А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

А испытательный пуск для проверки неотработанной системы - выброшенные на ветер миллиарды, потерянное время и лишняя загрузка аппаратуры и тысяч людей. Выход был найден: испытывать макет в ванне со специальной жидкостью. Когда стали подбирать, что залить в ванну, оказалось, что по характеристикам проницаемости среды лучше всего подходит... спирт. До сих пор в НИИ ходят легенды о бассейне на шестьсот кубометров чистого спирта, в котором водили на веревках макет с опытной аппаратурой. Но это только легенды. После того, как слух о грядущем бассейне со спиртом распространился по всем отделам и народ начал шушукаться, Семихатов категорически воспротивился: "Или вычерпают, или перетонут. Найдите что-нибудь подешевле". Пришлось опытным путем подбирать водный раствор различных реактивов.
В интституте НПО "Автоматика" отработаны практически все возможные системы наведения. Вплоть до автономной коррекции в полете. Здесь, как считает академик Семихатов, все возможности исчерпаны. Надо менять сам принцип управления головной частью, чтобы добиться сверхточного попадания на дальностях в несколько тысяч километров. Чтобы головка влетала прямо в раскрытый люк ракетной шахты или падала на крышу определенного здания. Но финансирования нормального нет, за время безденежья разбежались специалисты, особенно молодые, морально устарело оборудование. Если раньше мы работали на опережение, обгоняли американцев лет на семь-десять, то теперь они с нами сравнялись и по применению астровизирования, и по другим методам. Сейчас они уже начинают уходить в отрыв. Догоним ли мы их лет через десять? Ведь не зря они так упорно пытаются развернуть новую систему глобальной противоракетной обороны. От кого защищаться? От полутора десятков китайских ракет? От гипотетической баллистической ракеты Северной Кореи или Ирана? Нет, конечно. Как только станет понятно, что наши средства доставки не смогут им повредить, Америка начнет нас шантажировать. Почему-то я в этом нисколько не сомневаюсь. Если они посреди Европы разбомбили и расчленили Югославию, которая в принципе не представляла угрозы, то с Россией разделаются куда круче.
Но не все так ужасно. Если мы не совершенствуем средства угрозы, то, по крайней мере, средства защиты продолжают совершенствоваться. И здесь ракетные технологии тоде на первом месте. Как и баллистические ракеты, зенитные управляемые ракеты первыми разработали и сделали немцы. Не очень совершенные, но у всех остальных и этого не было. Важность этого оружия стала очевидной сразу же с наступлением периода холодной войны. В то время главным средством доставки ядерного оружия служили стратегические бомбардировщики, способные принести и сбросить бомбу на расстояние в несколько тысяч километров. Здесь ствольная зенитная артиллерия была бессильна - высота за десять километров. Истребительная авиация тоже не панацея, её тоже сбивают.
В 1949 году, когда Советский Союз испытал первую бомбу, у США таких бомб было уже 250. И более двух тысяч бомбардировщиков стратегической авиации. Прибавьте к этому опыт стратегических воздушных операций во время второй мировой войны, когда одновременно сотни "летающих крепостей" совершали массированные налеты на германские и японские объекты. И у американцев уже был опыт боевого применения атомной бомбы.
И что мог противопоставить Советский Союз этим воздушным армадам? Советские ПВО того времени вряд ли могли остановить врага, вздумай он забросать нас атомными бомбами. Необходимо было защититься от возможного авиационного вторжения, прикрыть от бомбежки хотя бы наиболее важные административные и военно-промышленные центры. В связи с этим были развернуты интенсивные работы по созданию сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, более совершенных радиолокационных станций, способных на дальних дистанциях обнаруживать самолеты врага и наводить на них средства ПВО. Особая роль отводилась зенитным управляемым ракетам. В августе 1950 года постановлением Совета Министров было создано специальное Третье Главное Управление, возглавившее работы в этой области.
