А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

На метеорологический характер «Нью-Йорк таймс» ссылалась в своем сообщении о «солнечных отражениях на низко висящих облаках, которые создали „спектральные блики“». Газета писала, что эти блики «могли быть приняты за движущиеся объекты». Возможно, указывалось в газете, в воздухе «разбился небольшой метеорит» или «оледенение в верхних слоях облаков создали „крупные градины“, которые пр иняли плоскую форму и немного блестели на солнце». (Автор этой статьи не замечал того, что подобные необычные метеорологические условия, возможно, являются еще более редкими, чем «летающие тарелки»!)
Видимо, к 6 июля газета перестала проявлять осторожность в сообщениях о наблюдениях. В дневном издании были опубликованы сообщения о наблюдениях «таких внушающих доверие людей, как капитан Э.Дж. Смит из авиакомпании „Америкэн эйрлайнс“ и пилот Рольф Стивенс». В газете также упоминалась «первая фотография летающей тарелки», сделанная 4 июля работником спасательной службы на пляже Фрэнком Раймэном. «Сообщают, что вместо комментариев военные и гражданские работники метеослужбы лишь пожали плечами», — гласило несколько туманное заключение «Нью-Йорк таймс».
Хотя столь почтенный орган печати и перестал сдерживать публикации, посвященные этому сомнительному явлению — скорее всего, под влиянием роста тиражей его популистских конкурентов — он проявлял крайнюю осторожность, стараясь помещать такие сообщения, которые можно было объяснить неверным истолкованием природных явлений. Газета приводила слова куратора планетария в Хейдене, который заявил, что в то время как первые сообщения были «совершенно подлинными», последующие представляли собой "мешанину из описаний различных метеоусловий в сочетании с «массовым гипнозом». Наиболее распространенным объяснением служил рассказ о «ледяных кристаллах, созданных природой высоко в небе». Говорилось о естественных кристаллах, гораздо более крупных, чем те, что можно было получить в лаборатории и которые «могли отражать солнечные лучи, подобно небольшому зеркальцу». Газета писала: «Некоторые предположили, что летающие тарелки могут быть метеоритами, но мы склонны считать, что они не относятся ни к метеорологическим, ни к астрономическим явлениям, так как метеориты не обладают формой диска, а их размеры колеблются от булавочной головки до массы в тридцать шесть тонн».
Репортер «Нью-Йорк таймс» попросил нескольких видных ученых дать возможные объяснения. Профессор Колумбийского университета астроном доктор Ян Шильт заявил, что «правильный ответ можно дать на основе анализа явлений, наблюдавшихся в период последних двух мировых войн, когда во время боевых действий самолеты загрязняли атмосферу, что искажало прохождение солнечных лучей». Он продолжил свои рассуждения, предположив, что воздействие на атмосферу вращающегося пропеллера и движения крыльев наэлектризовывает атмосферу и создает своеобразные «дымовые кольца»!
Среди менее экзотических объяснений упоминались летящие птицы и отражение фар машин в облаках.
Волна наблюдений продолжала распространяться по всей стране. Если это был случай «массового гипноза», то умственное заболевание стало заразным. О дополнительных наблюдениях сообщали из Орегона, Мичигана, Луизианы и Пенсильвании. На сей раз это вызвало скептический комментарий представителя Отдела синоптических докладов и прогнозов Бюро погоды США: «Я должен сам увидеть это, прежде чем я скажу, что оно из себя представляет». Представитель Бюро стандартов в Вашингтоне (округ Колумбия) прозорливо заметил: «Это похоже на сообщения о чудовище Лох Несса. Как только появляются сообщения, все думают, что они тоже это видели». Кажется, что «Нью-Йорк таймс» не освещала подробно происшествие в Росуэлле по свежим следам. Возможно, это объяснялось тем, что печать с готовностью поверила, опровержению руководства ВВС, сделанному на пресс-конференции в Форте Уорт. И все же странно, что это событие, происшедшее в самый разгар «тарелкомании» летом 1947 года, не вызвало желания тщательно и серьезно разобрать этот случай. Если вся история представляла собой пример искреннего заблуждения, то можно было ожидать, что печать позлословит по этому поводу, но было очевидно, что этого не произошло. (Существует предположение, что были предприняты попытки заставить радио замолчать, и это документально подтверждено; однако, кажется, что подобных мер в отношении прессы не предпринимали.) Журналист «Нью-Йорк таймс» в это время сообщил о том, что возле фермерского дома в штате Огайо был найден какой-то предмет, но «представители ВВС объяснили, что это — радиозонд», часть воздушного шара для ведения наблюдений. Любопытно, что в статье содержался комментарий от анонимного «ученого-специалиста в области ядерной физики» из Калифорнийского технологического института, который заявил, что летающие тарелки «могут быть следствием экспериментов, в ходе которых произошла трансмутация атомной энергии». Это заявление было опровергнуто в сообщении «Ассошиейтед пресс» из Денвера, в котором говорилось, со ссылкой на председателя Комиссии по атомной энергии США Дэвида Лилиенталя, что это явление никоим образом не связано с атомными испытаниями. Лилиенталь добавил, что «конечно, он не может никому запретить говорить глупости».
