А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Однажды, когда они с Лазарем были одни, он сказал:
– Многим ли известно о том, как жесток Троцкий? Кому известно, что Троцким подписано огромное число приказов о расстрелах? Знает ли народ, что Троцкий уничтожал народ деревнями и сёлами? А тогда в сёлах было по несколько тысяч человек. Во многих деревнях было военное положение. Михаил рассказывал мне, как у них в регионе не только снимали с работы, а расстреливали коммунистов, подвергших сомнению политику партии. Их объявили предателями Советской власти, заслуживших смертной казни. Думаешь, люди понимают, что Троцкий, который тогда официально, как и Ленин был нашим вождём, отдавал приказы о разрушении православных церквей? Думаешь, им известно о религиозных гонениях, о том, сколько христиан и священнослужителей было убито из-за приверженности к своей вере?
Николаю Булганину не нужно было обо всём этом рассказывать Лазарю. За годы троцкистского вождизма, в стране развернулись разгул беззакония, жестокости и бесчеловечности, что официально называлось «Красным террором». Лазарь знал «подноготную», что это Троцкий несёт ответственность за развязывание «Красного террора», что это Троцкий стоит за массовыми арестами и повальными казнями. Но Лазаря это не трогало, он давно уже сделал свой выбор. Он слушал Булганина, и сердце его чувствовало, что предстоит длительная скрытая борьба.
Ленина больше не было. Его соратники разного ранга теперь старались на публике вымучить на своих лицах скорбь от тяжёлой потери. Лазарю не было известно, где умер Ленин. У каждого на этот счёт было своё мнение: кто-то говорил, что это произошло в Крыму, кто-то утверждал, что Ленин скончался на даче в Подмосковье, а были и такие, кто называл даже Финляндию. Всё, что знал Лазарь, это то, что гроб с телом Ленина специальным поездом будет привезён в Москву 23 января. Похороны были торжественными и сопровождались эмоциональными речами, но это было только на поверхности. Лазарь уловил, что большинство переживаний были показными и неискренними. Он сам почти не переживал. Он знал, что происходило на самом деле, и когда в тот холодный и ветреный день он стоял на Красной площади, глядя на толпы народа, его больше занимали не грустные мысли, а то, чтобы запланированное «представление» прошло бы без сучка и задоринки. Понятия «Ленин» и «Ленинизм» были подняты до положения божественного поклонения. Лазарь слышал, что Симбирск, место рождения Ленина, будет переименован в Ульяновск, а Петроград теперь назовут Ленинградом. По Красной площади валили толпы народа. Везде развивались кумачовые плакаты. Даже речь Сталина была образцом того, что Лазарь называл «эмоциональной пропагандой». Его выступление заканчивалось словами:
– Мы должны охранять и усиливать чистоту партийных рядов, крепить наше единство, укреплять диктатуру рабочего класса в союзе с крестьянством!
Толпа радостно приветствовала его слова. В отсутствии Троцкого Сталин в глазах народа смотрелся как законный преемник Ленина.
Похороны быстро отошли в прошлое и забылись за текущими событиями. Почти немедленно Лазарь оказался втянутым во внутренний механизм правительственной машины, что фактически явилось результатом гонки по занятию вакантных мест в аппарате Ленина. События свершались молниеносно. Было официально изменено название в членстве партии с «большевик» на «коммунист». С большой скоростью создавались новые должности, как в самом Кремле, так и вокруг него. Лазарь даже обнаружил своё имя, названное в числе кандидатов в члены ЦК. На поверхности появились новые имена и новые должностные лица. Михаил и Юрий Кагановичи получили новые назначения. Роза поступила в Москве в медицинский институт, а Микоян, Булганин и Ворошилов перебрались в столицу. Даже Хрущёва отозвали и поставили на работу в подчинение Лазаря. На горизонте появилась новая фамилия – Молотов (настоящая фамилия Скрябин). Он возглавил Центральную Комиссию и стал непосредственным начальником Лазаря. Молотов был невысоким, щуплым человеком с необычно тонкой шеей, в круглых очках без оправы и с пронзительным голосом. Он выделялся своей тщедушностью среди представительных соратников, волею судьбы занесённых на вершины власти. И ещё, в отличие от всех претендентов «на трон», у него была простая и задушевная улыбка. Лазарю Молотов понравился, потому что он не собирался убирать Кагановича. С годами Лазарь узнал, что не только он один имеет американских родственников, но и Молотов по линии жены тоже имеет родственников в Америке. (Родной брат Полины Жемчужиной был американец).
