Потом Советского Союза не стало. На залоговых аукционах русская нефть перешла в частные руки. Сразу после этого в стране появились собственные мультимиллиардеры. Потому что деньги, которые раньше делили на всех, теперь сосредоточились в одних руках. Конец 1990-х стал кошмаром именно поэтому: кроме нефти и газа, торговать России было нечем, а нефть теперь была частной.
Понадобилось всего несколько лет, чтобы стало ясно: выстроенная система не может существовать долго. С олигархами нужно что-то делать. И после 2000-го новый президент стал понемногу разворачивать страну назад: к тому, с чего когда-то все начиналось. Жизнь в СССР отравляли тысячи глупых, ненужных, устаревших запретов – но в целом советская система была не такой уж плохой. Нужно разрешить людям носить ту одежду, которую они хотят, смотреть те фильмы, которые раньше смотреть запрещалось, и отдыхать в Турции. А саму советскую систему вернуть на место. И все будут довольны.
Наученная горьким опытом, русская власть делиться нефтяными деньгами с олигархами больше не собиралась. И не только нефтяными – вообще никакими деньгами. Власть поняла, что деньги лучше хранить во внутреннем кармане. Вместо банков Березовского, Гусинского и Ходорковского теперь, при Путине, денежки оказались сосредоточены на счетах «Газпрома», «Роснефти», «Рособоронэкспорта» и «Российских железных дорог». На смену гигантским частным состояниям ельцинской эпохи пришли еще более гигантские, но государственные компании.
Приватизированные и проданные на залоговых аукционах компании при Путине одна за другой стали возвращаться государству. Был восстановлен контроль над «АвтоВАЗом». Возвращены «ВСМПО-Ависма» (второй в мире производитель титана) и ОМЗ (крупнейшая в России компания тяжелого машиностроения). Выкуплена у иностранцев доля в проекте «Сахалин-2». А главное, вернулись нефтяные компании: Роман Абрамович добровольно продал «Сибнефть», а Михаил Ходорковский не совсем добровольно расстался с «Юганскнефтегазом». Деньги, прежде капавшие в карман бизнесменов, теперь должны были поступать в государственный бюджет. Именно на эти деньги власть собиралась кормить собственное население.
Для кого-то из олигархов новые правила игры стали трагедией. Березовский и Гусинский эмигрировали, Ходорковский сел в тюрьму. Для кого-то не стали: Потанин и Вексельберг не только сохранили свои богатства, но даже и преумножили их. Спокойно воспринял происходящее и нефтяной магнат Вагит Алекперов. Позади у него были десятилетия карьеры в СССР, с какой стати его должен был пугать come-back советских правил? Тем более что нефть интересовала путинскую команду постольку поскольку. Куда больше «питерских» интересовал газ.
Вписаться в мировую экономическую систему Россия попробовала довольно поздно. Самые теплые места были уже заняты. Русская нефть не очень привлекала западных покупателей. Основную ставку они делали на Персидский залив, а, скажем, США предпочитали покупать топливо у себя, в Западном полушарии (в Венесуэле и Мексике). Зато на руках у России оставалсякозырь, побить который не смог бы никто: природный газ.
По запасам газа наша страна занимает первое место в мире. Причем альтернативы этому топливу нет, а значит, и через десять, и через двадцать, и через тридцать пять лет Европа с Китаем станут по-прежнему покупать газ именно у нас. Потом, через тридцать пять лет, газ кончится. Но до этого времени покупатели будут приходить к нам, держа в руках чемоданы денег, а Россия (как и подобает монополисту) сможет назначать на свой товар любую цену. Пусть наша промышленность работает не очень, пусть наша армия давно утратила боеспособность, пусть население пьет все больше – пока у России есть газ, наша страна останется великой.
Существуют так называемые «градообразующие предприятия» – заводы, вокруг которых крутится вся жизнь города. Если убрать завод, исчезнет и населенный пункт. В России начала 2000-х обнаружилось «государствообразующее» предприятие, им стал «Газпром». Уже сегодня этот гигант дает стране один рубль из каждых девяти. А дальше обещают и еще более замечательные результаты. «Газпром» – это та самая печка, от которой пляшет все остальное. Уберите его – и страна просто исчезнет.
