А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Это государство я передаю тебе, а тебя самого вручаю Господу. В любом деле превыше всего ставь справедливость».
Под названием Османской империи государство, основанное отцом Эртогрулом газы и сыном Осман беком, свыше 600 лет господствовало на трети земли.
Государство туркмен Гарагоюнлы
В 1380 году в окрестностях Эрзурума, Эрджиша и Мосула возникло государство туркмен Гарагоюнлы. Его основателями стали потомки внуков Огуз хана Юва, Языра, Дюкера и Овшара. Они состояли из племен баранлы, духарлы, садлы, гараманлы, хажылы, боздоган.
До 1380 года во главе этих туркмен стоял предводитель Байрам Ходжа, после смерти которого его сын Гара Маммет начинает укрупнять государство. В 1388 году он захватывает Тевриз и делает его столицей государства. Границы Гарагоюнлы значительно расширяются при правлении Гара Юсуба. В 1409 году он захватывает Мардин и разрушает государство Артыклы, затем, в 1410 году, захватывает Эрзинджан, в 1415-м — Солтанию в Азербайджане, покоряет Багдад и создает, таким образом, огромное государство.
Своей высшей мощи это государство достигает при правлении Джаханша, который приходит к власти в 1436 году и становится правителем Багдада, Солтании, Казвина, Парса, Исфагана и Кермана.
Распад государства Гарагоюнлы начинается с 1467 года из-за столкновений с туркменами Акгоюнлы. Их предводитель Узын Хасан несколько раз идет войной на Гарагоюнлы, в одном из этих боев был схвачен и убит правитель Джаханша.
Государство Гарагоюнлы широко распространяло традиции, обычаи и язык туркмен в Восточной Анатолии и Азербайджане.
Государство туркмен Кутубша
Это государство было основано в Индии туркменами Гарагоюнлы. Основал его в 1512 году Солтангулы Туркмен.
Так и не оправившись после гибели Джаханша, государство Гарагоюнлы распадается окончательно, и большая часть его людей под предводительством эмира Аллагулы удаляются в Хорасан и Индию. В Индию направляется и Солтангулы Туркмен — сын Овезгулы Пира, чья родственная нить восходит к основателю государства Кутуб шаларов Байраму Ходжа. Его родичи — туркмены просят вначале подданства у государства Бахманы в Деккане, что в Южной Индии. Там Солтангулы Туркмен проходит выучку у правителя Махмута ша. С крахом государства Бахманы туркмены Гарагоюнлы под предводительством Солтангулы Туркмена провозглашают в Индии самостоятельное государство.
Государство туркмен Кутубша становится сильнейшим в регионе, а его предводитель Солтангулы — самым прославленным султаном Голконды. Это государство действует самостоятельно до 1687 года.
Потомки Гарагоюнлы прославились тем, что были приняты в Индии, что именно там видному поэту и государственному деятелю Байрам хану Туркмену было присвоено звание «хан ханов».
Государство туркмен Акгоюнлы
Туркмены Акгоюнлы — потомки внука Огуз хана Байындыра. Опираясь на огузские племена дюкер, байят и чепни, они набирают силу и в 1340-м году образуют общность во главе с сердаром Тур Алы беком.
В 1350-м году, после падения государства Илханлы, туркмены Акгоюнлы в анатолийском Диярбекире и его окрестностях начинают закладывать свое государство.
Во времена Тур Алы бека туркмены нападают на султанат Трабзон Рум. Чтобы предотвратить эти набеги, султан Трабзона отдает свою дочь за Ахмеда — сына бека Акгоюнлы Гутлы бека. В годы правления Ахмеда туркмены Акгоюнлы несколько раз схватываются с туркменами Гарагоюнлы. Однажды Ахмед беку удается вырваться из рук Гарагоюнлы при помощи правителя Сиваса Казы Бурханеддина.
Но подлинный авторитет приносит Акгоюнлы брат Ахмед бека Гара Йюлюк Осман бек, политика которого была направлена на достижение полного суверенитета, освобождение от османской зависимости. В 1389 году он отбирает у Казы Бурханеддина Сивас, затем договаривается с египетским мамлюкским султаном Беркуком, значительно позже принимает покровительство хромого Теймира. Таким образом, начиная с 1403-го года, он становится официальным правителем Диярбекира — Малатыйи, закрепив за собой титул подлинного основателя государства Акгоюнлы.