В разработке советских зенитных ракет большую роль сыграли опять-таки немецкие образцы и опыт. Немцы довели до стадии серийного производства ракету "Вассерфаль", в стадии опытных образцов находились ракеты и зенитные реактивные снаряды "Шметтерлинк", "Тайфун", "Рейнтохтер". Совершенствованием "Вассерфаля" занимались Е. В. Синельщиков и С. Л. Берия, сын того самого Берии. Никакого существенного прогресса они не достигли, и доработка трофейных ракет была прекращена. Тему начали разрабатывать в КБ Лавочкина. В 1953 году зенитные управляемые ракеты (ЗУР) уже успешно поражали самолеты-мишени на ракетном полигоне Капустин Яр. А в 1955 году вокруг Москвы была развернута зенитная система С-25 "Беркут".
Но до того, как этот комплекс поступил на вооружение, авиация НАТО изрядно похозяйничала в нашем небе. Разведывательные полеты американских самолетов и их союзников проводились не только вдоль советских границ. Нередко они нарушали её, с разведывательными целями углубляясь далеко вглубь территории СССР. Иногда их маршрут лежал через несколько регионов. Так английский самолет-разведчик "Канберра" пролетел из Западной Германии через юго-западные области СССР и приземлился в Иране, правда, с пробоинами в крыльях и фюзеляже. Постепенно наши ПВО, становясь совершеннее, стали чаще оказывать нарушителям вооруженный отпор. В 1950 году был сбит один самолет-нарушитель, в 1951 и 1952 годах по два, а в 1953 году - уже три. Это не остановило американцев. В 1954 году в США была принята доктрина "массивного возмездия". В случае угрозы интересам и безопасности США стратегическая авиация должна была нанести массированный удар по источнику угрозы с использованием водородных бомб. Для этого задействовались реактивные бомбардировщики В-47 и В-52 с дальностью действия 10000 - 17000 километров. В ходе операции тяжелые и средние бомбардировщики должны были поразить жизненно важные экономические и политические центры, уничтожить военно-промышленный потенциал и основные города, подавить волю к сопротивлению и принудить выполнить условия мира, продиктованные руководством США. Считалось, что подобная акция пройдет безнаказанно, поскольку стратегической авиации не было ни у кого, кроме США. Некоторое число американских бомбардировщиков с термоядерными бомбами на борту постоянно находилось в воздухе, совершая боевое патрулирование в пределах досягаемости границ СССР и Китая. В случае необходимости, американцы могли поднять в воздух ещё несколько сотен самолетов и через несколько часов обрушить бомбовый груз на советские города.
С целью выявления объектов, подлежащих уничтожению, определения очередности их уничтожения, а так же для выяснения возможностей наших ПВО и совершались шпионские облеты советской земли. План разведывательных полетов был утвержден президентом Трумэном ещё в 1950 году. Обычно использовались бомбардировщики В-47, способные нести ядерное оружие, переоборудованные в самолеты-разведчики и получившие новую маркировку ((-45. Вполне вероятно, что одновременно отрабатывалась тактика будущих бомбежек. Так 29 апреля 1954 года тройка ((-45, взлетев с аэродрома в Западной Европе, пролетела по маршруту Новгород - Смоленск - Киев. Имея преимущество в высоте, они оставались недосягаемы для наших истребителей и других средств ПВО. Не исключено, что только один из трех самолетов был разведывательным, а два других - бомбардировщики с термоядерными бомбами на борту, отрабатывавшие учебно-боевую задачу в условиях, максимально приближенных к боевым. Бомбардировщики-разедчики США летали над Ленинградом, Подмосковьем, другими регионами. Особым цинизмом были полеты в дни революционных праздников, американцы откровенно пытались нас унизить.
7 ноября 1954 года над Японским морем наши истребители сбили ((-47. В Америке поднялся страшный шум, общественность негодовала, требовала разрыва дипломатических отношений. Запахло серьезным конфликтом. Президент Эйзенхауэр постарался приглушить вопли общественного мнения, поскольку ппнимал, что инцедент произошел отнюдь не с мирным самолетом, и не был готов принять ответственность за столь решительные шаги к войне. Полеты временно прекратились, чтобы не провоцировать Советский Союз. Но было принято решение создать специальный сверхвысотный самолет-разведчик. Таким способом планировалось продолжить сбор разведданных, стараясь избежать при этом потерь.
