А-П

П-Я

 

Расправляются легкие и включается центр дыхания с тем, чтобы до конца дней особи ритмично вентилировать дыхательную систему, самостоятельно снабжать свой организм кислородом и удалять углекислый газ. Пищеварительная система, зачаточно функционировавшая в эмбрионе при заглатывании околоплодных вод, до рождения не выполняет полный пассаж химуса — эмбрион не испражняется. Новорожденный щенок в первые 6—8 часов жизни впервые выделяет кал (меконий) в окружающую среду. Уже в момент родов из родовых путей суки происходит засев желудочно-кишечного тракта щенка нормальной, обязательной для здорового организма микрофлорой. Это очень ответственное событие, так как, заселив пищеварительную систему, микроорганизмы формируют весьма устойчивое сообщество и в случае его неудачного состава даже жизнь щенка может оказаться под угрозой. Иммуноглобулины, содержащиеся в молозиве (секрет вымени суки в первые 1—2 дня начала лактации), вносят коррективы в возможности приживания тех или иных микробов в желудочно-кишечном тракте щенка. Выделение мочи в алантоис (у эмбриона) сменяется самостоятельным мочеиспусканием щенка. Вылизывая живот и пах щенка сука массажем стимулирует оправление новорожденного.
Огромные изменения ждут после рождения мышечную и нервную системы организма. В утробе матери эмбрионы находятся как бы в условиях невесомости и экранирования от большинства физических раздражителей. В ранний постнатальный период характер мышечной активности обеспечивает ползание по кругу на небольшие расстояния в гнезде и в основном терморегуляционную функцию. В первый месяц жизни щенка с 1-го по 15—18-й день происходит безусловно-рефлекторная адаптация, а с 16-го по 30-й — условно-рефлекторная адаптация к условиям жизни вне материнского организма. Завершается формирование анализаторов и происходит их включение для исследования и слежения за окружающей средой. Первым включается обоняние. По некоторым данным, обоняние функционирует уже в первые часы жизни, по другим — с 3—5-го дня, затем слух (8—10-й день) и, наконец, открываются глаза (12—15-й день).
Возраст 1—4 месяца для собаки — это период становления многих физиологических систем: щенок переходит на питание пищей взрослой собаки, включается собственная иммунная система, быстро растет скелет в качестве остова для скелетной мускулатуры, позволяющей осуществлять антигравитационную и локомоторную функции, развиваются анализаторы и нервная система. Этот период жизни отличается наиболее высоким уровнем энерготрат и деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем животного, превышая таковой у взрослых собак в 2—4 раза.
В течение первого месяца жизни щенка происходит наращивание протоплазменной массы организма, которое индуцируется тоническим типом активности скелетной мускулатуры. В течение 1—3-го месяца вначале постепенно, а затем значительно снижается интенсивность роста. В этот период уменьшается избыточное накопление протоплазмы, и на первый план выступают физико-химические изменения клеточных мембран, благодаря которым увеличивается работоспособность скелетно-мышечной системы и организма в целом.
Исследования, проведенные в Институте нормальной и патологической физиологии Российской АМН, показали, что умеренная степень недостатка кислорода и поступления питательных веществ к плоду в антенатальном периоде, пониженная температура среды в раннем постнатальном возрасте и мышечная активность в период после возникновения антигравитационных реакций и локомоции являются теми физиологическими стрессовыми раздражителями, которые определяют уровень деятельности скелетной мускулатуры и через нее регулируют адаптационные механизмы в ряде других систем организма. При этом особое значение придается регулирующим воздействиям со стороны вегетативной нервной системы. Максимальный уровень деятельности вегетативных систем организма в состоянии покоя на первом месяце жизни щенка обусловлен превалированием симпатоадренергических факторов регуляции, повышенным содержанием катехоламинов (аминов, содержащих оксигруппу в положении 3 и 4 ароматического ядра; к ним относятся адреналин, норадреналин, дофамин и др.). Действие катехоламинов в организме в основном связано с эффектами возбуждения симпатических нервов. Центральные и периферические механизмы торможения действуют в течение первого месяца жизни недостаточно активно.
