А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В 1941 году несколько членов семейства Чапменов виде­ли дикого человека в районе Руби-Крик (Ruby Creek), Бри­танская Колумбия. Однажды, солнечным летним днем, стар­ший сын миссис Чапмен предупредил мать о приближении к их дому какого-то внушительных размеров зверя, появивше­гося из близлежащего леса. Поначалу она его приняла за крупного медведя, однако, приглядевшись, к своему ужасу увидела человека гигантского роста и покрытого желтовато-коричневой шерстью длиной примерно 4 дюйма. Существо направлялось прямо к их дому. Миссис Чапмен с тремя своими детьми бросилась по берегу реки в деревню.
Уильям Роу, большую часть жизни занимавшийся охотой на диких зверей и наблюдением за ними, повстречался с диким человеком в октябре 1955 года. Случилось это тоже в Британской Колумбии, неподалеку от поселка под названием Тет-Жон-Кэш. По свидетельству Роу, данному под присягой, однажды он, поднявшись на гору Мика, где находился старый заброшенный рудник, на расстоянии примерно в 75 ярдов (около 70 м) заметил зверя, которого принял поначалу за мед­ведя. Но когда существо выбралось на просеку, Роу понял свою ошибку: «Передо мной возник чудовищных размеров че­ловек футов шести ростом (180 см), толщиной почти в три фу­та (90 см) и весом порядка трехсот фунтов (136 кг), с головы до ступней покрытый темно-коричневой, местами серебристой шерстью. Когда существо приблизилось, я заметил „жен­скую“ грудь – это была самка».
В 1967 году Роджеру Паттерсону и Бобу Гимлину удалось заснять саскуоча-самку на цветную кинопленку, а также снять отпечатки следов ее ног длиной в 14 дюймов (35 см). Произошло это в районе Блафф-Крик (Bluff Creek), на севере Калифорнии.
Отснятая ими пленка вызвала оживленную полемику: одни сочли ее откровенной фальшивкой, другие – достовер­ным подтверждением существования саскуоча. Мнения уче­ных тоже разделились. Д-р Д. Грив (D. W. Grieve), специа­лист-анатом, изучающий особенности человеческой походки, после внимательного исследования фильма так и не пришел к определенному заключению: «Мое субъективное мнение та­ково, что, с одной стороны, сфальсифицировать такую пленку чрезвычайно сложно, а значит, саскуоч, безусловно, сущест­вует. С другой же стороны, интуиция не позволяет мне пове­рить в его существование».
Антрополог Майра Шакли (Myra Shackley) из Университета Лестера заявила, что, по мнению большинства, «фильм, в принципе, может оказаться мистификацией, но, ес­ли так, то изготовлена она просто с невероятным мастерст­вом». Однако подобного рода возражения можно выдвинуть практически против любого научного доказательства: доста­точно навесить на его автора ярлык необыкновенно искусного фальсификатора. Так что обвинения в мистификации в свою очередь требуют достоверных доказательств, как, например, в пилтдаунском случае. Кроме того, даже разоблаченная фальсификация не может служить поводом для огульного от­рицания всех прочих свидетельств по данному вопросу.
Что же касается следов ног саскуоча, имеются многие сотни свидетельств незаинтересованных людей, более ста следов сфотографировано и, кроме того, с них сделаны слепки. Несомненно, в целом ряде случаев фальсификация действи­тельно имеет место, что признают и самые горячие сторонни­ки гипотезы существования саскуоча, однако маловероятно, что сфальсифицированы абсолютно все такие факты – ведь их великое множество.
Известный английский анатом Джон Напьер (John R. Napier) в 1973 году заявил, что если все следы считать фаль­шивками, «то следует признать существование некоего мафи­озного заговора, опутавшего своей сетью практически каж­дый мало-мальски крупный населенный пункт от Сан-Франциско до Ванкувера».
Добавив, что он считает обнаруженные и исследованные им самим отпечатки следов ног «биологически достоверны­ми», Напьер пишет: «Изученные мною свидетельства убежда­ют меня в подлинности по крайней мере многих таких следов, по форме схожих с человеческими… У меня нет сомнений относительно существования саскуоча».
