А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

удивительный портрет Тутмоса III на известняковой плите; изумительное изображение Аменхотепа III и крокодила Себека; прекрасное изваяние из Карнака – Амона с лицом Тутанхамона; голову позолоченной деревянной коровы и рельеф из храма Эхнатона, сохранившийся среди блоков девятого пилона Карнака. В музее собраны как небольшие предметы, так и монументальные рельефы и скульптуры.
Сердцем музея, несомненно, является зал, где выставлены статуи, обнаруженные в январе 1989 г. в тайнике большого двора храма Аменхотепа III в Луксоре. Из земли были извлечены хорошо сохранившиеся статуя богини Хатхор с головой, увенчанной рогами и солнечным диском; фигура коленопреклоненного фараона Хоремхеба, совершающего приношение богу Амону; изваяние Аменхотепа III в образе творца; редкое изображение большой змеи и великолепная статуя богини земли из серого гранита. Скульптуры XVIII династии достигли совершенства и благодаря этим находкам можно представить себе утраченное великолепие храма Луксора.

21. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ХРАМ СЕТИ I В КУРНЕ
Любителям достопримечательностей следует посетить в Фивах и западный берег Нила. Для этого нужно перейти реку по мосту, находящемуся в стороне от центральной части города, или переплыть на пароме – встреча с великими культурными ценностями вознаградит за это неудобство.
Одной из крупных достопримечательностей западного берега является заупокойный «храм миллионов лет», построенный Сети I. Благодаря творческой энергии этого фараона мы можем любоваться большим храмом в Абидосе, гипостильным залом Карнака и одной из красивейших усыпальниц Долины царей.
Первый из фараонов с именем Сети повелел воздвигнуть святилище около гробницы Интефа, родоначальника XI династии Среднего царства, которая вознесла Фивы на небывалую высоту.
Одно из крупнейших сооружений XIX династии – крытый храм с портиком (№ 1), из десяти колонн которого осталось девять; оба храмовых двора и пилоны не сохранились. Результаты восстановительных работ дают представление о том, как были расположены различные приделы (мастерские, кладовые) в этом архитектурном ансамбле, и где находилось священное озеро.
Внутри портика на цоколе высечены мужские и женские божества Нила, приносящие в храм плоды египетской земли и символизирующие единую страну под защитой богов и фараона.
Путь к храму пролегает через трое врат. Центральный портал открывает вход в гипостильный зал (№ 2), за которым находится разрушенный алтарь (№ 3). Срединные врата крытого храма посвящены богу Амону и Сети I. По верованиям египтян, фараон воскреснет здесь и будет вечно участвовать в обрядах, изображенных на здешних рельефах. Рельефы гипостильного зала изображают Сети I вместе с Рамсесом II, который завершил строительство этого храма, начатое отцом. Мы видим, как они совершают традиционные жертвоприношения. Оба изображены вечно юными: Рамсес II, словно ребенок, питается молоком богини Мут, а Сети сосет грудь Хатхор.
По обе стороны от гипостильного зала находятся шесть маленьких помещений, украшенных ритуальными сценами. На них изображен фараон, участвующий в пире и беседующий с богами.
Левые врата ведут в зал (№ 4) с двумя колоннами и часовнями, посвященными богу Амону и Рамсесу I, отцу Сети. В этих местах владычествуют созидательный бог Атум, Монту с головой сокола и Амон. Статуя Рамсеса I, основателя великой XIX династии, установлена в наосе. Ему воздают почести Рамсес II и Сети I.
Северная часть храма (№ 5), посвященная Ра-Хорахти, богу света, сильно разрушена. Когда-то здесь было святилище, в котором поклонялись солнцу.
Несмотря на то что от этого великолепного храма остались руины, нетрудно представить себе его былое величие – его стены покрыты множеством изображений, выполненных с большим мастерством. Это приношение благовоний, вина, молока и хлеба богу Мину, цветов – Амону, жертвенные возлияния перед статуями Осириса, Исиды и Анубиса. Фараон изображен поклоняющимся столбу джед – символу Осириса. Священная Эннеада – Девятка великих богов – плывет на священных барках по небосклону. Богиня обнимает Сети, благодаря за величественный храм, построенный по его повелению.
22. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. КОЛОССЫ МЕМНОНА
На дороге, которая ведет к некрополям западного берега и другим храмам, невозможно не заметить две гигантские статуи.
Эти колоссы – все, что осталось от огромного «храма миллионов лет», построенного для Аменхотепа III его тезкой – архитектором Аменхотепом, сыном Хапу. Каждая статуя высечена из монолитных блоков песчаника, доставленного из карьеров в окрестностях Мемфиса, то есть находившихся в 700 км от Фив. Аменхотеп III восседает на гигантском троне, где изображено ритуальное соединение Обеих Земель: два бога Нила связывают вместе лилию – символ Верхнего Египта, и папирус – символ Нижнего Египта. По сторонам статуи изображены мать и дочь фараона.
В 27 г. до н. э. в Фивах произошло землетрясение, и колоссы неожиданно приобрели всемирную славу. Под воздействием подземного удара северный колосс покрылся трещинами. Перепады температуры и влажности воздуха при восходе солнца вызывали вибрацию камня, и колосс начинал «петь». Это напомнило грекам миф о Мемноне, который погиб под стенами Трои от рук Ахилла и каждое утро жаловался своей матери, богине зари Эос. Поэтому колоссы египетского фараона получили имя греческого героя.
Весть о чуде распространилась в древнем мире. В 130 г. император Адриан, любитель Востока, приезжал послушать эти удивительные звуки. Так продолжалось до тех пор, пока император Септимий Север в 199 г. не приказал скульпторам заделать трещины, чтобы сохранить статую от разрушения. После этого Мемнон утратил голос, но имя закрепилось за статуей, и греки нарекли это место Мемнонией.
Благодаря раскопкам удалось восстановить план заупокойного храма Аменхотепа III, величина которого превосходила размеры храмового комплекса Рамсеса II, известного под названием Рамессеум. Храмовый комплекс окружала стена 700 х 550 м, толщиной 8,5 м. Комплекс был разделен четырьмя кирпичными пилонами на четыре двора. Само здание храма находилось в его южной части. Колоссальные статуи Аменхотепа III стояли перед первым пилоном. Аллея сфинксов вела от третьего пилона к четвертому, за которым находился величественный двор, окруженный со всех сторон колоннадами из трех или четырех рядов папирусообразных колонн. С запада и востока между колоннами первого ряда стояли осирические статуи царя, высотой 8 м, высеченные из кварцита и гранита. Слева от крытого храма расположены остатки гипостильного зала, служившего продолжением двора. С севера и с юга к зданию примыкали святилища Амона-Ра и Птаха-Сокара-Осириса. Размеры храма были действительно гигантскими, что подтверждается огромным количеством найденных стел и статуй – скульптурных изображений Сехмет, алебастровых сфинксов с крокодиловыми хвостами, сфинксов из песчаника с головами Анубиса и гиппопотамов.
У храма был неглубокий фундамент и, по-видимому, он разрушился при землетрясении в начале правления Меренптаха (ок. 1220 г. до н. э.). Затем руины окончательно сравнялись с землей из-за разливов Нила и вторичного использования камня. Каменные блоки из храма Аменхотепа III пошли на сооружение расположенного неподалеку заупокойного храма Меренптаха и храма Хонсу в Карнаке. Два сфинкса, стоявших перед храмом, в 1832 г. были перевезены в Санкт-Петербург и установлены на набережной Невы напротив здания Академии художеств.
23. ЗАПАДНЫЕ ФИВЫ. ДЕЙР ЭЛЬ-БАХРИ, ВЕЧНОСТЬ ЦАРИЦЫ ХАТШЕПСУТ
Дейр эль-Бахри находится на западном берегу Нила, напротив Карнака, в большом естественном амфитеатре, образованном скальным обрывом. Здесь очень яркое солнце, в полдень его сияние слепит глаза, и храмы сливаются с горой, возле которой они построены.
Первые точные сведения об этом месте относятся ко времени воцарения Ментухотепа (XI династия, ок. 2050 г. до н. э.). За пять веков до царицы Хатшепсут этот фараон построил в Дейр эль-Бахри первое святилище, следы которого можно видеть рядом с более поздним и более знаменитым храмом Хатшепсут.
