А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Оп Овен думал об этом, возвращаясь к массе административных дел, ожидающих его. Какая жалость, что цитата могла бы быть гораздо более применимым аргументом со стороны талантов. Ему пришло в голову, что многое в "Очерке о человеке" было бы здесь к месту.
В памяти легко всплывали другие подходящие строки. Не многое из того, что Дэфид оп Овен когда-то видел, могло исчезнуть из его памяти… это было и благом, и помехой одновременно.
Знающий слишком много, как считали скептики,
Слишком слабый, чтобы им могли гордиться стоики,
Он жил в равновесии, полный сомнений:
Действовать или отдыхать,
Полагаться на Бога или Антихриста,
Предпочесть дух или тело,
Родиться или умереть, рассуждать или ошибаться…
"Достаточно!" - самоанализ побудил оп Овена к действию. Он поставил ближайшую ленту и включил воспроизведение. Это оказалась просьба семьи Хорват разрешить им иметь детей. Если бы оп Овен был суеверным, он посчитал бы это хорошим знаком: добрым предзнаменованием для работы, к которой приступал он и его знакомые директора во всем мире. Потомство усиливает и развивает характерные черты сильных генетических талантов, и получается не самая лучшая всезнающая раса, не всемогущие суперлюди, которых боялся Цойсман, но люди тренированные, которые учатся с детства пользоваться своим талантом на благо людей. И при такой работе заставляют мир признать сокровища, которые можно обнаружить в неиспользуемой нетронутой части человеческого мозга.

***

Пылающее разрушительное предвидение охватило Лайоса Хорвата в тот момент, когда закончилась фаза быстрого сна и его подсознание просыпалось.
Стон страдания мгновенно разбудил жену. Натренированным движением Рут включила магнитофон и натянула на голову мужа сеть электродов энцефаллографа, квалифицированно прижимая металлические диски к тем местам на голове, откуда периодически удалялись волосы.
Напрягая глаза, чтобы видеть записи в предрассветном полумраке комнаты, Рут наблюдала рисунок кривых. Центр уже принимал его предвидение для установления подлинности. Процесс предвидения длился едва ли одиннадцать секунд, потом запись показала спокойные волны. Рут снова легла, подчиняясь дисциплине, чтобы расслабиться и чтобы ее поспешная опрометчивая реакция не повлияла на Лайоса. К тому времени, когда он встанет, она должна достаточно успокоиться, чтобы распросить и выслушать его.
Она быстро достигла нужного безмятежного состояния, подавив волнение от удовлетворения успехом. Ее больше не беспокоили вспышки зависти от того, что Лайос действительно обладает талантом, в то время, как ее талант оказался настолько туманным, что его нельзя было идентифицировать. Теперь для нее было достаточно знать, что благодаря ее чуткости и умению сопереживать, благодаря ее женственности его талант развивался лучше. Она нужна Лайосу, как буфер, как источник утешения, помогает сглаживать острые углы его таланта. Даже самые сильные личности могли погибнуть от комплекса Кассандры, который разрушал психику неосмотрительного предсказателя. "Почему происходит так, - спокойно размышляла Рут, - что трагедия выходит из тумана будущего таким плохим путем: словно падающий человек машинально хватается за что попало, чтобы восстановить равновесие и предотвратить падение?"
Снова самописец помчался по бумаге, легкий свист был едва слышен в тишине комнаты. Рут посмотрела, чтобы убедиться, что данные передаются в Центр, и заметила улыбку на лице мужа. Улыбка? Счастливое предчувствие? Она заставила себя расслабиться, непостижимо охваченная сильным любопытством. У Лайоса так редко бывали счастливые предвидения… И на мгновение она пожалела, что ее муж - предсказатель.
Лайос беспокойно двигался. Теперь он просыпался. Она включила звук магнитофона и наклонилась к нему.
- Что это? Что ты видишь? - спросила она мягким настойчивым голосом. Так учили ее в Центре поступать в таких случаях. Ее способность стимулировать рассказы мужа высоко ценилась, потому что предсказателю иногда трудно четко рассказать о видении с достаточными подробностями, необходимыми для предотвращения или помощи.
- Пламя!- простонал Лайос. - Всегда должно быть пламя?