Новый самолет получил маркировку У-2 ((-2). Он был оснащен специальной фото - и радиоаппаратурой и летел на высоте 20 километров. 4 июля 1956 года в национальный праздник США - День независимости У-2 впервые вторгся в воздушное пространство СССР. Глубокие вторжения самолетов-разведчиков стали регулярными. Фотокамеры воздушной съемки с высокими разрещающими способностями объектива с фокусным расстоянием 90 сантиметров позволили сделать очень качественные фотографии. Был снят аэродром под Москвой, где базировались недавно созданные советские самолеты стратегической авиации. На фотографиях можно было прочесть даже хвостовые номера. Другой У-2 снял верфь в районе Ленинграда, где строились подводные лодки. Управление стратегического планирования американского Генштаба и другие подразделения получили ценнейшую информацию о советских средствах ПВО, промышленных и военных объектах. Тщательно подготовленные разведывательные полеты помогли вскрыть многие секреты советской обороны. Были выявлены места расположения авиационных заводов, сделаны выводы о возможностях производства стратегических бомбардировщиков и их примерная численность, зафиксированы места расположения радиолокационных станций и позиции зенитных ракет. Советское правительство заявляло протесты. Но ни высотных перехватчиков, ни зенитных ракетных комплексов, способных достать У-2, не имело. А протесты, какими бы решительными они ни были, должного эффекта не имеют, если не подкреплены чем-то существенным.
Единственное, что проморгала американская разведка, это создание нового зенитного ракетного комплекса (ЗРК) С-75. Праздничным днем 1 мая 1961 года ракетой, пущенной со стартовой позиции С-75, был сбит в районе Свердловска самолет У-2, пилот Пауэрс взят в плен. Шпионские полеты прекратились раз и навсегда. Это было первое, ставшее широко известным, боевое применение нового комплекса. Награды получили не только воины-зенитчики и конструктора. Орденами Ленина были награждены и трое рабочих одного из свердловских заводов - слесарь-сборщик, радиомонтажница и радиорегулировщик. Это их подписи стояли в техническом паспорте боеголовки ракеты, поразившей У-2.
Во время боевых действий во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где применялись ЗРК средней (С-75) и малой дальности (С-125), выявились новые требования к зенитным ракетным комплексам. Стало понятно, что требуется мобильный комплекс, который в очень короткое время может быть развернут в боевое положение и так же быстро свернут в походное, чтобы срочно покинуть место дислокации. Дело в том, что зенитная батарея, нанеся удар по американским самолетам, тем самым обнаруживала себя. Тут же прилетало следующее звено истребителей-бомбардировщиков и накрывало позицию. Путем совершенствования конструкции ЗРК, тренировками, слаженностью боевых расчетов удавалось сократить нормативное время свертывания вдвое. Так, например, норматив для С-125 был 45 минут, а во Вьетнаме укладывались в 20-25 минут. Правда, при этом приходилось бросать большую часть кабелей, соединявших радиолокационные станции, командный пункт и пусковые установки.
В 1970-е годы диапазон технических характеристик летательных аппаратов вероятного противника был чрезвычайно широк: самолеты-разведчики, летящие на высоте более 20 км со скоростью 3-3, 5 М; тактическая авиация, наоборот, действующя на предельно малых высотах; бомбардировщики, вооруженные самонаводящимися ракетами с малой отражающей поверхностью, в том числе противорадиолокационные; беспилотные малые разведывательные самолеты; вертолеты и т. л. Одновременно совершенствовались средства управления боевыми действиями авиации, в состав которых входили системы радиоэлектронного обнаружения и противодействия.
Всесторонняя оценка перспектив развития воздушных ударных средств нападения позволила сделать вывод о возможности расширения номенклатуры летательных аппаратов и диапазона их тактико-технических характеристик в ближайшие годы. В качестве ответной меры требовалось создать принципиально новую систему зенитного вооружения, способную одновременно поражать несколько целей, отражать интенсивные налеты на всех высотах, всех воздушных средств нападения, в том числе таких, которые ещё находятся в стадии конструирования.
