А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Справиться с этим в состоянии любой человек. Гораздо труднее преодолеть нищету духа, оказаться без душевной поддержки и не потерять человеческий облик.
Пессимизм начинается с ошибок. Только пессимист окрашивает свою жизнь в мрачные тона, не борется за выживание, ни во что не верит и ни к чему не стремится. Духовная ущербность вызывается бедностью духа, недостатком веры, слабостью воли, отсутствием цели.
Братья мои!
Во имя всего того, что зовется Родиной, во имя всех нас и каждого, ради сплочения нации и народа будем и впредь закалять свой дух, помня о том, что за свою богатую и непростую жизнь туркмены выработали в себе замечательный характер, запаслись мудростью и вдохновением, питающими духовный мир каждого, кто зовется туркменом. Поэтому я вновь призываю вас:
Всей сутью стремитесь в великую даль,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Навеки оставьте тоску и печаль,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Подавленность, в сущности, тот же недуг,
Берет все вдвойне несгибаемый дух.
Чтоб в сердце стремлений огонь не потух.
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Главу муж не склонит в невзгодной глуши,
Нет места печали в твердыне души,
Прекрасным порывом изъяны круши,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Великим будь, ибо народ твой велик,
Туркменство нам низкими быть не велит,
Аллах духом щедрому благоволит,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!

У отца есть право Бога
Духовной историей туркмен накоплен целый свод жизненных советов и предписаний, одно из которых народ изрек устами великого мудреца Горкут ата туркмена:
Право царя — право Бога.
Право отца — право Бога.
Право матери — право Бога.
Как видим, только троим — Царю, Отцу и Матери предоставил народ высочайшее право Всевышнего. При этом право царя означает обязанности перед ним каждого его подданного, право отца и матери заключается в долге перед ними детей.
Дети обязаны воздать родителям за то, что они подарили им жизнь, за их вседневные заботы и хлопоты, их неизбывную любовь и жертвенность. Если ребенок вырастает в хорошего человека, в этом тоже заслуга его родителей. Он должен быть благодарен им за это, как и за то, что они помогли ему встать на ноги, выйти в люди.
Господь, сотворя человека, сделал ребенка зависимым от родителей до тех пор, пока тот не достигнет зрелости. За свой приход в этот мир человек обязан Всевышнему, а вот родителям он должен быть благодарен за свое становление и формирование.
Однако молодым свойственны неоправданные амбиции: им порой кажется, что их становление произошло само собой, без участия кого бы то ни было. И лишь повзрослев и заведя собственную семью, человек прозревает, начинает понимать, что для него значили мать и отец. «Узнаешь цену кормильцу, когда сам станешь им», «Воспитавшего оценишь, когда сам будешь воспитывать». Так говорили наши предки.
У каждого возраста свои особенности. По-разному, в зависимости от прожитых лет, сын думает об отце:
В пять лет: «Мой папа все знает».
В десять лет: «Папа много знает».
В пятнадцать лет: «И я знаю много, как папа».
В двадцать лет: «Честно говоря, отец ничего не знает».
В тридцать лет: «А все-таки отец кое-что знает».
В сорок лет: «Хорошо бы обсудить этот вопрос с отцом».
В пятьдесят лет: «Отец знает все».
В шестьдесят лет: «Эх, если бы отец был жив, я бы смог посоветоваться с ним. Надо было беречь его, носить на руках».
Так уж мы устроены, что только потеряв, понимаем, чего лишились. Ценить родителей надо всю жизнь, и дети туркмен должны знать это, учиться этому. Они должны понимать, что само появление на этом свете для человека счастье. А вот сделать счастливой свою судьбу зависит от самого человека. Учиться этому надо с детства, и первая заповедь здесь: уважай родителей, ибо с этого чувства начинается счастье, благополучие ребенка, познав которое, он и в дальнейшем будет постигать мир как счастливое пространство, дарованное Господом. Сделать свою жизнь полнокровной, осмысленной не только наше право, но и святая обязанность.
…Всевышний одарил меня счастьем родиться на этой земле, но я рос, лишенный материнской ласки и отцовской заботы. Поэтому я раньше других осознал значение родителей — еще до того, как сам стал отцом. С особой остротой я ощущал свою обездоленность, когда видел, как отцы моих сверстников с любовью гладят своих сыновей по голове. Мне остро не хватало отцовской улыбки, с которой встречали моих друзей их отцы.