Он сел на кровати, его карие глаза широко открылись, как будто он видел прямо перед собой предостерегающее видение. Электроды были сорваны с его головы и с металлическим звуком убраны в чемодан.
- Лайнер горит, взрывается. Пылающие обломки летят через гавань в разные стороны. Погасите! Отведите огонь! Спасите пассажиров! Смотрите! Топливо разольется. Оно взорвется. Остановите!
- Надписи на борту лайнера? - прошептал спокойный, но настойчивый голос по внутренней связи.
Лайос покачал головой, сильно моргая, словно пытаясь удержать блекнущее видение.
- Пламя уничтожило надпись. Мне кажется, я вижу восемь, четыре, три - или это другая восьмерка? Рейнардер. Наверное. Они единственные, использующие этот класс.
- Какой класс? - настаивал неумолимый шепот.
Вдруг Лайос осел, задохнувшись от потрясения, на лбу выступил холодный пот. Обессиленный, он снова лег.
- Лайнер пропал, - простонал он. - Он пропал.
- У тебя было второе предвидение, - сказала Рут. - О чем?
Лайос сдвинул брови, нахмурился, отбросил со лба слишком длинные темные волосы. Он специально носил волосы такой длины, чтобы скрывать круги, куда крепились электроды и где были удалены волосы. На его губах появилась кривая улыбка.
- Что-то хорошее?- спросил он с надеждой.
Рут подавила вздох. Лайос редко подробно рассказывал о счастливых предвидениях.
- Инцидент подтвержден, сильная запись, Лайос, - сказал голос по внутренней связи. - Сделай отчет, как только сможешь.
- Они проверят, правда? - бессмысленно спросил Лайос.
- Проверка уже началась.
Лайос лежал так тихо, что Рут знала: это не пассивное состояние покоя, а сильное напряжение. Другим источником постоянного раздражения талантов стало горькое осознание, что их предостережения часто не принимаются во внимание, и они вынуждены смотреть, как их предсказания сбываются во всей своей ужасной правде. Рут вытерла пот со лба Лайоса и стала массировать его шею и плечи. Через минуту он слабо улыбнулся ей.
- Что за способ начинать день, а?
- По крайней мере, ты закончил на счастливой ноте. Может быть, их предупредят?
- Если они смогут соединить достаточно данных за короткое время, - сказал он мрачно. - А компании Рейнардер надоело слушать!
Он плюхнулся на живот, бессильно ударяя кулаками по матрацу.
Рут переключила внимание на его мускулистую спину. Она любила его тело: широкие плечи, с небольшими впадинами сильных мускулов, изящную кривую, которая сходила вниз к узкой талии, греческую красоту ягодиц. Она быстро подавила вспышку желания. Не время примешивать секс к страданию. И она знала, что ее сильное сексуальное желание возникало от желания иметь от него ребенка. Дочь, высокую и белокурую, с ямочками на щеках, как у Лайоса, или сына, сильного и гордого, с густыми темными прямыми волосами.
Желание иметь от него ребенка было примитивным. Оно парализовало утонченность, на которую наложилось воспитание и общественные предрассудки. Теперь все ожидают, что женщина возьмет на себя больше, чем налагаемые на нее прежние обязанности. Теперь, Рут улыбнулась про себя. Софисты называют это женскими талантами: уходить и возвращаться, вместо того, чтобы вести хозяйство, готовить, воспитывать и рожать детей. Но названия не изменили обязанностей, не обуздали возрождающиеся желания. И, если вы посмотрите поближе, мужчины все еще ищут новые земли, даже если это чужие земли, и защищают свои дома и семьи. А предсказания Лайоса можно назвать своего рода системой защиты раннего предупреждения. Ну, она бы добавила к тому, чтобы уходить и возвращаться, обязанности секретаря для записи колебаний мозга, но лучше бы она устроила замену раньше или…
Теперь она сосредоточилась на более спокойных мыслях. Использовать свое скрытое умение поставить себя на место другого человека, чтобы уменьшить его угрызения совести. Если муж начинал глубоко дышать, она знала, что он боролся с последствиями предвидения, разгоняя его разрушительные грустные мысли. Он сделал все, что мог. Он не мог спасти всех обреченных. Некоторые ужасные события должны случиться, потому что из трагедии так часто вырастал будущий триумф; результатом горестных упреков был прогресс. Лицемерное обоснование "приближения просвета в облаках", тем не менее, помогало сохранить психику талантов.
