А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Подобно снежной лавине растет ежедневная публикация гороскопов. Если в начале 50-х годов лишь около 100 американских газет регулярно предоставляли свои страницы астрологам, то сегодня их уже более 1250, то есть две трети всех газетных изданий США. Аналогичная картина наблюдается и в ФРГ. Осенью 1975 года 186 ведущих ученых США, в том числе 18 лауреатов Нобелевской премии, обратились к общественности с призывом не доверять астрологическим предсказаниям и рекомендациям. Астрология начисто лишена какой-либо мало-мальской научной базы, она – не что иное, как суеверие чистой воды.
Однако это предостережение явилось гласом вопиющего в пустыне. Вместо того, чтобы доверять своему разуму и руководствоваться им, широкая публика, несмотря ни на что, продолжает сползать в пучину иррационального.
На протяжении многих лет книжный рынок буквально наводняется оккультной литературой, польза которой заключается лишь в одном – она источник доходов для ее авторов и издателей.
Беспристрастный, обращенный к здравому смыслу читателей разбор содержания некоторых бестселлеров указанного рода и составляет основную тему данной книги. Обращаясь к различным проблемам современности, авторы этих бестселлеров пытаются решить их, прибегая к умозаключениям, основанным на полете фантазии; в то же время свои рискованные гипотезы и прямые домыслы они подают в таком виде, что неискушенный читатель сплошь и рядом принимает их за научную истину.
«Современным видом воинствующего невежества» назвали американские ученые эту моду на псевдонаучное духотворчество, которая в последнее десятилетие достигла особого размаха и, как стихия, захватила мнимо просвещенное общество западных индустриально развитых стран. Как могло произойти, что столь большое число людей, не исключая и интеллигенцию, оставило те серьезные надежды, которые они же раньше возлагали на науку, и вместо этого так доверчиво бросилось в объятия анти– и псевдонауки? Почему многие люди считают себя разочаровавшимися в современном знании и ищут спасения в мистике, размышлениях о потустороннем и во вновь возродившемся культе НЛО? В чем корни этой пробудившейся веры в чудеса?
На тех, кто верит в силу человеческого разума, пышный расцвет псевдонауки действует угнетающе, считает американский автор Шп. де Камп, коллега философа Пауля Куртца. В эссе о «жаждущих веры», опубликованном в журнале «Гуманист», он высказывает предположение, что человечество в целом всегда ощущало «огромный аппетит» к преувеличениям и историям о «захватывающих дух чудесах». В наши дни к этому добавились и новые причины, а именно ослабление позиции сохранившихся религий. На протяжении столетий они считались традиционным источником достоверных знаний о человеке и космосе. Однако «с прогрессом науки появляется все больше правильных ответов на вопросы, долгое время относившиеся к числу неразрешимых, но эти ответы зачастую противоречат догматам священных писаний». Все более усиливающийся в связи с этим процесс отхода религии на второстепенную роль блюстительницы нравственности и поддержания институтов социального обеспечения означал ее упадок в мировоззренческом плане, «оставивший в человеческой психике пустоту».
Почему же современные естественные науки не в состоянии заполнить эту пустоту? Шп. де Камп считает, что они слишком безличны, «слишком индифферентны по отношению к человеческим надеждам и стремлениям; кроме того, по мере своего усложнения они все больше и больше становятся областью, трудно постижимой даже для специалистов, не говоря уж о дилетантах.
Как на «неуспевших в школе познания», которым хочется лишь «убаюкивать себя колыбельными песнями и грезить о несбыточном», определяет женевский профессор литературы Георг Штайнер новомодных поклонников веры в исцеление и чудеса. «Абсолютно безразлично, прибегают ли они к гороскопам или наркотикам, макробиотике Гуру или чувственному тренингу, совершают ли они паломничество в Катманду или увлекаются спиритическими сеансами, – все они гонимы одним и тем же чувством духовного голода, одним и тем же одиночеством и одним и тем же страхом».