В результате исследований стали понятны контуры бкдущего ЗРК. Антенные системы должны использовать фазированную решетку. Электронное сканирование и использование ЭВМ позволят обстреливать несколько целей одновременно. Вертикальный старт ракет увеличит скорострельность комплекса, сделает возможным обстрел всех целей с любой установки комплекса, что было невозможно с установок наклонного старта. Кроме того, вертикальный старт ракеты из контейнера не требует предварительного оборудования позиции и грунтозащиты для предотвращения действия газовой струи двигателя ракеты.
Развитие полупроводниковой электроники, появление интегральных схем, создание быстродействующих вычислительных машин с последовательно-параллельной обработкой поступающей с радиолокаторов информации позволило резко повысить уровень автоматизации, сократив время на целеуказание, наведение и обстрел каждой цели. Все это стало базой для создания зенитной ракетной системы С-300. Опытно-конструкторские работы начались в 1969 году. Предусматривалось создание трех систем: С-300В ("Войсковая", С-300Ф ("Флотская") и С-300П ("ПВО страны").
Понятно, что столь объемную и разноплановую работу одно КБ проделать не может. Главный разработчик - ЦКБ "Алмаз" в кооперации с КБ "Факел" вело работы по созданию единого комплекса для всех родов войск и флота с унифицированной ракетой. Но единая ракета не могла перехватывать тактические баллистические ракеты "Першинг" и "Лэнс". Поэтому после отказа "Факела" от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск, эта работа была поручена КБ завода им. Калинина в Свердловске.
Это конструкторское бюро, известное всем как ОКБ "Новатор", в то время уже занималось разработкой комплекса ПВЛ Сухопутных Войск для обеспечения перехвата воздушных целей, летящих со скоростью до 2, 7 км/сек. Для сравнения: пуля из автомата Калашникова АК74 вылетает с начальной скоростью 0, 9 км/сек - в три раза медленнее! Ранее этим КБ уже были спроектированы несколько модификаций ракеты 3М8 для ЗРК "Круг".
Главным конструктором здесь был Лев Вениаминович Люльев. Свой жизненный путь он начал на Украине, первая профессия - слесарь. Кстати, Л. Люльев любил все делать своими руками и слесарных привычек не оставлял всю жизнь. Впоть до того, что соседям сантехнику ремонтировал - это Главный-то конструктор, дважды Герой Социалистического труда, лаурет всех премий! Закончив механический факультет Киевского политехнического института стал работать в Украинском научно-исследовательском институте сельскохозяйственного машиностроения. Там на практике постигал основы конструирования. Затем по его личной просьбе был окомандирован в распоряжение Всесоюзного орудийно-арсенального объединения. Два года работал в Перми на Мотовилихинском заводе, с прошлого века производящем артиллерийские орудия. Начинал сменным мастером, потом возглавлял бюро рационализации, был инженером конструктором. А потом Льва Люльева неожиданно перевели на единственный в стране зенитно-артиллерийский завод в городе Подлипки (ныне Королёв). Стояли тридцатые годы, бурно развивалась боевая авиация, а средства наземной защиты явно не поспевали за прогрессом. Люльева определили в только что созданную артиллерийскую секцию, позднее реорганизованную в опытный отдел. Именно из этого отдела выросло КБ-8, впоследствии ставшее "Новатором".
До войны КБ-8 успело разработать целый ряд артиллерийских систем: зенитные автоматы разных калибров, спаренные и счетверенные корабельные установки, 76-мм и 85-мм пушки. Последняя стала не только главной зениткой войны, но и послужила основой конструкции танковой пушки, которой во второй половине Великой Отечественной войны вооружалось большинство советских танков, в том числе Т-34-85.
Осенью 1941 года завод и КБ эвакуировали на Урал. Свердловск, накануне войны превратившийся в один из центров машиностроения вместе с десятками других предприятий принял и зенитно-артиллерийский завод с конструкторским бюро.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23