А-П

П-Я

 

Много рубцов остается на теле рабочих охотничьих и бойцовых собак. Чем больше разрыв между краями раны, тем больший рубец останется на ее месте. Формирующаяся на месте раны рубцовая ткань существенно отличается от кожи — в ней отсутствует нормальная слоистая структура кожи, волосяные фолликулы, кожные железы, нервные окончания. Хотя рубец не должен снижать оценку, но внешний вид собаки, покрытой рубцами, не очень приятен. Кроме того, иногда рубец может мешать движениям животного или искажать рельеф поверхности смещением кожи (складок, разреза глаз, постава ушей, хвоста и др.).
Потертости и мозоли, в основе которых лежит разрастание рогового слоя эпидермиса (гиперкератоз), явления обратимые. Естественно, прежде всего следует выяснить причину хронического раздражения кожи и устранить ее. При необходимости ускорить восстановление кожи (застарелые обширные мозоли, близость даты ответственной выставки, ослабленный или немолодой организм и т.д.) приходится прибегать к фармакофизиологическим приемам ускорения регенерации кожи. Тактика лечения должна включать действия в трех направлениях: 1) торможение гиперкератоза, 2) размягчение ороговевшего слоя, 3) восстановление волосяного покрова.
Торможение гиперкератоза ускоряется изоляцией мозолистого участка повязкой или специальным пластырем для дополнительной защиты кожи. Такая изоляция обеспечивает также местный парниковый эффект, способствующий размягчению мозоли. Отшелушиваются целые пласты ороговевших клеток, уменьшается толщина эпидермиса, что облегчает местный газообмен и проникновение лечебных препаратов с поверхности в дерму.
Полезно использовать мази на основе лецитина и ланолина. Эти мази легко проникают внутрь кожи и служат пополнению запасов ценных веществ в ней. Хорошей чрезкожной проницаемостью обладают также спирт и, особенно, димексид (диметилсульфоксид), в которых могут быть растворены необходимые для местного лечения вещества — жирорастворимые витамины, стероиды и др. Димексид, усиливая местное кровообращение, сам оказывает благоприятный эффект на ход восстановления. Следует, однако, помнить о необходимой осторожности — димексид не рекомендуется использовать в концентрации выше 60%.
Для размягчения плотной застарелой мозоли может потребоваться применение ферментных препаратов — ронидазы или лидазы. Для этой же цели мы успешно применяем пищеварительные ферменты, вызывающие переваривание отмерших клеток. Это трипсин и химотрипсин, а также самостоятельно изготавливаемый порошок, содержащий комплекс кишечных ферментов. (Соскоб слизистой тонкой кишки кур, крыс, свиней и других доступных животных заливается охлажденным ацетоном (1:15), перетирается, взбалтывается и фильтруется. Осадок, после высушивания до исчезновения запаха ацетона, хранится в сухом прохладном месте без заметной потери активности ферментов в течение многих месяцев. Удаление воды и жиров ацетоном предотвращает развитие микрофлоры. Перед употреблением из порошка можно приготовить водный раствор или лучше мазь, водно-жировую эмульсию, гель на любой приемлемой основе.) В принципе тем же эффектом, хотя и более слабым, обладают народные приемы лечения мозоли прикладыванием к ней кусочка сырого мяса, среза луковицы и т.д. Эти процедуры проводятся 2—3 раза в день не менее, чем по 30—40 минут. Особенно быстро результат достигается чередованием различных мазей и составов для размягчения мозоли. После размягчения мозоли и удаления ороговевших пластов эпидермиса очищенное место еще несколько дней продолжают смазывать кремом для сухой кожи, мазью с ланолином или лецитином или же жировым раствором витамина А (лучше тетравит, содержащий эффективный комплекс витаминов A, D, Е и F).
Для ускорения роста шерсти на месте мозоли можно использовать естественную рефлекторную реакцию волосяных фолликулов на охлаждение. Местную обработку холодом проводят с помощью хлорэтила или более примитивным, но достаточно эффективным массажем лысого участка кожи холодным предметом (удобно пользоваться плотно завязанным полиэтиленовым мешочком, заполненным мелкими кусочками льда с солью — 10 г соли на 20—40 г льда). Холодовой массаж по 1—2 минуте повторяют 5—6 раз в день. Следует учитывать, что слишком сильная холодовая стимуляция фолликулов, вызывающая интенсивное деление продуктивных клеток, может приводить к тому, что эти клетки не успеют накопить достаточно пигмента и/или цементирующей субстанции, склеивающей роговые клетки волоса. Это может быть причиной появления седых волос.
Для стимуляции роста шерсти используют также слабые химические раздражители, например, втирания касторового или камфорного масел (растворенных в димексиде 1:1), а также ветеринарного препарата АСД (3-я фракция). Метод достаточно эффективен, но неудобен из-за резкого неприятного запаха.
Заимствованный из медицины физиотерапевтический прием д'арсонва-лизации в ветеринарии оказался еще более эффективным из-за особенностей физиологии волосяных фолликулов. Раздражителем для фолликулов при д'арсонвализации служит импульсный электрический ток высокой частоты (до 200 тыс. Гц) и высокого напряжения (до нескольких тысяч вольт). Д'арсонвализация вызывает раздражение кожных рецепторов, усиливает местное кровообращение, клеточный обмен веществ. Мощность воздействия подбирают индивидуально на уровне порога чувствительности собаки. Процедура проводится 1—2 раза в день по 2—8 минут с помощью гребешкового электрода, прикладываемого к лысому участку кожи.
Крайней мерой в борьбе с застарелыми, трудно поддающимися лечению мозолями, так же как и с рубцами, является хирургическое иссечение пораженного участка с последующим косметическим ушиванием раны.
Ликвидация рубцов обычно актуальна у собак гладкошерстных пород, склонных к дракам. Конечно, лучше всего не допускать образования заметных рубцов правильным и своевременным лечением раны. Это — задача ветеринарного врача, но могут возникнуть ситуации (на охоте, в походе), когда это должен и может сделать сам собаковод при наличии некоторых знаний. Рваную или резаную рану следует побыстрее очистить от грязи, инородных тел и разможженных некротизирующих (отмирающих) тканей. Туалет раны включает удаление раневых карманов, в которых может застаиваться гной, и дезинфекцию (раствором марганцовки, перекиси, фурацилина, зеленкой, спиртом и т.д.). Полезно применять для туалета раны ферментные препараты (например, ируксол).
Края очищенной раны сближают, следя за тем, чтобы натянутая кожа не искажала экстерьер собаки, и накладывают швы. Если рана глубокая и проникает в подкожную клетчатку и мышцы, то необходимо наложить многоэтажный шов — мыцщы сшиваются с мышцами, подкожная клетчатка с подкожной клетчаткой, а кожа с кожей. Для оттока гноя из глубины раны оставляют небольшое отверстие, в котором желательно временно поместить фитилек из кусочка бинта. Зрительно поперечный по отношению к направлению шерсти шрам более заметен, чем продольный. Длинный рубец косметически лучше замаскировать зигзагообразным (рис. 6.2.), формирование которого требует, однако, определенного искусства.

