А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Тренеру, хорошо знающему свою команду, не составляет труда отобрать таких специалистов. Они должны быстро бегать на коньках, в совершенстве владеть приемами отбора шайбы и силовой борьбы, да к тому же быть достаточно агрессивными и решительными, чтобы не выпускать шайбу с половины поля команды противника и разрушать любую наступательную комбинацию в самом зародыше. Можно не сомневаться, что сразу же после вбрасывания вслед за удалением соперники попытаются усилить давление на ворота оштрафованной команды, стремясь использовать численное большинство.
Можно сделать несколько рекомендаций относительно оборонительной тактики при игре в меньшем составе, когда противник устремляется к вашим воротам, развивая атаку с лишним игроком, – рекомендаций в дополнение к тем непреложным требованиям о ведении упорного единоборства на половине поля противника, чтобы наступательная комбинация не смогла быть завязана. Прежде всего последнее относится к хоккеистам, играющим на краях. Целесообразно, чтобы они вынуждали игроков команды противника вести шайбу как можно ближе к центру площадки. Это избавит ваших защитников от необходимости рассредоточиваться по полю. Действуя как единое целое, они обычно могут рассчитывать на больший успех, пытаясь остановить развитие атаки и отбросить шайбу.
Играющая в полном составе команда знает, что лучше всего вводить шайбу в зону взятия ворот вдоль борта. Именно здесь крайние нападающие атакующей команды и будут пробовать вести шайбу, оставляя центр свободным. Плотно опекая своих подопечных, крайние нападающие обороняющейся команды могут вынудить их сместиться в центр поля или отпасовать шайбу своему центральному нападающему. Тренер, команда которого играет в численном меньшинстве, даст установку своим игрокам выбрасывать шайбу за пределы своей половины поля. Если есть возможность беспрепятственно оторваться от игрока противника, то, естественно, лучше всего шайбу подержать, но при игре в численном меньшинстве такие возможности – вещь маловероятная.
И уж совсем кошмарное дело – вести борьбу без двух удаленных полевых игроков. Не позавидуешь тренеру, которому приходится решать, кого отрядить в оставшуюся тройку. Такое решение становится особенно ответственным, если оно принимается, когда игра на исходе. Для тех трех, кого выпускают на лед в помощь вратарю, важен опыт борьбы в подобных ситуациях, но еще важнее для них хорошая физическая форма. Тренер должен сам решать, кто из его опытных игроков достаточно свеж, чтобы отражать массированные атаки, которые попытается организовать противник. Вполне возможно, что к этому времени опытные игроки окажутся чрезвычайно уставшими. Так что при возникновении подобной аварийной ситуации подчас целесообразнее выпустить на поле молодого, рвущегося в бой, хотя и менее опытного игрока, который до конца выложится за те несколько минут, что ему доверят быть на льду. Однако в любом случае можно только посочувствовать тренеру, которому выпала такая незавидная доля.
Когда приходится вести борьбу тремя полевыми игроками против команды, играющей в полном составе и стремящейся использовать численное преимущество, вся надежда тренера на вратаря. И в такие моменты вратарю бывает очень жарко.
Играя в численном меньшинстве – втроем, хоккеисты должны все время помнить, что у них только одна-единственная задача – не дать шайбе оказаться в зоне взятия ворот, откуда нападающая команда может произвести опасный прицельный бросок. Обороняющимся теперь не до ведения единоборства с соперниками на их половине поля, не до встречи их у красной линии. Об этом им на время надо забыть. Рассредоточившись перед зоной взятия ворот, обороняющиеся должны ожидать появления атакующих соперников, а когда те вкатятся в зону, без устали прессинговать, прессинговать и прессинговать. В такой ситуации можно пользоваться силовыми приемами, если, конечно, обороняющийся игрок уверен, что при промахе он не потеряет равновесия. И тем не менее осторожный, умный хоккеист ограничится приемами отбора шайбы клюшкой, думая главным образом о том, как ему завладеть шайбой. Как только шайба попадет на крюк его клюшки, он должен тут же выбросить ее из зоны перед воротами (но не на клюшку соперника!).
