А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Таикм образом, становится понятно, почему древние сделали 9 символом материи, а мы, современные оккультисты, делаем из него символ материализма нашего века є фатального 19-го столетия, к счастью, подходящего к своему концу.

Если эта допотопная многовековая мудрость бессильна проникнуть внутрь №окружностей¤ №сфер¤ человеческих голов наших современных ученых и математиков,є тогда мы не знаем, что и делать. Оккультное будущее 1890 года скрыто в экзотерическом прошлом 1889-го и предшествовавших ему восьми годов.
К несчастью или же, можно сказать, к счастью, человек как коллективное целое отрицает способность предвидения в течение этого темного цикла. Подвергнем ли мы нашему рассмотрению є с точки зрения мистики є среднего бизнесмена, расточителя, материалиста или фанатика,є это все равно. Вынужденный ограничивать свое внимание повседневными заботами, деловой человек уподобляется лишь расчетливому, предусмотрительному муравью, запасающемуся провизией, чтобы пережить зиму старости, тогда как избранник фортуны и кармических иллюзий пытается соперничать с кузнечиком в его непрерывном стрекотании и летних песнях. Эгоистичная забота одного и высшая степень безрассудства другого приводят к тому, что оба они не обращают внимания и часто остаются в полном неведении о своих серьезных обязательствах перед человеческим родом. Что касается двух последних, то есть материалиста и религиозного фанатика, то их долг по отношению к соседям и милосердие ко всем начинаются и заканчиваются у себя дома. Большинство людей любит лишь тех, кто разделяет их образ мысли, и совсем не заботится о будущем народов или мира в целом; и они никогда не задумаются о том, могут ли они помочь жизни после смерти. Каждый, в соответствии с присущим ему темпераментом, ожидает, что смерть проведет его или через золотые ворота в традиционный рай или через раскаленные пещеры в асбестовый ад, или же на край пропасти несуществования. И посмотрите, как все они, кроме материалистов, боятся, разумеется, смерти! Не может ли этот глубинный страх быть причиной антипатии некоторых людей к теософии и метафизике? Но ни один человек нашего столетия, безрассудно несущийся к отверстой для него могиле, не имеет ни времени, ни желания для того, чтобы предъявить нечто большее, чем случайно пришедшая в голову мысль, или тому мрачному гостю, который не минует никого из нас, или же Будущему.
Возможно, что они правы в отношении последнего. Будущее лежит в настоящем, и оба они включают в себя Прошлое. Роэль с редкостной оккультной интуицией сделал почти эзотерическое справедливое замечание, сказав, что №будущее не придет откуда-то спереди, чтобы встретить нас; оно приходит сзади, проносясь над нашими головами¤. Для оккультиста и обычного теософа Будущее и Прошлое включены в каждый момент их жизни, следовательно, в вечное НАСТОЯЩЕЕ. Прошлое представляет собой поток, стремительно проносящийся мимо, с которым мы сталкиваемся непрестанно, без какого-либо малейшего интервала, причем каждая его волна, и даже каждая капля этой волны являются событием, большим или малым. Однако, как только мы его встречаем, и независимо от того, приносит ли оно радость или горе, возвышает нас или сбивает с ног,є оно уже ушло и оказалось позади нас, чтобы раньше или позже пропасть в великом океане забвения. От нас зависит, сделаем ли мы любое такое событие несуществующим для нас, стирая его из нашей памяти, или же создадим из нашего прошлого грифов прометеевых скорбей є этих №птиц с темными крыльями, воплощенную память о Прошлом¤, которые в графической фантазии Сала №кружатся и пронзительно кричат над Летейским озером¤. В первом случае мы являемся истинными философами, во втором є лишь скромными и даже трусливыми солдатами армии, именуемой человечеством, ведомой в великой жизненной борьбе №Королем Кармой¤. Счастливы те из воинов, кто смотрит на смерть как на нежную и сострадательную мать. Она укачивает своих больных детей, погружая их в сладкий сон на своей холодной, мягкой груди,є но с тем, чтобы пробудить их через момент, исцелившихся от всех болезней, счастливых и многократно вознагражденных за всякий горький вздох и слезы. Посмертное забвение всякого зла є в том числе и самого мельчайшего є это самая блаженная черта №рая¤, в который мы верим. Да, забвение боли и горестей, и лишь живое воспоминание, или даже повторное проживание каждого счастливого момента нашей земной драмы; и если в горькой жизни кого-либо не было никогда такого момента,є то чудесное осуществление каждого законного, заслуженного, но неудовлетворенного желания, которое когда-то возникло, столь же истинное, как сама жизнь, и усиленное в семижды семьдесят семь раз.

