Планеты, Солнце, Луна и другие небесные тела представляются нам светящимися. Мы знаем, что Солнце и звезды сами излучают свет. А излучает ли свет, например, Луна? Нет. Ни Луна, ни планеты, ни спутники сами по себе не излучают света. Мы их видим только потому, что они отражают солнечный свет.
Теперь мы подошли к вопросу о том, что же такое Солнце, являющееся источником жизни для людей, животных и растений на Земле? Солнце как астрономический объект – это довольно рядовая, средней величины звезда, одна из примерно 100 миллиардов звезд, образующих Млечный Путь – нашу Галактику. Вокруг звезды-Солнца, как уже говорилось, вращаются девять больших планет с 32 спутниками, множество комет и многие тысячи маленьких планет – астероидов. Солнце имеет диаметр около 1,4 млн. километров и массу, в 330 000 раз превышающую массу Земли; масса же всех планет Солнечной системы примерно в 730 раз меньше массы Солнца.
Наше Солнце, представляющееся нам огромным, на самом деле является весьма обычным небесным телом: около 90 % всех звезд имеют примерно такую же величину, а 10 % – даже превосходят своими размерами наше светило.
Почему Солнце, как и другие звезды, служит источником света? Какие процессы в его недрах приводят к выделению огромного количества энергии?
В процессе эволюции любая звезда проходит несколько стадий – от образования в результате гравитационного сжатия и разогрева газово-пылевого облака до гибели, после того как все ее энергетические ресурсы окажутся исчерпанными.
Солнце образовалось около 5 млрд. лет назад. После того как в процессе сжатия плотность и температура его внутренних областей достигли достаточно больших значений (по современным оценкам, они составляют соответственно «150 г/см3и га 20 000 000 градусов), в недрах Солнца стали возможны реакции термоядерного синтеза, при которых ядра атомов водорода превращаются в ядра гелия с выделением довольно значительного количества энергии. Эта энергия выделяется в виде ускоренных частиц (тепловая форма) и в виде рентгеновского и гамма-излучения. Несмотря на высокую скорость распространения излучения, лишь примерно через двадцать тысяч лет очередная его «порция» прорвется через плотные слои Солнца наружу. За это время оно настолько преобразится из-за взаимодействия с веществом Солнца, что мы сможем воспринимать его уже в виде света. С каждого квадратного метра поверхности нашего светила в секунду излучается количество энергии, равное 63 тысячам килоджоулей, или, иначе говоря, каждый квадратный метр поверхности Солнца «имеет мощность» 63 000 киловатт, что сравнимо с мощностью двигателей нескольких современных самолетов.
До нас доходит лишь двухмиллиардная часть отдаваемой Солнцем энергии, но и это – громадная величина по нашим обыденным представлениям. Для сравнения заметим, что количество солнечной энергии, падающей на Землю за три дня, могло бы быть получено лишь при сжигании всех земных запасов топливных ископаемых, вместе взятых. Солнечное излучение – первичный источник всех земных видов энергии (кроме ядерной), без него жизни на Земле не было бы.
Однако диапазон расстояний от Солнца, в котором тепловые условия на планете могут оказаться благоприятными для развития жизненных форм земного типа, довольно узок. И на Венере, и на Марсе – ближайших к Земле планетах – такие условия отсутствуют.
Структура Солнца, то есть строение его внутренних и внешних областей, весьма сложна. В самых глубинных, самых плотных и горячих недрах, как уже отмечалось, происходит процесс выделения энергии, которая затем в виде излучения, различного рода колебаний и конвективных движений как бы «просачивается» к внешним слоям. Из-за большой непрозрачности этих областей Солнца мы их не видим. Однако на некоторой «глубине» непрозрачность резко уменьшается, и все излучение, исходящее из того слоя, расходится уже без особых задержек во внешнее пространство. Этот слой называется фотосферой. Толщина его в масштабах Солнца очень мала – не более 300 километров, благодаря чему край солнечного диска кажется нам очень резким. На уровне фотосферы развиваются различные явления, связанные с процессами, происходящими в более глубоких слоях. Наиболее доступными для наблюдений являются солнечные пятна.
Выше фотосферы расположен относительно тонкий слой – хромосфера, толщина которой составляет около 10 000 километров, а еще дальше простирается солнечная корона – очень разреженная и горячая область солнечной атмосферы. Размеры ее огромны, они исчисляются многими десятками радиусов Солнца. Без использования специальных инструментов хромосферу, а тем более корону из-за их малой по сравнению с диском Солнца яркости можно наблюдать только во время полных солнечных затмений.
