А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

06.1941 г.?
Ответ: Превентивная война предполагает грозящую опасность. Такой опасности политически не было. Существует даже пакт о дружбе и ненападении, который добросовестно соблюдался Советским Союзом. Развертывание русских войск было ответом на германское наступление и представляло собой акт обороны.
Доказательства: вся масса резервов и значительные части танковых войск находились далеко от границы. И, что особенно важно, русская авиация не была готова к наступательной войне.
В указаниях ОКВ по плану «Барбаросса» не было также речи о превентивной войне. В указании (№ 21) ОКВ от 18 декабря 1941 года давались лишь директивы по чисто наступательному плану. Момент наступления на Советский Союз должен был быть выбран в зависимости от условий погоды, при которых возможна переброска войск на территории России, примерно середина мая. В соответствии с этим все приготовления должны были быть закончены к 15мая 1941 года.
Опираясь на дополнительные источники, которые Гитлер хотел получить, захватив русские территории, он надеялся заставить Англию заключить мир. Он хотел убедить ее, что продолжение войны против Германии после поражения России уже не имеет смысла. Эту мысль Гитлер открыто высказал в своей речи на совещании главнокомандующих всех трех родов войск, которое состоялось в первой половине июня 1941 года, в имперской канцелярии. Кроме того, Гитлер сказал тогда, что восточные земли необходимы для обеспечения жизненных основ германского народа.
Таким образом, война против Советской России представляется захватнической войной, для которой мнимая превентивная война служила лишь предлогом.
2-й вопрос: Как вы объясняете тот факт, что высшее военное командование, Генеральный штаб и весь офицерский корпус вообще беспрекословно выполняли приказы Гитлера?
Ответ: Это объясняется прежде всего традиционной установкой германского офицерского корпуса — выполнять приказы, не думая о политических причинах.
Кроме того, здесь играли роль следующие причины:
а) господствовавшее в офицерском корпусе традиционное мнение, что политика сильной руки представляет собой наилучшую основу для защиты интересов страны;
б) широко распространенный среди немецкого народа взгляд, что Германия на своей территории не имеет достаточно источников существования.
Как я убедился впоследствии, мы не понимали того, что в XX столетии демократия и национальный принцип являются определяющими факторами.
3-й вопрос: Не находились ли и вы под впечатлением угрозы большевизма и не видели ли вы в ней основания для превентивной войны?
Ответ: Я признаю, что и на меня — наряду со значительной частью германского народа — в известной мере действовала постоянная публичная пропаганда против большевизма. Несмотря на это, мне было ясно, что для предотвращения идеологической опасности нет необходимости вести наступательную войну.
Наоборот, эта пропаганда, которая сбивала с толку и разжигала чувство ненависти у германского народа, имела целью морально подготовить его к войне против Советского Союза.
Грозящая якобы идеологическая опасность послужила для Гитлера одним из предлогов для маскировки подготовляемой им захватнической войны.
2 февраля 1946 года. В 18.50 опустились на аэродроме в Берлине. Все благополучно. Меня, генерала Бушенхагена и сопровождающих устроили в Потсдаме. Спустя почти 4года— я снова на родине.
5 февраля 1946 года. Приехали 4.02.46 г. в 6 часов вечера в Плауен. Настроение — вполне удовлетворительное. Особое удовольствие вызвали увиденные в пути уже засеянные поля и широкомасштабные восстановительные работы.
6 февраля 1946 года. С нами беседовал генерал-майор Александров. В ходе беседы были заслушаны следующие вопросы:
а) о германской агрессии против СССР;
б) о вовлечении сателлитов в войну против СССР;
в) о колонизации СССР;
г) о военных преступниках, находящихся на процессе;
Согласились по указанным вопросам об известных нам фактах расширить и усилить формулировки. Выступление ориентировочно предстоит 11—12 февраля 1946 года.
12 февраля 1946 года. Вчера и сегодня я и Бушенхаген давали развернутые показания на процессе, которые, по мнению русских, произвели большое впечатление на подсудимых и присутствующие иностранные делегации.
К исходу дня радиопередачи Москвы и Лондона коренным образом улучшили настроение — я сделал это не зря.
