Если бы на земле было всего одно чувствующее существо, тогда Сознание было бы всем, что есть, проецируя себя через это одно тело в виде живого существа. В этом существе должно было бы быть ощущение безличностного осознавания. Когда это существо просыпаясь видит этот проявленный мир, это является не видением проявленности, а созданием проявленного. Таким образом, Сознание объективизируя себя в этом одном-единственном чувственном существе, создает проявленный мир.
В глубоком сне самого чувствующего существа нет. Поэтому Сознание в глубоком сне, не осознающее само себя, является изначальным состоянием. Затем в бодрствующем состоянии, в первый момент пробуждения, является Сознанием, начинающим осознавать себя. И если есть и другие чувствующие существа, то тогда возникают межчеловеческие отношения. Но если других живых существ нет, тогда есть только Сознание, наблюдающие за проявлением, и нет никакого чувства «я». Есть просто ощущение осознавания проявленного мира. Не существует ни «меня», ни «других».
Вернемся к сновидениям. Ученые провели эксперименты, наблюдая людей во время сна. Они называют состояние сновидения, или быстрого движения глазами, состоянием «рем». И они утверждают, что в этом состоянии сновидения ум работает.
Да. Вы говорите о механизме ума в процессе образования сновидения. Основное возражение по поводу того, что все это проявление является сновидением, состоит в то, что в сновидении...
В сновидении во время сна?
Нет, в этом живом сновидении бодрствования присутствуют реки и горы, которым тысячи лет, и старые люди. Как можно сказать, что этот сон возник внезапно? Это главное возражение. Если сновидение возникло неожиданно, как в нем может быть хронологическое время? А ответ на это таков — это как раз в точности то же самое, что происходит и в ваших личных сновидениях. Быстрое движение глаз — и в долю секунды ваше личное сновидение уже возникло. И в этом личном сновидении присутствует все то, что существует и в «сновидении жизни»: тысячелетние реки и горы, новорожденные младенцы, умирающие старики. Вы понимаете, что все это сон, только когда просыпаетесь. В данном случае пробуждение означает осознавание нереальности всего этого. Вы постигаете нереальность своего личного сновидения, когда пробуждаетесь ото сна. На самом деле происходит то, что вы пробуждаетесь от своего личного сна в это живое сновидение бодрствования.
Я лично могу принять, что личное сновидение является состоянием сна. Мне трудно осознать, что мое состояние бодрствования является сновидением.
Да-да. Я знаю, что вы имеете в виду. Но в вашем личном сновидении присутствуют действующие лица, которые говорят друг с другом и сталкиваются с теми же проблемами, какие вы имеете здесь.
Я боюсь этого. (Смех.)
Видите ли, проблемы, существующие в этой жизни, так же существуют в вашем личном сновидении!
И когда же я пробужусь от этого мира?
Вы пробудитесь от этого только когда будет понимание, осознавание, что все это сон, когда не будет больше никаких сомнений.
Ощущаете ли вы, что вы пробудились от сна, в котором я по-прежнему нахожусь?
Да. По сути просветление означает только одну вещь: внезапное постижение того, что то, что кажется реальным, на самом деле нереально. Тогда вы действительно ощущаете нереальное как [не]реальное. Это внезапное ощущение трансценденции, выхода за пределы, видение трансценденции. То, что все это является сновидением, перестает быть концепцией. Это становится реальностью. Представьте какую-то тяжелую утрату. Тело-ум начинает реагировать на эту утрату, но глубоко внутри есть понимание, что эта утрата также является частью сновидения.
Когда я просыпаюсь от моего личного сновидения, я осознаю, что я являюсь автором этого «я» во сне так же, как и всех других объектов и людей в этом сне. Но для того, чтобы я был автором всего этого, я не могу быть объектом в этом сновидении-во-сне. И когда я просыпаюсь от этого сновидения бодрствования, это не может быть маленьким «я». То «я», которое пробуждается, должно быть большим «Я».
Да, верно. В этом все дело. Поэтому осознавание того, что все это является сновидением, не случается с неким «я». На самом деле происходит внезапное осознавание, что это «я», которое все это время считало себя некой отдельной сущностью, является всего лишь частью иллюзии.
