А-П

П-Я

 


Локальные возмущения электромагнитного поля, которые порождаются объектами, распространяются в виде волн (как волны на воде) на большие расстояния и с огромной скоростью (3*108 м/сек). Они несут разнородную информацию об объектах. Благодаря им, мы знаем: каков наш мир сегодня, какие объекты заселяют просторы нашей Вселенной, какие процессы там происходят.
Наша планета тоже является источником электромагнитного поля. Находясь на ней, мы буквально окружены и погружены в электромагнитное поле нашей планеты. Это наша среда обитания. Как обособленные биосистемы, мы адаптированы к таким условиям и большую часть информации из окружающего мира получаем с помощью электромагнитных волн определенного диапазона, которую называем светом. Эти волны распространяются с очень большой скоростью - 3*108 м/сек.
В биосистемах скорости процессов тоже различны. У живых организмов процессы идут быстрее, чем у растений. У млекопитающих быстрее, чем у пресмыкающихся, у теплокровных быстрее, чем у холоднокровных. Но эти различия скоростей внутренних процессов различных биосистем не говорят о длительности жизни организмов, а говорят лишь о разной скорости внутреннего времени. Кроме того, в одном и том же организме скорости различных процессов тоже различны. Например, нервные процессы идут на порядки быстрее, чем мышечные, метаболические процессы в одних органах идут быстрее, чем в других, межмолекулярные процессы в миллионы раз превосходят физиологические, и т.д.
Не зная природу времени, мы давно уже умеем управлять его течением, скоростью процессов различных систем. Например, в быту ставим молоко в холодильник, этим самым охлаждая, снижая температуру, замедляем внутреннее время молока, чтобы оно дольше оставалось свежим, растягиваем его «жизнь». И наоборот, если его поставит на солнце или нагреть, то молочная стадия будет более короткой.
Из этих примеров можно сделать заключение о том, что время жизни любой системы зависит от окружающей среды, которая регулирует время жизни внутри системы. Чтобы увеличить время жизни самой системы нужно изменить условия окружающей среды. Замедление процессов внутри системы увеличивает время жизни самой системы, и наоборот, увеличение скорости процессов сокращает жизнь системы.
Человек как биосистема работает по такому же принципу. Давно уже установлено, что скорости внутренних процессов организма в течение жизни не остаются постоянными, они меняются. Вместе с ними меняется и восприятие внешней динамики.
Высказывание Павлова о том, что жизнь человека менее 150 лет является насильственной, и есть подтверждением механизма жизни человека как системы. Если человек внешними факторами изменяет окружающую среду, которая ускоряет ход внутреннего времени человека, то это приводит к тому, что срок жизни человека сокращается до минимума. В организме сразу же включается механизм старения и умирания. Все внутренние процессы ускоряются и в итоге вместо минимальных 150 лет, человек проживает только 60-70 лет.
В растущем молодом организме биохимические процессы идут гораздо быстрее, и как следствие, быстрее происходит заживление ран, переломов и иных повреждений. Организм быстрее адаптируется к изменяющимся внешним условиям: температуре, давлению, влажности и т.д. Больше производит тепла, и поэтому, например, дети в одинаковых условиях меньше мерзнут, чем пожилой человек. Молодой организм более гибок и лучше держит динамическое равновесие, как с окружающей средой, так и внутри себя. Постепенно с возрастом скорости процессов начинают замедляться. С этим связано замедление заживления ран, срастания костей и медленная реакция организма пожилых людей на изменения внешней среды (температуры, давления, влажности и т.д.). Налицо ухудшение адаптационных возможностей организма. Это следствие различия скоростей внутренних процессов, и как результат, различное восприятие динамики окружающего мира.