Когда игрок четко понимает, что за карты у него на руках, его дальнейшие ходы становятся понятны сами собой. Как только страна поняла, что именно теперь является ее национальной идеей, для нее тут же прояснились многие прежде туманные вопросы. Сможет ли Россия стать такой же могучей, как СССР? Вряд ли, ведь выручка от проданного газа не сможет покрыть совсем уж огромный военный бюджет. А может ли Россия распасться на несколько более компактных государств? Тоже вряд ли: наших запасов газа худо-бедно хватает на одну Россию, но точно не хватит на пять-шесть мини-россий. Хорошо ли, если Россия широко распахнет объятия западному бизнесу? Не факт: если бы в 1990-е русский газ перешел в руки иностранных компаний, то на какие бы деньги все мы сегодня жили? Но должна ли Россия жестко вести себя с соседями, так, как в советские времена? Тоже нет: лучше всего для торговли сырьем подходит мирная и доверительная обстановка.
Хаос и бесконечные метания остались в прошлом. Россия постепенно понимала, каково ее место в мире. Мечты об империи остались в прошлом, зато появились надежды на спокойное и обеспеченное существование. Ко второму президентскому сроку Владимира Путина страна была уже совсем не та, что еще несколько лет назад.
Роман Абрамович
Первое место:
Роман Абрамович (1967 года рождения).
Около $19 миллиардов, до середины 2000-х – компания «Сибнефть».
1
Осенью 2006 года британский таблоид «News Of The World» опубликовал статью, которая называлась «Ирина Абрамович планирует устроить самый крупный развод в истории». Статья стала неожиданностью для всех. Прежде казалось, будто положение в семье самого богатого русского бизнесмена безоблачно. Таблоид уверял, что это не так.
Образцовый брак русского миллиардера Романа Абрамовича дал трещину. Абрамовичи изо всех сил старались скрыть разрыв их отношений, но многие люди это заметили. Последней каплей, толкнувшей семью к разводу, стали отношения Романа с 23-летней брюнеткой Дарьей Жуковой, экс-невестой теннисиста Марата Сафина.
Владелец «Челси» до сего момента если и гусарил, то лишь на футбольном рынке. Что касается амурных похождений, то, несмотря на относительную молодость (Роману тридцать девять лет), чукотский губернатор в ловеласах не числился. Пятнадцать лет подряд он хранил верность белокурой супруге Ирине. Та тоже доверяла мужу и без разговоров терпела его длительные поездки, которых требовали футбол и бизнес. Она не могла летать за мужем по всему миру вместе с пятью детьми и командой нянек. Во время одной такой поездки Абрамович и познакомился с Дарьей.
Говорят, знакомство произошло в феврале прошлого года в Барселоне, где в рамках 1/8 финала Лиги чемпионов «Челси» бился с «Барсой». Олигарх и светская красотка (к тому моменту, кстати, официально еще не расставшаяся с Сафиным) встретились на послематчевой вечеринке в отеле «Хилтон». С тех пор Даша и Роман неразлучны: якобы девушка регулярно наблюдает за домашними матчами «Челси» из личной ложи олигарха и летает с ним на его самолете по всему миру. Теперь, в результате этой связи, Абрамович рискует потерять половину своего состояния, которое оценивается почти в $20 миллиардов. Ирина Абрамович начала консультации с адвокатами по вопросу развода и раздела имущества. Речь идет об океанах наличных денег, компаниях, яхтах, домах и суперавтомобилях, которые, возможно, будут разделены.
Жена миллиардера Абрамовича редко попадает на обложки журналов и в сводки новостей. Однако при этом ее имя было включено в список десяти самых влиятельных блондинок Великобритании. Помимо Ирины Абрамович в список попали самая богатая блондинка королевства Кристина Грин, певица и актриса Сиенна Миллер, супермодель Лили Доналдсон, супруга лорда Вестминстерского Наталья, подружка принца Гарри Челси Дейви и супруга принца Чарльза Камилла Паркер-Боулз. А первое место рейтинга досталось дочери медиамагната Руперта Мердока Элизабет. Жена Романа Абрамовича замыкает десятку рейтинга. Издание «Tatler» охарактеризовал ее как «женщину с железным характером, которая обосновалась в списке надолго».