Я вижу в этом парадокс.
Конечно!
Если мы снова вернемся к аналогии со сновидением, просветленный человек — это тот, кто пробуждается от сновидения-во-сне, а затем решает вернуться в сновидение поговорить с людьми в этом сне и идет обратно, и так все время?
Да. Ваша трудность в том, что вы думаете, что это «я» является видящим это сновидение в бодрствовании и «я» видит личное сновидение. Ни тот, ни другой вид сновидения не является порождением «я».
Я понял!
Ваше личное сновидение является порождением Сознания, это же сновидение бодрствования также является порождением Сознания. Сознание является единственным, кто видит сон.
Да, понимаю. Я действительно понимаю теперь, что все, любая индивидуальность или любая обособленность сама по себе является препятствием к постижению этого.
Верно. Таким образом, только Сознание является тем, кто видит сновидение. Концепция «персонального я» настолько сильна, что вы говорите «мне снится». Нет никакого «я», которому снится сон. Так что в этом сновидении бодрствования так же, как и в вашем личном сновидении, Сознание является единственным, кому снится сон.
Кроме Сознания нет абсолютно ничего. Личное сновидение создается посредством индивидуального ума, который являет собой отождествленное сознание.
Когда вы говорите «личное сновидение», вы имеете в виду «сновидение жизни»?
Нет. Личное сновидение — это то, что вам снится, когда вы спите. Но я говорю о том, что и в личных сновидениях миллиардов человеческих существ и в этом одном большом целом сновидении жизни — в обоих этих случаях — видящим сон является Сознание, а все мы снящиеся персонажи. Ошибка или иллюзия усугубляется, когда мы думаем о себе как о видящих сон. Мы не являемся теми, кому снится, мы только снящиеся действующие лица.
Вы сказали «снящиеся»? Мы снимся?
Да. Мы являемся снящимися действующими лицами. Мы всего лишь персонажи. Мы думаем, что это мы проживаем свои жизни, но на самом деле наши жизни проживаются. Мы являемся снящимися персонажами.
Что же это, когда тебе снится, что ты осознаешь свое сновидение?
Говорят, это называется сновидением высокой ясности. Это одна из странностей. Например, некоторые люди утверждают, что в снах они вспоминают о своих прошлых жизнях. Они имеют в виду, что они вспоминают об определенных событиях прошлой жизни, которые они ошибочно интерпретируют как свою прошлую жизнь. Но некоторые люди действительно способны иметь определенные воспоминания. Я полагаю, вы говорите о чем-то вроде сновидений высокой ясности. Но о технической стороне таких сновидений я ничего не знаю.
Глубокий сон
Когда я засыпаю, я теряю осознавание. Когда я вижу сон, какое-то осознавание, может быть, есть, но в состоянии глубокого сна никакого осознавания у меня нет. Когда я спросил об этом Махараджа, он дал понять, что в глубоком сне он сохранял определенный уровень осознавания. Великое переживание Раманы Махарши началось с прохождения через процесс умирания. Когда я был с Махараджем, он упоминал, что он имел подобные переживания за годы своей практики. Итак, чтобы начать разговор, я хотел бы узнать ваше мнение по этому поводу.
То, о чем они оба говорили, в особенности Рамана Махараши, это интенсивное исследование «Кто я?». Он хотел узнать, что случится с этим телом, когда оно умрет, и он пережил это и на опыте пришел к заключению, что умирает только тело. С того момента страх индивидуальной смерти никогда больше не возникал.
Что отсутствует в состоянии глубокого сна, так это ощущение «я есть». Отождествленное сознание отстуствует, но безличностное Сознание должно присутствовать. Поэтому-то Рамана Махариши часто спрашивал: «Когда вы просыпаетесь, кто говорит: „Я спал хорошо!“? Во время глубокого сна осознанным было Сознание, но это Сознание является безличностным Сознанием. Личностное отождествление отсутствует.
Мне кажется, в этом суть моего вопроса. Мы просыпаемся и говорим: «Я спал хорошо». Мы не осознаем, что спим, пока не проснемся. Что я понял из высказываний других мудрецов, это то, что они остаются в осознавании даже в состоянии глубокого сна.