Рис. 6.2. Косметические швы.
1 — прямой поперечный к направлению шерсти резко выделяется.
2 и 3 формирование зигзагообразных косметических швов.
Большие по площади рубцы, например, вызванные ожогом, могут потребовать пересадки собственной или донорской кожи (в качестве доноров лучше использовать однопометников и ближайших родственников). Эту операцию должен выполнять хирург. Собаковод лишь должен напомнить врачу о вероятной выставочной карьере пострадавшего животного для того, чтобы пересаживаемые лоскуты кожи брались с подходящих по структуре шерсти участков тела.
Уже образовавшуюся рубцовую ткань можно уменьшить введением в нее лидазы (микроинъекции по 0,1 мл на расстоянии 6—8 мм друг от друга) или аналогичных ферментных препаратов (например, коллализин). 10-дневные курсы ежедневных инъекций можно повторять с перерывом 30 дней.
6.1.2. Кожные складки
Во внешнем виде взрослых собак многих пород селекцией закреплены черты инфантилизма. К. Лоренц считал, что черты инфантилизма являются межвидовым сигналом, цель которого защитить детеныша. Понятна привлекательность инфантильных черт внешности для кинолога-селекционера. Одной из наиболее явных инфантильных черт у собак является обилие складок на голове. К породам, у которых ценятся кожные складки, относятся английские бульдоги, мастино неаполитано, мопсы, шарпеи и ряд других. Достаточно взглянуть на портрет английского бульдога начала и конца XX века (рис. 6.3.; цветная вкладка), чтобы увидеть сколь выразительные складки появились на голове этих собак благодаря усилиям селекционеров.

