А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Они придерживаются иных взглядов в отношении преступлений и наказаний
Солженицын: "Зачем вы меня вовлекаете в эту историю? Я понимаю чувство родителей, у которых погиб совершеннолетний сын".
Я ему ответил, что и я прошу меня понять, как объяснить родителям, что такие случаи еще происходят в Москве. И вся общественность требует сурового наказания преступников, вплоть до смертной казни. Разумеется, Солженицын отказался от встречи, он говорил только об облегчении участи заключенных, находящихся в исправительно-трудовых учреждениях.
В. С. Тикунов работал активно. Но наверху повеяли другие ветры...
23 июля 1966 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о создании союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка СССР.
Л. И. Брежнев сказал: "Нам надо решить вопрос о двух министрах: охраны и просвещения. Давайте подумаем..."
В. С. Тикунов: "Я с ним (Щелоковым) встретился в приемной у Н. И. Савинкина, к которому он шел. Мы остановились. Он спросил меня: "Какое тут намечено совещание?" Я ответил: "Не знаю". Щелоков как-то помялся и спросил меня: "А вас уже утвердили министром?" - "Если бы меня утвердили министром, то об этом опубликовали бы в печати", - ответил я. "Ну ладно, ну ладно", последовало с обеих сторон, и мы разошлись. Чуть позднее я узнал, что именно ему предлагают быть министром. По рассказам, да и по многочисленным его заявлениям он отказывался от этого предложения. А что же, это естественно. Дело-то очень тяжелое, а для него ко всему еще и малоизвестное.
Дневниковые записи В. С. Тикунова.
"17 ноября 1966 г. В 15.00 имел беседу с т. Щелоковым. Он заметил, что я напрасно волнуюсь. Что все завершится хорошо. Приедет Л. И. Брежнев - ему доложат и будет принято решение. Просил не ходить и не звонить.
"Если кто наговаривает, скажите и давайте разберемся", - заявил я.
Н. А. Щелоков: "Леонид Ильич вас уважает и хорошо относится. Он доведет дело до решения".
18 ноября 1966 г. Был у В. И. Савинкина. Передал краткую беседу с т. Щелоковым. Особо подчеркнул намерение решить вопрос о назначении первым заместителем министра и о том, что нет наветов. От себя сделал заявление, что, пока не будет разъяснено, почему меня устраняют из органов, другого предложения принимать не буду".
В. С. Тикунов распрощался с МООП СССР и в 1967-1969 годах работал в Комиссии, которая позднее стала называться Отделом ЦК КПСС по работе с заграничными кадрами и выездам за границу. В 1969 году принимается решение о направлении его в посольство СССР в Румынии на должность Чрезвычайного советника-посланника.
В Румынии В. С. Тикунов работал до 1974 года. А затем стал Чрезвычайным и Полномочным Послом СССР сначала в Верхней Вольте, позднее получившей название Буркина Фасо (1974-1978 гг.), а потом в Камеруне (1978-1980 гг.).
16 июля 1980 года в возрасте 59 лет В. С. Тикунов скончался.
МИНИСТРЫ: ПЛОХОЙ-ХОРОШИЙ ЩЕЛОКОВ
С 1802 года до октября 1917-го на должности министра внутренних дел России побывало 37 человек. За годы совдепии министрами (наркомами) внутренних дел СССР поработали пять человек (Ягода, Ежов, Берия, Круглов, Дудоров) и семь человек, нар комами (министрами) РСФСР (Рыков, Петровский, Дзержинский, Белобородов, Толмачев, Стаханов, Тикунов). Если сложить время с 1802 по 1966 год, равно как и количество людей, побывавших на должностях министров внутренних дел, то получается, что за 164 года министров было 49. Но ни один из них более 10 лет в должности не оставался, Щелоков стал пятидесятым. Щелоков работал 16 лет - с 1966 по 1982 год...
Он родился 13 ноября 1910 года на станции Алмазная сорошиловградской области в семье металлурга.
С 1931-го - в КПСС. После окончания в 1933 году Днепропетровского металлургического института работал инженером, начальником цеха на металлургических заводах Украины. В 1938 году избирается первым секретарем одного из райкомов партии г. Днепропетровска. В 1939-1941 годах Н. А. Щелоков был председателем Днепропетровского горсовета. Именно в эти годы он знакомится с Л. И. Брежневым, и с этого времени начинается их многолетняя совместная работа.