Рут понимала, что быть талантливым мучительно, мучительно и прекрасно. Но хуже иметь свидетельство талантливости и не знать, в чем заключается талант. "Вздор, - сурово говорила она себе, отбрасывая такие размышления, - ты не можешь быть тем, чем не можешь быть".
- Ах, ты нашла правильное место, - благодарно сказал Лайос, и она удвоила усилия, разминая его мускулистые плечи.
И еще, когда она предвосхищала его желания, а иногда и слова, вылетающие из его рта, ей хотелось узнать, как она угадала его желание и как можно разбудить талант, скрытый в ней.
В Центре считали, что псионические способности являются скрытыми характеристиками человека: их отсутствие из-за неправильной работы необходимых мозговых синапсисов или даже скорее из-за недоразвития мозга от отсутствия протеина в генах. Когда хромосомы двадцать первой пары были повреждены или стерты, талант не обнаруживался. В хромосомах Рут не оказалось отклонений, и хотя тесты свидетельствовали о том, что она талантлива, ее способности нельзя было определить. Она никогда не могла стимулировать инцидент, включающий известные способности. Она встретила Лайоса во время тестирования: они пришли в Восточный Американский Центр после окончания учебы и их отобрали для шестимесячных тренировок, которые должны были стимулировать скрытый талант. Их генетику проверили до четвертого поколения. В течение многих часов записывались их энцефаллограммы при различных стимулах. Наконец, все признали, что талант Рут "неопределенный"; Лайос же обнаружил сильную склонность к предсказанию.
Рут еще тайно надеялась, что ее талант разовьется. Она была уверена, что это возможно: в Центре упоминали о ее высокой способности предвосхищать позицию и действия тех, кто был близок и дорог ей. Правда, она могла быть не более, чем принимающим телепатом, который только принимает, но не может передавать. Поэтому Рут колебалась между надеждой и отчаянием: будучи практичной натурой, она от таких колебаний больше была склонна к пессимизму; отказывалась верить чему-либо, кроме неопровержимых доказательств. Эта позиция укрепилась во время самых плохих предсказаний Лайоса, когда ей не хотелось разделить мучительный дар.
Лайос Хорват был одним из нескольких тысяч талантливых людей, которые получили разрешение Центра и были там зарегистрированы, были преданы его заповедям и идеалам, жертвовали ему все свое жалованье. Центр не стремился к опеке и не требовал денег. Но таланты предпочитали жить вместе, по возможности, на землях Центра в Бичвудсе или близко от него, среди равных себе: окруженные поддержкой и одобрением. Центр "контролировал" своих членов, но и защищал их.
Рут не чувствовала особого недовольства своим положением: она охотно следовала курсу, ориентирующему неталантливых партнеров на их одаренных супругов. Она бы выдержала и значительно более тяжелые требования, так глубока была ее любовь к Лайосу. Но в последнее время покорность Восточному Американскому Центру стала раздражать Рут, и не по вине Центра. Она признавала это.
Приглушенный гул внутренней связи поднял их обоих. Лайос приподнялся на локтях. Рут видела его профиль, тонкую горькую линию его рта и знала, что он ожесточен.
- Лайос, - прозвучал голос Дэфида оп Овена, - вы были правы. В аэропорту Буффало у Рейнардера класса 7 утечка топлива.
Что-то в медленном спокойном голосе директора говорило о том, что предсказанную Лайосом катастрофу, не предотвратили.
- И что? - Лайос потребовал правду.
- Мы должны вычислить различные подробности с возможными аэропортами вблизи воды; рейсы, которые прибывают или отправляются по линии Рейнардер. Мы получили еще только одно персональное предсказание катастрофы, но ваших данных оказалось достаточно. Ущерб был бы катастрофическим без вашего предупреждения. Специалисты по телепортации в спасательной группе направили большинство пылающих обломков в озеро прежде, чем те посыпались на окрестности. Кинетики сумели оградить пассажиров судна, пока топливо не погасили пеной. Пассажиры и команда пострадали от сильного жара, но все будут жить. Рут, ему нужен транквилизатор?