Наконец, Лазарь Каганович был вызван для беседы со Сталиным! В тот декабрьский день Лазарь появился в Спасских воротах около десяти утра. Вскоре он очутился в том самом кабинете, в котором впервые встретился со Сталиным. Советский вождь просматривал бумаги за огромным письменным столом. Чтобы охватить взглядом лежавшую перед ним груду бумаг, он не сидел, а стоял за столом. Лазарь опять отметил, что Сталин ниже его ростом. Лазарь весил около 90 килограмм, а Сталин казался килограммов на 10–15 меньше весом. Он подумал, что Сталин похудел за время с их последней встречи. Все остальное оказалось на месте, включая выражение лица, по которому нельзя было прочитать, о чём он думал и переживал. «Переживания – женское качество», – сказал как-то Сталин.
Лазарь интересовался биографией Сталина и его вкусами. Он старался узнать о нём как можно больше. Ему было известно, что Сталин вёл спартанский образ жизни, был неприхотлив в быту, довольствовался малым и не любил роскоши.
Сталин кивком головы указал на один из стульев, не произнеся ни слова. После того, как Лазарь присел, Сталин тоже опустился на стул, достал из небольшой деревянной коробки папиросу и предложил Лазарю.
– Спасибо, я не курю.
– Это хорошо.
Сталин зажёг трубку. Лазарь видел, как дымок кольцами поднимался к портрету Карла Маркса. Сталин заговорил низким голосом:
– Михаил Каганович сейчас является Председателем Нижегородского губернского Совета народного хозяйства. Юрий Каганович член этого Совета. Это хорошо. Роза? Она выучится, окончит медицинский институт и станет хорошим врачом. Нам врачи нужны.
Он замолчал и взглянул на Лазаря. Пышные усы не смогли спрятать улыбки.
– Ну а вы, Лазарь Моисеевич? Как вы? Разве вы не заслужили тоже чего-нибудь хорошего?
Лазарь улыбнулся в ответ. Он нервничал. Только сейчас он осознал, как много власти уже было в руках этого человека.
– Да, было бы неплохо.
– Думаю, за это надо поднять тост.
Он достал из ящика стола непочатую бутылку французского коньяка, открутил пробку и взглянул на Лазаря.
– Или хотите водки? Но я знаю, что Лазарь Моисеевич водку не пьёт. На самом деле, Лазарь Моисеевич не пьёт вообще. Но я уверен, что товарищ Лазарь не захочет, чтобы я выпил в одиночестве. Правда?
Он наполнил две маленькие стопки и закупорил бутылку.
– За ваше здоровье!
Когда они выпили, Сталин открыл верхний ящик стола и вытащил оттуда несколько листков бумаги. Он протянул их Лазарю.
– Думаю, вы это уже видели.
Это были сочинения Троцкого.
– Я уверен, вы знаете, что происходит?
Лазарь кивнул.
– Хорошо, – произнёс Сталин. – Вы знаете, что до сегодняшнего дня все большевики, включая Ленина, смогли удержать завоевания революции благодаря помощи пролетариата развитых капиталистических стран Западной Европы. Они считают свои долгом произвести революцию в своих странах. Троцкий стал самым громогласным сторонником этого курса и самым главным моим критиком по тому, как я отношусь к помощи Интернационала в организации беспорядков в Германии, Болгарии и Китае.
Он замолчал и взглянул на Лазаря.
– Если хотите, высказывайтесь.
Лазарь хотел.
– Но вы, товарищ Сталин, соглашались с Троцким, что революция сама по себе не имеет конца, это постоянная мировая борьба против капитализма.
– Это было раньше. Сейчас я должен что-то предпринять. Ваши соображения, Лазарь Моисеевич?
Глаза Лазаря расширились. Всё происходило слишком быстро. Его проверяли, и он не знал, был ли он готов к этой проверке. Он сказал то, что первым пришло ему на ум. Но у него не было выбора.
– Вам следует перестроиться, товарищ Сталин. Надо заклеймить теорию «перманентной революции» Троцкого как происки меньшевизма и неверие в силу и перспективы Русской революции.
– Вы предлагаете мне отвергнуть и забыть ленинскую теорию пролетарской революции?