Известным правителем государства Акгоюнлы становится и внук Гара Осман бека Узын Хасан. В 1453 году он возвращает аннексированный Диярбекир, а в 1457 году вынуждает правителя Гарагоюнлы Джаханша признать свое поражение. Впоследствии Акгоюнлы присоединили к себе земли Хорасана, Багдада, Шираза, Исфагана. Но, начиная с 1473 года, Акгоюнлы терпят одно поражение за другим. В сражении Отлукбили они проигрывают османскому правителю Фатых солтан Маммету, а позже терпят окончательное поражение от царя Исмаила, который, собрав туркмен из Восточной Анатолии и Азербайджана, строит на месте разгромленного им государства туркмен Акгоюнлы государство туркмен Сефеви.
Акгоюнлы строго соблюдали туркменские традиции. На флаге своего государства правитель Узын Хасан использовал в качестве государственного символа старинное тавро племени Байындыров.
Сефевидское туркменское государство
После падения государства Акгоюнлы в начале XVI века в Иране появилось еще одно туркменское владычество. Это были туркмены, вышедшие из государств Гарагоюнлы и Акгоюнлы и переселившиеся из Анатолии в Иран. Начало этой миграции положила отшельническая религиозная секта Сефеви. Из-за раскола, произошедшего в ней между туркменами Акгоюнлы и Гарагоюнлы, последние удаляются в Иран, за ними под влиянием секты последовали многие другие туркмены. Они и заложили в 1502 году Сефевидское туркменское государство. Мать его основателя царя Исмаила была дочерью одного из правителей государства Акгоюнлы.
Впоследствии границы этого государства туркмен расширились до необычайных размеров, в него входили территории Ирана, Восточного Хорасана, Ирака, Грузии, Азербайджана, Дагестана, Туркменистана, побережье Восточной Аравии, отдельные части Восточной Анатолии.
Наивысшей мощи Сефевидское государство достигло при царе Аббасе, этот расцвет длился до самой его смерти в 1628 году.
Это государство также называлось Ирано-Туркменским, Ирано-Тюркским. И хотя Сефеви были приверженцы персидской культуры, они сохранили свой туркменизм.
Правление туркмен овшаров
В 1736 году во главе Иранского государства встал Недиршах, до этого предводитель в государстве туркмен Сефеви. Родом он был из туркмен-овшаров, потомков внука Огуз хана Овшара. На престол в Иране он заступил, изгнав из страны афганских завоевателей. Приход к власти Недиршаха сослужил Ирану огромную пользу. Он с боями вернул земли, захваченные Османской империей. Победив Бабура, дошел до самого Дели и вошел в него.
После смерти Недиршаха в 1747 году занявший его место Адыл шах не сумел продлить правление овшаров. В 1750 году это владычество начало распадаться.
Правление туркмен гаджаров
В свое время из Анатолии в Иран в качестве оплаты долга сефевиту Шых Алы отправились семь туркмено-огузских племен. В исторических источниках они перечислены в следующем порядке: устачлы, шамлы, текели, бахарлы, дулкадыр, овшар и гаджар. Именно последние, гаджары, мигрировали из Азербайджана в сторону Астрабада, Мерва, Хорасана и даже дошли до Казвина и Исфагана.
В 1779 году свое правление в Иране провозгласил Агамухаммет хан, выходец из племени гаджар. Он и стал основателем этого владычества. Гаджары правили в Иране вплоть до 1925 года.
Независимый нейтральный Туркменистан
Тернистым путем, длиною в столетия шел туркменский народ к своей свободе, имея за плечами уникальный опыт государственности. Но именно этот опыт позволил туркменам сохраниться как нации. Именно он побудил их мобилизоваться, собрать все имеющееся у него в запасе, может быть, последние силы, чтобы отстоять у истории свое священное право на самостоятельность. И этот великий шанс достался нам с вами, мои дорогие соотечественники!