Сооружение было чрезвычайно интересным: от двора, обсаженного деревьями, тянулся пандус к просторной террасе, которую украшала нижняя колоннада с двумя рядами четырехгранных столбов, на которых были высечены имена фараона Ментухотепа I. В восточной стене за этой колоннадой находилась дверь, ведущая в первый гипостильный зал. Сама стена, облицованная известняком, была покрыта цветными рельефами, изображающими сцены войны и царской охоты.
Верхняя колоннада, окружавшая с трех сторон гипостильный зал, состояла из двух рядов четырехгранных колонн, которые были значительно больше колонн нижней колоннады. На них были рельефные изображения фараона и богов, а также сцены охоты, земледельческих работ и ритуалов.
Первый, самый большой гипостильный зал, над которым была сооружена пирамида из каменных глыб, покоился на скальном основании. Колонны этого зала были восьмигранными. На западной стороне находились шесть заупокойных часовен членов царской семьи. Дверь в западной стене вела во второй открытый двор, обнесенный с трех сторон колоннами. Под полом двора и частично за его пределами были устроены шесть гробниц для женщин из семьи Ментухотепа.
За вторым двором располагался второй гипостильный зал, в западной части которого находилось святилище с алтарем и наосом для статуи. Стены зала были покрыты рельефами, изображавшими культовые сцены. В зале находится вход в гробницу Ментухотепа II, вырубленную в скале на глубину 150 м.
Храм царицы Хатшепсут был построен рядом с храмом Ментухотепа II на пять столетий позднее. Хатшепсут была супругой фараона Тутмоса II, после его смерти она некоторое время была регентшей при малолетнем Тутмосе III, а потом провозгласила себя полноправным фараоном.
Известно имя создателя ее храма: им был Сененмут – главный архитектор, верховный сановник и фаворит царицы. Идею ступенчатого сооружения с украшенным портиками восточным фасадом Сененмут заимствовал у расположенного рядом храма Ментухотепа, но оформление храма Хатшепсут отличается гораздо большим богатством и разнообразием. Отличительной чертой храма Хатшепсут было широкое применение скульптуры. На территории всего комплекса стояло более двухсот статуй: в самом храме было по меньшей мере двадцать два сфинкса, сорок осирических статуй и двадцать восемь статуй, изображавших царицу. Около ста двадцати сфинксов украшали дворы и дорогу.
Хатшепсут правила с 1479 по 1458 г. до н. э. Несмотря на то что впервые на трон правителя взошла женщина, это не вызвало волнений в Египте. Тутмос III был вынужден дожидаться смерти Хатшепсут, чтобы взойти на престол. Он был настолько недоволен, что велел вычеркнуть из анналов период правления Тутмоса II и Хатшепсут и начал свое родословие непосредственно от правления Тутмоса I, повелев после смерти царицы повсюду сбить картуши с ее именем.
Во время правления Хатшепсут не было ни гражданских смут, ни мятежей, царили мир и процветание. Царица и ее гениальный зодчий Сененмут предприняли строительство храма на террасах, соединенных пандусами, и примыкающего непосредственно к скальному обрыву.
К первой террасе вела аллея длиной более километра. Вдоль дороги стояли сфинксы с головой Хатшепсут и были посажены экзотические деревья. В центре первой террасы начинался пандус, который вел ко второй террасе, расположенной выше. На боковых стенах пандуса были высечены фигуры львов.
Первая терраса
На южной стене первой террасы (№ 1) находились портики, столбы которых были украшены повторяющимися изображениями сокола в двойной короне. Под этими изображениями были высечены титулы и имена Хатшепсут.
Великолепные рельефы украшали стены у основания колонных портиков. Некоторые исследователи считают их капители прообразом дорического ордера.
На правой стороне к северу (№ 2) Хатшепсут изображена в виде сфинкса, попирающего врагов. Рельефы настолько совершенны, что создается впечатление, будто мы участвуем в процессии царских статуй и совершаем обряд приношения четырех телят (черного, белого, рыжего и пятнистого), являющийся частью мистерий Осириса.
На южной стороне портика (№ 3) увековечена деятельность Хатшепсут – вдохновительницы строительных работ. Как и все фараоны Нового царства, она способствовала украшению Карнака. Рельефы рассказывают о поездке каменотесов в Асуан за розовым гранитом для обелисков, который они привезли в Карнак на длинных судах и были торжественно встречены под звуки труб и тамбуринов.