В опытах на щенках было установлено, что постепенные холодоные экспозиции с +16° до -3°, -4°С), вызывающие увеличение двигательной активности, ведут к достоверному увеличению интенсивности роста — на 20—34% по сравнению с контрольными щенками. Содержание норадреналина в стволе мозга у подопытных щенков было в 2,5—3 раза выше, чем в контроле. Однако повышение содержания катехоламинов и интенсивности роста в раннем возрасте может быть достигнуто лишь при очень умеренной и кратковременной стимуляции адренергических механизмов. При интенсификации стрессовых раздражений эти механизмы быстро угнетаются, содержание катехоламинов в крови и стволе мозга, а также скорость роста снижаются. Поскольку дозировать стрессовые раздражители сложно, интенсификацию роста щенков можно вызвать медикаментозным путем — введением в организм готовых катехоламинов.
Адреналин можно вводить щенкам в вену в возрасте от 8 до 20 дней жизни в дозе 0,3 мкг/кг. Препарат можно давать и в виде капель через рот. Близкий по действию к адреналину эфедрин можно вводить подкожно в дозе 2 мкр 1—2 раза в день. Можно использовать также холинолитические средства. Атропин назначают внутрь по 0,1—0,2 мкг 1—2 раза в сутки, либо под кожу 0,1—0,25 мл 0,1%-ного раствора. Можно также давать препарат «Келлатрин» в виде таблеток, в которые входит атропин, по 0,5—1 таблетке 1—2 раза в сутки. Таблетки «Корбелла», покрытые оболочкой и содержащие экстракт корня красавки, обладающего атропиноподобным действием — по 0,5 таблетки 1—2 раза в день. Платифиллина гидротартрата 0,2%-ного по 0,5—1,0 мл внутримышечно 1 раз в сутки.
Препараты, возбуждающие адренореактивные системы, — нафтизин, санорин или галазолин можно вводить в виде капель через нос по 1 капле в каждую ноздрю. В этом случае также происходит стимуляция роста мышечной массы животного.
Вместе с тем возможно и снижение интенсивности роста щенка путем введения препаратов, истощающих запасы катехоламинов в организме. Так, введение в организм резерпина в дозе 3,5 мг/кг (можно через рот) ежедневно в течение первого месяца жизни щенка может привести к задержке темпов роста. Это может оказаться полезным собаководам, занимающимся декоративными собачками.
Таким образом, воздействия на различные отделы вегетативной нервной системы щенков первого месяца жизни могут вызывать акселерацию либо ретардацию роста. Вообще следует признать, что воздействия, затрагивающие интенсивность роста щенка в раннем постнатальном возрасте, существенно отражаются на конечных результатах формирования размеров собаки.
Второй критический период постнатального развития реактивности организма щенка сопровождается рядом существенных перестроек интимных систем жизнеобеспечения. Желудок начинает вырабатывать соляную кислоту для переваривания пищи, характерной для взрослого животного. Возникающий кислотный барьер не только меняет характер пищеварения, но и накладывает отпечаток на возможность поступления в организм микробов и некоторых веществ. Изменение ферментного спектра пищеварительной системы и частые сбои в индивидуальных темпах становления ее приводят к тому, что щенок в этот период имеет повышенную уязвимость для заражения гельминтами и другими кишечными паразитами. Интенсивная миелинизация нервных волокон в возрасте 2—3 месяцев обеспечивает большую, чем раньше адресность нервных сигналов. Координация движений и нервная регуляция становятся более совершенными и одновременно упрочняется гемато-энцефалический барьер (препятствие для поступления чужеродных веществ в мозг). Иммунная система приобретает способность распознавать «чужаков», запоминать их и вырабатывать средства защиты. Именно поэтому вакцинация ранее 2,5—3,5 месяцев (в зависимости от породы и индивидуальности) может быть бесполезна, а позже — запоздалой.