15 февраля 1946 года. Сегодня мне передали письмо от Нелли. Она пишет, что живет в Шорндорфе (под Вюртембергом) с июля 1945 года, Панорамаштрассе, 32. До этого она жила три месяца у двоюродного брата Карла в Лайдингене. Слава Богу, Кока, Пусси и маленький Ахим живут в Баден-Бадене, у них 2 комнаты. Нелли подтвердила, что при прежнем правительстве они были арестованы. Об Эрнсте и остальных она ничего не знает с декабря 1944 года.
16 февраля 1946 года. Сегодня передали письмо от Зюсси. Наконец-то все встало на свои места — теперь я знаю все о своей семье. Оказывается, Зюсси также приезжал в Нюрнберг, но встреча с ним, к сожалению, не состоялась — он приехал уже после того, как я улетел в Россию. А жаль, так бы хотел с ним встретиться!
Если бы я раньше знал все подробности о своей семье, то использовал их на процессе и выступил бы более резко. Разве я не имел права выступить против этих свиней?! Жену мою бросили в Дахау — в лагерь уничтожения!
Жаль, что я не ответил защитникам резче. Надо было сказать, что мы подняли свой голос, чтобы объяснить немецкому народу: Гитлер вел к преступлениям, а когда это от нас услышали, наши семьи были брошены в концлагерь.
20 апреля 1946 года. Сегодня я написал письмо Зюсси, в котором поблагодарил за его весточку от 14.02 с фотографиями. Я очень рад был получить их, так как до сих пор у меня ничего не было. Больше всего я рад был узнать, что у него и его семьи все хорошо.
Я сообщил ему, что не смог бы увидеть его в Нюрнберге, так как был там только 11—12.02.
Как все-таки меня угнетает мысль о том, что все мои родные были под арестом! Хотя печальные известия о моей семье стали мне известны разными путями еще раньше. Нельзя сказать, чтобы они облегчали мне жизнь. Вообще же я живу, учитывая обстоятельства, в самых благоприятных условиях, которые только можно себе представить. Я живу в надежде на тот день, когда все мы сможем снова встретиться!
Благодаря любезности доктора Хадермана до меня дошло письмо Коки — первое за все эти годы. Радость, вызванная получением этих писем, к сожалению, омрачается подтверждением известия о смерти наших любимых! Бедная Пусси и бедный маленький Ахим! Мне очень тяжело, что после столь трудного времени в концентрационном лагере им приходится и сейчас жить в таких тяжелых условиях. Но не будем терять надежды, что и это когда-нибудь кончится и в один прекрасный день мы встретимся! Я страстно жду этого дня!
30 марта 1946 года. Сегодня говорили с Бушенхагеном о нашей будущей судьбе. Я сказал ему, что примерно знаю, какие должности русские могут предложить нам: 1) Главный начальник полиции в советской зоне; 2) Президент Красного Креста; 3) «Русско-немецкое общество». Любая из этих должностей была бы просто замечательна — ведь назначение на нее автоматически означает возвращение на родину.
3 мая 1946 года. Сегодня меня попросили подготовить ответы на некоторые вопросы, представляющие интерес для русских военных. С удовольствием сижу уже полдня и, как маленький гимназист, отвечаю на них.
1. В каком месяце была получена первая директива о подготовке вторжения в Англию и кем она была подписана?
Ответ: Директива об операции против Англии поступила в 6-ю армию в июле 1940 года. Она была подписана — насколько верно я помню — фельдмаршалом фон Браухичем, главнокомандующим сухопутными армиями.
2. Кто был истинным творцом плана «Морской лев»?
Ответ: Вполне вероятно, что мысль о плане «Морской лев» исходила от самого Гитлера.
3. Какую роль в разработке плана вторжения играли Геринг, Кейтель и Редер?
Ответ: Насколько мне известно, Геринг и Редер за пределами своих областей в разработке этого плана не участвовали. Кейтель лично не обладал творческим умом. По его указаниям в штабе управления вооруженными силами разрабатывались исполнительные приказы, соответственно идеям и намерениям Гитлера.
4. Кто командовал в августе 1940 года 6-й, 9-й и 16-й армиями и кто был начальниками штабов этих армий?
Ответ: Командующими и начальниками штабов 6-й, 9-й и 16-й армий в августе 1940 года были:
5. Когда было организовано командование группой «Вест», кто был командующим группой и кто возглавлял штаб группы «Вест»? Кто командовал военно-морским флотом «Вест»?
