А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

в иных Вселенных все может быть иначе!). Я прошу не обращать особого внимания на заключенное в кавычки прилагательное "макроскопических". Оно связано с гипотезой "компактизации", согласно которой большинство измерений компактифицированно, то есть замкнуто само на себя в очень малых масштабах.
Предполагается, что между разными Вселенными нет причинной связи. Именно это оправдывает их трактовку как отдельных Вселенных. Я называю эту грандиозную структуру "Мега-Вселенная". Идеи "Мега-Вселенной" чрезвычайно интересны. Быть может, истина лежит именно в этом направлении. Для меня в некоторых из этих построений есть, однако, одна неясность несколько технического характера. Вполне допустимо предположить, что условия в различных областях пространства совершенно различны. Но обязательно законы природы должны быть всюду и всегда одними и теми же. Природа не может быть похожей на Королеву в сказке Кэрролла "Алиса в стране чудес", которая по своему произволу изменяла правила игры в крокет. Бытие не игра. Мои сомнения относятся к тем гипотезам, которые допускают разрыв непрерывности пространства-времени. Допустимы ли такие процессы? Не есть ли они нарушение в точках разрыва именно законов природы, а не "условий бытия"? Повторяю, я не уверен, что это обоснованные опасения; может, я опять, как в вопросе о сохранении числа фермионов, исхожу из слишком узкой точки зрения. Кроме того, вполне мыслимы гипотезы, где рождение Вселенных происходит без нарушения непрерывности.
Предположение, что спонтанно происходит рождение многих, а быть может, бесконечного числа отличающихся своими параметрами Вселенных и что Вселенная, окружающая нас, выделена среди множества миров именно условием возникновения жизни и разума, подучило название "антропного принципа". В концепции многолистной Вселенной антропный принцип тоже может играть роль, но для выбора между последовательными циклами или их областями. Эта возможность рассматривается в моей работе "Многолистные модели Вселенной". Одна из трудностей многолистных моделей заключается в том, что образование черных дыр и их слияние настолько нарушает симметрию на стадии сжатия, что совершенно непонятно, пригодны ли при этом условия следующего цикла для образования высокоорганизованных структур. С другой стороны, в достаточно продолжительных циклах происходят процессы распада барионов и испарения черных дыр, приводящие к выглаживанию всех неоднородностей плотности. Я предполагаю, что совокупное действие этих двух механизмов -образования черных дыр и выравнивания неоднородностей -приводит к тому, что происходит последовательная смена более "гладких" и более "возмущенных" циклов. Нашему циклу, по предположению, предшествовал "гладкий" цикл, во время которого черные дыры не образовались. Для определенности можно рассматривать замкнутую Вселенной с "ложным" вакуумом в точке поворота стрелы времени. Космологическая постоянная в этой модели может считаться равной нулю, смена расширения сжатием происходит просто за счет взаимного притяжения обычного вещества. Продолжительность циклов возрастает вследствие роста энтропии при каждом цикле и превосходит любое заданное число (стремится к бесконечности), так что условия распада протонов и испарения черных дыр выполняются.
А.Д. Сахаров. Воспоминания
В рамках гипотезы "Большого взрыва", горячим приверженцем которой он был, Сахаров отстаивал идею "многолистной модели Вселенной", предполагающую непрерывное возвращение Вселенной (или точнее -- вселенных) к некоторым исходным точкам. Если воспользоваться образом, предложенным самим Сахаровым, в процессе бесконечной космической эволюции вечно перелистываются страницы книги "материального бытия" (отсюда и название "многолистная модель"). Один цикл незамедлительно сменяется другим. Естественно, "убийственный вопрос": что же было до начала самого первого цикла -- не снимается. Но он решается нетривиальным способом. А.Д. Сахаров предположил, что в момент начала первого цикла происходит обращение времени (рис. 94). Иными словами, до этого момента происходит то же самое, что и после него, но только в обратном порядке. Поскольку при обращении времени меняют направление все физические, химические, биотические и прочие процессы, -- обитатели каждой вселенной (а Сахаров был убежден в множественности населенных миров) живут в твердом убеждении, что время течет в единственно возможную сторону -- из прошлого в будущее.