Рис. 6.3. Облик английского бульдога конца XIX (А) и конца XX (Б) веков.
Напротив, у многих пород ценится исключительно гладкая кожа, плотно облегающая стати головы и тела (рис. 6.4.; цветная вкладка). Это пойнтера, доги, борзые, доберманы, эрдели и др. Как правило, стремление к обтягивающей, без единой складки коже характерно для поклонников собак гладкошерстных и короткошерстных пород с сухим типом конституции. Однако у некоторых пород собак с грубой или рыхлой конституцией, хотя и допускаются брили, подвесы и иные кожные складки на некоторых частях тела, все же требуется исключительно плотно облегающая кожа лба, шеи, корпуса (например, у ротвейлера, бладхаунда).

Рис. 6.4. Портрет грейгаунда, Керк (Э 158—089—93, вл. И. Вистард). Точеная головка!
Владельцы собак одних пород идут на всякие ухищрения, чтобы подчеркнуть вожделенные складки, других — ищут способы избавиться от малейших складок и кожных провислостей.
Консервативные способы коррекции складчатости кожи заключаются в манипулировании диетой. Высококалорийная углеводистая пища способствует увеличению объемов тела собаки и, естественно, некоторому увеличению площади кожи, покрывающей ее. Резкое похудение собаки при переводе ее на ограниченный (но достаточный по белку) рацион накануне ответственного выступления способствует тому, что увеличивается складчатость кожи (в основном на корпусе). Этот мягкий прием применяют, например, на шарпеях. Противоположным образом поступают, когда стремятся убрать лишние складки на корпусе собаки — сначала умышленно поддерживают пониженные кондиции ограниченным рационом и усиленными физическими упражнениями, а затем, накануне выставки, быстро доводят кондиции собаки до выставочных.

Рис. 6.5. Удаление складки иссеканием кожного лоскута «слезкой».

