А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


В конце 1942 года «Индийский легион» достиг численности 2000 человек и получил официальное обозначение 950-го Индийского пехотного полка. В него входили три пехотных батальона четырехротного состава, запасной батальон (4-й), 13-я батарея пехотной артиллерии, 14-я противотанковая батарея, 15-я саперная рота, рота почетного караула (Ehrenwachkompame), а также полковой полевой госпиталь. Поскольку полк прошел частичную моторизацию, его вскоре переименовали в гренадерский и оставили в подчинении ОKB совместно с полком «Бранденбург». В конце осени того же года «Германо-арабский учебный батальон» перебросили из города Сталино (Донбасс), где он временно находился в ожидании прорыва через Кавказ, в Тунис. Эта операция имела целью вызвать среди североафриканских арабов восстание, направленное против недавно высадившихся на континенте союзных войск. Прибыв на место, часть получила наименование «Германо-арабского легиона». Командование этим новым диверсионным отрядом «Бранденбурга» принял инициатор его создания ветеран абвера майор фон Хиппель.
18 января 1943 года спецгруппа «Германо-арабского легиона» под командованием лейтенанта Лухса (Luchs), совершив 8-дневный марш, вышла к реке Вади-аль-Мелах (Южный Тунис) и взорвала мост, по которому проходила главная линия подвоза снабжения англо-американских войск, дислоцированных в Северной Африке. 14 февраля в районе деревушки Сиди-Бу-Зид заброшенная в американский тыл группа капитана фон Кенена провела несколько ночных атак на укрепления янки. В результате этих действий в плен попало около 700 американских солдат. После капитуляции германских войск в Тунисе (12 мая 1943 года) действующие на территории Северной Африки части «Бранденбурга» под командованием фон Кенена не подчинились приказу о сдаче и сумели прорваться через море в Южную Италию.
Бегство из Северной Африки положило конец честолюбивым немецким планам разрушения британской колониальной империи руками разведчиков и диверсантов. Это немедленно сказалось на судьбе еще уцелевших «легионов»: дислоцировавшийся в Бордо 950-й индийский полк после высадки союзников в Нормандии перебросили в Германию и 8 августа 1944 года передали в состав войск СС. Тем не менее легион никогда не участвовал в боях и вскоре был расформирован по личному приказу Гитлера.
Униформа
Подавляющее большинство солдат и офицеров частей специального назначения сухопутных войск, находившихся в подчинении у абвера, носило форму егерей. При общеармейском обмундировании егеря отличались зеленым приборным цветом — просветами на петлицах и кантами на погонах. Главным же отличием была специальная егерская эмблема: темно-зеленая, почти черная овальная нашивка, носившаяся над правым локтем. По краю эмблема окаймлялась бледно-зеленым изображением витого шнура, а в центре помещались вытканные или вышитые зеленые дубовые листья и желудь на коротком отрезке коричневой ветки. Такая же композиция, отлитая из серебристого металла, укреплялась на левой стороне полевого кепи.
В сентябре 1944 года части дивизии получили черные ленты для ношения на правом рукаве. Лента имела серебристо-белые каемки и надпись «BRANDENBURG», вышитую готическим шрифтом.
В полевых условиях диверсанты носили светло-зеленые маскировочные комбинезоны сухопутных войск с вертикальной рябью и оскольчатым рисунком с зелеными и коричневыми пятнами. Из всей обильной эмблематики вермахта на камуфляжной униформе носили только нагрудного орла и нарукавные знаки различия — черные прямоугольники с комбинациями полосок и скрещенных дубовых листьев. В случае если бойцам «Бранденбурга» и других частей приходилось прыгать с парашютом, они надевали маскировочные десантные куртки.
Военнослужащие особого батальона «Нахтигаль» носили немецкую форму с так называемыми «украинскими» знаками различия. В батальоне «Roland» использовалась униформа так называемой Западно-Украинской армии времен гражданской войны. После начала советско-германской войны солдаты и офицеры обеих частей получили трофейное или специально изготовленное советское обмундирование, в котором и забрасывались в тылы отступающей Красной Армии.