Философ Пауль Куртц видит корни современного иррационализма также и в так называемой антикультуре – вызове, брошенном в 60-е годы ультралевыми и хиппи. Дешевый лозунг необходимости «углубленного самопознания», достигавшегося приемом наркотиков или путем крайнего опрощения, также способствовал антипатии к миру технической цивилизации, как и политический упрек в том, что объективность с позиции классовой борьбы якобы безусловно невозможна. Мы живем в обществе изобилия, которым обязаны научному и техническому прогрессу. И несмотря на это, именно в обществах изобилия странным образом укоренился новейший антиинтеллектуализм, зачастую «граничащий с истерией»… «То, что некогда объявлялось величайшей надеждой человечества, сегодня многие расценивают как величайшую угрозу».
В таком развитии событий отчасти виноваты сами ученые, и поэтому им не стоило бы этому так удивляться. Чего только они не обещали еще верившей в науку общественности, и как часто они обманывали ее в больших ожиданиях и надеждах! «Дайте мне кусочек лунного грунта, и я скажу вам, как возникла солнечная система», – заверял всех американский геолог лауреат Нобелевской премии Гарольд С. Ури незадолго до первой посадки космического корабля на Луну. Американские астронавты доставили с Луны не кусочек, а целых 380 кг лунного грунта. Добытый материал помог ответить на некоторые старые вопросы, однако одновременно поставил еще больше новых.
«Мы должны отрубить гидре голову»
Лауреат Нобелевской премии Ури был не единственным ученым, выступавшим в 60-е годы с многообещающими заявлениями. Еще в 1960 году медики и биохимики предсказывали, что в течение ближайшего десятилетия рак – этот бич человечества – будет побежден. Что же касается многих других недугов, то наши надежды на избавление от них связывались с грядущим веком. Но вот победоносное шествие пенициллина вскоре натолкнулось на отчаянное сопротивление возбудителей болезней, а пересадка живого сердца не стала, как надеялись, обыденной операцией. На смену громко превозносимым успехам медицины пришло разочарование. Аналогичная переоценка собственных сил и возможностей случается и в других областях науки и техники. Так, в 60-е годы мало кто сомневался, что атомные электростанции полностью снимут с повестки дня энергетическую проблему на Земле. Сегодня же она превратилась в игральную карту политических и общественных, идеологических и технологических, медицинских и экономических интересов и правящих групп, ее защитников и противников, людей трезвых и безрассудных. Многие говорят об атомной опасности, но лишь немногие знают ее истинное лицо. Ведь без глубоких специальных знаний вряд ли кому-либо удастся всесторонне изучить проблему настолько, чтобы она стала ясна. Так в сознании большинства людей укоренилось чувство неуверенности, опасности, страха. В результате заражения радиоактивными веществами, загрязнения окружающей среды и резкого роста народонаселения мир, которому каких-нибудь десять лет назад прочили лучшее, более счастливое будущее, сегодня, как кажется многим, быстро и неудержимо катится к своему концу.
«Куда более удручающие последствия, нежели все перечисленные разочарования, имела несбыточность другого, самого важного предсказания [науки. – Ред . ], связанного с тем, что всестороннее использование возможностей человеческого разума приведет к познанию истины, к пониманию мира, к постижению собственно го «я», – писал в 1978 году в журнале «Шпигель» профессор психиатрии и неврологии Хоймар фон Дитфурт. Начатый с таким энтузиазмом подъем бесповоротно застопорился на полпути. «Успешно разрушались все формы веры, которые невозможно было обосновать научно. В результате человек остался один на один со своим разумом и окружающим его миром леденящее душу противостояние. Удивляет, однако, факт, что на алтарях, с которых были изгнаны боги древности, удобно расположилось множество мелких идолов. Настораживает, но вполне объяснимо то обстоятельство, что в этой ситуации становится возможным внушать людям, которые более не в состоянии удовлетворять свою потребность в духовном отчуждении религиозным содержанием, представление, где потусторонний мир божественного заменяется Вселенной, а внеземным силам приписываются функции святых заступников. Странно, что в подобных обстоятельствах религиозные институты типа Гуру и Хара-Кришны все еще остаются конкурентоспособными».