Мы живем на поверхности планеты Земля, где нас окружает множество разнодинамичных и разномасштабных процессов: течет вода, растут деревья, происходит смена дня и ночи, смена времен года и т.д. При рождении мы встраиваемся в систему Земли как еще одна маленькая обособленная биосистема с собственным внутренним пространством и собственным внутренним временем. Характеристики внутреннего пространства и скорости биохимических процессов внутри иные, чем внешнее пространство и скорости внешних процессов. При оценке внешних изменений происходит постоянное сравнение скоростей внутренних и внешних процессов, что является основой наших ощущений времени. Этим занимается наш мозг, опираясь на внутренние скорости процессов, которые принимаются как неизменные (индивидуальный эталон). Поэтому нам кажется, что внешние процессы идут то ускоренно, то замедленно. Хотя, по сути, в большинстве случаев, колеблются скорости наших внутренних процессов.
Рассмотрим такой пример: допустим, нам удалось остановить или же свести ближе к нулю скорости внутренних процессов в своем организме (например, заморозили). Тогда, наше внутреннее время остановилось бы или текло с ничтожной скоростью. Мы бы заметили, с какой бешеной скоростью изменяется окружающий мир, увидели своеобразный скоростной кинофильм. Бешеной скоростью вырастали и валились бы деревья, рождались и быстро старели люди, на глазах происходили бы изменения в природе. Это потому, что внутренние скорости процессов были остановлены или сильно замедлены, а в окружающем мире скорости процессов остались прежними, и поэтому окружающий мир воспринимается иначе.
Этим объясняется тот факт, что когда наступает физическая смерть, то скорость внутренних процессов равна нулю. Душа через Разум видит всю картину промчавшейся жизни. Скорость внутренних процессов определяет скорость восприятия действительности, происходящей в окружающем Мире.
Наличие у человека высший нервной деятельности накладывает дополнительный отпечаток на восприятие внешних изменений. Высшая нервная деятельность, посредством которой мы познаем окружающий мир, при попытке понять сущность времени, лишь усложняет видение истинного положения вещей.
У живых организмов с совершенной центральной нервной системой появляется психологическое восприятие внешних изменений. Это восприятие базируется на органах чувств и играет аналитическую роль. При ожидании или суете восприятие внешнего времени становится чуточку иным. Тут к биологическим часам добавляются факторы чисто психологического характера (нетерпение, торопливость). Если вы увлеченно заняты чем-то (чтение, игра, работа и т.д.), ваш мозг не может корректно проследить и анализировать происходящее в вашем окружении. Поэтому вы времени не замечаете. Как раз эту психологическую составляющую, которая основывается на органах чувств, обычно называют субъективным восприятием времени.
Лежащий камень, деревья, Земля - как обособленные системы - лишены психологической части восприятия, однако у них будет идти свое внутреннее время в зависимости от скоростей внутренних процессов, которые зависимы от внутренних и внешних условий.
Наш мозг выполняет фиксирующую (как видеозапись) и аналитическую (как счетчик) функцию изменений окружающего мира. Если, например, отключить мозг (психологическое восприятие), то вы не сможете ощущать, фиксировать и анализировать происходящее. Но биохимические процессы в организме все равно будут идти и ваши внутренние биочасы будут работать. В медицине немало случаев, когда поражение различных участков головного мозга в связи с теми или иными заболеваниями (опухоль, инфекция, кровоизлияния и др.) вызывает симптомы нарушения восприятия времени.
Примером нарушения восприятия времени являются опыты французского спелеолога Мишеля Сифра. Он прожил в пещере два месяца. С поверхностью Земли он имел одностороннюю телефонную связь, по которой сообщал: какое, по его мнению, время, что он делал, сколько это заняло времени. По условиям опыта, сверху он никакого ответа не получал. Дежурные вели запись всех сообщений Сифра.
Первые дни, когда он занимался обследованием пещеры, его сообщения о том, что он считает, что уже 23 часа и ложится спать, или 9 часов утра, он приступает к работе, не сильно отличались от истинного времени. Но вскоре Сифр стал все больше и больше сбиваться со счета. Дежурные вскакивали среди ночи, чтобы записать его сообщения о том, что, по его мнению, уже 9 часов утра и он готовит завтрак. Последующие дни он читал, слушал музыку, прогуливался по пещере. Постепенно впадал в апатию. Перестал ощущать время и окончательно сбился со счета.