Антрополог Гровер Кранц (Grover S. Krantz) из Универ­ситета штата Вашингтон поначалу был весьма скептически настроен в отношении свидетельств существования саскуоча. Чтобы прояснить вопрос, Кранц подверг обстоятельному ис­следованию следы ног, обнаруженные в 1970 году на северо-востоке штата Вашингтон. Воссоздав костное строение стопы на основании отпечатков, он отметил, что лодыжка гипотети­ческого существа по сравнению с ногой человека сильно вы­двинута вперед. Тогда Кранц, используя свои глубокие позна­ния в области физической антропологии, попытался вычислить, как именно должна располагаться лодыжка с уче­том имеющихся свидетельств о росте и весе взрослого саскуо­ча. Сопоставив теоретические расчеты с реконструированной костной структурой стопы, он с удивлением обнаружил, что результаты в точности совпали! «В тот момент я понял, что это существо реально, – говорит Кранц. – Ни один фальси­фикатор не мог знать, насколько именно лодыжка должна быть выдвинута вперед. Имея готовые слепки следов, на проведение всех измерений и вычислений я потратил два месяца, так что вы можете себе представить, каким искусным должен быть фальсификатор».
Кранц и специалист по изучению диких людей Джон Грин (John Green) написали несколько обстоятельных работ об отпечатках ног, обнаруженных в Северной Америке. Длина такого отпечатка варьируется от 14 до 18 дюймов (35 – 45 см), ширина – от 5 до 9 дюймов (12, 5 – 22, 5 см), иначе говоря, пло­щадь стопы в среднем в 3 – 4 раза превышает человеческую. Отсюда и популярное название дикого человека – Большая Нога (Bigfoot). Кранц вычислил, что при такой площади стопы хороший отпечаток может получиться, только если масса, приходящаяся на стопу, будет не менее 700 фунтов (315 кг). Иначе говоря, обыкновенный человек, при среднем весе в 200 фунтов (90 кг), оставит такой отпечаток, если будет нести груз в 500 фунтов (225 кг).
Но и это еще не все. Были обнаружены цепочки следов, покрывающие расстояния от трех четвертей мили до несколь­ких миль, причем в пустынной местности, вдали от каких-ли­бо дорог. При этом ширина шага саскуоча – от 4 до 6 футов (122–183 см), а средняя ширина шага обыкновенного челове­ка – около 3 футов (90 см). Попробуйте пройти милю с 500-фунтовым грузом за плечами при ширине шага в 5 футов!
«Мы рассматривали версию о применении механизма, оставляющего отпечатки следов ног на манер печатного стан­ка или пресса, – продолжает Кранц. – Однако трудно пред­ставить себе, что станок, развивающий усилие порядка 800 фунтов на квадратный фут, можно было бы переносить по сильно пересеченной местности вручную». Некоторые цепоч­ки следов были сделаны по свежевыпавшему снегу, при этом наблюдатели не видели вблизи каких-либо других следов, ос­тавленных механизмом или человеком. В отдельных случаях расстояние между пальцами ног одной и той же цепочки сле­дов было неодинаковым, то есть предполагаемому фальсифи­катору потребовалось бы еще и встроить передвижные эле­менты в свои «механические ступни».
10 июня 1982 года Пол Фримен, патрульный американской службы лесной охраны, отслеживая лося в округе Уолла-Уолла штата Вашингтон, заметил с расстояния примерно 60 ярдов (55 м) волосатое двуногое существо ростом примерно 8 футов (244 см). Спустя полминуты гигант неспешно удалил­ся. Кранц, изучив слепки отпечатков следов, оставленных не­известным существом, обнаружил складки кожи, потовыделяющие поры и прочие детали именно там, где они обыкновенно расположены на ступне крупного примата. Дета­ли строения кожи боковых частей ступни, отчетливо различи­мые на отпечатках, указывали на гибкость подошвы ноги.
Почему же почти все антропологи и зоологи хранят мол­чание по поводу существования саскуоча, несмотря на такое обилие убедительных свидетельств? Кранц считает, что они просто-напросто «боятся за свою репутацию, опасаясь поте­рять работу». Аналогичного мнения придерживается Напьер: «Одна из самых больших, а быть может, и основная трудность в изучении свидетельств существования саскуоча заключает­ся в том подозрительном отношении, с которым сталкиваются очевидцы как в своем ближайшем окружении, так и со сторо­ны работодателей. Человек, публично заявляющий, что он якобы видел саскуоча, очень часто рискует своим обществен­ным положением, личной и профессиональной репутацией». В этой связи Напьер вспоминает, как «один высококвалифици­рованный геолог из нефтяной компании согласился расска­зать о происшедшем с ним при условии, что его имя ни при ка­ких обстоятельствах упоминаться не будет, поскольку боялся быть уволенным». Родерик Спраг (Roderick Sprague), антрополог из Университета штата Айдахо, как-то сказал о Кранце: «Откровенное упорство в изучении неведомого стоило ему уважения многих коллег и присвоения очередной ученой сте­пени».