Рассматривая онтогенетические этапы становления функций организма и его реактивности, нельзя не остановиться на так называемом экзальтационном периоде развития мозга у собаки. Этот период приходится на время жизни животного, начиная с 5—6-й до 10—12-й недели. В это время отмечается высокая скорость образования и высокий уровень условных рефлексов со всех анализаторных систем, интенсивное проявление ориентировочно-исследовательской реакции, становление внутреннего торможения. В этот период нервная система имеет повышенную чувствительность к веществам, активирующим психическую и физическую деятельность организма, а формируемые стереотипы поведения способны отразиться практически на всей последующей жизни собаки. Недостаточная активность щенка в этот период — сигнал того, что и в будущем щенок может остаться излишне флегматичным, вялым. При отсутствии признаков повышенной возбудимости щенку назначают кофеин по 0,03 г 1—2 раза в день либо в виде кофеин-бензоата натрия по 0,025—0,1 г на прием. Заметный эффект дает первитин — по 0,5—1 таблетке 1—2 раза в день, фенамин — по 5—10 мг 1—2 раза в день, сиднофен — по 2—3 мг 1 раз в день в первой половине дня или сиднокарб — по 0,0025—0,005 г 1—2 раза в день. Все перечисленные психостимулирующие средства можно назначать животным в случае их утомления, заторможенности. На фоне их применения может быть увеличена физическая нагрузка при тренировке мускулатуры и аппарата движений щенка-подростка. Желательно через каждые две недели применения психостимуляторов делать недельные перерывы. Применение вышеперечисленных препаратов способствует усилению агрессивности щенка и раннему закреплению в стереотипе его поведения элементов злобы. В качестве антидепрессантов возможно применение ами-триптилина (триптизола) внутримышечно по 0,01 г (1—2 раза в день) либо в таблетках по 10—15 мг (1/2 таблетки) 1—2 раза вдень. Имизин (мелипрамин) по 0,025 г в день можно применять в течение 3—4 недель. Антидепрессанты снимают обычно щенячью робость (не путать это физиологичное возрастное свойство поведения щенка с трусостью!) и ускоряют формирование доминантного типа поведения. С их применением следует быть осторожным при выращивании кавказских и среднеазиатских овчарок, у которых становление доминантного поведения происходит особенно резко и рано. Щенок воспринимает семью хозяина как стаю, в которой он стремится занять высокое положение и в определенном возрасте при недостаточно грамотном управлении могут возникать проблемы взаимоотношений. Психостимуляция в этом отношении — достаточно сильный инструмент, пользоваться которым надо с осторожностью.
Наконец, следует отметить этап первичного полового созревания собаки. Внешне он проявляется изменением поведения и усилением выраженности вторичных половых признаков. У сучки происходит первая течка, кобель начинает метить столбики и интересоваться половым статусом других собак. Коррекция половых реакций, в которой может возникнуть потребность в этот период, описана в главе 8. С точки зрения фармако-реактивности этот период (6—9 месяцев) характеризуется повышенной чувствительностью к воздействиям, затрагивающим гормональный статус организма.
Таким образом, этапы созревания организма собаки отличаются существенной спецификой реактивности организма на различные воздействия. Их учет входит в число обязательных факторов творческого индивидуального подхода к фармакокоррекции поведения и экстерьера собаки.
9.3. ФАРМАКОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ГЕРОНТОГЕНЕЗЕ
К сожалению, массового читателя значительно реже, чем воспитание и выращивание щенка, интересуют проблемы геронтогенеза (старения). Практически нет руководств, предназначенных для того, чтобы помочь собаководу отдалить и скрасить старость и увядание собаки. Между тем именно отношение собаковода к его стареющей любимице, которая уже не должна завоевывать почетные трофеи на выставках и интенсивно эксплуатироваться (работать, приносить приплод), характеризует высшую степень гуманности в отношении к животным (как, впрочем, и к людям). Кроме того, анализ изменений фармакофизнологических характеристик животного в процессе геронтогенеза предоставляет интересные возможности для понимания связанных с фармакореактивностыо процессов в целом.
