А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

основном думать об обороне. Почти всю войну парашютисты провели в тылу, занимаясь боевой подготовкой, или сражались на передовой в рядах пехоты. В начале 1943 года немцы активно обсуждали с венгерским командованием вопрос об использовании экипажей 1-й транспортной эскадрильи, потерявшей к тому времени большинство машин, в полетах по пилотированию десантных планеров (люфтваффе к этому времени стали ощущать нехватку подготовленных пилотов-планеристов), но осуществить это на практике не удалось.
После выхода советских войск на границу страны, свержения правительства регента адмирала Миклоша Хорти де Надьбанья (Horthy de Nagybanyai) и установления фашистского режима партии «Скрещенных стрел» Ференца Салаши (Szalasi) опыт успешного боевого применения на сухопутных фронтах германских десантных частей навел венгерское командование, озабоченное необходимостью формирования новых соединений взамен уничтоженных, на мысль о создании у себя подобной элитной боевой единицы.
20 октября 1944 года под немецким контролем была образована парашютная дивизия, получившая название «Szent Laszlo 2» в честь короля Владислава (Ласло) Святого из династии Арпадов, правившего Венгрией в XI веке. Несмотря на пропагандистскую шумиху, окружавшую ее создание, дивизия была довольно типичным для конца войны импровизированным формированием с посредственной боеспособностью. В ее состав вошли 1-й парашютный батальон (собственно, и давший ей название), 1-й и 2-й резервные пехотные полки, 1-й и 2-й резервные танковые полки, 1-й и 2-й резервные разведывательные полки (вооруженные бронеавтомобилями и легкими танками), два «дунайских» батальона речной обороны и дивизион зенитной артиллерии. Личный состав дивизии комплектовался обстрелянными фронтовиками и новобранцами из националистической молодежной организации «Levente».
Соединение в начале зимы было отправлено на фронт и вошло в состав LXXII германского армейского корпуса 8-й армии (группа армий «Юг»). После ожесточенных зимних сражений дивизия отошла на югославско-австрийскую границу, где в мае в полном составе сдалась англичанам.
Снаряжение и обмундирование
Вооружение и экипировка венгерских десантников были стандартными для пехоты. Личный состав имел обычные винтовки, а также отечественные пистолеты-пулеметы 39М, тяжелые и мало подходящие для нужд ВДВ. Парашюты-и прыжковое снаряжение — немецкого образца. В ходе войны получили распространение немецкие автоматы МР 40 и модернизированные венгерские 43М с металлическим плечевым упором.
43М создан на базе основного венгерского пистолета-пулемета 39М, разработанного конструктором П. Кирали (P. Kiraly) — очень крупногабаритного и тяжелого оружия, больше похожего на карабин. Патрон — 9-мм Mauser. Модернизированный вариант пистолета-пулемета отличался меньшей длиной ствола (424 мм вместо 499) и складным металлическим плечевым упором. Масса нового оружия составила 4,46 кг вместо 4,54 у базового образца, а общая длина (с откинутым плечевым упором) — 925 мм вместо 1047. В походном положении длина оружия составляла 749 мм. Используемый в оружии наиболее мощный 9-мм маузеровский пистолетный патрон потребовал использования полусвободного затвора. Боевая личинка затвора соединялась с его остовом с помощью особого рычага. Когда отдача после выстрела передавалась на личинку, последняя двигалась назад и с помощью упомянутого рычага ускоряла отход остова затвора, замедляя собственное движение. Хотя устройство затвора усложнялось, производство выстрела осуществлялось так же, как и в остальных пистолетах-пулеметах — путем спуска затвора с боевого взвода. Флажок предохранителя одновременно служил переводчиком огня. Рукоятка заряжания размещалась справа. Темп стрельбы — 750 в/мин. Прицел секторный, мушка защищена намушни-ком. Деревянная ложа по-прежнему была достаточно массивной — даже металлический стержень откидного плечевого упора находился внутри деревянной трубки. Оружие снабжено пистолетовидной рукояткой. Коробчатый магазин вмещал 40 патронов и примыкался снизу. Для использования в ВДВ особенно подходила любопытная деталь конструкции: в походном положении магазин вместе с горловиной откидывался вперед и помещался внутри специального паза в цевье. Десантирование могло проводиться с трехмоторных транспортных самолетов итальянского производства Caproni Ca.101 (к началу войны устарели) и Savoia-Marchetti SM.35, в 1943 году замененных на переклассифицированные в транспортники немецкие двухмоторные бомбардировщики Junkers 86, бывшие до этого времени основой парка бомбардировочной авиации Венгрии. Резервными военно-транспортными самолетами были Ju 52/3m, принадлежавшие гражданской авиакомпании «Malert». В 1943 году эти машины реквизировали и ввели в боевой состав ВВС (фактически применялись на фронте уже с 1941-го).