Вторая заметка о летающих тарелках появилась в «Нью-Йорк таймс» 6 июля. В заметке привлекалось внимание к фотографии, снятой работником спасательной станции на побережье. В заметке говорилось, что на ней видны "яркие маленькие точки, выстроившиеся в ровный порядок… Беда лишь в том, что фотография сделана в 5.30 дня 4 июля. Яркие маленькие точки обычно появляются на небе в любое время на протяжении славного Четвертого июля. Правда, мы не хотим подвергать явление огульным насмешкам". Возможно, принимая во внимание то, что до этого газета избрала слишком категоричный тон по поводу предмета, о котором у значительной части населения страны было сложившееся мнение, газета сделала уступку: «Многие люди видели диски, они единодушно отвергают мысль о том, что это были солнечные пятна. Не вращающиеся пятна на самом солнце, а изображения пятен, которые образуются на сетчатке глаза под воздействием света. Летающая тарелка может быть настоящей». Корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс», писавший о «летающих тарелках», в конечном счете признал, что большая часть страны с волнением ожидала дальнейшего развития событий: «Возможно, что могут прибыть гости из другой планеты в космических кораблях, бросивших якорь над стратосферой!»
Первоначально «Нью-Йорк таймс» утверждала, что ВВС не проявляют интереса к сообщениям. Это не соответствовало действительности. На самом деле ВВС проявляли повышенный интерес к происходившим событиям, так как многие наблюдения были сделаны летчиками и операторами радиолокационных станций. Вскоре «Нью-Йорк таймс» опубликовала сообщение «Ассошиейтед пресс» из Сан-Франциско, в котором говорилось, что военные самолеты, оснащенные фотоаппаратурой, были направлены для выполнения задания с целью выследить летающие тарелки в небесах над Орегоном и Калифорнией, а также в других местах. Очевидно, что поиск не дал результатов, но приводились слова официального представителя. Он заявил, что, хотя никто не знает, что из себя представляют летающие тарелки, никто не верит, что «кто-либо в этой стране или за ее пределами создал управляемую ракету, которая может перемещаться со скоростью в 2300 километров в час, как указывалось в некоторых сообщениях». В тот день, когда газета «Росуэлл дейли рекорд» радостно объявила в заголовке: «Авиабаза Росуэлла захватила летающую тарелку на ранчо возле Росуэлла», «Нью-Йорк таймс» сообщала, что "по данным «Ассошиейтед пресс» летающие тарелки пожаловали в гости в тридцать девять штатов страны, а также в округ Колумбия и в часть Канады… Несмотря на насмешливую недоверчивость к этим сообщениям ученых и военных экспертов, последние слухи свидетельствуют о том, что игра воображения усиливается. Например, теперь диски были не только белого цвета. В некоторых случаях они превратились в цветные. Преобладающим оттенком является оранжевый". В той же статье говорилось об эксперименте одного профессора физиологии из Сиднея, который продемонстрировал, как легко люди могут увидеть, «как летающие тарелки играют в салочки со звездами».