- Нет, - сорвалось с губ Лайоса.
- Молодец!- голос оп Овена потеплел от похвалы. - Мы установили подлинность инцидента. Была предотвращена большая трагедия: еще одно свидетельство на чаше весов за законопроект. И пассажиры, и персонал аэропорта знают, кто сделал предупреждение.
Лайосу стало легче, когда директор высказал благодарность. Он отвернулся, и мгновение Рут не знала, утешать его или нет. Она ждала. Наконец, Лайос вздрогнул, вздохнул и расслабился, одна рука соскользнула с кровати. Пальцы ослабели, вены на руках вздулись и теперь синели под необычно белой кожей.
- Тогда, то, что я видел, не случилось, Рут. Самолет не превратился в пылающую оболочку, взрывающуюся над окрестностями. Что же я видел? То, что не случилось, потому что я это видел? Потому что моего видения было достаточно, чтобы изменить будущее?
Он покачал головой, потерся давно не бритой щетиной о простыню, но голос его больше не был хриплым от упреков; он успокоился: его философия отстаивала свои права.
Рут почувствовала, как его мускулистые плечи расслабились, и только теперь поняла, как она напряглась, ожидая его реакции.
- Парадокс, парадокс, самый оригинальный парадокс, - напевала она, поглаживая его спину кончиками пальцев. - Мой дорогой пират, -и она поцеловала его в щеку.
Лайос спрыгнул с кровати и потянулся, его трусы упали с узких бедер. Он снова натянул их, но не из скромности, а чтобы не споткнуться о них по пути в ванную.
- Может быть, хорошее предвидение, которое у тебя было… оно продолжалось не менее шестидесяти секунд после первого, как ты знаешь… и было понимание того, что удалось предотвратить, - заметила Рут позже, подавая ему завтрак.
Лайос подумал, потом покачал головой:
- Нет. Эти два определенно не были связаны.
- Почему ты можешь описать ужас, а не счастье? - спросила Рут с притворной ворчливостью.
Он не знал и стал есть с аппетитом, что свидетельствовало о восстановленном психологическом равновесии.
- Нужно идти, дорогая. Сегодня много работы. И это не предсказание. Это правда, - он усмехнулся, потом крепко поцеловал ее. - Годовой обзор контрактов. Несмотря на Цойсмана, фирма занимается государственным страхованием в этом городе.
Рут тоже нужно было торопиться. Она не любила опаздывать, хотя ее работа не была важной. Она занималась сборкой. Это была сложная тонкая операция, для которой требовались ловкие руки и определенное упорство и терпение при очень точных микродвижениях.
Ее работодатели никогда не возражали против случайных задержек. Они также использовали труд специалистов по телепортации и телекинезу для транспортировки точного оборудования и для сборки при дистанционном управлении "горячих" деталей приборов, которые будут применяться для проб с Юпитера. Рут не нуждалась в работе, потому что Лайос был высокооплачиваемым, но она предпочитала оставаться занятой, пока не будет удовлетворена их просьба о потомстве. Она хотела быть полноценной матерью.
Маловероятно, что возникнет проблема с получением разрешения, но каждый мог случайно получить дозу радиации, которая могла стереть или повредить хромосомы. Супруги знали, что их генетическая структура здорова, и они выдержали трехлетний испытательный срок для установления совместимости и устойчивости брака. Последние шесть месяцев они проходили непрерывную проверку яйцеклетки и спермы, чтобы установить возможные отклонения. Это требовало много времени, но кто же хочет иметь неполноценного ребенка? Потребовались годы, чтобы устранить психоделические отклонения, возникшие в результате ненормального хода развития в конце семидесятых и в начале восьмидесятых. Еще появлялись случайные мутанты, как результат сильного солнечного ветра в первом десятилетии двадцать первого века. Поэтому разумно было проверить все.
Но Рут было трудно терпеть. Она просила очень мало из того, что должна иметь. Она не возражала против того, чтобы быть "неопределимым" талантом; приспособилась к этому. Даже не возражала против такой беспокойной роли пассивного наблюдателя душевных мук предвидения Лайоса: она любила его и помогала ему. Ее беспокоило собственное усиливающееся чувство бесполезности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26