Сегодня мы, приняв эстафету у предков, возводим свое новое государство, сила которого — в этой преемственности. Наше государство, к которому мы так долго шли, по сути своей есть носитель и продолжатель исторической традиции туркмен жить и собираться в одном доме. Воздав должное всем предыдущим государственным образованиям, возродив их исторические названия, оно оживило сам дух витавшей над нами истории, воскресило дух нашего великого предка Огуз хана.
Факт возникновения нового государства туркмен не только не случаен, он обусловлен всем ходом их истории, берущей начало в глубокой древности и устремленной в будущее. Эта взаимосвязь породила новое качественное содержание туркменской государственности, выявив ее три основных отличительных признака: национальную независимость, постоянный нейтралитет и Рухнама. Об этих незыблемых столпах независимого нейтрального Туркменистана я и хочу поговорить с тобой, мой читатель.
* * *
Государство — понятие, ценность мысли; Родина — чувство, ценность души…
27 октября 1991 год туркмены, поверив Родине, Сердару и самим себе, основали свое новое государство. Свобода и национальный дух слились воедино, народ обрел непоколебимость, веру в справедливость, преданность Родине. Но главное достижение независимости — сплоченность и единение нации, всех ее двадцати четырех корней и ветвей, берущих начало в родословной Огуз хана. Наш флаг и государственные символы, унаследованные нами у предков, — красноречивое свидетельство преемственности пяти эпох истории туркмен, во все времена превыше всего ценивших свою родную землю и свою свободу.
…Перед моим мысленным взором, словно на ладони, предстает широко раскинувшийся Туркменистан. Он похож на могучего быка, упирающегося рогами в Хазарское море… Это огромный мир, раскинувшийся от полуострова Хазар до покрытых фисташковыми рощами гор Серхетабата, от плодородных земель Ходжамбаса до Дашогузского Айбовура! На моем рабочем столе — золотая статуэтка тельца из раскопок Алтындепе, ее возраст почти шесть тысяч лет. А по мою правую руку, неподалеку от президентского Дворца огромный желтый бык держит на своих рогах Земной шар…
И вновь передо мной оживает образ Огуз хана… Его государство еще только набирает силу, то и дело досаждают неприятели… Направив гонца, они требуют отдать лучшего коня.
— Враг придирается, ищет повода для войны. Будем воевать, но коня не отдадим! Потому что конь для нас родня! — в один голос заявляют предводители Огуз хана. Но он отвечает:
— Если можно обойтись малыми жертвами, не допустим больших! Если мы потерпим поражение, враг завладеет всеми нашими конями! Так что лучше отдать одного.
Но враг выдвигает новое условие — отдать первую красавицу. Полководцы опять предлагают воевать, но мудрый Огуз хан вновь возражает:
— Будет война, в ней погибнут наши лучшие парни, а если враг победит, то его заложницами станут все наши красавицы! Если можно обойтись малой кровью, не будем испытывать судьбу.
Но враг несговорчив, и на этот раз он требует отдать ему землю. Поняв, что войны не избежать, Огуз хан, успевший подготовиться к ней, восклицает:
— Головы сложим, но землю не отдадим!
Ни один историк не сможет точно установить, сколько войн пережила туркменская земля, но каждый из нас знает абсолютно точно: за свободу своей земли туркмены вставали грудью, каждая ее пядь полита кровью отцов и слезами матерей. Каждая пядь этой земли освящена вдохновением и любовью предков. Тысячи поэтов воспели ее нетленную красоту.
Туркмены, не страшившиеся меча и кистеня, ни перед кем не опускавшие головы, поклонялись лишь этой земле, целовали ее, опустившись на колени. Поклонись и ты, туркмен, своей священной земле, над которой вновь веет флаг священной независимости!
Наша земля — пока еще не раскрытая книга человечества… Нам ли не гордиться этой землей, каждый пласт которой хранит тайны многих цивилизаций! А какие богатства таит она в себе! Нам ли не гордиться тем, что по запасам природных ресурсов Туркменистан приравнен к богатейшим государствам мира, что нашей стране принадлежит 30 процентов мировых запасов нефти и газа!
В мире нет такого второго государства, которое могло бы соперничать по вкусу и ценности с плодами нашей земли — родины ак бугдая!