Лазарь кивнул снова. Сталин задумался.
– Стало быть, я создам новую теорию революции. Наш большевистский режим может продержаться и без посторонней помощи. Мы обладаем всем необходимым, чтобы собственными усилиями создать крепкую социалистическую базу, и только создав эту базу, мы сможем помочь пролетариату других стран. Как?
Он ударил рукой по столу и опустился на стул.
– Я часто об этом думал. Социализм в одной взятой стране. Вы понимаете это?
Лазарь тоже присел и сказал:
– Разница в вашей позиции и позиции Троцкого – не в конечной победе мировой социализма. Это скорее дело времени. Вы считаете, что возможна победа социализма сначала в Советской России. Троцкий утверждает наоборот. Но, товарищ Сталин, именно вы контролируете партийную организацию. Поэтому ваше мнение должно оказаться решающим.
Слово «контролируете» резануло слух Сталина. Он выпрямился на стуле. Лазарь немедленно сделал тоже самое. Сталин внимательно смотрел на Лазаря. Затем, откинувшись на спинку стула, сжал в руках трубку.
– Вы понимаете, что вы сказали, Лазарь Моисеевич?
Лазарь прекрасно это понимал.
– Вы понимаете, какие могут быть последствия, Лазарь Моисеевич?
Да, он точно знал, что произойдёт. Он совершенно определился с выбором. Он только надеялся, что выбор стратегически правилен. Сталин немного подождал, затем улыбнулся и протянул руку к телефону. Лазарь не расслышал, что он говорил. Закончив, Сталин опять откинулся на спинку стула. Открылась дверь, и вошёл Молотов. Он принёс папку с бумагами. Сталин поднялся из-за стола и взял эту папку.
– Товарищ Молотов. Товарищ Каганович.
Лазарь встал и пожал маленькую, гладкую ладонь Молотова. Лазарь увидел за внешней неприступностью озорной огонёк голубых глаз Молотова. Лазарь быстро вспомнил личное дело Молотова:
«Молотов. В 1906 году вступил в партию большевиков. В 1918 году – председатель Совета Народного Хозяйства Северной области, один из ближайших сотрудников Зиновьева. С 1919 года – уполномоченный ЦК РКП(б) и ВЦИК в Поволжье. С 1920 года – кандидат в члены, с 1921 года – член ЦК. Жена – еврейка Полина Жемчужина (настоящее имя Пери Семёновна Карповская)».
Сталин протянул бумаги Лазарю.
– Товарищ Молотов, это наш новый начальник Организационно-Распределительного отдела ЦК.
Лазарь почувствовал, как у него закружилась голова.
– А теперь, Лазарь Моисеевич, давайте обсудим, что вам предстоит делать.
Следующие два часа оказались испытанием на терпеливость. Сталин долго рассуждал о революции, о людях. Лазарь внимательно слушал и мысленно старался понять причины успеха Сталина. Да, Троцкий был более мощным «мозговым трестом», но история не однократно доказывала, что это, часто, не главное. Троцкий часто оказывался чересчур умным и во вред себе. Лазарь недолюбливал интеллектуалов, потому что сам не имел образования. Он знал, что после смерти Ленина главными врагами Сталина оставались интеллектуалы-троцкисты. Если Сталину помочь, то он сможет от них избавиться. Лазарь захотел стать частью этого процесса. Он приложит все силы, чтобы быть в этой кухне. За плечами у него всего тридцать лет, и если он хотел прожить следующие тридцать лет намного лучше, ему следовало связать себя с «правильными» людьми и выигрышной стороной. В этом не было ничего нового. Все так делали, рассуждал он. Каждый. Но он сделает это лучше других. Он дойдёт до самого верха.
Проект Сталина был прост. Он будет очищать партию от своих противников и пополнять её ряды новыми членами, чтобы усилить свою позицию против «старой гвардии». Согласно сталинской инструкции, Лазарю вменялось в обязанность создать механизм, направляющий и контролирующий все виды партийной и правительственной активности в стране, чтобы всё держать под контролем. В конце концов, Организационно-Распределительный отдел ЦК партии своей властью мог бы смещать или переводить на другую работу неугодных сотрудников, что явилось бы прелюдией к последующему аресту ОГПУ, с которым у этого отдела были тесные связи. Лазарь понял, что даже впечатляющий послужной список в сочетании с умением работать, с огромными знаниями и преданностью партии не избавляли от подозрений. Он пойдёт дальше. Тогда он ещё не знал, как самым лучшим способом оградить себя лично. Одним из вариантов ему казалось быть около Сталина, и возможность для этого обязательно представится. Он непременно ей воспользуется. Сталин будет назначать новых людей, а глава Организационно-Распределительного отдела, как главный источник информации, должен будет непременно оказываться рядом, чтобы помочь с «правильным» выбором.