По появившейся информации Ирина Абрамович обратилась за юридической помощью в одну из лучших адвокатских контор Великобритании «Sears Tooth». О том, что собой представляют эти акулы юриспруденции, берущие за работу не меньше 500 фунтов в час, красноречиво говорят их профессиональные прозвища – Рэймонд Тут по кличке Jaws (Челюсти) и Николас Мостин, прозванный Mr. Payout (Мистер Выплата). Они, в частности, помогали разводиться Шерил Бэрримор с комиком Майклом, а Сэди Фрост – с голливудским актером Джудом Лоу. Кроме того, одного из адвокатов нанимал сэр Пол Маккартни, когда разводился с Хизер Миллс.
Николас Мостин не так давно вел дело некоей Мелиссы Миллер, которая решила расстаться со своим мужем. После рассмотрения ее дела суд отдал ей девять миллионов из тридцатимиллионного состояния ее мужа! И это при том, что супруги Миллер прожили вместе всего три года и не имеют общих детей. Напомним, что Роман и Ирина прожили вместе пятнадцать лет и имеют пятерых детей.
Абрамович занимает 11-е место в рейтинге самых богатых людей планеты. Ирина – вторая супруга миллиардера, вышла замуж за него в 1991 году. Если адвокаты смогут отсудить у Абрамовича половину состояния, Ирина получит самую крупную в истории выплату по разводу – приблизительно десять миллиардов долларов. До сих пор самой крупной суммой, выплаченной по итогам бракоразводного процесса, был 1 миллиард фунтов стерлингов. Именно столько в 2002 году заплатил своей бывшей жене американский медиамагнат Самнер Редстоун.
2
Роман Абрамович рано остался сиротой. Его мама скончалась в результате неудачной операции, когда сыну только-только исполнился год. Спустя несколько месяцев погиб отец Романа. Он работал на стройке, и там произошел несчастный случай: на него обрушилась плохо закрепленная на кране бетонная плита.
Маленького Романа взял на воспитание его дядя. Жил тот в маленьком городе Ухта. До шестнадцати лет ребенку ничего не говорили о том, что произошло с его родителями. Папой и мамой Роман называл дядю и его супругу. Через несколько лет из Ухты Абрамович перебирается к бабушке в Москву. Там он заканчивает школу. Одноклассницей Романа была будущая певица Наталья Штурм, позже записавшая песню «Окончен школьный роман». Кокетничая и отводя глаза, Наталья многократно говорила, что в те годы ей нравился совсем другой одноклассник, нынешний актер Максим Суханов, и вообще, к Роману Аркадьевичу ее «Школьный роман» отношения не имеет. Впрочем, Наталья говорила это так, что сразу становилось ясно: на самом деле еще как имеет!
Что уж там было на самом деле, ведомо только самим бывшим одноклассникам. После школы Абрамович провалился на вступительных экзаменах в вуз, уехал обратно в Ухту, поступил в местный индустриальный институт, но через полгода бросил его и ушел в армию. Демобилизовавшись, некоторое время размышлял, в какую сторону идти дальше. Как-то в интервью Абрамович рассказал о тех годах: «После армии я какое-то время работал в строительно-монтажном управлении. Должность называлась „начальник сварочного агрегата„. Работа такая: утром пришел, включил. Вечером еще раз пришел – выключил“.
Через некоторое время двадцатилетний Абрамович женился. Супруга была старше его на три года, и у нее к тому времени уже была дочь. Абрамович удочерил ее и, хотя времени постоянно не хватало, много с ней возился. Именно тогда он затеял первый в своей карьере бизнес: на деньги, вроде бы занятые у родителей жены, открыл кооператив «Уют». Занималась эта структура производством резиновых игрушек и женской бижутерии.
Разумеется, серьезным этот бизнес не был. Игрушки и бижутерия – все это смешно звучало даже для самых первых лет кооперации. Зато, будучи директором кооператива, Роман познакомился с несколькими молодыми людьми, которые как раз окончили Московский институт нефти и газа имени Губкина, и решил сменить профиль деятельности. Через несколько лет бывшие институтские приятели уже работают в западносибирской нефтянке, а Абрамович, забыв об игрушках, заключает первые контракты на поставку нефтепродуктов.