Атомная индустрия не позволила окончательно решить насущные проблемы энергетики, как на это надеялись в 60-х годах. Фотография дает представление об энергии, заключенной в ядрах атомов, которая способна, вырвавшись из-под контроля, нанести непоправимый ущерб.
Иными словами, современный иррационализм подменяет собой религию, а псевдонаучные представления о НЛО и писанина Дэникена, Берлица и им подобных, по мнению ученого А. Херинга-Арибаха, удовлетворяют двоякую потребность: веру в технический прогресс и тягу к мистике. «Они освобождают людей от ответственности».
Рядясь в одежды научно звучащих аргументов, эти проповедники псевдонаучности умело выдают изумленной и очарованной публике белое за черное; пытаются представить беспочвенные гипотезы и легенды доказательствами и фактами.
С тем чтобы противопоставить этой мутной волне невежества и новомодного суеверия разум и знание, профессор философии Пауль Куртц в конце 1976 года объединил вокруг себя группу ученых. «Мы должны везде, где это возможно, отрубать гидре голову», – заявил его соратник Шп. – Де Камп.

«Подвиги Геракла»– картина Антонио Поллаюоло (около 1429/33-1498). Лернейская гидра о девяти головах может служить символом вот уже много лет захлестывающей нас волны псевдонаучных измышлений и домыслов.
Некоторые сведения из астрономии: материал для размышления
Земля – Солнце – Солнечная система – Космос. Мы легко и свободно пользуемся этими терминами. Право, можно подумать, что все это нам хорошо известно. Но не ошибаемся ли мы? Даже рискуя повторить некоторые школьные истины, стоит, пожалуй, совершить короткий экскурс в астрономию, с тем чтобы внести некоторую ясность и устранить путаницу хотя бы в терминологии.
Наша Земля относится к Солнечной системе, которая включает 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Меркурий – наиболее близкая к Солнцу планета, далее по степени удаленности от Солнца следуют Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон.
По поводу происхождения планет существует целый ряд гипотез: например, некоторые ученые предполагали, что однажды Солнце сблизилось с другой звездой и силы гравитации отторгли от него часть вещества; в дальнейшем в результате уплотнения оно превратилось в планеты.
Другим казалось более вероятным, что у Солнца некогда был спутник – более старая звезда, которая со временем взорвалась. Солнце удержало небольшую часть ее вещества, образовавшего вокруг него линзообразное облако; позднее в результате гравитационных сил оно сжалось в отдельные, относительно компактные образования, ставшие потом планетами. В наше время эти гипотезы имеют «лишь историческую ценность.
Современные теории исходят из того, что планеты, как и Солнце, образовались из межзвездной материи. В результате возмущений в разреженной газообразной среде возникли уплотнения, обладающие достаточно большой массой для сжатия под действием сил гравитации: так образовалось Солнце и вращающийся вокруг него диск, состоящий из относительно холодных газов и пылевых частиц. Вследствие столкновений и гравитационного взаимодействия тяжелые элементы внутри этого диска собирались поначалу в малые, а затем в более крупные скопления вещества, что привело к образованию известных нам планет, в то время как значительная часть легких элементов рассеялась.
Между орбитами Марса и Юпитера вращаются многочисленные малые планеты – астероиды. Диаметры самых мелких астероидов не превышают одного километра, а у самого большого из них, названного Церерой, поперечник достигает примерно 770 километров.
Орбиты планет представляют собой эллипсы, которые, однако, не слишком сильно отличаются от окружностей, кроме орбит Меркурия и Плутона. Вокруг некоторых планет вращаются их собственные спутники.