Солдаты 1-го парашютного батальона носили обычную армейскую форму с зелеными пехотными петлицами. Снаряжение также было стандартным для пехоты, хотя прыжковая экипировка, предоставленная союзником, была полностью идентична немецкой. Парашюты, десантные комбинезоны, прыжковые ботинки, стальные каски М38 и прочее — все это было германского образца. Под комбинезоны надевалось обычное пехотное обмундирование образца 1922 года.
Солдаты и офицеры дивизии «Szent Laszlo», за исключением личного состава I-го батальона, в основном не носили специального парашютного обмундирования. Каски тоже сменились на старые австрийские М1915 и общевойсковые венгерские 38М (копия немецких М35). Поскольку дивизию формировали немцы, в снаряжении ее личного состава были широко распространены немецкие образцы экипировки и вооружения.
В королевской армии существовал единственный широко распространенный знак отличия парашютиста-десантника — металлическая эмблема бронзового цвета, носившаяся над правым карманом и представлявшая собой раскрытый парашют между двух распростертых стилизованных крыльев. На парашют было наложено устрашающее изображение черепа и двух скрещенных кинжалов. Встречался и вышитый вариант знака (в основном у офицеров): парашют, череп и кинжалы серебристые, крылья золотистые.
РУМЫНИЯ
Румыны не придавали особого значения созданию воздушно-десантных частей, но, узнав об опытах, проводимых с парашютными частями в Венгрии, тоже решили не отставать. Дело в том, что обе страны в 1940 и 1941 годах находились на грани войны — территория румынской Трансильвании, под давлением немцев (по условиям Второго Венского арбитража) в 1940 году переданная Венгерскому королевству, стала таким яблоком раздора, что даже в разгар боевых действий на советско-германском фронте, где оба государства воевали плечом к плечу, на трансильванской границе продолжали находиться противостоящие друг другу крупные войсковые контингента как румынской, так и венгерской армий.
Формированием десантных частей занялись военно-воздушные силы. По причине недостатка подготовленного личного состава и с оглядкой на венгров решено было ограничиться созданием отдельного парашютного батальона, получившего номер 1. Обучение солдат и офицеров проходило при активном участии немецких военных советников. Парашюты и все прыжковое снаряжение тоже поставлялись из Германии. Стрелковое оружие десантников было представлено в основном 7,92-мм винтовками Mauser M1924, а унтер-офицеры были вооружены преимущественно немецкими пистолетами-пулеметами МР38 и МР40.
Батальон был довольно активно задействован в боях на Восточном фронте, некоторое время находился в Крыму, а после 1943 года принимал участие в оборонительных сражениях в Бессарабии и Румынии (в том числе при попытке остановить советское наступление в районе Фокшан). После подписания перемирия с СССР румынские парашютисты вместе с прочими частями и соединениями королевской армии были направлены в Трансильванию для ведения боевых действий против недавних союзников — Германии и Венгрии.