Большинство сведений о саскуоче приходит с северо-запада Соединенных Штатов и из Британской Колумбии. «На­прашивается вывод, что в дикой местности северо-западной части США и Британской Колумбии обитает неизвестный нам человекоподобный вид живых существ гигантских разме­ров», – утверждает Напьер. То же можно сказать и о восточ­ных районах Соединенных Штатов и Канады. «Тот факт, что подобные создания живут среди нас, а мы не только их не изу­чаем, но и отказываемся признать само их существование, на­носит колоссальный удар по современной антропологии», – заключает Напьер. Добавим: это колоссальный удар по биоло­гии, зоологии, да и по науке в целом.
Центральная и Южная Америка
Из джунглей Южной Мексики поступают сообщения о существах, которых называют сисимитами (Sisimite). Вот как их описывает геолог Уэнделл Скаузен, ссыла­ясь на рассказы жителей Кубулько – городка, расположен­ного в мексиканском штате Баха Верапас: «В горах обитают огромные дикие люди, полностью покрытые короткой густой шерстью коричневого цвета. Шея у них практически отсутст­вует, глаза маленькие, руки длинные, с громадными кистями. Следы их ног в два раза превышают длину человеческой сто­пы». Несколько человек рассказывали, как сисимиты гнались за ними по горным склонам. Поначалу Скаузен полагал, что речь идет о медведях, однако после тщательных расспросов местных жителей решил, что это не так. Сообщения о похо­жих существах поступали и из соседней Гватемалы, где они якобы похищали женщин и детей.
Жители Белиза (бывший Британский Гондурас) расска­зывают о человекоподобных существах, называемых двенди (Dwendis) и живущих в джунглях южной части этой неболь­шой страны. Название это происходит от испанского duende , что означает «домовой». Айвен Сэндерсон, проводивший ис­следования в Белизе, в 1961 году писал: «Я слышал десятки рассказов очевидцев – в большинстве своем людей, внушаю­щих доверие, сотрудников таких солидных организаций, как Министерство лесного хозяйства, многие из которых к тому же учились в Европе или Соединенных Штатах. Один из них – местный уроженец, младший служащий лесничест­ва – подробно описал их. Два маленьких существа, неодно­кратно им замеченные в заповеднике неподалеку от гор Майя, потихоньку наблюдали за ним с лесной опушки… Ростом они были от трех с половиной до четырех с половиной футов (107–127 см), хорошо сложены, если не считать чересчур мощных плеч да длинноватых рук, покрыты коричневой, плотной, густой шерстью, как у короткошерстных собак. При этом волосы на голове были не длиннее шерсти на теле, за исключением задней части шеи до середины спины. Кожа на их плоских лицах была желтоватой». Судя по этому описанию, двенди представляют собой отдельный вид, сильно отличаю­щийся от саскуочей Тихоокеанского побережья и северо-вос­точной части Северной Америки.
В Гвианском регионе Южной Америки диких людей на­зывают диди (Didis). Согласно описаниям, услышанным пер­выми исследователями этих мест от индейцев, диди – суще­ства прямоходящие, примерно пяти футов ростом (152 см), покрытые густой черной шерстью.
В 1931 году г-н Хэйнс, генерал-губернатор Британской Гвианы, поведал итальянскому антропологу Неллоку Беккари (Nelloc Beccari) о случае, который мы приводим в пересказе Хевельмана: «Однажды, в 1910 году, гуляя по лесу вдоль Конаварука, притока реки Эссекибо, впадающего в нее чуть вы­ше ее слияния с рекой Потаро, он наткнулся на двух странных существ, которые, завидев его, тут же вскочили на задние ла­пы. Они были совсем как люди, только с ног до головы покры­ты рыжевато-коричневой шерстью… Существа неспешно скрылись в чаще леса».
Приведя в своей книге множество аналогичных случаев, Сэндерсон заключает: «Важнейшим, по-моему, является тот факт, что ни один житель Гвианы и ни один человек, переска­зывавший свидетельства местных жителей, не считает таин­ственные существа обыкновенными обезьянами. Все очевид­цы в один голос утверждают, что существа эти бесхвостые, прямоходящие и обладают ярко выраженными признаками человека».