Но, оказывается, Господь, посылая испытание, дает и силы преодолеть его. Так и мне, наряду с сиротством, нуждой и одиночеством были ниспосланы душевные силы, чтобы справиться с невзгодами. Моими родителями стали вначале Бог, а потом мой любимый народ. И теперь пройденный мною полный лишений путь, выстраданный жизненный опыт дают мне право и основание учить, подсказывать молодым, что значат в жизни человека родители, Родина.
Мои дорогие дети! Мой маленький туркмен!
Я хочу, чтобы ты знал: жизнь человека проходит в трех цитаделях. Одна из них дается пожизненно, две остальные сменяют друг друга во времени.
Пожизненная крепость — это твоя Родина, ты находишься в ней с рождения и до последнего часа, отпущенного Богом.
Вторая крепость — это дом, в котором ты родился и вырос. В этой крепости живут твои ласковые родители, ты окружен их неусыпной заботой и любовью. Здесь ты впервые заговорил. Здесь достиг зрелости. Отсюда пролег твой путь в самостоятельную жизнь.
Третья крепость — это дом, который ты построил для себя и своей избранницы. Здесь ты должен окончательно раскрыться, здесь должна состояться твоя сознательная жизнь. Эту крепость ты должен постоянно укреплять своими добрыми делами, воздавая благодарность родителям за то, что они воспитали достойного человека. Твои воспитанность, достоинство и порядочность, востребованность, уважение, которое ты заслужил среди людей, станут для твоих родителей самой большой наградой и продлят им жизнь. Выражением твоей благодарности должны стать каждодневная поддержка родителей, забота о них и доброта, уважительное к ним отношение. Любя своих родителей и заботясь о них, ты можешь рассчитывать на такое же отношение к себе своих детей.
Мой юный друг!
Я хочу, чтобы ты запомнил: отец — второе после Бога святое существо в твоей жизни. Мать — твое спасение, отец — опора. Мать формирует твой внутренний мир, отец является твоей внешней крепостью. Испуганный ребенок зовет на помощь мать, растерявшийся взрослый ищет поддержки у отца.
Отец для туркмена — кладезь мудрости, пример для подражания, образец патриотизма, честности, доброты. Туркмены не представляют отца в роли воспитателя, потому что он никогда не поучает, не дает наставлений. Отец на собственном примере показывает ребенку, как надо вести себя, жить, работать. Все, что хочет сказать отец, он выражает взглядом.
… В давние времена отца и сына, незаслуженно обвиненных в воровстве, выводят на площадь для наказания. Царь назначает им по сорок ударов плетью. Стиснув зубы, отец молча терпит боль, хотя вся его спина исполосована в кровь.
Затем палач принимается за сына. При первом же взмахе плети отец вскрикивает, лицо его искажает страдание. Наблюдающий за расплатой царь подзывает старика к себе:
— Ты стойко перенес все сорок ударов, звука не издал, почему же кричишь, когда бьют твоего сына?
— Ваше высочество, те сорок плетей касались только моего тела, удары же, наносимые сыну, попадают в самое сердце, — ответил отец.
И тогда царь сказал:
— Такой человек не может быть вором, отпустите их.
Мои золотые дети!
Вам посчастливилось родиться в счастливое время. Золотой век, о котором мечтали ваши отцы и деды, это ваш век. Будьте достойными его, прислушайтесь к мудрым словам Горкут ата: «Пока есть отец, зарабатывай доброе имя, пока имеешь коня, прокладывай дорогу!». Вам, мои друзья, приближать будущее, нести эстафету предков. А потому каждый из вас должен сказать себе: «Я туркмен, значит, я примерный сын и примерный гражданин, моему отцу никогда не придется краснеть за меня».
Непочтительное отношение к отцу есть неуважение к самому себе, пренебрежение отцом равносильно пренебрежению собой. Все хорошее, что ты делаешь для отца, ты делаешь для себя.
Отец — твой самый мощный аргумент в глазах людей, твой главный свидетель. Потому что оценивать тебя будут, глядя на твоего отца. Ты — его наследник, потому что наследуешь не только состояние, но также его честь и даже бесчестие. Имущество отца может быть поделено, но его авторитет переходит ко всем братьям безраздельно.