Униформа и знаки различия
Румынские парашютисты носили стандартную полевую униформу королевских военно-воздушных сил. Специальное обмундирование ВДВ включало в себя прыжковый комбинезон серо-голубого цвета с застежкой «молнией», похожий по фасону на ранний немецкий, но со штанинами обычной длины, заправляющимися в высокие парашютные ботинки германского образца. Комбинезон имел четыре объемистых прорезных кармана, также застегивающихся на «молнии». Парашюты и десантные стальные шлемы М38 — немецкого производства. Подсумки к карабинам были либо чересплечными германскими, либо обычными румынскими. Кожаное снаряжение коричневого цвета. Все это обмундирование вместе с касками и надетыми лямками подвесной системы по немецкому образцу носили и на парадах.
Знаки различия офицеров ВДВ, подобно введенным на комбинезоны летчиков, размещались по-разному, но уставом предусматривалось ношение металлических золотых «галунчиков» на погонах или над левым карманом, под эмблемой парашютиста. Впрочем, иногда их нашивали на левую сторону пилотки или на низ рукава. Унтер-офицеры носили «птички» только на погонах. Знак парашютиста, как и прочие квалификационные эмблемы ВВС, изготавливался из металла либо вышивался. Он представлял собой маленький серебристый парашютик между двумя золотистыми крыльями и нашивался на левую сторону груди, над карманом. Кадровые старшие унтер-офицеры отличались матерчатыми погонами, на которых располагались знаки различия летного состава ВВС: 1 — 4 золотые «птички», похожих на немецкие (в отличие от наземного персонала, где применялось аналогичное количество галунов утлом вверх).
ФИНЛЯНДИЯ
В апреле 1941 года финны, заинтересовавшиеся опытом своих новых союзников — немцев, создали на военной базе Луонетярви небольшой импровизированный центр подготовки парашютистов. Его первыми курсантами стали 14 молодых офицеров под командованием майора Эрхо (Erho). Материальную часть центра составили трофейные советские парашюты, попавшие к финнам во время «зимней войны». Финские парашютисты приняли участие в диверсионных рейдах на территорию Карелии и Ленинградской области при выполнении задач плана «Barbarossa» в 1941 году. В следующем году финны начали формирование линейных парашютных частей по немецкому образцу, для чего 40 человек начали тренировки на базе Онтулла. Вскоре армия смогла сформировать 4-й отдельный парашютный батальон, который использовался для ведения глубинной разведки против Красной Армии до конца августа 1944 года.
РОССИЙСКАЯ ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ АРМИЯ
В 1943 году люфтваффе был сформирован отдельный русский парашютный батальон, вошедший в состав ВВС «Комитета освобождения народов России». Численность батальона составила 650 человек. Эту войсковую часть предусмативалось использовать для проведения диверсионных парашютных десантов в тылу советских войск, однако по назначению его применить не удалось. До конца войны подразделения парашютистов РОА находились в тылу либо спорадически принимали участие в различных боевых операциях на юге и западе Европы. В 1945 году батальон сдался англичанам.
Вооружение, снаряжение и обмундирование батальона полностью соответствовали германским образцам. Единственным исключением были нарукавные нашивки РОА, дополненные «русифицированными» кокардами на фуражки (между крыльями люфтваффе на околыше крепилась трехцветная кокарда КО HP в дубовом венке) и погонами «восточного» образца. Петлицы и орлы люфтваффе — стандартного образца.

Глава 4. Япония
Воздушно-десантные войска
Командование японской императорской армии традиционно проявляло живейший интерес к различным новшествам в военной области. Вооруженные силы Страны восходящего солнца, проводящие активную подготовку к решающему поединку с США и Великобританией, в конце 30-х годов превратились в настоящий опытный центр по испытаниям новых вооружений и изучению новинок тактики. К боевым возможностям парашютно-десантных частей здесь отнеслись с воодушевлением, так как перед армией Японии стояла перспектива скорого проведения крупномасштабных десантных операций на огромном Тихоокеанском театре военных действий.