Долговечность собак существенно различается по породам. Ирландские волкодавы редко живут больше 8—9 лет. 10—12 лет весьма преклонный возраст для бульдога. Эрдели, болонки, шпицы нередко доживают до 20—22 лет. Считается (правила племенной деятельности, в том числе и FCI, в основном исходят из продолжительности жизни собаки в 12—14 лет), что с 8 лет начинается пожилой возраст собаки, а с 10—11 лет — старость. Возможно, имело бы смысл заменить учет паспортного возраста собаки при определении ее племенного и служебного использования оценкой индивидуального биологического возраста по показателям ее здоровья.
В настоящее время геронтогенез исследуется на молекулярном, клеточном, органо-тканевом и организменном уровнях. Обнаружены факты возрастзависимого изменения структуры молекул ряда биополимеров (коллагена, ДНК, некоторых ферментов, рецепторов и др.) под действием свободнорадикальных факторов, вносящих хаос в биохимическую организацию живого. Установлено также, что соматические клетки могут, по-видимому, делиться ограниченное, на роду написанное, число раз, что увязывают с продолжительностью жизни организма. Имеются многочисленные доказательства того, что структура ряда органов и характер межклеточных взаимодействий в тканях с возрастом претерпевают существенные изменения. Наконец, показано, что кооперация органов и систем организма в единое целое, предполагающая тонкую взаиморегуляцию, также может ухудшаться по мере старения особи. Трактуя все эти данные, ученые выдвинули множество гипотез для обобщающего объяснения причин геронтогенеза. Эти гипотезы в принципе группируются вокруг двух главных идей, кстати, не исключающих одна другую. Варианты первой гипотезы приписывают ведущую роль в качестве причины старения накоплению ошибок в живой системе. Варианты второй гипотезы видят объяснение механизма старения в генетически запрограммированном процессе выполнения животным его биологической роли и запланированности в генотипе момента ухода со сцены жизни. Конечно, решение вопроса о движущих силах геронтогенеза существенно продвинет работы по созданию геропротекторных средств, но практические потребности требуют умения вмешиваться в процесс старения уже сегодня. Многое для продления срока жизни и службы собаки позволяют сделать физиологические и фармакофизиологические мероприятия. Не будем останавливаться на положительной роли в поддержании оптимальной формы таких мер, как здоровый образ жизни, рациональное питание, разумная нагрузка и т.д. Обратимся к эффективным гериатрическим средствам из арсенала медицины.
Значительная часть таких средств применяется симптоматически и фактически является способом протезирования ослабевающих с возрастом функций. Это диета из более нежной, легко усвояемой пищи, массажи и упражнения, помогающие улучшить кровообращение, облегчить работу сердца, более продолжительный отдых, своевременное лечение недугов, казалось бы, случайно учащающихся в старости, и т.д. Щажение, забота, помощь стареющему — справедливая плата за годы совместной радости и службы. Не стоит на этом экономить. Стареющей собаке, может быть больше, чем щенку, нужны положительные эмоции, нужна ласка хозяина. Естественно, к ласке следует добавить лечебные препараты. Для профилактики и компенсации старения как комплексного процесса, затрагивающего практически все органы и системы организма, разработана эффективная витаминотерапия. Это витаминные комплексы: декамевит, квадевит, ундевит, липоболит, бекселетес-1-11, сектой, медиатрик, тиреомин витерал, геровит, олиговит, супрадин, юникап М и др. Цель витаминотерапии — стимуляция и нормализация всего обмена веществ в организме стареющего животного. Назначать животным старших возрастных групп витаминные комплексы желательно еще до появления признаков старости (после 6 лет — обязательно) по 1 драже (таблетке, капсуле) в сутки курсами по 20—30 дней с перерывом в месяц-два.
Все знают о роли кальция в питании щенка, но очень редко собаководы вспоминают о необходимости минеральной подкормки стареющего животного.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37