В последующие шесть месяцев Лазарь часто встречался со Сталиным. Иногда они оставались вдвоём и обсуждали кандидатов. Чаще всего на встречах ещё присутствовали Ворошилов и Орджоникидзе, который стал членом ЦК партии. Ворошилов превратился в заметную фигуру в Кремле, потому что занял пост начальника Московского Военного Округа, заменив ставленника Троцкого Муралова. Микоян тоже всё больше входил в доверие. В то время ближе всех к Лазарю и Марии был Молотов со своей женой Полиной Жемчужиной. Они назвали свою дочь Светлана, так же как и дочь Сталина и Надежды Аллилуевой. Хотя жёны и дети виделись часто, поскольку круг знакомых был ограничен, а дети посещали специальную закрытую школу, мужчины общались преимущественно на работе.
Лазарь знал, что надо делать. Он должен чётко выполнять поручения Сталина. Он чувствовал, что только беззаветный труд без оглядки на этого человека может его спасти и выдвинуть, а там будет видно. Кроме него, единственным человеком, с ответственным подходом к работе и такой же большой трудоспособностью, был Молотов. Они оба могли работать долгими часами. Их преданность не подвергалась сомнению, и их напряжённый труд будет оценён по заслугам.
В марте 1925 года Лазарь был вызван в кабинет к Сталину. На этот раз они не просматривали списки и не обсуждали кандидатов. Сталин протянул Лазарю сообщение, полученное из Киева. Процесс украинизации зашёл в тупик, и местные партийные власти запросили помощи Москвы. Всего два года назад правительством было принято решение о введение в республике украинского языка наравне с русским. Это заставило партийных работников заняться изучением украинского языка. Но дело не пошло, и сейчас требовалось вмешательство Москвы. Первоначально намечалось привлекать в новые органы власти самих украинцев. В то же время хотели искоренить в республике национализм. Сталин поручил Лазарю отправиться на Украину и разобраться с ситуацией.
– Ваша задача заключается в реорганизации украинской партии и очищении её рядов от ненадёжных элементов. Разберитесь с положением в правительственных органах и избавьте их от нерадивых работников.
Сталин выбрал Лазаря на эту миссию по нескольким причинам. Во-первых, Лазарь родился и вырос на Украине и говорил по-украински. Во-вторых, он знал, как справиться с заданием. В-третьих, его сильной стороной было то, что Лазарь добьется результата, чего бы это ему, вернее им, не стоило. Лазарь взял с собой Марию и Майю. Они оставили свою квартиру в Москве, которая стала для них тесной, и переехали в большую и удобную квартиру на Левамовской улице, 17, в одном из фешенебельных районов Киева. Опять ему пришлось вернуться на «родину». Единственным сотрудником, кого он привёз с собой, был Хрущёв. Ему предстояло быть на подхвате и объезжать маленькие селения, вроде Кабанов. У Лазаря не было желания вновь побывать в этом грязном посёлке. Это только бы напомнило ему о его прошлом, которое он вычеркнул из своей памяти. Кроме того, Никита тоже говорил по-украински, хотя и не совсем правильно, и он будет исполнять всё, что потребуется, в качестве заместителя Лазаря Кагановича. Кроме Хрущёва, он к себе никого не приближал. Лазарь намеревался работать самостоятельно, постоянно поддерживая связь с Москвой. Если Сталину что-нибудь понадобиться, он непременно сообщит Лазарю. Посредники в таком деле не нужны. Он будет держаться так, чтобы иметь перед собой своего наставника (Сталина), а позади своего выдвиженца (Хрущёва). А на самом деле, они оба будут под его пристальным наблюдением.
Лазарь был назначен первым секретарём ЦК КП(б) Украины со специальными инструкциями Сталина по реорганизации партии. Возвращение на Украину у Лазаря было связано со смешанными чувствами.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30