Ответ: Штаб армейской группировки «Д» (главнокомандующего на Западе) был образован в октябре 1940 года, со штаб-квартирой в Версале. Главнокомандующий — фельдмаршал фон Витцлебен. Начальник штаба: генерал-лейтенант Гильберт.
Кто командовал военно-морским флотом «Вест», мне не известно.
6. Кто возглавлял операции с 10 мая по 22 июня 1940 года во Фландрии и во Франции? Существовало ли в это время объединенное руководство «Вест» или же всеми войсками, действовавшими на Западе, руководила штаб-квартира Главного командования сухопутных сил?
Ответ: Операциями в Голландии, Бельгии и Франции с 10 мая по 22 июня 1940 года руководило Главное командование сухопутных сил (ОКХ). Главнокомандующий — фельдмаршал фон Браухич; начальник Генштаба — генерал-полковник Гальдер.
Но при случае в руководство операциями вмешивался и Гитлер (ОКВ — Главный штаб вооруженных сил). Главному командованию сухопутных сил подчинялись:
в период от 10 мая и до конца мая 1940 года — на северном участке (Голландия и Бельгия) — армейская группировка «В». Главнокомандующий — генерал-полковник фон Бок. Начальник штаба — генерал-лейтенант фон Зальмут.
В состав группировки входили: 18-я армия, командующий генерал-полковник фон Кюхлер, начальник штаба генерал-майор Маркс; 6-я армия, командующий генерал-полковник фон Рейхенау, начальник штаба генерал-майор Паулюс.
На центральном участке (Франция): армейская группировка «А», главнокомандующий генерал-полковник фон Рундштедт, начальник штаба генерал-лейтенант фон Зоденштерн.
В состав группировки входили:
На южном участке (Западный вал и Верхний Рейн): армейская группировка «С». Главнокомандующий — генерал-полковник фон Лееб, начальник штаба — генерал-лейтенант Фельбер. В состав группировки входили:
В период операций от начала июня до 22 июня 1940 года (наступательное направление Север—Юг) произошла перегруппировка сил, подробностей которой не помню. Вновь прибыла тогда 9-я армия (АОК 9), командующий — генерал-полковник Штраус, начальник штаба — генерал-лейтенант Холлидт.
7. Какие армии и группы армий входили в состав группы «Вест» на 1 сентября 1940 года?
Ответ: На 1 сентября 1940 года еще не было группы «Вест».
8. Какие воздушные флоты и воздушные корпуса входили в подчинение командования «Вест» в августе—сентябре 1940 года?
Ответ: Воздушные флоты подчинялись не армейским группировкам, а главнокомандующему военно-воздушными силами (рейхсмаршал Геринг, начальник штаба военно-воздушных сил, генерал-полковник Иешоннек). Воздушные флоты должны были «сотрудничать» с командованием сухопутных армий.
9. Кто возглавлял командование воздушными силами на Западе в этот период — Шперле или Кессельринг?
Ответ: В августе и сентябре 1940 года на западе находились:
— воздушный флот фельдмаршала Шперле, со штаб-квартирой в Париже;
— воздушный флот фельдмаршала Кессельринга, со штаб-квартирой (?).
Количество и номера авиакорпусов мне неизвестны.
В Норвегии находился воздушный флот 5: генерал-полковник Штумпф.
10. Чем командовал в этот период фон Бок?
Командование армейской группировки «В» (фельдмар шал фон Бок, штаб-квартира — Анжер) возглавляло в это время оборону на побережье от Бреста (не включая его) до испанской границы, начиная от которой охраняла границу с неоккупированной частью Франции, приблизительно до района юго-восточнее Орлеана.
В армейскую группировку входили: 7-я армия (штаб-квартира в Бордо) и 4-я армия на французской границе (если я не ошибаюсь).
11. Когда была установлена должность «Командующий адмирал во Франции» и кто выполнял ее?
Ответ: Должность «командующий адмирал во Франции» была установлена после оккупации Парижа, приблизительно в конце июня. Адмирал фон Маршал (?).
12. Какие функции выполнял командующий адмирал во Франции и подчинялись ли ему командующие морскими силами в Голландии и Бельгии?