Солдаты и офицеры батальона специального назначения «Bergmann» носили форму так называемых восточных легионов (Ostlegionen) германской армии с особыми знаками различия (на петлицах и погонах), а также нагрудной эмблемой в виде вписанной в ромб свастики меж двумя крыльями над правым карманом. В действительности же использовались и стандартные германские знаки различия, а специальная нагрудная эмблема вообще практически не применялась — вместо нее носился германский орел (Hoheitabzeichen). В качестве головного убора нередко носили папаху из каракуля с немецкими или национальными кокардами либо без оных. На правом рукаве эта категория военнослужащих носила темно-синюю нашивку в форме щита с изображенными на ней повернутыми влево и соединенными шеями стилизованными головами мифического пса Цербера — эмблему созданного в 1942 году «Горно— кавказского легиона» (Legion Bergkaukasien). После того как из последнего был выделен «Северокавказский легион», нарукавная эмблема была изменена: щит сложной формы с черной каймой был разделен на две половины: верхнюю (зеленую) и нижнюю (красную). В левом верхнем углу размещалось белое изображение полумесяца и семи звезд (по числу основных народностей Северного Кавказа). Сверху на черном поле помещалась немецкая надпись «NORDKAUKASIEN».
Арабские военнослужащие получали стандартное германское обмундирование тропического образца с общевойсковыми знаками различия. Единственными отличиями от немецких войск служили головной убор — тюрбан в цвет униформы (вместо него часто носили обычные «африканские» кепи) и нашивки, носившиеся над локтевым сгибом правого рукава. Солдаты и офицеры 288-го спецотряда («добровольческого Арабского легиона») носили нашивку в виде щита с зеленой, белой и черной (слева направо) вертикальными полосами — традиционной арабской гаммой. В верхней части щита располагался красный сегмент с двумя семиконечными белыми звездами (традиционная «хашимитская» арабская гамма). Над щитом на черном фоне размещалась надпись арабской вязью «Свободная Аравия», под ним — такая же, но по-немецки (FREIES ARABIEN).
В «Германо-арабском учебном батальоне» ситуация с обмундированием была несколько сложнее. Офицеры и унтер-офицеры носили немецкую тропическую униформу. Над локтевым сгибом правого рукава размещалась темно-зеленая овальная нашивка со сложной эмблемой, вышитой белой нитью. Большинство рядовых получило старые французские мундиры колониальных войск со споротыми знаками различия. На правом рукаве мундира нижние чины носили белую повязку (чтобы отличаться от своих соплеменников в армии Виши, а затем и в войсках де Голля). Французским оставалось и снаряжение солдат, кроме стальных касок, которые заменили на германские.
Солдаты и офицеры «Индийского легиона» получили немецкую тропическую униформу со всеми положенными германскими знаками различия и отличия. Поскольку полк именовался гренадерским, выпушки на погонах и униформе были ярко-зеленого приборного цвета. От прочих частей вермахта индийцы отличались только нашивками, носившимися над локтевым сгибом правого рукава: оранжевая, белая и зеленая горизонтальные полосы (цвета национального флага), поверх которых изображен желтый тигр в прыжке. Над щитом на светлой полосе размещена черная надпись «FREIES INDIEN» («Свободная Индия»). Среди прочих военнослужащих полка выделялись сикхи — вместо форменных тропических кепи они носили традиционные белые тюрбаны.
«Индийский легион» отличается от остальных подопечных абвера тем, что получил собственную награду: учрежденный Комитетом за свободную Индию (Zentrale Freies Indien) во главе с Чандра Босом орден Azad Hind («Свободная Индия»). Эта уникальная награда имела две категории и три класса. Внешне орден напоминал ранее учрежденную немцами Медаль Восточных народов, но имел оранжево-бело-зеленую ленточку. Число врученных наград не известно.