Согласно гипотезе Мега-Вселенной, одновременно образовалось огромное количество разных миров с разными условиями существования (в частности, с разным числом пространственных измерений, а, возможно, и с несколькими осями времени) (рис. 95). Нашему же изучению доступен только тот единственный мир, в котором возможно существование разумной белковой жизни (антропный принцип). Однако, по Сахарову, разум независим от носителей-индивидов и способен передавать информацию представителям будущих циклов и иных миров.
С многолистными моделями связана еще одна интригующая воображение возможность, верней -- мечта. Может быть, высокоорганизованный разум, развивающийся миллиарды миллиардов лет в течение цикла, находит способ передать в закодированном виде какую-то самую ценную часть имеющейся у него информации своим наследникам в следующих циклах, отделенных от данного цикла во времени периодом сверхплотного состояния?.. Аналогия -- передача живыми существами от поколения к поколению генетической информации, "спрессованной" и закодированной в хромосомах ядра оплодотворенной клетки. Эта возможность, конечно, совершенно фантастична, и я не решился писать о ней в научных статьях, но на страницах этой книги дал себе волю. Но и независимо от этой мечты гипотеза многолистной модели Вселенной представляется мне важной в мировоззренческом философском плане.
А.Д. Сахаров. Воспоминания
АСТРОЛОГИЯ -- НАУКА ИЛИ МИФОТВОРЧЕСТВО?
На протяжении тысячелетий изучение звездного мира происходило по нескольким взаимосвязанным между собой направлениям. Самое надежное среди них -- наблюдение, так как соответствует видимой всеми небесной картине. Менее надежно теоретическое объяснение, так всегда существует множество конкурирующих и постоянно сменяющих друг друга концепций. И, наконец, самое ненадежное -- астрологическое направление. Но не потому, что долгое время преподносилось, как альтернатива научному. Напротив, ныне они все более и более пересекаются и смыкаются. Рационально понимаемая астрология на наших глазах превращается в космобиологию. Но фактов, объясняющих так называемое влияние звезд и планет на судьбы людей, все еще не достаточно.
Не вполне приемлема и традиционная астрологическая интерпретация накопленных сведений, ибо звезды и созвездия "предписывают судьбу" не напрямую, а лишь как составные элементы целостного Космоса. Это его закономерности, включая закономерности движения и эволюции звезд, оказывают непосредственное воздействие на биосферу Земли и конкретных индивидов. А звезды лишь фиксируют в качестве своего рода знаков местоположение Солнечной системы, ее местопрохождение через определенные участки Галактики или какие-то глубинные и неизвестные современной науке изменения в полевой структуре самой Галактики, возникающие при ее естественном вращении или ее сопряжении с другими галактиками и Вселенной в целом. По-иному обстоит дело с планетами, особенно ближайшими к Земле. Как Луна обусловливает океанические приливы и отливы, а также некоторые жизненные и психические процессы, так и другие планеты Солнечной системы -- наверняка в меньшей степени и, скорее всего, в совокупных конфигурациях -- оказывают влияние на жизнь и социум. По расстановке космических знаков -- звезд и планет -- в небесной книге астрологи традиционно и судят об их "предписаниях". Другими словами, светила -- не прямые вершители, а светофоры судьбы -- указатели направления хода событий.
Американский врач и биометролог Е.С. Мэкси, выступающий за возвращение астрологии в лоно официальной науки, следующим образом аргументирует свою точку зрения. Человек -- наиболее развитый вид в экосистеме Земли и находится под воздействием сил, исходящих от нашего Солнца. Активность последнего, в свою очередь, также обусловлена влиянием космических сил, регулирующих деятельность этого светила. И если расположение планет влияет на механизмы солнечной активности, то совершенно очевидно, что они влияют на экосистему земного шара и самого человека. Таким образом, мы приходим к научной астрологии, утверждающей, что жизнь людей подвержена воздействию планет.