Господь сотворил Адама человеком зрелого возраста — ему было 28 лет. Точно так же и Туркменистан с самого начала был зрелым государством. В этом коренная особенность нашей сегодняшней независимости, унаследовавшей наряду с государственной зрелостью и национальным самосознанием стремление народа к свободе выбора.
Путь, по которому идет наше государство, мы назвали туркменским путем. Это наш новый путь естественного развития. Мы ни от кого не скрывали, что намерены идти своим путем, не подражая ни одной стране, ни одному народу. Ни один человек не повторяет чужого пути, никакой народ не повторяет путь другого.
Мировая история накопила богатый опыт государственного строительства, управления государства. Существует целый ряд систем управления государством — от монархической до республиканской.
Мы изучили все формы правления в контексте их применимости у нас, и выгодные, полезные для нас принципы использовали в своей практике, совместив их с теми принципами, что довели до совершенства в своей государствообразующей деятельности наши предки.
Мы строим государство, ориентированное на достижение нового уровня зрелости, того, что мы называем золотым состоянием общества. А потому интересы туркменского государства полностью совпадают с интересами народа. Этим интересам подчинена и наша экономика, в которой мы тоже сказали свое слово, высказали свои соображения, способные вызвать интерес и у высокоразвитых стран.
Строительство государства продолжается. Золотой век станет показательным уровнем зрелости нашего государственного строя. И в этом главная характеристика нашей национальной независимости, призванной обеспечить пути и средства достижения этой великой цели.
Еще пять тысяч лет тому назад наш прародитель Огуз хан молился о чистом небе, отождествляя его с мирным небом. Мы узаконили этот символ в нашем независимом государстве, считая, что своей политикой можем и обязаны влиять на стабилизацию обстановки не только в регионе, но и во всем мире.
Мы исходим из того, что, только добившись мира внутри собственной страны, можно множить очаги согласия во всем мире. Наш народ всегда знал, что мирные отношения начинаются с добрососедства, с традиции «гоншы окара», имеющей очень глубокие корни. Это традиция угощать соседа самым вкусным блюдом. Мы расширили рамки своих добрых традиций: в экономике — за счет политики открытых дверей, в политике — благодаря позитивному нейтралитету.
Выступая на юбилейной сессии Организации Объединенных Наций по случаю ее 50-летия, я поднял вопрос о статусе постоянного нейтралитета для Туркменистана, подчеркнув при этом, что туркмены вправе говорить о своей причастности к культуре тех регионов, по которым прошли их предки.
Наши исторические дороги заводили нас в Аравию, на Кавказ, в Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан, Афганистан, они пролегали через Китай, Россию, Индию, Пакистан. В разные времена туркмены могли наладить прямые связи с любой страной. Однако в недавние годы это стало совершенно невозможно. Сегодня мы заново пересмотрели исторические отношения нашего народа с другими странами, возобновив с ними сотрудничество на новом уровне.
Народы этих стран не сегодня узнали туркмен, их миролюбивый характер. Все они знают нас по истории, ведь мы тесно общались еще в далекие времена. Не случайно, что наш нейтральный статус в первую очередь поддержали наши соседи, государства региона, а затем уже и весь мир.
Мы исповедуем принцип: чтобы показать себя миру, заставить его нас уважать, надо, в первую очередь, навести порядок в собственном доме и научиться распоряжаться благополучием в нем. Мы сочли жизненно важным для себя открыть двери Туркменистана всем желающим, а каждому прибывающему в него согреть душу, найти в ней отклик.
Вначале государства-соседи, а затем и весь остальной мир поддержали нас. 12 декабря 1995 года при единодушной поддержке 185 государств Генеральная Ассамблея ООН присвоила Туркменистану статус постоянного нейтралитета. Таким образом, впервые в мире было официально зарегистрировано нейтральное государство, и первым таким государством, признанным ООН, стал Туркменистан. Оливковая ветвь Флага Организации Объединенных Наций как символ мира помещена и на зеленом полотнище нашего Государственного Флага.
* * *
Двери нашего нейтрального государства открыты для внешнего мира. Однако перед нашими духовными воротами обязательно должны стоять мудрые привратники, ибо слепое следование всяким мнениям и понятиям способно подорвать духовное здоровье нации. Наши ценности должны быть адаптированы к особенностям жизни и менталитета народа, ибо нация это прежде всего общность духа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31