Не стыдись своего отца, постарайся сделать так, чтобы о тебе говорили: «Он лучше своего отца», и гордись этим. Стыдись, если не выдержишь сравнения с отцом: «Он не стоит своего отца».

Не забывай, что ты произрос из отцовского семени. Не было бы отца, не было бы и тебя, не посей он, ты бы не вырос. Из небытия на этот свет тебя произвели отец и мать. Отец — твое прежнее «я».
Никогда ни в чем не упрекай своего отца, но его упреки сноси молча.
Я много думаю о взаимоотношениях отца и сына, немало рассуждений на эту тему нахожу в фольклорном, литературном наследии народа. Есть у туркмен поговорка: «Если твой отец пес, питайся собачьей похлебкой!». Сохранилась и такая притча:
…Однажды некий человек разгневал колдуна, и тот проклял его: «Чтоб ты стал скулящей собакой!». И человек превратился в собаку. Его сын привязал собаку возле дома, а когда наступал вечер и народ расходился по домам, купал ее, а потом ел с ней из одной миски. Так прожил он семь лет, живя и питаясь вместе со своей собакой. Видя любовь сына к отцу, не предавшего его даже в собачьем обличье, колдун вернул тому человеческий облик.
— За твои грехи тебе следовало бы до конца дней оставаться собакой, но ты вырастил замечательного сына, и поэтому Господь позволил тебе вновь стать человеком, — сказал волшебник.
И вот еще что я хочу сказать тебе.
Жизнь — бытие, смерть — небытие. Но небытие одно, а бытия три. Смерть — огромное чудовище, поодиночке его невозможно одолеть, только втроем. Ты сам — твое сегодня, твои дети — твое завтра, твой отец — твое вчера. Человечество — это огромная цепь, а ты звено в этой цепи, в чем тоже заслуга твоего отца.
Отцы не умирают, они живут в своих детях.
Страх смерти рождается вместе с человеком. Это чувство исчезает в тот день, когда рождается первый ребенок. Потому что твой ребенок — это твое продолжение.
Повзрослев, я испытал удивительное чувство: временами мне кажется, что я это не я, а мой отец. Я ощущаю не свои, а его руки, хожу не своими, а его ногами, говорю не своим, а его языком. На первый взгляд, это странные, неправдоподобные ощущения, не испытав которые, трудно в них поверить. Но именно в такие минуты я понимаю, что отец воплощается во мне своими жестами, привычками, манерой поведения. Отец оживает во мне! И эта мысль как откровение пронизывает все мое существо чувством неведомого, безграничного восторга…
Наследники отцов!
Стремитесь пробуждать в себе такие чувства, ибо они — признак зрелости человека, познающего неразрывную связь в цепи поколений. Это и будет продолжением жизни отца, его немеркнущим почитанием.
Почитать отца значит почитать свою Родину.
По-настоящему плачет только мать, все остальные притворяются
Мать для туркмена — понятие священное. Мать — это святыня. Только через уважение к ней, к самому слову «мать» проявляет человек свой истинный облик.
У туркмен свое, национальное понятие святости.
Туркмены, чтобы подчеркнуть роль и незаменимость матери, сравнивают ее с отцом. Человек рождается из ребра отца, но сердца матери.
Связывая мать с сердцем, туркмен тем самым очищает священное для него понятие от какого бы то ни было интереса и расчета, ведь сердце — это вместилище чувств, показатель человечности.
У туркмен есть прекрасная поговорка, отражающая понимание ими священного призвания матери: «Ребенок без отца — етим (сирота), без матери — есир (пленник, обездоленный)».
Говоря о сиротстве, туркмены чаще всего подразумевают материальные лишения. А вот обездоленный — это человек, лишенный духовного родства и поддержки, духовно одинокий. Обездоленный страдает не из-за бедности, ему причиняет боль бездуховность, жестокосердие окружающих. Вот почему обездоленный чаще всего тот, кто страдает из-за разлуки с Родиной. Весь мир кажется ему чужим, жестоким, лишенным человечности.