В хромосфере и короне происходит масса интереснейших явлений: именно там образуются протуберанцы, наблюдаются солнечные вспышки и др. Солнечные вспышки, в частности, относятся к таким явлениям, которые оказывают непосредственное воздействие на Землю. С ними связаны полярные сияния, магнитные бури. Вполне вероятно, что они вызывают также и погодные аномалии.
Такова краткая характеристика Солнца – одной из многих десятков миллиардов звезд, образующих местную звездную систему, или, говоря языком астрономии, Галактику. В Галактике наряду с огромным количеством звезд, общая масса которых примерно в сто миллиардов раз превышает массу Солнца, имеется чрезвычайно разреженное межзвездное вещество, состоящее из газа и пыли. Несмотря на его крайне небольшую плотность – в среднем около одного атома на 2 кубических сантиметра, – во всем объеме Галактики его содержится изрядное количество – около 5 % от массы всех звезд.
Форму нашего звездного скопления образно можно представить как относительно плоский диск диаметром 100 тысяч световых лет. В средней части его толщина составляет примерно 4 тысячи световых лет. К периферийным областям Галактики толщина «диска» уменьшается. Со стороны галактического полюса, то есть как бы в плане, наша Галактика выглядит спиралеобразной. Такая форма довольно часто наблюдается У ДPУГИX галактик, в частности у ближайшей к нам звездной системы – Туманности Андромеды.
Солнце – а следовательно, и вся Солнечная система – расположено вблизи галактической плоскости на расстоянии около 30 тысяч световых лет от центра Галактики. Чтобы хоть как-то оценить грандиозность космических объектов, попытайтесь представить их в масштабе земных расстояний!
На небе наша Галактика имеет вид слабо светящейся полосы – Млечного Пути. Еще в пятом веке до нашей эры греческий философ Демокрит высказывал предположение о том, что Млечный Путь состоит из невообразимого числа звезд. Насколько он был прав, доказывает телескоп, который позволяет увидеть, что кажущиеся единым целым туманные области свечения состоят из отдельных звезд. Места расположения всех достаточно ярких звезд на небе и их расстояние от Земли измерены с весьма большой точностью. Самая близкая к Солнцу звезда – Проксима Центавра – находится на расстоянии около четырех световых лет. Наиболее ярок Млечный Путь в своей центральной части, расположенной в направлении зодиакального созвездия Стрельца, которое в средних широтах видно в конце весны и летом.
Кроме нашей Галактики существуют и другие звездные системы. Сами галактики, которые как бы совершенно беспорядочно разбросаны в пространстве, образуют скопление галактик. Так, Млечный Путь вместе со спиральной галактикой Туманностью Андромеды, удаленной от нас на расстояние около двух миллионов световых лет, относится к скоплению № 27. О невероятных размерах галактик и их скоплений удалось получить сведения только в последнее время.
Наиболее богатое скопление галактик наблюдается в направлении зодиакального созвездия Девы. Оно включает в себя несколько тысяч галактик, занимающих на небе площадь более 100 квадратных градусов. Центр этого скопления удален от нашей Галактики примерно на 40 миллиардов световых лет! По современным представлениям в сфере такого радиуса может находиться около трехсот миллиардов галактик, каждая из которых сама по себе является огромным звездным скоплением. Всю эту систему, которую просто трудно вообразить, принято называть Большой Вселенной.
Большая Вселенная – впрочем, как и все более «мелкие» космические образования – не является чем-то законченным, стационарным, а, непрерывно изменяясь, проходит определенный путь развития. В 1929 году Хаблом, например, было открыто явление «разбегания галактик», что впоследствии послужило причиной создания теории расширяющейся Вселенной. Дальнейшая эволюция Вселенной зависит от такого параметра, как средняя плотность вещества во Вселенной. Ответа на этот вопрос, как и на многие другие, поставленные перед Человеком Природой, пока нет. Они ждут своего решения.
Послесловие
«Все чудеса в одной книге» (в оригинале она названа: «НЛО, редкости, чудовища – большая книга сенсаций») безусловно заслуживает внимания в качестве одной из немногочисленных (к сожалению) попыток разобраться в захлестнувших большинство стран мира сенсационных сообщений, слухов, домыслов и просто выдумок о всевозможных фантастических событиях и явлениях, которые якобы присутствуют в нашей повседневности.
Автор этой книги, журналист из ФРГ, Гельмут Хёфлинг рассматривает большое число подобных сенсационных «чудес» современности, которые, однако, можно отнести всего к двум группам: внеземные чудеса – современные НЛО и визиты пришельцев из космоса в доисторические времена и чудеса земные.
Автор книги не ученый, не исследователь и, естественно, в ней нет глубокого и серьезного научного анализа различных сведений о необыкновенных явлениях, которые служат основой для удивительных выводов и интригующих заключений.