Сифр за 58 суток и 17 часов отстал в своих отсчетах на 25 суток. Когда попросили его подняться наверх, то он долго упирался, считая, что хотят прервать опыты раньше условленного срока.
Исследование этого феномена проводили на летчиках, которые не подозревали, что ведут самолет с двойным управлением. Вдруг отключалась приборная доска, самолет начинал пикировать и через 40 сек, должен был бы врезаться в землю. Скрытые телекамеры фиксировали каждое движение летчика. Не все могли вовремя принять правильные решения. Тем, кто самостоятельно сумел вывести самолет из пике, задавали вопрос: «Сколько времени ушло на принятие решения и выровнять самолет». Почти все они ответили, что-то около 2 минут. Телекамеры зафиксировали, что у них на поправку положения самолета ушло несколько секунд.
Психологи и философы это часто объясняют субъективным восприятием времени. Только субъективное восприятие может быть связано как с психологической частью восприятия, так и с состоянием организма в целом. Тут просто происходит ускорение биохимических процессов всей системы, то есть ускорение идет на более глубоком уровне, ведь жизнь висит на волоске. В таких экстремальных ситуациях биохимические процессы, то есть биочасы организма ускорялись и поэтому внешняя динамика воспринимается иначе. Как результат - неадекватная оценка внешнего времени.
Теперь, когда мы выяснили, что время это не само-стоятельное нечто, которое течет, а всего лишь интегральная динамическая характеристика окружающего мира, которая создается большим количеством различных и разнодина-мичных процессов в системах, то уже можно перейти к его измерению. Нужно разобраться и определиться: что же мы измеряем? Раз нет времени, как нечто сущего, что же измерять-то? В чем суть измерения времени?
Сейчас для измерения времени мы используем два природных эталона часов:
1 - вращение Земли вокруг своей оси (сутки, часы, секунды) в сравнении его с динамикой других Систем, что дает понятие скорости (м/сек, км/час).
2 - оборот Земли вокруг Солнца (год, лето).
В основном на этих единицах динамичности базируются все наши исчисления времени. Оборот Земли вокруг Солнца является более крупной единицей, а потому применяется для измерения более продолжительных отрезков времени.
Например, каждый оборот Земли вокруг Солнца мы ежегодно отмечаем как Новый год. Сезонные изменения времен года - осень, зима, весна, лето - тоже связаны с этим фактором. Мы сами по этому эталону ведем счет своему возрасту: говорим, 5, 10, 20, 40, 60 лет. Это значит, что при нашей жизни Земля сделала столько-то оборотов вокруг Солнца. Таким же образом, исчисляются и большие интервалы времени: столетия, тысячелетия, миллионы лет, и т.д.
Повседневная наша жизнь базируется на суточном ритме. Но, сутки, состоящие из дня и ночи, для нас является довольно большим интервалом. И поэтому, чтобы ориентироваться во времени внутри суток, человечеством изобретено множество различных искусственных приборов - часов. Все они (солнечные, маятниковые, электронные, кварцевые, и др.) несмотря на различный принцип работы строго привязаны к суточному вращению Земли. Они без труда позволяют делить сутки на равномерные доли, такие, какие мы хотим: часы, минуты, секунды, и т.д.
Поэтому в повседневности нам удобно пользоваться часами. Сейчас их много, причем самой разной конструкции: настенные, настольные, карманные, наручные и т.д. Они помогают нам упорядочить нашу жизнь, разложить события по полочкам. По ним мы встаем утром, идем на работу, возвращаемся.
Важно, что часы течение времени никак не чувствуют и ничего не ловят, и даже... ничего не измеряют. А что же тогда они делают? И вообще, что это за штуковина?