Именно на Щелокова была возложена персональная ответственность за возведение к 1 августа 1941 года оборонительных рубежей вокруг г. Днепропетровска, а несколько позже - эвакуация населения и материальных ценностей. После отхода Красной Армии из г. Днепропетровска Н. А. Щелоков был включен в состав оперативной группы Военного совета Южного фронта в Сталинграде, которую впоследствии он возглавил. С этого времени Щелоков был на фронте, имел воинское звание полковника. С 1951 года начинается его деятельность в Молдавии, где судьба снова сводит его с Л. И. Брежневым. Здесь Н. А. Щелоков был первым заместителем Председателя республиканского совнархоза, а в 19651966 годах - вторым секретарем ЦК КП Молдавии. С этой должности он и был назначен министром охраны общественного порядка СССР.
Заседания коллегий МООП (МВД) СССР, рассматривавших многочисленные, как правило, очень непростые вопросы, вел Н. А. Щелоков, причем, по свидетельствам участников-очевидцев, со знанием дела, профессионально и живо, даже - с блеском...
Однако с оборотной стороны Н. А. Щелоков был излишне импульсивным.
При нем была открыта академия и 17 высших учебных заведений МВД СССР по стране. Ему сразу же удалось решить вопрос о дополнительном призыве в ноябре - декабре 1966 года 15 тыс, человек во внутренние войска в связи с их большим некомплектом.
В мае и июне 1967 года произошли массовые беспорядки в г. Фрунзе и Чимкенте, носившие антимилицейский характер. 8 августа 1967 года из МООП СССР уходит следующая записка:
"Генеральному секретарю ЦК КПСС товарищу Брежневу Л. И. По Вашему указанию Министерство охраны общественного порядка СССР в связи с событиями во Фрунзе и Чимкенте изучило состояние дел в органах милиции и вносит на рассмотрение записку "О неотложных мерах по укреплению органов милиции и повышению их авторитета".
Министр охраны общественного порядка СССР Н Щелоков".
В записке излагались беды милиции и в качестве неотложных мер предлагалось направить в партийные организации закрытое письмо ЦК КПСС "О мерах по дальнейшему укреплению органов милиции и повышению их авторитета". С целью усиления воспитания сотрудников вносилось предложение создать в МООП СССР управление, а в МООП-УООП республик, краев и областей отделы отделения политико-воспитательной работы, а также ввести во всех райгорорганах должности заместителей начальников по политико-воспитательной работе. Для подготовки кадров политработников предлагалось преобразовать Ленинградскую политическую школу в Высшее политическое училище. Предлагалось также преобразовать Высшую школу МООП СССР в академию, разрешить МООП СССР издавать открытую еженедельную газету, создать в составе министерства специализированное издательство; повысить зарплату рядовому и младшему начальствующему составу, а среднему, старшему и высшему начсоставу восстановить выплату окладов по званию; значительно улучшить оснащенность органов автотранспортом, специальной техникой и средствами; преобразовать МООП СССР в МВД СССР; улучшить форму одежды милиции; вместо званий комиссар милиции и генерал внутренней службы с делением на ранги ввести специальные звания генерал-майор милиции, генерал-майор внутренней службы и т, д.
Это была обстоятельная программа укрепления органов.
В ноябре 1968 года было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О серьезных недостатках в деятельности милиции и мерах по дальнейшему ее укреплению".
Несмотря на принимаемые меры по укреплению законности, обстановка продолжала оставаться сложной. За превышение власти, злоупотребление служебным положением и другие преступления по службе в 1967 году было привлечено к уголовной ответственности 309 работников органов охраны общественного порядка, в первом полугодии 1968 года - 260. В связи с таким положением Генеральный прокурор СССР Р. А. Руденко 18 сентября 1968 года направил письмо на имя Н. А. Щелокова о нарушениях законности. Эти материалы были рассмотрены на коллегии министерства, проведен ряд практических мероприятий, но избавиться от этой болезни МВД не может и до сих пор.