Ответ: Насколько мне известно, ему были подчинены все территориальные морские учреждения на побережье на Западе (Голландия, Бельгия, Франция), но не части морского флота.
13. Сколько приблизительно и каких транспортных судов имелось в 6-й армии в конце августа 1940 года и какие дивизии входили в состав 2-го корпуса 6-й армии?
Ответ: В конце августа 1940 года в распоряжении 6-й армии имелось лишь незначительное число рыбачьих лодок и других соответственно приспособленных судов для проведения учений. Их количества я не помню. Перевозочных средств военно-морского флота при этом не имелось.
Во 2-й армейский корпус 6-й армии входили тогда 12-я и 32-я пехотные дивизии.
14. В какие сроки предполагалось по плану «Морской лев» захватить побережье Южной Англии, достигнуть Лондона и овладеть им?
Ответ: Не помню.
15. На какой день операции ожидалось морское сражение с главными силами британского военно-морского флота?
Ответ: Не помню.
16. Как оценивало германское командование соотношение военно-воздушных сил Германии и Англии в августе — сентябре 1940 года? Действительно ли соотношение было 1: 4 в пользу Германии?
Ответ: В августе—сентябре 1940 года немецкая авиация по сравнению с английской считалась превосходящей. Каково было численное соотношение в действительности, сказать не могу.
17. Сколько приблизительно боевых и учебных подводных лодок было в этот период в составе германского флота?
Ответ: Мне неизвестно.
18. Как оценивало германское командование и германские генералы общую военно-политическую обстановку осенью 1940 года?
Ответ: Как оценивалась военно-политическая обстановка осенью 1940 года со стороны ОКВ — мне известно не было, вследствие известного приказа Гитлера о сохранении тайны. В отношении общего хода мыслей у генералов вообще— ссылаюсь на прилагаемое к этим ответам изложение.
19. Когда впервые можно было ясно установить, что операция вторжения в Англию является маскировкой подготовки к войне против Советского Союза?
Ответ: Весной 1941 года.
20. Были ли приказы или директивы, отменявшие план вторжения в Англию?
Ответ: Директив, отменявших план вторжения в Англию, насколько я помню, не было.
21. Чем можно было бы объяснить, что во взаимоотношениях с Англией Гитлер «действовал в белых перчатках»?
22. Каковы истинные причины отказа германского командования от вторжения в Англию?
23. Было бы отменено вторжение в Англию, если бы захват английских островов означал для Германии полное разрешение всех проблем Второй мировой войны и ее окончательное победное завершение?
Ответ: Нет.
24. Когда впервые стало известно, что 6-я армия и норвежская группа исключаются из войск вторжения?
Ответ: Армия в Норвегии с самого начала имела задачей держать англичан в заблуждении и отвлекать их внимание. Паролем для этого было: «Осенняя поездка».
6-я армия во 2-й половине августа 1940 года получила известие о том, что ее задачей является лишь держать в заблуждении англичан, в то время как 9-я и 16-я армии должны были провести операцию. В случае необходимости 6-я армия должна была следовать за 9-й и 16-й после их высадки в Англии.
25. Привлекались ли и в какой степени флоты Норвегии, Голландии, Франции, Бельгии для осуществления этой операции?
Ответ: Весь немецкий флот должен был принять участие в операции.
После обеда продолжил свои «упражнения». И снова — Англия.
Итак, причины отказа от десантной операции в Англии.
Когда спрашивают о причинах, почему Гитлер отказался от операции против Англии, нужно прежде всего представить себе обстановку летом 1940 года.
В результате наступательной операции с востока на запад в конце мая 1940 года немецкие войска достигли Атлантического побережья Голландии, Бельгии и северной Франции. Отступившие части английских экспедиционных сил (части 10—12 дивизий) бежали из Дюнкерка в Англию на морских судах, береговых пароходах и лодках различных типов. Немецкая армия остановилась на побережье и не последовала за противником. Для этого ничего и не было подготовлено. Гитлер хотел прежде быстро и полностью покончить с Францией и считал, что для этого необходима вся немецкая армия.
После перегруппировки сил, 7 июня 1940 года, началось наступление на юг, против остальной Франции, которое и привело к капитуляции Франции 22 июня 1940 года.
Вслед за этим силы были снова перегруппированы и отправлены на побережье Атлантики.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34