Профессор попросил 450 студентов «смотреть пристально на точку в небе, находившуюся примерно на расстоянии в два километра». В результате через десять минут двадцать два студента сообщили о том, что они заметили движущиеся светящиеся объекты". Они даже нарисовали рисунки, доказывая, что видели «летающие диски». Физиолог пришел к заключению, что «это является результатом воздействия красных шариков крови, проходящих перед сетчаткой глаза. Это давно признано, и любой, кто заинтересован в этом явлении, может сделать для себя необходимые выводы».
Настойчиво требовали к себе внимания и другие объяснения. Пришли сообщения о том, что мнимая летающая тарелка была воздушным шаром, который ударился о самолет. В другом случае летающая тарелка попала в чей-то двор, и о ней сообщили в ФБР, но она взяла, да превратилась в циркулярную пилу!
Когда 9 июля генерал Рамни вылил ушат холодной воды на пресс-релиз Уолтера Хота, это событие прошло почти незамеченным в неиссякаемом потоке сообщений о наблюдениях. Лишь мимоходом было замечено, что летающий диск, который разбился около места атомных испытаний, оказался на поверку аэрозондом. В следующем месяце «Нью-Йорк таймс» сочла достойным внимания такое обстоятельство: по данным Института Гэллапа, в то время как лишь один из двух американцев слышал про «план Маршалла», девять из десяти из них слышали про летающие тарелки. Что бы ни происходило потом, было очевидно, что Кеннет Арнольд без всякого умысла дал рождение не только явлению летающих тарелок, но и тому, что превратилось в постоянное занятие средств массовой информации. Он вселил в журналистов и редакторов газет по всей Америке уверенность в том, что летающие тарелки можно будет с выгодой использовать для продажи газет увлеченным читателям. Родился новый век вместе с темой, которая удовлетворяла неутолимый аппетит средств массовой информации к сенсации и тайне; этот аппетит обрел гипертрофированные формы в идиотских публикациях таких изданий, как «Национальный энвкайерер» и «Уорлд ньюс». Европа не переживала подобного приступа «тарелкомании», которую в масштабах всей страны испытала Америка; в США сложилась постоянно растущая прослойка энтузиастов, любителей и исследовательских групп, которые были заняты изучением этого явления. Со временем эта эксцентричная группа, находившаяся сначала на периферии общества, превратилась в одну из значительных сил общественного мнения. Влияние этих сил проявилось в популярности фильма «День независимости» и серийной передачи «Темные небеса» на канале Си-Би-Эс.
Это позволяет нам понять, в какой степени восприятие этого предмета изменилось за последние пятьдесят лет. Если на первых порах интерес к НЛО проявляло меньшинство людей, одержимых единомышленников, то в последующем ряды увлеченных этим предметом так возросло, что не удивительно, почему ни один политический деятель не позволял себе игнорировать его: политиканы прекрасно знали, что их интерес к НЛО — это верный способ обеспечить им поддержку нескольких миллионов избирателей. (Весьма показательны примеры президентов Картера и Рейгана, которые превзошли всех, заявив, что они наблюдали НЛО и могут подтвердить это неопровержимыми доказательствами!)
Мы видели из примеров, как менялось поведение репортеров «Нью-Йорк таймс». Еще в 1947 году существовала неуверенность в том, как относиться к информации об НЛО: многие еще не были готовы открыто признать, что верят в возможность того, что мы, земляне, невольно приняли в гости вторгшихся пришельцев.
По мере того как в стране кипели страсти, родоначальник новой идеи Кеннет Арнольд, наконец, смог спокойно поговорить по телефону со своим другом Дейвом Джонсоном, редактором газеты «Айдахо стейтсмен», который вел в газете раздел по авиации. Арнольд уважал его за «способности и познания в области гражданской и военной авиации». Арнольд был рад возможности побеседовать со специалистом, который мог предложить наилучшее решение загадки. Доверие, которое он испытывал по отношению к своему другу, было выражено в его последующих комментариях: «Сомнения в моем рассказе, которые он высказал, убедили меня в том, что он мог хорошо знать дело, а поэтому был абсолютно уверен в том, что это не были управляемые снаряды. Если же то, что я видел, было правдой, то тогда это не было создано в нашей доброй Америке. Только тут я начал испытывать сомнения». Джонсон сообщил Арнольду по секрету, что у него есть свои контакты с ВВС и что люди с авиабазы Райт в штате Огайо хотели бы узнать от него, что тот видел, с малейшими подробностями. Интерес был вызван общенациональной истерией, которая была порождена наблюдением Арнольда. В это время журналисты со всех концов Америки собирались вокруг дома Кеннета и Дорис Арнольдов в Бойзе. Супруги оказались в осаде, а затравленный мистер Арнольд «чувствовал себя так, будто жил на Центральном вокзале Нью-Йорка!»