Части специального назначения войс СС и полиции
Специальными операциями в рамках ответственности СС занималась Служба безопасности СС (Sicherheitdienst der SS — SD). СД существовала в рамках СС с 1934 года, первоначально с целью обеспечения безопасности высшего руководства страны. Первое время представляла собой вспомогательную полицию в ведении НСДАП, затем была включена в государственно-полицейский аппарат. Задачей службы являлось выявление противников нацизма и проведение контрмероприятий через государственные полицейские силы. Для координации деятельности ее подразделений было создано Главное управление СД в Берлине. Первым руководителем берлинской СД стал бригаденфюрер СС Герман Берендс (1907 — 1946; впоследствии начальник управления «расового содействия» в Югославии, повешен в Белграде). После начала второй мировой в задачи ведомства стала входить и организация разведки и диверсий за границей.
Другим ведомством, координировавшим специальные операции в основном против партизанского движения, стала Полиция безопасности (Sicherheitpolizei — Sipo), созданная незадолго до начала второй мировой войны посредством слияния тайной государственной полиции (Geheime Staatspolizei — Gestapo) и криминальной полиции (Kriminalpolizei — Kripo). На практике эти структуры не смешивались между собой, а лишь выполняли свойственные им задачи в рамках одного ведомства. СД и полиция безопасности имели различную компетенцию. Органы СД занимались исследованиями и подготовкой экспертиз и материалов общего характера — планов оппозиционных партий и течений, сфер их влияния, систем связей и контактов, деятельности отдельных нелегальных организаций. Зипо и гестапо в частности, опираясь на материалы СД, проводили следствие по конкретным делам, аресты, превентивное заключение в концлагерь и т. д. Формально СД оставалась информационной службой НСДАП, фактически она стала основной спецслужбой в ведомстве Гиммлера.
27 сентября 1939 года с целью более четкой координации деятельности всех сил безопасности государства было сформировано Главное имперское управление безопасности (Reichssicherheithauptamt — RSHA). Учреждение было образовано слиянием Главного управления полиции порядка, Главного управления СД при рейхсфюрере СС, управления тайной государственной полиции и управления криминальной полиции. Всем этим структурам подчинялись многочисленные вооруженные формирования, действовавшие в тылу своих войск, на передовой и за линией фронта.
В тылу своих войск подчиненные СД и зипо эсэсовские части занимались, как правило, борьбой с партизанским движением. В частности, на 10 мая 1943 года силы полиции безопасности на Востоке составили: Северная Россия — 800 человек, Центральная Россия — 750 человек, Южная Россия — 2000 человек, а также 2200 человек в Генерал-губернаторстве (Польша).
В это число входил личный состав действовших в СССР четырех мобильных оперативных групп СД и Зипо (Einsatzgruppe) под кодовыми названиями А — D, задачей которых была полицейская борьба с враждебными элементами (впервые созданы оберфюрером СС Хайнцем Йостом в 1938 году перед началом операции в Чехословакии, действовали во время сентябрьской кампании в Польше. В то время обозначались порядковыми номерами).
Отдельные оперативные группы включали в себя в общей сложности 18 оперативных (Einsatzkommando) и особых (Sonderkommando) команд. Айн-зацкоманды обозначались номерами, а зондеркоманды — буквенно-номерным шрифтом (например, 4а). При выполнении широкомасштабных операций их действия поддерживали войсковые части полиции порядка, войска СС и частично (например, в оцеплении) армейские подразделения. Задачи опергрупп и команд определялись письмом верховного командования от 26 марта 1941 года; создавались они в соответствии с соглашением между РСХА и ОКБ, их личный состав находился в оперативном подчинении РСХА. Армии предписывалось оказывать любую возможную помощь опергруппам, снабжать их горючим и питанием, предоставлять средства связи и транспорт. Распоряжения о проведении террора против евреев, коммунистов и т. д. были изложены в приказе Гейдриха всем HSSPF в России относительно задач Зипо и СД в оккупированных областях от 2 июля 1941 года.