Участь сироты все же терпимее, чем положение обездоленного…
Мне же судьба послала обе эти напасти. Если безотцовство сравнимо с недоеданием, то отсутствие матери не сравнимо ни с чем, ибо ее любви нет ни замены, ни сравнения. Насколько остра эта боль, могут знать только испытавшие ее. Но я, переживший круглое сиротство, могу сказать: отсутствие материнской ласки причиняет нестерпимую боль. Потому что сердечные страдания сокрушительнее телесной боли. Телесные раны со временем затягиваются, но сердечные не рубцуются никогда, они напоминают о себе всю жизнь, до последнего часа.
Материнскую любовь туркмены называют мяхир. Это особое понятие, вбирающее в себя все оттенки чувств, передающих отношения матери и ребенка. Мяхир — это привязанность, трепетность, нежность, влияние невидимых теплых течений, превращающих мать и ребенка в обитателей особого мира, в котором живут и любят только двое.
Первой Родиной человека является его мать. Эта Родина — материнская жалость, в океане которой первые девять месяцев формируется человек.
Вторая его Родина — материнские объятия. В них ребенок обитает первую пору жизни, в них просыпаются его чувства, ощущения, в них он начинает говорить, познавать любовь.
Следующая обитель ребенка — материнские руки. В этой Родине, защищающей и оберегающей его, он пребывает все детство и отрочество. Здесь формируются его самые лучшие черты характера, зарождаются глубинные чувства. Человек, чью голову гладили ласковые материнские руки, вырастает в личность, готовую к служению обществу, Отечеству, Родине.
Любовь, рожденная теплом материнской утробы, нежностью материнских объятий, надежностью материнских рук, — основа основ роста, развития человека, формирования и взросления его организма. Вот почему мы говорим: мать для человека — святыня.
Бог создал нас, он — Созидатель, а мать — Творец!
Все человечество после Адама и Евы зарождалось в утробе матери. Создав Еву, Господь оставил у себя права Создателя, право же Творца разделил с матерью. И уже после этого, создавая человека без отца, без матери, Господь этого сделать не мог. Пример тому — рождение Иисуса Христа. «Без отца он появился в утробе материнской», — писал, преклоняясь перед дерзновением Господним, Махтумкули…
Конечно, Бог — это чудо. При желании он мог бы сотворить Иисуса и без матери. Но Он не сделал этого. Из уважения к матери и преклонения перед нею. Он людям дал урок. Он обязал их относиться к матери как к святыне. Отсюда и у туркмен это отношение: если уж сам Господь Бог, Творец всего сущего на земле, отнесся к матери с такой любовью, то и человек должен последовать его примеру.
Если есть слово, обладающее магической силой, то это слово — мать. Туркмены изначально вложили в него всю волшебную силу, исходящую от силы Господней.
Даже слабый умом человек знает: на свете нет большей святыни, чем мать. О матери сложены сотни, тысячи легенд.
…В давние времена жила влюбленная пара. Девушка, чтобы проверить силу любви юноши, велит ему:
— Если ты и впрямь любишь меня, пойди, вырви из груди матери сердце и принеси его мне.
Потерявший от любви голову юноша так и поступает: вырвав из груди матери сердце, он стремглав бежит к возлюбленной, но, споткнувшись о камень, падает. И тогда трепещущее в его руках материнское сердце воскликнуло:
— Дитя мое, не сильно ли ты ушибся?!
Веками чтут люди эту притчу как ни с чем не сравнимый символ материнской жертвенности. Мать остается матерью всегда! Она жалостлива и живет любовью к своему чаду. Мать умирает и воскресает с рождением каждого ребенка.
Как-то мне рассказали такую историю. Во время родов умирает мать. Врачи предпринимают все, чтобы спасти ребенка. С трудом им удается запустить его сердце, младенец пронзительно кричит. И происходит чудо: от крика собственного ребенка мать возвращается к жизни…
Я не очень-то доверчивый человек и уж совсем не религиозный фанатик, но в эту историю мне почему-то хочется верить…
Врачи-акушеры свидетельствуют: некоторых рожениц не удается спасти, но прежде чем умереть, молодая мать, собрав последние силы, вымолвит: «Пусть я умру, но спасите, выходите моего ребенка». И только потом испускает дух.
… Энвери — великий туркменский поэт эпохи Сельджуков как-то, будучи в приподнятом настроении, повстречал кудесника. Тот и говорит ему:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31