Из Эквадора, с восточных склонов Анд, поступают свидетельства о некоем ширу (Shiru) – невысоком, 4 – 5 футов (120–150 см), гоминиде, покрытом шерстью. Бразильцы, в свою очередь, рассказывают о мапингуари (Mapinguary) – обезьяноподобном гиганте, который оставляет огромные, по­хожие на человеческие, следы и убивает домашний скот.
Йети, дикие люди Гималаев
В записках английских офицеров и чиновников, в девят­надцатом веке служивших в Гималайском регионе Ин­дийского субконтинента, содержатся многочисленные упоминания о диких людях, называемых йети (Yeti), или «снежный человек». Автор первого такого упоминания – Б. Ходжсон (В. Н. Hodgson), с 1820 по 1843 год полномочный представитель Великобритании при дворе короля Непала. Ходжсон докладывал, как во время его путешествия по Се­верному Непалу носильщики пришли в ужас при виде волоса­того бесхвостого существа, похожего на человека.
С тех пор получены сотни свидетельств такого рода. Как в случае с Ходжсоном, так и в остальных скептики утвержда­ли и утверждают, что непальцы приняли за йети обыкновен­ных зверей, при этом чаще всего упоминается медведь или обезьяна-лангур. Трудно, однако, себе представить, что люди, всю свою жизнь прожившие в Гималаях и великолепно знаю­щие животный мир тех мест, способны допустить подобную ошибку. Майра Шакли отмечает, что йети – непременный персонаж произведений религиозного искусства Непала и Ти­бета, изображающих иерархическую структуру живых су­ществ. «Медведи, человекообразные обезьяны и лангуры представлены на них отдельно от дикого человека, – указы­вает Шакли, – и это говорит о том, что никакой путаницы здесь нет (по крайней мере для авторов этих произведений)».
Из девятнадцатого века дошло по крайней мере одно свидетельство европейца, лично видевшего пойманное суще­ство, похожее на йети. Вот что рассказал антропологу Майре Шакли некий южноафриканец: «Моя покойная теща говорила мне много лет назад в Индии, что ее мать на самом деле виде­ла одно из этих существ. Было это в Муссори, в предгорье Ги­малаев. Существо передвигалось на двух ногах, но покрывав­шая его шерсть делала его больше похожим на зверя, нежели на человека. Его поймали в снегах… и вели закованным в це­пи».
В двадцатом веке сообщения о диких людях и отпечатках их ног, виденных европейцами, стали поступать все чаще и чаще, особенно с началом альпинистских восхождений в Ги­малаях.
Одним из первых очевидцев был Эрик Шиптон (Eric Shipton), который, проводя в ноябре 1951 года разведку под­ступов к пику Эверест, обнаружил следы йети на высоте 18 000 футов (5500 м) в районе ледника Менлунг, возле тибетско-непальской границы. Шиптон прошел вдоль цепочки сле­дов целую милю (1, 5 км). Фотография одного из них, сделан­ная крупным планом, многим показалась убедительной. Следы были весьма внушительных размеров. Изучив лучший из сделанных Шиптоном снимков, Джон Напьер отверг гипо­тезу, что след выглядит таким из-за подтаявшего снега. В кон­це концов он пришел к заключению, что речь идет о наложении друг на друга двух следов: обутой ноги и босой. Вообще Напьер, убежденный сторонник существования североамери­канского саскуоча, к свидетельствам, касающимся йети, отно­сился крайне скептически. Однако в дальнейшем мы увидим, как новые подтверждения существования гималайского «снежного человека» заставили Напьера изменить свою пози­цию.
Во время своих экспедиций в Гималаи в 50-х и 60-х годах сэр Эдмунд Хиллари (Edmund Hillary) внимательно изу­чал свидетельства о йети, в том числе отпечатки следов ног на снегу. Он пришел к выводу, что все эти следы, приписывае­мые йети, принадлежат уже известным животным и возникли в результате наложения одной цепочки следов на другую. На это Напьер, будучи сам скептиком, возразил: «Ни один мало-мальски опытный человек не спутает подтаявшие следы со свежими. Нельзя просто отмахнуться от столь многочислен­ных свидетельств, поступающих на протяжении многих лет из заслуживающих доверия источников.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49