Христиане є и особенно в континентальной Европе є празднуют Новый год с особой помпой. Этот день является Дэваханом для детей и слуг, и каждому полагается быть счастливым, от короля и королевы є до грузчика и посудомойки. Этот праздник, конечно, чисто языческий, какими, за очень малыми исключениями, являются и все наши святые дни. Обычаи добрых старых язычников не умерли даже в протестантской Англии, хотя здесь Новый год не является больше священным днем є и тем хуже. Все же происходит взаимный обмен подарками, которые в старом Риме назывались обычно strenoe (ныне французское etrennes). Люди приветствуют друг друга словами: Annum novum faustum felicemque tibi, как давным-давно; правда, должностные лица не приносят больше в жертву Юпитеру белого лебедя, и священники не жертвуют Янусу молодого вола. Однако чиновники, священники и все остальные на своих рождественских и новогодних обедах жадно съедают в память о лебеде и воле жирных быков и индеек. Позолоченные финики, высушенные и позолоченные сливы и фиги перешли из рук трибунов, идущих в Капитолий, на рождественские деревья для детей. Все же, если современный Калигула не получает больших куч медных монет с головой Януса на одной из сторон, то это потому, что его собственный портрет замещает на каждой монете изображение Бога, и королевские руки больше не прикасаются к меди. Но обычай одаривать правителей strenoe очень долго не исчезал в Англии. Д'Эзраэли в своих №Литературных курьезах¤ говорит о трех тысячах платьев, найденных в гардеробе королевы Бесс после ее смерти,є это был результат новогодней таксы ее верных подданных, от герцогов до мусорщиков. В Древнем Риме успех любого предприятия в этот день рассматривался как добрый знак на целый год, и вера в это существует по сей день во многих христианских странах, особенно в России. Не потому ли вместо Нового года омела и падуб используются сейчас на Рождество, что они стали христианскими символами? Отрезание омелы от священного дуба на Новый год является обычаем, пришедшим от древних друидов языческой Британии. Христианская Британия остается в своей жизни столь же языческой, какой она и была всегда.
Но имеется несколько причин, по которым Англия обязана включить Новый год в число христианских праздников. Поскольку 1 января є это восьмой день после Рождества, то согласно светскому и церковному преданию он является праздником обрезания Христа, так же как шестью днями позже бывает праздник Крещения (Богоявления). И неопровержимым и всемирно известным является тот факт, что задолго до прихода трех зороастрийских магов, обрезания Христа и даже его рождения, 1 января было первым днем гражданского года римлян, и 2000 лет назад праздновалось так же, как и сейчас. Трудно понять смысл того, что христианство, которое использовало еврейские Писания и вместе с тем их странную хронологию, тем не менее признало непригодным использование еврейского Рош-ха-Шана (№голова года¤) вместо языческого Нового года. Коль скоро первая глава Бытия в каждой стране по-прежнему начинается словами №За 4004 года до Христа¤, одна лишь последовательность должна была бы требовать предпочтения талмудического календаря перед языческим римским. Все, по-видимому, побуждало Церковь сделать так. В бесспорной авторитетности откровения раввинистической традиции уверяет нас то, что именно в 1-й день месяца тишрей Господь Бог Израиля создал мир,є ровно 5848 лет назад. Далее, существует другой исторический факт, а именно, что наш отец Адам подобным образом был сотворен в первую годовщину того же самого дня тишрей, то есть год спустя. Все это очень важно, в большой мере наводит на размышления, и наиболее выразительно подчеркивает нашу общеизвестную, вошедшую в поговорку, западную неблагодарность. Более того, если нам будет позволено сказать так, она опасна, ибо такой же самый первый день тишрея называется также №Йом Хаддин¤, Судный День. Еврейский Эль-Шаддаи, Всемогущий, более активен, чем №Отец¤ христианства. Последний будет судить нас только после конца света, в великий день, когда Агнцы и Козлищи будут стоять, и каждый из них є на предназначенной ему стороне, ожидая вечного блаженства или проклятия. Но Эль-Шаддаи, как нам разъяснили раввины, сидит на судейском кресле в каждую годовщину по сотворении мира, то есть в каждый новогодний день. Окруженный Своими Архангелами, Бог Милосердия открывает свои маленькие звездные книги, и имя каждого человека, мужчины, женщины и ребенка, зачитывается ему по этим записям, где представлены даже мельчайшие мысли и дела каждого человека (или это касается только евреев?). Если добрые дела превосходят дурные поступки, то смертный, чье имя зачитывается, переживет этот год. Господь карает за него одного или двух христианских фараонов и передает их в его руки. Но если плохие поступки перевешивают хорошие, то горе виновному; он немедленно осуждается на переживание наказания смертью в течение этого года и посылается в Шеол.