Но, вероятно, это и не нужно, так как в сенсационных сообщениях об НЛО и тем более о контактах с космическими пришельцами содержится, как правило, лишь ничтожная доля надежной информации о реальных аномальных явлениях в земной атмосфере и на поверхности Земли. Разбор же и критика достоверности ряда сообщений, проведенные в части I этой книги, достаточно убедительны и бесспорны, а некоторые сведения о возможных путях объяснений ряда реально наблюденных аномальных явлений дают, на мой взгляд, правильное направление мыслей читателям этой книги. Хотелось бы еще раз повторить, что в окружающем нас мире происходит немало явлений еще не до конца понятых или даже совсем мало понятных и собирать всевозможную информацию о них нужно и очень полезно. Но информацию объективную и без домыслов. Тогда на основе этой информации соответствующие специалисты смогут сделать реальные шаги к пониманию истинной природы этих явлений. Это естественный путь научного познания и нет никаких сомнений, что постепенно найдут свое объяснение на основе объективных законов природы и те явления, которые сейчас кажутся сверхъестественными. И при этом нет никакой необходимости связывать сегодня еще не объясненные явления с деятельностью пришельцев из космоса, хотя это и выглядит необычайно эффектно.
Во второй части книги автор разбирает ряд сенсационных предположений о посещениях Земли пришельцами из космоса в доисторические времена и их роли в развитии земной цивилизации и даже вообще разумной жизни на Земле. Здесь практически нет реальных фактов и дело сводится к весьма вольному и тенденциозному толкованию исторических сведений и преданий. По этой причине вторая часть книги Хёфлинга почти целиком посвящена разбору публикаций Э. фон Дэникена, который является автором целого ряда подобных идей и вызвал к жизни поток самых невероятных предположений. Наукообразие домыслов Дэникена достаточно убедительно и остро критически рассмотрено в ряде параграфов этой второй части книги. Можно полностью согласиться с автором, когда он утверждает, что успех идей Дэникена в значительной степени связан с широко распространенным желанием людей получить подтверждение веры в чудеса и в существование внеземных цивилизаций, а не с бесспорностью доказательств его предположений. В этом плане представляются полезными и интересными приведенные Хёфлингом в настоящей книге аргументы и соображения, опровергающие далеко идущие построения Дэникена и доказывающие, что весьма популярные на западе его книги не более чем конъюнктурные спекуляции, рассчитанные на падкого на сенсации обывателя.
В третьей части книги Хёфлинга весьма бегло проводится рассмотрение ряда тем. Здесь и «проблема» Бермудского треугольника, и неуловимого обитателя озера Лох-Несс, и «снежный человек». Читателю данной книги должно быть интересно познакомиться с теми сведениями, которые здесь содержатся, и в целом скептическая позиция автора достаточно оправдана.
В особенности это относится к Бермудскому треугольнику, о котором и говорят и пишут очень много. Хёфлинг здесь дополняет ряд известных советскому читателю фактов информацией о некоторых необъясненных событиях и показывает, что все это никак не подтверждает справедливость ряда фантастических и нелепых гипотез. Систематическое изучение зоны Бермудского треугольника исследователями разных стран, в том числе и советскими, подтверждает специфику этой зоны, где разыгрываются сложные метеорологические и гидрологические природные процессы, которые и могут являться причиной необъясненных событий, приписываемых неким загадочным силам.
Что же касается затронутых в книге вопросов о возможном существовании и поисках реликтовых форм живых существ («Несси», «Снежный человек»), то это нашло здесь лишь весьма поверхностное освещение. В действительности же эти вопросы настолько обширны и сложны, что заслуживают значительно более подробного изложения, чем это сделано в данной книге. К счастью, в отечественных изданиях эти вопросы освещены довольно подробно и любознательный читатель сможет дополнить сведения, содержащиеся в книге, и составить себе достаточно обстоятельное представление об этом круге вопросов.
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что книга Хёфлинга «Все чудеса в одной книге» при всех ее недостатках и журналистской специфике дает читателю обширный материал для размышлений. Она правильно ориентирует мысли в сторону критического восприятия всевозможных сенсационных сообщений, предостерегает слишком доверчивых людей от безоговорочной веры в правдивость многих эффектных сообщений и утверждений и призывает к поискам обоснованных объяснений наблюдавшихся явлений. Хёфлинг может быть слишком много внимания уделил разбору вздорных и нелепых сообщений о «чудесах», оставив в тени многочисленные случаи реальных наблюдений действительно непонятных явлений – явлений, которые надо наблюдать, изучать и объяснять с помощью объективных законов природы. Но это не столько упрек автору книги, сколько пожелание читателю обратить большее внимание на эту сторону затронутых вопросов. И нет сомнений, что подавляющее большинство советских читателей с интересом прочтет эту книгу.
Член-корр. АН СССР В. В. Мигулин
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31