Немало усилий приложил Н. А. Щелоков вместе с руководителями войскового главка к тому, чтобы возвратить внутренним войскам единую войсковую структуру - дивизия, бригада, полк и т.д., которая была упразднена в 1951 году. Напомним, что эту проблему на территории РСФСР пытался решить В. С. Тикунов, но у него не получилось. И только в 1968 году такое решение было принято.
Говорил Н. А. Щелоков всегда горячо и живо. Например, на заседании коллегии МВД СССР 27 февраля 1970 года при заслушивании и отстранении от должности министра внутренних дел Дагестанской АССР В. Ф. Разуванова Н. А. Щелоков сказал: "Как могло случиться, что вы оказались таким плохим политиком? Нам больно, что товарищ, который проработал столько лет в органах, не оправдал доверия, и мы вынуждены снять этого товарища с должности министра внутренних дел".
На заседании коллегии 17 февраля 1975 года было дано 14 поручений сроком от 1 до 3 месяцев. Среди, них такие, как подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию всей деятельности ИТУ; внедрение в порядке эксперимента в одной из ИТК технического устройства, применяемого с целью производства досмотра в аэропортах; подготовка записки в инстанции о выделении средств на строительство необходимого количества лечебно-трудовых профилакториев и создание в них собственной производственной базы; направление предложений в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам борьбы с преступностью несовершеннолетних, имеющих в виду расширение применения к ним мер наказания, не связанных с лишением свободы; координация с Прокуратурой РСФСР плана выездов работников Главной инспекции штаба МВД СССР на текущий год для комплексных проверок в республиках, краях и областях РСФСР; подготовка предложений о более широком применении в патрульно-постовой службе милиции служебных собак: изучение вопроса о подготовке следователей для горрайорганов внутренних дел в средних специальных учебных заведениях МВД СССР и др.
22 июня 1976 года коллегия МВД СССР приняла решение о создании постоянно действующих комиссий МВД СССР.
Каждую из комиссий возглавлял заместитель министра. (В различные годы ими были И. Т. Богатырев, Б. А. Викторов, Б. К. Елисов, К. И. Никитин, П. А. Олейник, В. С. Папутин, В. П. Петушков, Н. А. Рожков, Б. Т. Шумилин, Ю. М. Чурбанов.)
Преступность в период работы министром Н. А. Щелокова год от года колебалась, но в целом происходил ее значительный рост. Сказывались негативные экономические и социальные процессы в обществе, просчеты в деятельности правоохранительных органов, в том числе и системы МВД.
За десятилетие с 1973 по 1983 год общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти вдвое, в том числе тяжких насильственных преступлений против личности - на 58%, разбоев и грабежей - в два раза, квартирных краж и взяточничества - в три раза. Количество преступных посягательств в сфере экономики за этот период возросло на 39%.
В период работы Н. А. Щелокова министром сотрудники органов внутренних дел впервые были представлены к званиям Героев. Героем Советского Союза в 1974 году стал старший лейтенант милиции (в будущем полковник милиции) А. И. Попрядухин, а Героями Социадиетического Труда, С. Ф; Черницын, машинист тепловоза Вятского управления лесных ИТУ (знаменитый Вятлаг), и М. П. Шмаргун, мастер механического цеха ИТКУВД Одесского облисполкома.
В январе 1972 года было принято совместное постановление МВД СССР, Министерства культуры СССР, Гостелерадио СССР, Союза писателей СССР, Союза кинематографистов СССР, Союза композиторов СССР, Всесоюзного общества "Знание", Всероссийского театрального общества и Всероссийского хорового общества об их шефской работе в коллективах органов внутренних дел.
При активном личном участии Н. А. Щелокова МВД
СССР выдвинуло на соискание Ленинской премии трилогию С. Михалкова "Дядя Степа", как одно из лучших произведений для детей. На соискание Государственных премий были выдвинуты телесериал о советской милиции "Рожденная революцией", "Деревенский детектив" В. Липатова и другие произведения. В 19741975 годах был проведен конкурс на лучшую песню и марш о советской милиции.
В самом министерстве были созданы Центральный музей МВД СССР, Центральная студия художников, Ансамбль песни и пляски внутренних войск и другие творческие коллективы. Все это, несомненно, давало свои положительные результаты.