Видите ли, это осознавание, личностное осознавание, слилось с безличностным Осознаванием, так что даже когда они находятся в состоянии бодрствования, личностного осознавания нет. Нет ощущения того, что я являюсь исполнителем. Таким образом, когда личностное отождествленное сознание исчезает совсем, или более точно, сливается, тогда все, что есть, это безличностное Сознание, все время.
Любовь, сострадание
Мне хотелось бы услышать ваше определение любви и то, как любовь связана с Сознанием.
Что вы подразумеваете под любовью? Когда вы говорите о любви, вы говорите об эмоции любви по отношению к чему-либо или кому-либо, верно?
Я говорю не об эмоциональном виде любви. Поэтому-то я и хотел бы услышать ваше определение, я думаю, что существует некая Божественная Любовь.
Да. Любовь, как я ее вижу, это сострадание. И любовь — это нечто, что вы создать не можете. Как я вижу это, любовь или сострадание — это то, что возникает, когда есть понимание. И когда ощущение того, что я являюсь исполнителем, исчезает, автоматически возникает любовь и сострадание.
Когда вы понимаете, что действия, которые происходят через ваш организм тела-ума, не являются вашими действиями, и таким образом, действия, происходящие через другие организмы тела-ума, не являются их действиями, какое бы влияние они ни оказывали на вас — тогда возникает глубокое понимание, что то, что существует во всех организмах, то, что совершает все действия — это одно и то же Сознание.
Сознание преобладает, когда нет оценивания и выражения мнений. Понимание порождает любовь или сострадание, или милосердие — называйте как хотите. Вы не можете просить, чтобы в вас образовалась любовь. Вы не можете повернуться к Богу, пока не произойдет «отворачивания» от своего «я». Таким образом, вначале происходит «отворачивание» от «я», а затем уже — обращение к Богу или Реальности. Поэтому-то я все время и говорю о том, что это вопрос Милости. Так что, когда возникает любовь или сострадание, вы можете сказать, что это происходит благодаря Милости свыше.
Тело-ум как действующий центр
Вы говорили об объекте-наблюдателе и о Сознании. Для меня они кажутся двумя разными вещами. Я ощущаю, что покой, тишина здесь, всеобъемлющая, но я все равно не могу избавиться от «я», наблюдающего ее. Вы это имеете в виду, когда говорите об объекте-наблюдателе при наблюдении Сознания?
Видите ли, «я»-наблюдатель думает о себе как о наблюдающем субъекте, «я» узурпирует субъективность высшего «Я» — и в этом состоит связанность, несвобода. Когда вы осознаете, что никакое «я» не может быть субъектом, что «я» может быть только объектом, что оно всегда и было объектом и всегда будет ничем иным как объектом, механизмом тела-ума, и что единственным субъектом является высшее «Я», Сознание — это само по себе будет просветлением или пробуждением. В этом постижении или осознавании нет того, кто бы понял. Это очень важно понять.
Когда все мои желания исчезнут, не будет иметь значения, где я и что я делаю?
Да. Это не имеет значения. В этом все дело.
Естественное течение Дао
Я знаю, что мое эго является большой проблемой. Но я, похоже, никак не могу устранить его.
Вы не можете бороться с эго. Примите эго и позвольте ему быть. Это понимание постепенно оттеснит эго.
Я прочитаю высказывание даоса Янь Чу. Оно может шокировать большинство людей. В нем говориться о том же. Позвольте уму думать о чем он хочет. Если ум должен беспокоиться, пусть беспокоится. Пытаться остановить беспокойство ума — значит создавать дальнейшее вовлечение.