Средние скорости и периоды обращения планет зависят от их расстояния от Солнца. Для наглядности можно привести такие примеры: самая близкая к Солнцу планета, Меркурий, совершает полный оборот вокруг Солнца примерно за 88 земных суток, двигаясь со средней скоростью 48 км/сек; Юпитерианский год длится 4333 земных суток, а скорость его движения по орбите составляет 13 км/сек; для самой же удаленной планеты, Плутона, эти величины соответственно составляют 90 465 земных суток и 4,7 км/сек. Движение всех астрономических объектов происходит по одним и тем же законам физики, причем эта отрасль знания настолько точно и досконально разработана, что позволяет восстанавливать или предсказывать астрономические явления на огромные по нашим представлениям сроки. Законы небесной механики столь незыблемы, что по одному только факту отклонения движения Урана от расчетного пути в семидесятых годах прошлого века были предсказаны местонахождение и параметры неизвестной тогда планеты Нептун. Это триумфальное «открытие на кончике пера» повторилось в начале нашего века, когда таким же способом был обнаружен Плутон.
В отличие от орбит больших планет орбиты астероидов довольно сильно вытянуты. Например, орбита Икара в перигелии, то есть ближайшей к Солнцу точке, находится внутри орбиты Меркурия, а в афелии – наиболее удаленной от Солнца точке – вблизи орбиты Марса. Иногда пути астероидов проходят вблизи орбиты Земли: в 1937 году Гермес приблизился к Земле на 805 000 километров, а в 1975 году Эрос прошел на расстоянии около 24 миллионов километров.
А не может ли случиться так, что пути движения Земли и другого космического тела пересекутся и произойдет столкновение? Такие явления происходят, причем довольно часто. Всем хорошо знакомы, например, так называемые «звездопады», образуемые метеорами. Масса обычных метеоров не превосходит десятых долей грамма, а их скорость относительно Земли в среднем составляет около 40 км/сек. Световой след метеоров образуется из-за того, что при их вхождении в атмосферу Земли вдоль траектории полета происходит ионизация воздуха, в результате чего он начинает светиться. Обычно метеоры разрушаются и сгорают в воздухе. Но часть их все же достигает поверхности Земли. Такие несгоревшие остатки крупных метеоров называют метеоритами. Их размеры крайне разнообразны.
Ежегодно на поверхность Земли выпадают миллионы метеоритов общей массой около 200 тонн. Масса самого крупного из них – Гоба-метеорита – достигает примерно 60 тонн. В месте падения образуются кратеры, форма и размер которых зависят от свойств метеорита. Самым большим из кратеров признается Барринджер вблизи города Чинслоу, штат Аризона, США. Его диаметр измеряется почти полутора километрами, а глубина составляет 180 метров.
Как правило, все маленькие метеоры имеют кометное происхождение, то есть представляют собой частички комет, а более крупные, приводящие к выпадению метеоритов, практически без исключений принадлежат к астероидам.
Кометы! Еще один термин.
Их метко называют бродягами нашей Солнечной системы. Иногда комету удается наблюдать в ночном небе невооруженным глазом. В виде расплывчатого светового пятна с длинным огненным шлейфом она продвигается среди звезд по своей орбите. Что же такое комета и как образуется ее яркий шлейф? Головная часть каждой кометы состоит из центрального ядра – обломков породы, пыли и льда, которые испаряются по мере приближения к Солнцу и образуют газовую оболочку – «кому». Хвост кометы возникает под воздействием светового давления (солнечного излучения) на вещество, из которого она состоит, и обычно бывает направлен в сторону, противоположную Солнцу; хвосты, направленные к Солнцу, тоже наблюдались, правда довольно редко. Известны хвосты относительно прямые, искривленные и весьма сложные по форме. Светятся кометы в основном в результате отражения солнечного излучения. Проплывая каждый раз вблизи Солнца, комета теряет часть своей массы до тех пор, пока от нее практически ничего не остается. Не все кометы ведут себя одинаково: одни появляются в поле зрения земного наблюдателя через равные промежутки времени, другие, пришедшие к нам, вероятно, из других звездных систем, пролетают по близкой к Солнцу траектории и исчезают навечно. Поскольку кометы нарушают привычную картину звездного неба, человек тысячелетия суеверно считал их предвестниками катастроф и даже символом грядущего конца света.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31