Это могло бы означать, что евреи рассматривают подарок жизни как нечто поистине драгоценное. Христиане столь же сильно любят свою жизнь, как и евреи; и те и другие опасаются за свой ум перед лицом смерти. Почему должно быть именно так є это никогда не было выяснено. Поистине, кажется, что было бы плохим подарком Создателю предполагать, что никто из христиан не заботится особенно о том, чтобы встретиться лицом к лицу с Неизреченной Славой №Отца¤. Дорогие, любимые дети!
Один набожный католик уверял нас однажды, что это не так, и приписывал этот испуг почтительному благоговению. Более того, он пытался убедить своих слушателей, что святая инквизиция сжигает своих №еретиков¤ из чистой христианской доброты. Он говорил, что таким образом она удаляет их с пути земного греха, ибо Мать-Церковь хорошо знает, что Бог-Отец больше бы заботился об этих сожженных жертвах, чем любой земной авторитет мог бы сделать это, пока они были №сырыми¤ и живыми. Это может быть ошибочной оценкой ситуации, но тем не менее сам этот факт рассматривался в духе христианского милосердия.
Мы слышали менее милосердную версию о действительной причине сожжения еретиков и всех, от кого Церковь решила избавиться; и при сравнении, эта причина окрашивает кальвинистскую доктрину о предопределении на вечное блаженство или проклятие в совершенно розовые тона. Говорят, основываясь на секретных записях, хранящихся в ватиканских архивах, что сожжение до последнего атома плоти, после раздробления всех костей на небольшие куски, совершалось с заранее определенной целью. Этой целью было недопущение участия №врагов Церкви¤ даже в последнем акте мировой драмы є в теологическом понимании є в №Воскресении Мертвых¤, или всей плоти в великий Судный День. Так как Церковь должна противиться кремации в настоящее время, согласно тому же самому принципу,є а именно, что кремированный №усопший¤, пробуждаясь под звуки ангельских труб, окажется неспособным собрать разрозненные части своего тела,є причина, даваемая autos da fe, кажется достаточно резонной и подходящей. Море откажется от мертвых, находящихся в нем, и смерть и ад выдадут своих мертвых (см. Откровение, xx, 13); но земному огню нельзя приписать подобную щедрость и нельзя заподозрить его в том, что он имеет те же свойства, что и ортодоксальный адский огонь. Кремация тела столь же хороша, как и аннигиляция, в отношении последующего возрождения после смерти. Если скрытый смысл инквизиторских autos da fe основывается на этом факте,є а мы лично не питаем ни малейшего сомнения в этом, признавая авторитеты, от которых мы это узнали,є тогда Святая инквизиция и Папы могли бы сказать очень немногое против протестантского учения о предопределении. Последнее, как это подтверждает Откровение, предоставляет некоторый шанс по крайней мере тем №проклятым¤, которых ад освобождает в последний час, и кто может быть таким образом прощен. Но если все в природе происходит так, как уверяют в этом римские теологи, то бедные №еретики¤ должны обнаружить себя в еще худшем положении, чем какие-либо другие №проклятые¤. Естественный вопрос: кто из двоих, Бог кальвинистов или иезуиты Бога, впервые выдумав сожжение, ввергает остальных в утонченную и дьявольскую жестокость? Останется ли этот вопрос в 1890 году, sub judice, как это было в 1790?