Группа А отвечала за страны Прибалтики, В — район Смоленска и Москвы, С — Киев, D — Южная Украина. Численность каждой опергруппы колебалась в пределах 1000 — 1200 человек. В каждую группу входило около 350 эсэсовцев, 150 шоферов и механиков, 100 сотрудников гестапо, 80 чинов местной вспомогательной полиции, 130 сотрудников ОРПО (охранная полиция и жандармерия) и 30 — 35 офицеров СД. Имелось также определенное число переводчиков, радистов, телеграфистов, управленцев и женский персонал. Руководство опергруппами осуществляли гестаповцы и небольшое количество сотрудников СД и уголовной полиции. На Западе в это время со сходными задачами функционировали небольшие инспекторские группы ЗИПО и СД, в персонал которых входило ограниченное количество полицейских — граждан оккупированных государств.
Кроме перечисленных выше спецподразделений, немцы сформировали довольно большое количество частей и даже соединений, специально ориентированных на поиск и уничтожение многочисленных партизанских отрядов (как правило, в зоне Восточного фронта). В отличие от чисто следственно-карательных функций, которые выполняли айнзатц-группы, эти части несли на себе ярко выраженный отпечаток боевых частей специального назначения, использовавших особую тактику действий в горно-лесистых районах, а также специальное обмундирование и экипировку. Наиболее печально известной среди них стала так называемая «Дивизия Дирлевангера».
Оберфюрер СС доктор Оскар Дирлевангер (Dirlewanger) вообще был весьма примечательной даже по меркам Третьего рейха личностью. Он родился в 1895 году в Вюрцбурге, участвовал в первой мировой, дослужившись до чина обер-лейтенанта. В 1919 — 1923 годах был членом различных «добровольческих корпусов», проведя год в тюрьме за нарушение «Закона о разоружении». В 1921 году исключен из торговой школы в Мангейме за антисемитские выступления. В 1923 году вступил в НСДАП, через три года был исключен из партии, снова вступил и добровольно вышел из нее в 1928 году В 1932-м был принят в СА и снова вступил в НСДАП, а затем был судим за «нарушение спокойствия в стране». Через два года получил тюремный срок за растление малолетних до 14 лет. Освободившись, поступил на службу в испанский Иностранный легион, а в 1937 — 1938 годах участвовал в гражданской войне в Испании в составе «Легиона Кондор». В июле 1940-го принят в СС в качестве командира вновь формируемой войсковой части — так называемой команды браконьеров «Oranienburg».
Это подразделение, вначале небольшое по численности, специально предназначалось для борьбы с партизанским движением в лесных районах. По этой причине СС комплектовали «команду», вскоре переименованную в «Sonderkommando Dirlewanger», исключительно из заключенных немецких тюрем, арестованных за браконьерство. Ее командиру были предоставлены специальные полномочия, и вскоре команда стала пополняться заключенными из концлагерей, в большинстве своем уголовниками, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления. Рост численности личного состава привел к тому, что «зондеркоманда» вскоре была переименована в «Особый батальон», затем — в полк, и наконец, в штурмовую бригаду СС «Dirlewanger». Через штаб рейхсфюрера СС эта особая часть подчинялась, как правило, верховному фюреру войск СС и полиции в какой-либо из оккупированных стран. Она редко участвовала в боях на фронте и почти всегда применялась в борьбе против организованных партизанских группировок, как правило, в Польше и СССР. После первых боевых действий на территории Генерал-губернаторства, с лета 1942 до лета 1944 года, бригада преимущественно задей-ствовалась в спецоперациях в Белоруссии. Обращение вояк Дирлевангера с местным населением отличалось беспримерной жестокостью даже по меркам карательных частей СС. С середины 1941 года в состав бригады стали зачисляться добровольцы из числа «фольксдойче», русских и украинцев, желавших служить новым хозяевам. Пиком ее «боевого пути» стало участие в подавлении Варшавского восстания в сентябре 1944 года, после чего бригаду перебросили для борьбы с партизанами в Словакию.
К 1945 году бригада была официально переименована в 36-ю пехотную (гренадерскую) дивизию войск СС. Наряду с перечисленными выше категориями «военнослужащих», в ее состав стали вливаться попавшие под следствие и осужденные военными трибуналами бывшие солдаты и офицеры вермахта и войск СС, откомандированные к Дирлевангеру «для боевого применения». В конце войны в дивизию насильно зачислялись и многочисленные политзаключенные немецких лагерей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64