Рис. 6.6. Формирование складки прошиванием кожи.
Радикальным средством коррекции складчатости кожи является пластическая хирургия. При необходимости убрать лишние складки из соответствующих мест иссекают кожные лоскуты «слезкой» (рис. 6.5.) и ушивают рану косметическим швом. Искусство состоит в том, чтобы не оставить характерных рубцов, которые могут быть распознаны экспертом. Следует также помнить, что «подтяжки» могут оставить улики в виде смещения смежных участков кожи и нарушения рисунка окраса.
Для обратной задачи — формирования недостающих складок, морщин, кроме самой техники пластической операции, важен подготовительный период, состоящий в растягивании кожи для подготовки ложа будущей складки. Пластическая операция может осуществляться с применением протеза и без него. Протез обычно используется для формирования массивной складки, например, высоко ценимой бульдожатниками так называемой «плюшки» над мочкой носа. Чаще используют силиконовый протез, для чего в намеченное место под кожу вводят силикон и формируют из него основу складки. Распознавание искусственной природы такой складки возможно при настороженности эксперта и определенном навыке, хотя вероятность обнаружения подделки во многом зависит от искусства хирурга-косметолога. Тонкий рельеф морщин на лбу или складок на теле может быть подправлен прошиванием формируемой складки многочисленными «матрасными» швами (рис. 6.6.). За несколько дней стянутые швом противоположные кожные поверхности складки (морщины) в местах прокалывания иглой при шитье срастаются и затем, после снятия швов и заживления, складка длительно сохраняется за счет межкожных спаек. В отдельных случаях при формировании складок прибегают к автопротезированию, т.е. в качестве протеза используют соединительнотканный или жировой протез из материала самого животного. Такой протез не отторгается, инкапсулируется и очень долго придает поверхности кожи требуемый рельеф. Проведение этой операции, как и распознавание вмешательства, требуют высокого мастерства. Идет соревнование эксперта и хирурга-косметолога. Устаревшим грубым приемом косметического улучшения кожного рельефа является введение под кожу агентов, вызывающих некроз тканей (например, хлористого кальция, 10%). На месте некротизированных тканей надолго остается затвердение, придающее выпуклость коже над этим местом. Нет нужды говорить о варварском характере этого метода и не очень точно прогнозируемой форме образованной выпуклости.
6.1.3. Пигментация кожи
Цвет кожи зависит от плотности размещения в ней меланоцитов (пигментных клеток кожи), от количества и качества пигмента, вырабатываемого меланоцитами, и от глубины залегания кровеносных сосудов. Эти признаки достаточно стабильны в течение жизни собаки, хотя ввиду чувствительности меланоцитов к солнечному свету возможны сезонные колебания интенсивности окраски кожи. Заметный вклад в окрас кожи могут вносить пигменты, образующиеся из разрушаемого в печени гемоглобина крови и в норме выводимые из организма благодаря желчной секреции. При заболеваниях печени и нарушении желчевыделения (желтухах) кожа приобретает характерный желтый оттенок, одновременно желтый оттенок появляется на белках глаз. Желтуха как признак гепатита является предметом внимания ветеринара, однако неинфекционные вяло-протекающие нарушения функций печени (склонность к которым селекционно закреплена в генотипе собак некоторых пород) могут достаточно стабильно вносить вклад в пигментацию кожи.
Как правило, пигментация кожи совпадает с окрасом шерсти на этом же участке, но может и отличаться. У белых гладкошерстных собак пигментные пятна кожи хорошо различимы под шерстью. Пигментация кожи на теле, отличная от окраса шерсти у большинства пород, не регламентирована стандартом. Однако иногда она может иметь важное значение. Так, маленькие белые пятна (на подбородке, груди, хвосте) у черного терьера могут (особенно при умелой косметике) быть замаскированы под седину, допускаемую стандартом. Обнаружение депигментированного участка кожи под подозрительным местом указывает на белое пятно, являющееся недостатком, передающимся по наследству. Собаководы, подкрашивающие нежелательные в окрасе шерсти пятна, обычно забывают замаскировать депигментированный участок кожи. То же относится к «подправлению» окраса у пород, для которых желательны темные пятна — крап долматинов, рисунок подпала у черночепрачных доберманов, ротвейлеров и др. В тех случаях, когда мелкие пятна (крап) по корпусу нежелательны, собаководы иногда припудривают кожу собаки. Вычесывание влажной щеткой легко проявляет эти примитивные ухищрения.
Пигментация кожи приобретает особое значение, когда речь идет об окрасе мочки носа, маски (пигментация краев губ), «очков» (окрас краев век). Отклоняющийся от стандарта окрас этих обнаженных или лишь слегка прикрытых короткой шерстью участков кожи может квалифицироваться как существенный недостаток или даже как дисквалифицирующий порок. Например, у многих служебных пород неокрашенная или окрашенная не в тон шерсти мочка носа может лишить оценки безупречного во всех других отношениях пса. У многих пород (например, овчарок, коккеров, шпицов и др.) светлая мочка носа — серьезный недостаток или порок. Во всех этих случаях допускаемое небольшое (до 1/3 площади мочки) светлое пятно на мочке носа при выходе экспонента в бест-ин-шоу будет расценено как нежелательный признак. То же относится к пигментации кожи вокруг глаз (очки) у пород, предусматривающих в стандарте этот признак (боксеры, бульдоги, мастифы и др.).
Способы сокрытия подобного недостатка, кроме примитивного нанесения макияжа (обычно легко распознаваемого при внимательном отношении судьи к экспертизе), включают татуировку с применением соответствующего красителя. Татуировкой обычно не удается достичь интенсивной черной окраски мочки носа, но даже у черных по окрасу собак при умелом подходе можно порок свести к недостатку. При допустимости осветленной пигментации полнота камуфляжа зависит только от искусства и оснащения татуировщика.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37