Нынешние часы (в основном маятниковые и электронные) - это искусственные приборы, привязаны только к одному процессу - вращению Земли вокруг своей оси (берется усредненное значение, скорость вращения Земли непостоянная). Они рассчитаны так, что каждый поворот Земли на определенный угол соответствует секундам, минутам, часам. То есть один поворот нашей планеты вокруг своей оси соответствует 24 часам. Тут часы своего рода являются измерителем скорости вращения Земли, выведенной на циферблат. В наших часах заранее все определено, подогнано: число зубьев, длина волоска, маятника, равномерность хода. Поэтому эти приборы всегда и везде будут работать только по Земному.
Измерение времени сводится к сопоставлению динамики эталонного процесса с другими процессами.
Эта процедура очень похожа на измерение, скажем, длины. Там тоже берется некая базовая (эталонная) длина, которую мы называем метром, и через нее выражается длина (ширина, высота) других объектов.
В биосистемах, в частности у людей, в основе ощущений внешней динамики лежит другой эталон: динамика внутренних процессов конкретного человека. Она является одновременно и внутренним временем системы, и индивидуальными часами по отношении к внешнему миру. Постоянное сопоставление динамики внутренних процессов с динамикой внешнего мира вызывает у людей ощущение времени. Этим анализом занимается наш мозг, который воспринимает и ощущает динамику окружающего мира с помощью внутренних часов, а измеряет - сопоставлением процессов внешнего мира.
Часы - это внутрисистемная динамика какой-либо системы, взятая в качестве эталона, которая служит единицей динамичности, и через которую выражается динамика и длительность других процессов.
Все придуманные измерители времени ничего не чувствуют, ничего не ловят, и ничего не измеряют. У них своя собственная динамика. Часы всего лишь мера динамичности (эталон) с помощью которого измеряем динамичность других процессов. Здесь опять вполне подходит аналогия с измерением длины. Мы же не говорим, что линейка измеряет длину, а говорим, что с помощью линейки измеряем длину. С часами точно также: с помощью часов, через их динамику, измеряем изменчивость окружающего мира.
Поэтому к часам, как и ко всякому другому эталону, предъявляются повышенные требования: они должны ходить как можно более равномерно, не зависеть, или мало зависеть от окружающих условий (температуры, давления, влажности; от напряженности электромагнитных полей, гравитации и различных других помех). Главное для них: держать как можно более равномерный ход. Но... увы. Как нет ничего идеального в природе, так и нет идеальных часов.
Возьмем атомные или кварцевые часы. Они обладают хорошим постоянством в своем ходе. Тем не менее, постоянство у них относительное. Попадая в места с иной напряженностью электромагнитных или гравитационных полей у них изменяется скорость внутрисистемных процессов. А мы, будучи уверены в равномерности хода этих часов, делаем ошибочный вывод, что на этом месте время под действием напряженности поля замедлилось или ускорилось. Хотя в действительности сама наша мерка (атомные или кварцевые часы) изменила свой ход. В окружающем мире скорость процессов, под которой мы понимаем время, осталась без изменений.
Слепая вера в непогрешимость нашего эталона, а также убежденность в том, что он что-то измеряет, могут привести к неверным результатам. Тогда как этого что-то и в помине нет, мы просто сопоставляли ход нашего эталона с динамикой окружающего мира, что и дало эффект измерения времени.
Взаимосвязь времени человека и системы
Рассмотрим рисунок:
Реально ли настоящее? У любой системы есть настоящее. А раз мы под понятием «время» понимаем динамику процессов, то аналогом понятия настоящее будет выступать состояние системы. Настоящее - это состояние системы в данный момент времени. Для наглядного представления рассмотрим пример. Каждый из нас когда-нибудь играл в шашки, шахматы или бильярд. Саму игру можно назвать игровым процессом. После каждого вашего хода или хода партнера ситуация на игровом поле меняется, возникает новое состояние в игре. Допустим, вы сделали ход. Он привел к новому состоянию в игре. Вот это состояние и есть настоящее в игровом процессе. Если сейчас сделает ход ваш партнер, то это будет уже новое состояние, новое настоящее. А тот ваш предыдущий ход уже стал прошлым и его не вернуть.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34