А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 

Ганди «будет покончено» до наступления 1985 года. Вот что пишет по – этому поводу бомбейская газета «Фри пресс джорнэл»: «Главари сикхских экстремистов смогли заручиться поддержкой высокопоставленных американских политических деятелей. По мнению газеты, Чаухан играл одну из главных ролей в организации убийства И. Ганди.
Существует другая версия относительно закулисных виновников убийства премьер-министра. Журнал «Индиа тудей» считает, что к злодейскому убийству И. Ганди причастен предводитель сикхских террористических банд Талвиндер Сингх, скрывавшийся в то время в Канаде. В его «послужном списке» – убийства видных общественных деятелей в Пенджабе.
Некоторые новые факты приводит газета «Хиндустан таймс». Согласно информации, почерпнутой газетой из «источников, близких к следствию», Беант Сингх получил за убийство И. Ганди 100 тыс. долл. Деньги передал ему его родственник Хариндер Сингх, занимавший до недавнего времени пост временного поверенного в делах Индии в Осло. Будучи поклонником «идейного вождя» сикхских ультра Бхиндранвале, он бежал на Запад к своим единомышленникам после взятия индийскими войсками Золотого храма. Именно через Хариндер Сингха, по данным «Хиндустан таймс», главари сикхских экстремистских групп на Западе, мечтавшие об устранении И. Ганди, вышли на Беант Сингха. Последний дважды встречался за рубежом со своим родственником. Первый раз – в июне 1983 года в Осло и второй – в октябре 1983 года в Лондоне, когда Беант Сингх сопровождал И. Ганди в зарубежной поездке. По данным еженедельника «Каррснт», в Лондоне состоялась тайная встреча Беант Сингха с Чауханом. Но после нее Беант Сингх все еще продолжал колебаться. И лишь после летних событий 1983 года в Золотом храме он согласился совершить покушение на главу правительства. Деньги и подробные инструкции были затем переданы ему во время тайных встреч со связными сепаратистов в одном из сикхских храмов в Дели. Ему было предложено найти себе надежного помощника. Беант Сингх остановил свой выбор на 22-летнем Сатвант Сингхе.
Согласно сценарию убийства, разработанному при участии сикхских террористов, сначала предполагалось осуществить покушение на жизнь И. Ганди в День независимости – 15 августа 1984 г., когда она выступала на массовом митинге у стен Красного форта. Но заговорщики не смогли достать необходимую для этой цели винтовку с оптическим прицелом и операция сорвалась. Второй раз по ряду причин сорвалось покушение, намеченное на 13 октября того же года. В тот день Беант Сингх должен был бросить в И. Ганди гранату в ее резиденции на Сафдарджанг роуд. Не увенчалась успехом и попытка осуществить покушение 27 октября. Лишь 31 октября им удалось претворить в жизнь черный замысел.
В индийских журналистских кругах высказывают мнение о том, что убийство И. Ганди членами ее охраны не было единственным заговором, направленным против премьер-министра. Предполагается, что их существовало несколько, не обязательно связанных между собой. Смерти главы индийского правительства желали различные силы как внутри страны, так и за ее пределами. Примечательно, что, как сообщила газета «Пэтриот», убийство И. Ганди чуть ли не открыто обсуждали обосновавшиеся в Нью-Йорке сикхские раскольники. Один индийский журналист, вернувшийся из США в Калькутту, рассказал, что он слышал, как боевики из халистанских банд планировали убить И. Ганди во время ее пресс-конференции. «Ни для кого в Нью-Йорке не было секретом, что затевалось убийство И. Ганди», – сказал журналист, просивший не называть его имени.
Вскоре после злодейского убийства И. Ганди в индийской печати появились сведения о так называемом докладе «О возможных политических преемниках Индиры Ганди после ее смерти». Доклад, как выяснилось, был составлен по заданию госдепартамента США. Выступая в этой связи, Раджив Ганди заявил, что факт опубликования доклада за восемь недель до убийства И. Ганди необычен. Общественность Индии вправе задавать вопросы: «С какой целью предпринято это исследование? Почему его потребовалось проводить в такой момент, когда г-жа Ганди, будучи премьер-министром, обладала крепким здоровьем?». Эти вопросы, поднятые Радживом Ганди, должны интриговать очень многих…
После убийства Индиры Ганди окопавшиеся на Западе сикхские экстремисты устами своего главаря Чаухана неоднократно угрожали расправой и нынешнему премьер-министру Индии Радживу Ганди. В частности, подобные провокационные угрозы произносились Чауханом на радиоволнах английской станции Би-би-си.