Но инквизиция, с ее столбами для сожжения, дыбами и дьявольскими пытками, отменена сегодня, к счастью, даже в Испании. Иначе эти строки никогда бы не были написаны; и наше Теософское Общество не имело бы в стране Торквемады, том №древнем рае¤, где устраивались празднества по случаю сожжения людей, столь усердных и добрых теософов, как это имеет место сегодня. С НОВЫМ ГОДОМ их, так же как и всех наших братьев, разбросанных по всему земному шару. Но только мы, теософы, которых столь добродушно называют ~sevening lunatics~, предпочли бы иметь другой день для празднования нашего Нового года. Подобно Императору-отступнику, многие из нас все же имеют сильную и томительную любовь к поэтическим, блестящим богам Олимпа и решительно отказались бы от двуликого фессалоникийца. Первое число месяца Януария всегда было скорее посвящено Янусу, чем Юноне; и janua, означающее №ворота, которые открывают год¤, сохраняет благо для каждого дня в январе. 3 января, например, было посвящено Минерве-Афине, богине мудрости, и Изиде, №той, которая производит жизнь¤, древней покровительнице доброго города Лютеции. С тех пор матерь-Изида пала жертвой католической веры и цивилизации, и Лютеция вместе с ней. Обе они были обращены в Юлианское летоисчисление (наследие язычника Юлия Цезаря, использовавшееся христианством до XIII века). Изиду окрестили Женевьевой, и она стала канонизированной святой и мученицей, а Лютеция была названа Парижем просто ради перемены, сохраняя ту же самую покровительницу, но с добавлением фальшивого носа<<3>>. Сама жизнь є это печальный маскарад, в котором в каждый момент совершается ужасный danse Macabre (танец трупов); почему же в таком случае не может быть позволено участвовать любому календарю или религии в этой пародии?
Коротко говоря, теософам (и особенно эзотерическим теософам) следует выбрать день 4 января в качестве своего Нового года. Январь находится под знаком Козерога, таинственного Макара (Makara) индийских мистиков є №Кумаров¤, который, как утверждается, воплощался в людей под десятым знаком Зодиака. Веками день 4 января посвящался Меркурию-Буде (Budha)<<4>>, или Тоту-Гермесу. Таким образом, все сходится к тому, чтобы сделать из него праздник для тех, кто изучает древнюю Мудрость. Называть ли его Budh или Budhi по его арийскому имени, Меркурием, сыном Целуса и Гекаты, или божественной (белой) и адской (черной) магии, согласно греческому, или опять-таки Гермесом или Тотом, по его греко-египетскому имени,є этот день кажется в любом случае более подходящим для нас, чем 1 января, день Януса, двуликого №бога времени¤ є servers. Он все же назван хорошо, поскольку его празднуют все политические оппортунисты во всем мире.
Бедный старый Янус! Какими же растерянными должны выглядеть оба его лица при последнем ударе часов в полночь 31 декабря! Нам кажется, что мы видим эти античные лица. Одно из них обращено с сожалением в Прошлое, в быстро разрастающемся тумане которого исчезает умершее тело 1889 года. Скорбные глаза Бога с тоской провожают главные события минувшего года: разрушающаяся Эйфелева башня; крушение №монотонных¤, как №десятый мул¤ Марка Твена, аллитераций Парнель-Пигота; различные отречения, снятия с должности и самоубийства в королевской семье; Хиджра аристократических Мухаммедов, и тому подобные капризы и фиаско цивилизации. Это лицо Януса є Прошлое. Другое же, лицо Будущего, пытливо обращено в иную сторону и вглядывается в самую глубь чрева Будущности; безнадежная пустота в широко открытых глазах обнаруживает неведение Бога. Нет; ни два лика, ни даже появляющиеся время от времени четыре головы Януса и их восемь глаз неспособны пронзить толщу покровов, окутывающих кармические тайны, которыми чреват Новый год с самого момента своего рождения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30