22 апреля 1937 года во время императорских учений в районе Токио была произведена первая выброска тактического парашютного десанта силой до пехотной роты (88 человек). На основе полученного опыта было принято решение о начале подготовки развертывания частей ВДВ. Была создана парашютная школа, инструкторы которой занялись разработкой нормативов, однако дело шло туго, в основном из-за нехватки квалифицированного персонала. Имевшиеся в распоряжении армейского командования небольшие группы подготовленных парашютистов все же использовались по назначению (например, высаженный в 1938 году на китайском фронте разведывательно-диверсионный десант численностью 120 человек, чьи действия увенчались полным успехом), но в целом ситуация оставляла желать много лучшего. Поэтому с 1940 года, в разгар подготовки к походу в «южные моря», группа высокопоставленных японских военных совершила ознакомительную поездку в союзные государства — Германию и Италию, где изучила опыт организации и применения воздушно-десантных частей. Возглавил делегацию генерал Т. Ямасита (Yamashita), с началом войны на Тихом океане осуществивший молниеносное вторжение в Малайю с широким использованием парашютных десантов.
В том же 1940 году в Страну восходящего солнца прибыло десять немецких военных советников-парашютистов, немедленно развернувших работу над организацией японских ВДВ. Их стараниями к концу следующего года началось функционирование учебных центров по подготовке десантников, затем к ним прибавились школы в оккупированной части Китая.
Независимо друг от друга создание своих парашютных единиц начали армия и флот Японии. Главным полигоном для проведения тренировочных выбросок парашютистов ВМФ стал организованный немецкими советниками центр на китайском острове Хайнань в Желтом море. Сухопутные войска ответили открытием учебного центра на базе Киангсен (Китай). В 1941 году, незадолго до вступления страны во вторую мировую войну, началось формирование первых парашютных частей. В основу концепции организации и применения ВДВ лег опыт Германии, считавшейся к тому времени главным авторитетом в этой области.
К середине 1941 года армия закончила комплектование парашютного полка особого назначения численностью 700 человек, а затем последовало формирование отдельной парашютной бригады. В ее состав вошли упомянутый полк (три пехотные и одна пулеметная роты), саперный батальон, дивизион связи и полк военно-транспортной авиации (четыре эскадрильи). Бригада была окончательно укомплектована уже после начала войны, в 1942 году, поэтому в триумфальном наступлении на Британскую Малайю и Нидерландскую Индию (Индонезию) приняли участие лишь ее отдельные части.
Обучение японских десантников было во многом схоже с немецкими нормативами, но отличалось по ряду параметров. Японцы в большей степени, чем их европейский союзник, готовили своих парашютистов для выполнения сугубо диверсионных акций, поэтому в ходе предпарашютной подготовки солдаты уделяли много внимания взрывному делу, обучению иностранным языкам и обращению с вооружением вероятного противника. Собственно прыжковая подготовка делилась на пять этапов и начиналась с освоения парашютов, ориентирования на местности и физических тренировок. Затем начинались прыжки с вышек (130 метров), на конечном этапе десантники совершали шесть зачетных прыжков (в том числе и групповых) с военно-транспортных самолетов (нормативная высота 1200 метров, скорость 130 км/ч).
Вооружение и экипировка
Японские парашютисты, чье количество было очень небольшим, располагали значительным количеством специально разработанных или модифицированных по стандартам ВДВ образцов вооружения, в частности целым семейством укороченных складных карабинов.
Первым специальным оружием такого рода стал карабин Arisaka тип «381», созданный на основе кавалерийского образца 1905 года. Создавался он под старый патрон 1897 года — 6,5x50 (с остроконечной пулей). Это легкое и компактное оружие по устройству было практически аналогично предыдущим образцам карабинов, но имело затвор итальянской системы Mannlicher-Carcano (по этой причине в обозначение карабина введена литера "I" — «итальянский»). Применение иностранного типа затвора вызвано тем фактом, что отечественный аналог, использовавшийся в старых японских винтовках, отличался чрезвычайной сложностью и часто выходил из строя. К началу первой мировой японцы разработали собственный усовершенствованный затвор системы Arisaka, а выпускавшиеся ранее в качестве промежуточной меры лицензионные узлы пустили на укомплектование небольших серий стрелкового оружия, в частности, созданных значительно позднее воздушно-десантных карабинов.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64