Если обороняющиеся игроки будут четко выполнять свои обязанности, да к тому же если им крупно повезет, они могут рассчитывать на то, что им удастся не дать игроку с шайбой войти в зону взятия ворот. И все же полностью помешать игрокам атакующей команды обстреливать ворота нельзя. Тренеру остается только уповать на то, что его игроки сумеют удержать соперников на достаточном расстоянии от ворот так, чтобы их броски шли или под углом, или с дальней дистанции, не представляя, таким образом, серьезной опасности для вратаря. В какой-то момент игры кто-то из обороняющихся все-таки прижмет шайбу к борту или пробросит ее через все зоны, что вызовет остановку игры. Тренеру обороняющейся команды нужно обязательно пользоваться этим обстоятельством и менять игроков перед каждым вбрасыванием. Если он этого делать не будет, то он сам, что называется, собственными руками, будет мостить для противника дорогу к собственным воротам. Как бы ни выглядела игра с высоты трибун для зрителей, те мгновения, которые хоккеист проводит на льду, отстаивая свои ворота от численно превосходящего противника, оказываются самыми длинными и трудными в его жизни. Уж я-то это знаю, можете мне поверить!
Коль скоро мы говорим с тренерами о тактике игры в численном меньшинстве, стоит здесь же сказать несколько слов о хоккейных штрафах вообще.
К сожалению, некоторых тренеров, кажется, мало заботит то обстоятельство, что их воспитанники придерживаются такой манеры игры, которая нередко оборачивается для них бесконечным пребыванием на скамье для оштрафованных, то есть манеры игры грубоватой, излишне агрессивной, при которой обороняющийся не по правилам врезается в ведущего шайбу соперника. Наоборот, другие тренеры предпочитают ставить во главу угла умение пасовать, быстрый бег на коньках и хорошо продуманную комбинационную игру. Такие тренеры, по-видимому, считают, что следует избегать штрафов, которые могут только мешать команде поражать ворота противника. Существование этих явно исключающих друг друга точек зрения особенно прослеживается в низших лигах. В Национальной хоккейной лиге умудренные опытом тренеры профессионального хоккея понимают необходимость более гибкой линии, сочетания в команде игроков разного плана – и таких, которые с легкостью «зарабатывают» наказания, умея, правда, и сражаться на льду в численном меньшинстве, и таких, которые отличаются быстрой, резкой и в то же время чистой игрой, не выходящей за рамки правил.
Изучение имеющихся в команде хоккеистов и должно помочь тренеру решить, какую манеру игры он будет от них требовать. Будучи горячими поклонниками бесшабашного хоккея, в который, как им кажется, они играли еще мальчишками, многие тренеры низших лиг, располагающие быстрыми, подвижными командами, проповедуют жесткий хоккей, где силовая игра преобладает над пасом. В результате в конце игрового сезона такие команды замыкают турнирную таблицу. Некоторые команды низших лиг, располагающие сильными, не по возрасту рослыми хоккеистами, пытаются играть в быстрый комбинационный хоккей, а их руководители не перестают недоумевать, почему из этого ничего не получается.
Когда тренер решается на то, чтобы его команда играла в жесткой, грубой манере, он не может не учитывать, что такая игра чревата большим числом удалений, в штрафы, как он должен понимать, могут стоить ему немало очков. Поэтому, независимо от игровой манеры команды, хоккеистов нужно учить вести борьбу на поле так, чтобы избегать нарушений правил.
Всем известно, что большинство наказаний приходится на долю игроков, ведущих оборонительные действия. Если вдуматься в этот факт, то поневоле приходишь к выводу, что почти все нарушения, и в особенности задержки, блокировки и подножки, проистекают оттого, что хоккеисты не знают, как в рамках правил вести в обороне единоборство с наступающими соперниками. К примеру, если хоккеист, пользующийся правым хватом клюшки, не научился выполнять приемы отбора шайбы клюшкой с левой руки, то ему проще всего подцепить игрока, ведущего шайбу, клюшкой за ноги и уповать на то, что судья этого не заметит. Отсюда вывод: чем более* искусными будут игроки в выполнении тяжелых оборонительных обязанностей, тем реже они будут подвергаться наказанию.