Вторая терраса (№ 4)
Продолжаем подниматься по центральному пандусу храма к верхним террасам.
Справа, на северной стороне, возвышается портик с пятнадцатью колоннами. Прямо перед нами – западный портик, разделенный пандусом на две части, каждая из которых имеет двадцать две опоры, стоящие в два ряда; в правой, северной части этого портика изображены сцены, прославляющие рождение и царствование царицы Хатшепсут (№ 6); за ним еще дальше к северу находится святилище Анубиса (№ 7). В левой, южной части портика находятся рельефы, рассказывающие о плавании в страну Пунт (№ 8), далее в южном крыле располагается святилище богини Хатхор (№ 9).
В портике рождения (№ 6) особое внимание уделяется священному характеру царского служения Хатшепсут (изображения здесь напоминают сцены из Луксора). Двенадцать богов держат совет в присутствии Амона-Ра. Изображена мать Хатшепсут, царица Яхмес, которая должна произвести на свет царицу. Бог Амон воплощается в теле фараона, ее супруга. Божественный гончар лепит на своем круге Хатшепсут. Хнум создает ка царицы, бог Амон обнимает ребенка. Он признает ее своей дочерью и радуется. Ребенку дарят семь мужских и семь женских добродетелей, которые позволят ей успешно царствовать.
Отец-фараон привел Хатшепсут к трону, чтобы она постигла искусство управления. Мы видим сцены коронации и ритуальных путешествий на Север и Юг, во время которых она призывает божества провинций признать ее правительницей.
В южном портике (№ 8) изображена история большой экспедиции, которую царица снарядила в чудесную страну Пунт, которая, по-видимому, располагалась на берегах Сомали. Священная символика здесь важнее точных географических сведений. В Пунте добывали благовония, необходимые для совершения ритуалов. Жрецы смотрят на небо – расположение звезд сулит удачу путешественникам. Пять судов с продовольствием и подарками могут спокойно плыть по великой реке. Владыка Пунта встречает посланцев Хатшепсут. Египтяне обменивают свой груз на благовонные растения, корни которых тщательно завязаны, – это означает, что они намерены посадить их, вернувшись на родину. Египтяне грузят на суда золото, экзотических животных, эбеновое дерево, слоновую кость, шкуры пантер.
В честь возвращения путешественников в Египет устраивают празднество. Царица выполнила задуманное: доставила из страны Пунт благовония, необходимые для поклонения Амону и проведения «Прекрасного праздника Долины».
Святилище Хатхор
Слева от портика с рельефами, посвященными экспедиции в Пунт, находится святилище богини Хатхор (№ 9) с вестибюлем, гипостильным залом и алтарем, вырубленным в скале.
Колонны, которые можно увидеть здесь, называются «хаторическими», их капители сделаны в виде головы богини Хатхор с коровьими ушами.
Гипостильный зал украшен сценами праздника в честь Хатхор: по Нилу плывут корабли, а воины, стоя на берегу, машут ветвями. Здесь также изображены две ритуальные сцены – «бег с птицей» и «бег со свитком», которые фараон исполнял во время восшествия на трон.
Есть и изображение, символизирующее священную связь царицы и богини: сидящая под балдахином Хатшепсут протягивает руку корове, которая лижет ей пальцы. «Она смотрит ей в глаза, – говорится в тексте, – целует ее руку, лижет божественное тело, наполняя фараона жизнью и могуществом».
В алтаре изображена ритуальная игра в мяч богини Хатхор. Среди различных сцен поклонения и приношений Хатшепсут изображена стоящей на коленях и пьющей молоко небесной коровы.
Святилище Хатхор имеет две особенности. Первая – над нишей, где изображена сцена кормления грудью, две царские особы совершают приношение молока и вина. Их лица удивительно похожи: это Тутмос III и Хатшепсут в совершенном согласии друг с другом. Вторая особенность – архитектор Сененмут повелел изобразить себя смиренно стоящим сбоку от ниши. Создателю храма разрешили принять молчаливое участие в ритуалах, которые совершаются в этом священном месте.
Святилище Анубиса
К северу от портика рождения находилось святилище Анубиса (№ 7). Анубис, покровитель бальзамирования и некрополей, изображался в облике шакала (возможно, собаки), лежащего на горе, или в облике человека с головой шакала.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16