Арнольд пошел на крайний шаг, он покинул свой дом и скрывался от своих преследователей-репортеров. Вместе со своим другом полковником Полем Уилэндом он тайно от всех отправился на рыбалку на озеро Секью. Во время полета на самолете они вновь вернулись к теме того наблюдения, которое вызвало столь много шума. Арнольд стал сомневаться, мог ли он увидеть тело, перемещающееся со столь большой скоростью, но приятель заверил его в том, что такое может быть; он обратил внимание на то, что можно разглядеть невооруженным глазом артиллерийские снаряды, которые движутся со скоростью более 1200 километров в час, несмотря на их малые размеры. Это успокоило Арнольда: он понял, что его расчеты скорости, с которой передвигались тела, были не столь уж невероятными. Дело в том, что именно это обстоятельство вызывало сомнения в точности его наблюдений. На следующий день оба друга перелетели из Секью в Сиэттл, где они, по странному стечению обстоятельств, встретились с группой представителей ВВС, о которых также много писали в газетах как об очевидцах передвижений летающих дисков.
Испытывая интерес к встрече с другими очевидцами и надеясь, что их впечатления подтвердят его собственные и докажут реальность явления, которое он наблюдал, Арнольд встретился в местном кафе с капитаном Э.Дж. Смитом (по прозвищу «Большой») и Рольфом Стивенсом. Здесь он стал расспрашивать их о всех подробностях того, что с ними произошло во время их полетов. Он хотел получить дополнительные сведения, которые позволили бы ему понять удивительное явление. Трое обменялись впечатлениями о наблюдениях за «летающими тарелками». Хотя эти впечатления не были уникальными, но к этому времени они были окружены таким ореолом тайны, что вполне понятно, почему каждый из собеседников ощущал нервное напряжение. Оказавшись в центре внимания средств массовой информации, Арнольд испытывал естественное желание избежать общения с прессой, чтобы собраться с мыслями.
Капитан Смит рассказал Арнольду о наблюдениях с борта самолета компании «Юнайтед эйрлайнс». По его словам, все произошло до старта, когда кто-то явно под влиянием последних газетных заголовков спросил его, верит ли он в «летающие тарелки». На это капитан ответил, что он поверит в том случае, если увидит их собственными глазами. К его удивлению через восемь минут, когда они пролетали над городом Эммет (штат Айдахо), он и члены его экипажа смогли увидеть не одну, а девять «летающих тарелок»: сначала группу из пяти, а потом группу из четырех. Капитан помнит, что все они были круглыми с плоскими днищами и неровностями в их верхней части, а по размерам они были сопоставимы с самолетами типа ДС-3. Арнольду эти наблюдения показались поразительными. «Когда Большой Смит закончил свой рассказ, я продолжал повторять: „Просто поразительно! Просто поразительно!“ Наблюдение Смита сделало то, что увидел я, маленьким и незначительным».
Вернувшись домой, Арнольд добросовестно разобрал корреспонденцию, которую он получил после своего первого наблюдения. Он заметил: «Ни в одном письме не было ни строчки критики в мой адрес. Это было удивительно, так как большая часть газет забавлялась тем, что изображала меня и других наблюдателей психами или же считала, что мы видели изображения кровяных шариков на сетчатке глаза». Когда в Нью-Мексико паника вокруг «летающего диска», обнаруженного в Росуэлле, начала утихать, Арнольд и его друг, редактор Дейв Джонсон в сопровождении фотографа газеты «Стейтсмен», отправились туда, где он впервые увидел летающие тарелки.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43