Есть и другая причина обилия «штрафников» в низших лигах: хотите верьте, хотите нет, но мало кто из хоккеистов изучил правила игры. Я охотно соглашусь, что свод хоккейных правил может меньше увлечь двенадцатилетнего парня, чем знаменитые комиксы, но по крайней мере правила отбора шайбы ему нужно объяснить. Однажды рано утром, проходя мимо катка, я остановился, чтобы понаблюдать за тренировочной двусторонней игрой одной из команд низшей лиги, и первое, что я увидел, был совершенно великолепный силовой прием, примененный защитником по отношению к нападающему соперников, который всего-навсего катился вдоль борта, ожидая передачу с противоположного фланга. Тренер свистком остановил игру, подъехал к защитнику и сказал ему, что так играть нельзя, что это запрещенный прием – блокировка игрока, не владеющего шайбой. «Да? – недоумевал мальчуган. – А когда же разрешаются силовые приемы?» Парень не знал правил, и никто, видимо, ничего ему о них не говорил. И я тогда подумал: «А сколько же других пунктов правил ему неведомо?!»
В то утро я простоял у катка еще с полчаса и увидел другие, в не меньшей степени поразившие меня, вещи. Тренер как будто бы даже не замечал положений «вне игры», нападения на игроков противника и даже ударов клюшкой по рукам. Совершенно очевидно, что если оставлять все это без внимания на тренировке, то ребята будут делать то же самое и на соревнованиях. И я подумал, что такая команда будет, пожалуй, проводить все игры в численном меньшинстве – вчетвером, а то и втроем.
Хотя в данном случае и легко критиковать тренера низшей лиги, я вполне понимаю некоторые трудности, которые ему приходится испытывать. Ребята собираются в неудобное время, сами оплачивают аренду льда, и им, конечно, хочется играть. Если бы тренер слишком скрупулезно придерживался правил, игру все время пришлось бы останавливать, а это значит, что пыл у ребят охладел бы, и тогда – пиши пропало. И все-таки тренер мог бы руководить игрой, применяя что-то вроде полумер, не останавливая игру из-за менее очевидных положений «вне игры» и оставляя безнаказанными некоторые случаи блокировки при борьбе за шайбу в непосредственной близости от ворот или же дав установку играть первую половину двусторонней тренировки строго по правилам и разрешив более или менее свободную борьбу во второй половине.
Несмотря на то что я преисполнен глубочайшего уважения к хоккейным судьям, я, смею надеяться, никогда не забывал, что они тоже люди. Мне кажется, от судей зависит – быть игре стремительной и увлекательной или же вялой и скучной. Бесспорно, судьи обязаны держать игру в рамках установленных правил, и тем не менее многие все-таки разрешают незначительные нарушения, чтобы не снижать темпа игры, и хоккеисты, естественно, стараются этим воспользоваться. Когда игра перерастает в излишне резкую, судьи становятся строже. Они знают, что хоккеисты, пытаясь забить гол, который может решить судьбу матча, находятся в крайней степени напряжения и возбуждения. В такой момент каждое нарушение правил может вызвать потасовку с применением клюшек, а в результате – неизлечимые травмы. Так что судьи, пытаясь удерживать игру в рамках дозволенного, начинают строго наказывать любое проявление грубости. И, надо сказать, это им обычно удается. Хоккеисты обязаны усвоить, что они должны играть особенно аккуратно, когда поединок подходит к концу, а счет ничейный или одна из команд ведет с преимуществом в одну или две шайбы.
Тренер команды низшей лиги может намного сократить число удалений в своей команде, если научит своих воспитанников не распускать язык на поле. Человеку, жертвующему своим временем, чтобы в качестве судьи провести встречу между командами мальчишек, не хочется выслушивать дерзости на поле. За длинный язык с поля можно вылететь, пожалуй, быстрее, чем за грубую остановку соперника клюшкой или же за удар его ручкой клюшки.
