происхождения, которые являются членами какого-либо признанного правительством племени, а также все их потомки, которые сами себя считают индейцами и живут в пределах резерваций (следовательно, и метисы). В восемнадцати статьях Реорганизационного акта провозглашался ряд основных положений. В том числе новым законом предусматривалось для индейских племен:
1. Право политического и экономического самоуправления.
2. Право на племенной суд.
3. Прекращение дальнейшего раздела общинной земли между «индейскими частными собственниками».
4. Создание индейских производственных и потребительских кооперативов, дабы освободить индейцев из-под власти скупщиков, и т. д.
Б ольшая часть статей законопроекта Колье была принята и одобрена (новый закон вошел в историю под названием Акт Уиллера - Говарда). Одновременно правительство Рузвельта увеличило финансовую помощь индейским резервациям. За счет государственной казны индейцам была возвращена часть насильственно отобранной у них земли. Во многих резервациях выросло поголовье скота, повысились урожаи.
З атем наступает вторая мировая война. 25 тысяч молодых индейцев опять уходят воевать за Соединенные Штаты. Многие из них в годы войны стали национальными героями США (например, крик Эрнст Чилдерс, лейтенант Джек Монтгомери из племени чироки, индеец племени пима Аира Хейес и др.). Однако более всего победе Соединенных Штатов, а следовательно, и делу союзников способствовали 3600 навахов, прикомандированных ко всем боевым соединениям, сражавшимся с японцами в Тихом океане. Они служили в подразделениях связи и передавали на своем родном языке нешифрованные приказы и сообщения. Японская разведка и служба подслушивания до последних дней войны ломали голову, тщетно пытаясь расшифровать перехваченные тексты на никому не известном языке индейского племени. С окончанием второй мировой войны, собственно, и завершается хотя и краткий, но весьма важный период новейшей истории североамериканских индейцев - 12 лет пребывания у власти правительства Рузвельта. За эти годы индейцы достигли в резервациях относительно больших успехов, которые, однако, можно считать прогрессом лишь в сравнении с бедствиями предшествовавших десятилетий.
Н о Рузвельт умер, и Колье в бюро по делам индейцев сменил другой человек. Первые послевоенные годы приносят индейцам Соединенных Штатов значительное ухудшение их положения. Индейцы снова утрачивают землю. Из 138 миллионов акров земли за Миссисипи, оставшейся у индейцев в ту пору, когда началось разделение общинной земли между «индейскими частными собственниками», к 1947 году они потеряли уже 86 миллионов акров. Но и сохранившийся небольшой земельный и лесной фонд индейских племен продолжает скудеть. Так, например, в 1947 году президент Трумэн подписал закон, по которому некое акционерное общество получило право занять обширную территорию, принадлежавшую одному из индейских племен Аляски. В Южной Дакоте само правительство США отторгло у дакотов значительные посевные площади и превратило их в военный полигон. Формально «по закону» стоимость отнятой у индейцев земли должна быть возмещена, и возмещена немедленно. Ну, а на деле было по-иному. Когда, например, у калифорнийских индейцев была отнята вся их земля, за нее была назначена до смешного низкая выкупная цена - всего 5 миллионов долларов. Это было в 1856 году. Но и поныне калифорнийские индейцы не получили ни цента!
А потом наступает новый, можно надеяться, уже последний кризис. Он начинается с приходом очередного руководителя бюро по делам индейцев Диллона С. Майера (1950). В годы войны Майер был чиновником государственного департамента, и его главной задачей было создание лагерей для проживающих в США японцев, чтобы они не могли помогать Японии шпионажем и диверсиями. Со своей задачей Майер справился успешно. Война кончилась. Люди стали про нее забывать. Но только не Майер. Заняв пост «правительственного уполномоченного по делам индейцев», он применяет к ним те же методы, какие использовал против интернированных потенциальных врагов США. А результаты? Заглянем хотя бы в резервацию черноногих в штате Монтана. Уполномоченным бюро по делам индейцев Майер назначил в эту резервацию полицейского начальника одного из лагерей для японцев.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65