Большие награды и звания сыпались на Щелокова как из рога изобилия. Тем не менее он не гнушался и более мелкими знаками внимания. 26 ноября 1970 года Н. А. Щелокову исполнилось 60 лет. Среди других наград (орден Ленина) по решению коллегии ему был вручен вновь учрежденный знак "Отличник милиции", а также знак "Заслуженный работник МВД". 17 апреля 1971 года знак "Отличник пожарной охраны", 20 декабря
1972 года - медаль "За отвагу на пожаре" и так далее.
5 июля 1986 года Судебная коллегиявынесла "прйговор по делу бывшего начальника хозяйственного управления МВД СССР, ставленника Н. А. Щелокова и Ю. М. Чурбанова - В. А. Калинина. Он и его окружение обвинялись в хищении различных государственных материальных ценностей на сумму 67,1 тыс, руб. Конечно, это был айсберг, у которого видимое составляет значительно меньшую часть против реального, как и в преступных делах самого Н. А. Щелокова.
Было выделено уголовное дело в 21 том и на Николая Анисимовича, хотя он и был уже мертв. Следствию ничего не оставалось делать, как вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с самоубийством.
В 1975-1982 годах Щелоков систематически злоупотреблял своим служебным положением в корыстных целях. С его ведома, а в ряде случаев и по указанию Щелокова, государственное имущество и ценности, предназначенные для нужд МВД СССР, переходили в собственность членов его семьи и родственников, производились незаконные выплаты государственных денежных средств, допускались другие злоупотребления.
В частности, за этот период членам семьи Щелокова было безвозмездно передано материальных ценностей на сумму свыше 80 тыс, руб., в том числе затраты на ремонт квартир около 30 тыс, руб. В числе полученного имущества были дорогостоящая мебель, радиоаппаратура, видеомагнитофонные кассеты, электро - и сантехническое оборудование, строительные материалы. Только после освобождения Щелокова от должности им и членам семьи за эти ценности внесено в кассу министерства 65 тыс, руб.
Под видом спецобъектов незаконно было израсходовано свыше 60 тыс, руб, на содержание девяти квартир, в которых в основном проживали родственники и знакомые Щелокова (дочь личного портного Щелокова, впоследствии эта семья выехала в Израиль; племянник жены министра; бывший муж дочери Щелокова и др.).
В 1972 году по указанию Щелокова якобы для обслуживания оперативного состава был открыт магазин, которым пользовались только члены семьи и родственники министра. По договоренности с внешнеторговыми организациями сюда поступали импортные товары повышенного спроса: магнитофоны, телевизоры, радиоаппаратура, меховые изделия, обувь, одежда и др. Названными лицами ежегодно здесь скупались дефицитные товары на сумму 50-70 тыс, руб. По некоторым данным, эти товары родственниками Щелокова потом перепродавались по более дорогой цене. Во всяком случае, в кассах министерства было обменено на новые купюры 100120 тыс, руб, бывших в употреблении денежных знаков.
В 1975-1977 годах была достигнута договоренность о безвозмездной передаче фирмой "Даймлер-Бенц" трех автомобилей "Мерседес-Бенц" для МВД СССР с целью, как было указано в документах, "обеспечения безопасности движения в связи с проведением Олимпийских Игр 1980 г. ". Однако затем одна из них была зарегистрирована в ГАИ Киевского района г. Москвы как принадлежащая лично Н. А. Щелокову. Деньги за указанную автомашину в сумме 15,2 тыс, руб. Щелоковым были уплачены только в феврале 1982 года. Затем в 1977, 1978, 1980 году такие же автомобили были зарегистрированы на жену и детей Щелокова.
В поселке Болшево Московской области и деревне Редкино Калининской области находились две дачи, оформленные на близких родственников Щелокова, и, кроме того, в поселке Николина Гора строилась еще одна дача. Дачи представляют собой, как бесстрастно свидетельствует документ, многокомнатные капитальные строения с гаражами, банями и другими надворными постройками. По показаниям одного из осужденных работников МВД, дача в Болшеве была куплена в 1973 году у эмигрировавшего за границу артиста эстрады за 200 тыс. руб., ее ремонт и реконструкция произведены за счет средств МВД СССР.
В мае 1979 года по указанию Щелокова в его распоряжение были переданы антикварные ценности на сумму 248,8 тыс, руб.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45