В соревнованиях команд высшей лиги случается, что при остановке игры с полдюжины хоккеистов вступают в дискуссию (если это слово здесь уместно вообще) с судьями. Обычно игроки соперничающих команд замахиваются друг на друга кулаками и клюшками, и возникает опасность, что ледяное поле в любой момент может превратиться в арену сражения. Рассказывают, что однажды во время встречи «Монреаль Канадиенз» и «Торонто Мэйпл Лифс» на поле произошла подобная кутерьма и игрок из Торонто Карл Бревер подскочил с налитыми кровью глазами к Морису Ришару из Монреаля. Бревер размахивал кулаками и клюшкой, и сидевшим на трибунах казалось, что вот-вот разразится «драка века». Но ничего не произошло. После игры спортивный репортер полюбопытствовал у Бревера, что же он в тот момент говорил Ришару. «А я просто спросил, как поживают его жена и дети», – ответил Бревер. Когда Карл Бревер покинул ряды профессиональных хоккеистов, Национальная хоккейная лига потеряла не только одну из своих ярких звезд, но и незаурядного острослова.
Хоккейные штрафы – это такая вещь, дозировку которой тренер при желании может менять, в зависимости от того, что он считает для своей команды нормой. Хотя я понимаю, что мое желание вряд ли может осуществиться, но хотелось бы мне однажды увидеть поединок между быстрой, играющей в комбинационном стиле командой, настроенной на соревнование без единого удаления, и грубой, жестокой командой, играющей так, как будто правил в хоккее никогда и не существовало. Не могу сказать с полной уверенностью, но полагаю, что я поставил бы на команду, исповедующую быструю и чистую игру. Команда же, игнорирующая свод хоккейных правил, будет со скамьи штрафованных наблюдать за своим собственным разгромом.
Хоккей, если в него играть правильно, – это такая игра, в которой оборона заслуживает такого же внимания, как и атака, а нападающие должны придавать обороне не меньшее значение, чем развитию атаки. Хотя на долю защитников не приходятся рекорды по части забивания шайб, без хороших защитников, преданных хоккею и своему «оборонческому делу», на котором лавров не заработаешь, команда никогда не станет слаженным механизмом, каким она должна быть.
Глава VI. Взятие ворот
Никто еще не смог убедительно доказать, где и когда возник хоккей с шайбой. Специалисты спорта утверждают, что он ведет свое начало от хоккея на траве, в который играют мячом и клюшкой с округлым крюком. А археологи откопали доказательства о том, что персы играли в подобную игру несколько тысяч лет назад. В северных странах Европы культивируют некую разновидность хоккея на коньках – хоккей с мячом, или хоккей-бенди. Правила игры похожи на правила европейского футбола.
Насколько мне удалось установить, первая хоккейная игра в Канаде состоялась в 1855 году на льду залива близ Кингстона (провинция Онтарио), неподалеку от места моего рождения. Встречались две британские армейские команды, и игра велась резиновым мячом. Позже, в 1885 году, опять-таки в Кингстоне состоялась встреча между студентами университета и слушателями военного училища, но на этот раз игра велась плоской чуркой, выпиленной из мяча, каким пользуются в американском травяном хоккее. Так родилась шайба, оригинал которой выставлен для всеобщего обозрения в спортивном зале университета.
Шайба, которой играют команды профессионалов, изготовляется из вулканизированной резины. Диаметр шайбы – 7,62 сантиметра, толщина – 2,54 сантиметра. Весит она – 156–170 граммов.
На внешний вид в шайбе ничего привлекательного нет, но если сложить всю энергию, затраченную на попытки загнать ее в ворота, то этой энергии окажется достаточно, чтобы вывести несколько ракет в космический полет. Хотя многие хоккеисты могут бросать шайбу со скоростью более полутораста километров в час, их способность поражать ворота складывается из правильных навыков, приобрести которые можно только в ходе тренировок и в результате игрового опыта. Все предельно просто: чтобы забивать голы, нужно всего-навсего правильно бросать по воротам с правильно выбранного на льду места.
Проведенный несколько лет назад анализ фактического материала о забитых голах дает игрокам и тренерам богатую пищу для размышления. Как показывает анализ, в среднем игроки реализуют лишь одну из десяти попыток поразить ворота.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29