Работа была такая, что приходилось постоянно перемещаться: из Москвы в Сибирь, оттуда в США, на обратном пути нужно заскочить в Лондон, а потом, быстро переодевшись в Москве, опять мчаться в Сибирь. Говорят, во время одного из таких полетов Роман и познакомился с блондинкой-стюардессой Ириной. Всего через месяц с небольшим прежний брак Абрамовича был расторгнут и заключен новый. Впрочем, мама Ирины уверяла в интервью, что все было не так. И познакомилась ее дочь с будущим мужем вовсе не в самолете, и период ухаживания длился почти год.
Стюардесса Ирина Маландина стала женой начинающего бизнесмена Романа Абрамовича. Вскоре у них родилась дочь, а через десять лет детей было уже пятеро: две девочки и трое мальчиков. Первая супруга Романа также вскоре нашла свое счастье. Она вышла замуж за музыканта, пианиста из аккомпанирующего состава Авраама Руссо и Лаймы Вайкуле. Иногда бывшая супруга богатейшего бизнесмена страны подрабатывает тем, что за деньги дает интервью иностранным изданиям. По слухам, ее откровенный рассказ о Романе стоит 30 тысяч долларов.
3
В 1995 году бизнесмен Борис Березовский обратил свое внимание на нефтяную отрасль. Прежде он делал деньги в основном на торговле автомобилями Волжского автозавода и на операциях со счетами авиакомпании «Аэрофлот». Но теперь все это для самого богатого и влиятельного предпринимателя России было уже мелковато. Березовский планировал развернуться по-настоящему.
Вообще-то государство расставалось с нефтянымипредприятиями очень неохотно. В частные руки было передано несколько месторождений и перерабатывающих предприятий. Вагит Алекперов создал свой «ЛУКОЙЛ», Виктор Вексельберг – компанию «ТНК». Но остальное государство хотело бы сохранить за собой. До эпохи залоговых аукционов доступ к торговле нефтью для частных лиц был категорически закрыт.
Газовые богатства страны были сосредоточены в гигантском концерне «Газпром», а нефтяные переданы в руки тоже государственной компании «Роснефть». «Газпром» был крупнейшей по величине русской компанией, а «Роснефть» занимал вторую строчку. Именно эти две компании давали стране большую часть ее бюджета. Менять такое положение вещей смысла не было. Однако в 1995-м оно все-таки было изменено. Теперь никто уже не в состоянии сказать, как так получилось, но Борис Березовский уговорил-таки власть поделиться нефтяными денежками.
Сам Борис Абрамович специалистом в нефтянке не был. Чтобы разобраться, как в этом бизнесе все устроено, ему был необходим человек, знающий отрасль изнутри. Таким человеком и стал Роман Абрамович. Ему было всего двадцать девять, но последние несколько лет он занимался как раз операциями с нефтью.
Вскоре президент Ельцин подписал указ о создании компании «Сибнефть». На первых порах Абрамович занимал в ней скромную должность главы московского представительства. Но время шло, и все менялось. По ходу создания компании Абрамович познакомился с несколькими высшими государственными чиновниками. Он был действительно очень приятным в общении молодым человеком. Вскоре деловые связи переросли в чисто человеческую привязанность. Утверждали, что с главой президентской Администрации Валентином Юмашевым Абрамовича связала настоящая дружба. В общем, дела начали развиваться.
В 2000-м Борис Березовский перешел в жесткую оппозицию новому президенту Путину. Вскоре ему пришлось и вообще уехать из страны. Активы, оставшиеся в России, Березовский решил продать. Покупателем стал Абрамович. Именно после этого предприниматель превратился в самого богатого бизнесмена России и одного из двадцати самых богатых людей планеты.
4
Роман был совсем молод. Чем еще заниматься и в какую сторону двигаться, понятно не было. Если бы в рейтинге «Forbes» он занимал вторую строчку, можно было, напрягая силы и сжимая волю в кулак, бороться за лидерство. Но он и был лидером. Он и был номером один. Ему было только тридцать четыре. А он уже стоял на самой вершине.
В 2000 году Абрамович выставляет свою кандидатуру на выборах губернатора Чукотки. И побеждает с результатом девяносто процентов голосов. Журнал «Forbes» утверждал, что на главной витрине музея в Анадыре хранится два моржовых клыка: на одном вырезан Ленин с чукчами, а на втором – точно такого же размера губернатор Абрамович со своими избирателями.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17