Между прочим, астрономия в ее нынешнем понимании в прошлом именовалась астрологией -- в точном соответствии с образующими этот термин словами: "астрон" - "звезда" + "логия" - "учение, знание, наука" = "учение (наука) о звездах" (по аналогии с другими понятиями, означающими науки, -- биология, зоология, энтомология, антропология, физиология, психология, филология, экология, этнология и др.). Астрономия же дословно означает "законы звезд" ("астрон" - "звезда" + "номос" - "закон"). Кстати, в древнерусской ученой традиции название науки вплоть до ХVIII века так и переводилось -- "звездозаконие", означая, однако, и наблюдательную астрономию и предсказательную астрологию (рис. 96). Впрочем, и та и другая всегда тесно взаимодействовали.
В прошлом непревзойденными астрологами, как уже упоминалось, были халдейские звездочеты. Древнегреческий летописец Диодор Сицилийский сообщает в своей многотомной "Исторической библиотеке", что, по учению халдеев, "блуждающие звезды" - планеты "оказывают величайшее воздействие как благое, так и вредоносное на род людской; и именно из природы этих планет и их изучения они [халдеи] узнают, что предназначено человечеству" (11. 31.1).
В Новое время многие выдающиеся ученые были одновременно и астрономами и астрологами. Например, Кеплер -- хорошо известен гороскоп, составленный им для известного полководца Валленштейна, в котором с точностью до месяца была предсказана насильственная смерть (убийство) этого самого известного деятеля времен всеевропейской Тридцатилетней войны (рис. 97). Такое положение, помимо природной любознательности ученых, объяснялось еще и тем, что во все времена на Востоке и на Западе деньги теми, у кого они были (государи, короли, князья, правители и т.п.), выделялись только под астрологическую деятельность, что позволяло строить обсерватории, закупать или заказывать нужные инструменты, выкраивать время для собственно астрономических исследований. Ситуация коренным образом стала меняться где-то с конца ХVII - начала ХVIII веков, хотя, скажем, в германских университетах астрология преподавалась в качестве учебной дисциплины до 1820 года.
Движение планет циклично: каждая совершает полный оборот вокруг Солнца за строго определенный период времени. Для Земли это -- всем хорошо знакомый календарный год, равный примерно 365 суткам; для Меркурия -- около 88 земных суток; для Венеры -- около 224 суток; для Луны -- около 27 суток; для Марса -687 суток; для Юпитера -- около 11 лет; для Сатурна -- около 29 лет; для Урана -- около 84 лет; для Нептуна -- около 164 лет и для Плутона -- около 247 лет. В конечном счете данные циклы обусловливают расположение и самих планет по отношению к земному наблюдателю, и звезд на небе по отношению к "блуждающим" планетам. Поэтому нет ничего удивительного в том что астральной ритмике подчинены конкретные природные и жизненные процессы на Земле.
Конкретную реализацию все это находит и в так называемой обусловленности человеческого характера, линий поведения и в конечном счете самой человеческой жизни "благоприятным" или "неблагоприятным" расположением звезд и планет и в первую очередь зодиакальных созвездий. Хотя во все времена и у всех народов данное обстоятельство считалось одной из величайших тайн Вселенной, -- на самом деле оно поддается более чем простому объяснению. Вполне естественно, что в своем годичном движении вокруг Солнца Земля постоянно оказывается приближенной или удаленной к тем или иным участкам Галактики, к находящимся там звездам, к направленным потокам энергии и многообразным видам излучений. На привычной небесно-звездной карте данный бесспорный факт фиксируется в форме привязки к одному из 12 зодиакальных созвездий, то есть к некоторой точке на линии годичного прохождения Солнца по зодиакальным созвездиям. Вся эта космическая комбинация сугубо условна, поскольку в действительности перемещается не Солнце, а Земля. В результате на небе происходит изменение отношений в расположении светил. Но за кажущимися небесными перестановками скрывается нечто серьезное -- изменение в дозировках космической энергии, получаемых каждым индивидом (при зачатии и рождении они приобретают "роковое" значение).