Янь Чу говорит: «Пусть ухо слышит то, что оно жаждет слышать, пусть глаза видят то, что они жаждут видеть, нос — чувствует то, что любит чувствовать, рот — говорит то, что он желает говорить. Пусть тело имеет полный комфорт, которого оно жаждет. Пусть ум делает то, что желает. Ибо то, что ухо желает слышать — это музыка, и лишать его этого — значит подавлять слух. Глаз желает видеть красоту форм, и лишать его этого — значит подавлять зрение. Нос стремится обонять аромат кизила и орхидей — и если он не получает этого, обоняние подавляется. Уста желают говорить об истинном и ложном, и если они говорить не могут, подавляется знание. Тело для своего комфорта нуждается в тепле и хорошей пище. Помешайте получить это — и вы подавите то, что естественно и что необходимо получить человеку. То, чего желает ум, это свобода блуждать там, где ему заблагорассудится, и если у него нет этой свободы, сама природа человека подавляется и пресекается».
«Убейте ум!» — говорил Рамана Махарши, чтобы его посетители могли понять. «Убейте ум». Но позже он объясняет, что вы не можете убить ум, только понимание убьет ум. Эго или ум не может убить самого себя. Эго не станет совершать самоубийство. Эго будет воздвигать всевозможные препятствия. Оно будет говорить: «Так говорит мастер, но где доказательства этому?» и «Как я могу знать, что конечная стадия — это то, что мне понравится? Мне она может и не понравится!» Эго будет выдвигать самые всевозможные возражения.
Только некая внешняя сила лишит ум силы, уменьшит его беспокойство. Такое понимание не является тем знанием, которым обладает ум. То знание, которое накапливается умом, имеет своей основой феноменальность. Истинное понимание приходит извне. Это не пространственно-временное измерение. Поэтому мы можем называть это только милостью. Быть открытым и восприимчивым к этому другому измерению — это вопрос Милости. Требуется громадное мужество, чтобы отбросить религиозные догмы, которые существуют с незапамятных времен. И большинство этих догм являют собой неверное толкование. Поэтому требуется огромная смелость.
И опять же, все это лишь слова: милость, мужество и т.д., но когда наступает время, смелость, необходимая для того, чтобы быть восприимчивым ко всему, что происходит, приходит сама собой. Тот отрывок, который я только что зачитал, очень легко может быть неверно понят, если его не рассмотреть в контексте с другим даосским высказыванием: «Пусть слышание прекратится со слухом, а ум остановится с мышлением. Тогда дух пустоты объемлет все, и лишь Дао заключит в себе пустоту».
Что под этим подразумевается? То, что направляется телом и психикой не может быть эгоцентрическим. Чувствам, ощущениям и мыслям нужно позволить быть спонтанными, веря, что тогда они сами организуются самым гармоничным образом. Пытаться насильно контролировать ум подобно тому, как если пытаться разгладить волны доской. Это может привести лишь к еще большему волнению. Пытаться привести самого себя к единству — значит пытаться подвергнуть свой организм авторитарному правлению.
В «Бхагавадгите» сказано: «Человек, который един с божественным и знает истину, мыслит так: „Я не делаю абсолютно ничего“, ибо видя, слыша, осязая, ощущая запах и вкус: во время ходьбы и сна, разговаривая, открывая и закрывая глаза, он считает, что все это только органы чувств, занятые объектами чувств».
Как сказал святой Джнанешвар: «Чувства, согласно своей природе, могут двигаться к объектам, их удовлетворяющим, но почти одновременно появляется осознавание, что переживание не отлично от того, кем является сам реализованный человек. Точно так же, когда взгляд встречается с зеркалом, почти одновременно возникает осознавание, что отраженный в нем образ не отличается от лица».
Изменения, непостоянство
Мне очень близка концепция любящей матери-Сознания, которая желает, чтобы я рос через все это. И мне трудно привести это в соответствие с тем, что говорите вы.
Любовь и ненависть являются взаимосвязанными противоположностями в феноменальности. В этой вселенной, в феноменальности ничего не может существовать кроме как на основе дуальности. Ничто не является одиночным, ничто не является постоянным, ничто. Все находится в постоянном изменении. Изменение и взаимосвязанные противоположности являются самой основой феноменального существования.
Трудность возникает тогда, когда разделенный ум («субъект-объект») не принимает, что любовь и ненависть являются противоположностями, что добро и зло взаимосвязаны между собой. Одно не может существовать без другого. Красота не может существовать сама по себе. Как только вы заговорили о красоте, уродство уже здесь. Как только вы заговорили о добре, зло уже здесь.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39