О влиянии лунных и солнечных ритмов вообще говорить не приходится. Данная сторона проблемы уже освещалась выше в соответствующих разделах. Однако нет никаких сомнений и в том, что звездно-планетная гармония и цикличность сопряжены также и с галактической ритмикой (внутригалактическое движение Солнечной системы в направлении созвездия Льва, собственное вращение нашей Галактики, межгалактические феномены и т.п.). Закономерности указанных явлений во многом неясны -- о них можно только догадываться. Тем не менее вопрос о космических циклах, их влиянии на человеческую историю и -- шире -- на историю эволюции нашего дома -- Земли -- ставился постоянно. Особенно продвинулась естественно-историческая проработка данного вопроса в ХХ веке усилиями отечественных ученых-космистов.
Долгое время я не слишком верил в астрологические прогнозы и астрологические характеристики людей. Но однажды решился вникнуть. А для анализа избрал "звездно-психологические параметры" человека, родившегося под знаком Водолея. И вот что я узнал:
Краткая характеристика детей, родившихся с 20 января по 18 февраля:
Солнце тогда передвигается через зодиакальный знак ВОДОЛЕЯ. Этот тип ребенка один из самых забавных во всем Зодиаке. Непочтительный в отношениях с другими, он всегда будет требовать от них внимания или даже любви. В хороводе маленькие Водолеи чувствуют себя как рыба в воде. Родители могут вспоминать своих предков хоть до четвертого колена, но ничего подобного среди них не найдут.
Такой ребенок для родителей просто Божья благодать, если только они не из мещанской среды с ее традициями или не придерживаются каких-либо предвзятых взглядов. В этом случае инфаркт им обеспечен, так как они найдут у своего чада все, кроме того, о чем когда-то мечтали задолго до его рождения. Во всяком случае, мечты и идеалы Водолея, его детские затеи и подростковые намерения или будущие взрослые планы и цели ни в малейшей степени не связаны со старым мещанским образом жизни или мировоззрением.
Родителям поневоле приходится знакомиться со сверхмодными идеями своих детей, удивляться тезисам их новейшей морали, где идеальным образцом союза считаются не семейные узы, а дружба и товарищество. Водолеи -- это идеалисты и утописты, философы и социальные мыслители, это революционеры, бунтари и мятежники -в зависимости от их духовного уровня. Внутренние убеждения они защищают с большим упорством и настойчивостью, умело, логично и аргументированно, также как друга и единомышленника или близкого человека, или любую работу, или дело. Все отношения с внешним миром и окружающей средой зависят у них от чувства симпатии или антипатии.
Часто долгое и длительное общение с одними и теми же людьми может довести их до одинакового с ними образа мышления, хотя в спорах, дебатах и дискуссиях Водолеи проявляют своеволие и своенравие, а их упрямство может дойти до строптивости и твердолобия.
Свои собственные идеи и планы они будут осуществлять, не считаясь с любой оппозицией, твердо и уверенно, с исключительной оригинальностью. По темпераменту они сангвиники с большой телесной и духовной подвижностью. А по характеру они спокойные и терпеливые, мягкие и нежные, очень трудолюбивы, но с ограниченной работоспособностью. Вечно они переполнены множеством всяких идей, но -- перегружаться лишними работами не любят. Перенапряжение и переутомление для них противопоказаны.
Большая часть Водолеев открыты, меньшая -- скрытны, но все они артистичны и привлекательны. Их нрав никакому контролю не поддается. Они часто принимают на себя удары судьбы, испытывая ее превратности, чувствуя неустойчивость своего положения. Часто все их благие порывы и намерения разбиваются о повседневные мелочи реальной жизни. А невозможность примирить требования своего духа и души с житейскими претензиями и нуждами нередко угрожает опасностью ломки всего их существа.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55