В апреле 1985 года в парламенте США затеяли «слушание по Пенджабу», будто речь шла не об индийском штате, а об американской Айове или Техасе. Посольство Индии в Вашингтоне заявило в связи с этим протест. В письме, направленном организаторам сборища, посольство решительно осудило попытки грубого вмешательства во внутренние дела Индии. Проведение каких-либо «слушаний по Пенджабу» и тем более по правам человека в Индии является неправомочным и полностью неприемлемым, говорится в послании. Подобные действия не способствуют урегулированию положения в штате Пенджаб. Как отмечала индийская печать, «слушания» на Капитолийском холме вылились в злобный антииндийский спектакль. Участвовавшие в нем в качестве «почетных гостей» главари пенджабских сепаратистов Г. С. Дхиллон, Дж. С. Бхуллар и другие отщепенцы состязались между собой в том, кто больше нагромоздит лжи и домыслов в отношении политики индийского правительства. Местные обозреватели указывают, что провокация в Вашингтоне состоялась с молчаливого одобрения американских властей. Ее участникам было выделено помещение, где обычно заседает комитет палаты представителей по иностранным делам. Как следует из сообщения газеты «Хиндустан таймс», в индийских политических кругах считают, что цель этой акции заключалась в том, чтобы создать дипломатические и политические затруднения для Индии.

23 июня 1985 г. сикхскими экстремистами был взорван в воздухе самолет индийской авиакомпании «Эйр Индиа». Все 329 пассажиров и члены экипажа, находившиеся на борту, погибли.
Государственный министр иностранных дел Индии Хуршид Алам Хан подверг резкой критике провокационные «слушания по Пенджабу». Выступая в ходе дебатов в индийском парламенте, X. Алам Хан расценил эти «слушания» как попытку определенных кругов США грубо вмешаться во внутренние дела Индии. По его словам, вызывает крайнее сожаление тот факт, что Соединенные Штаты, претендующие на роль «друга Индии», позволяют безнаказанно действовать группам отщепенцев, стремящихся подорвать суверенитет Индии. По мнению X. Алам Хана, правительство США потворствует деятельности пенджабских экстремистов. Соединенным Штатам, заявляющим о «нарушениях прав человека в Индии», не следует забывать об их собственном «послужном списке», подчеркнул министр. «Как может разглагольствовать о правах человека страна, которая с самого своего образования проводит политику геноцида в отношении индейцев, негров, пуэрториканцев и представителей других национальностей?» – спрашивал в этой связи депутат от правящей партии ИНК(И) К. К. Тивари.
«Вашингтон не только подстрекает сепаратистов, но и фактически вооружает их. США поставляют оружие в Пакистан, который, в свою очередь, вооружает и готовит экстремистов для заброски их на территорию нашей страны для осуществления террористических акций», – отметил член парламента Зейнал Башар.
Реакционные силы разворачивают подрывную деятельность в Индии. Об этом заявил премьер-министр Индии Раджив Ганди, выступая вскоре после трагических событий в штате Керала. Убийство Индиры Ганди является частью заговора, направленного на раскол страны, однако Индия, подчеркнул Р. Ганди, остается единой. Премьер-министр призвал к повышению бдительности в связи с непрекращающимися попытками поставить под угрозу безопасность республики. «Наши враги, – отметил он, – пользуются иностранной поддержкой и финансовой помощью. Подрывная кампания, развернутая реакцией в штатах Пенджаб, Джамму и Кашмир, направляется из-за рубежа с целью дестабилизировать положение в Индии, подорвать ее территориальную целостность. Однако несмотря на давление, оказываемое на республику, усиление напряженности на индийских границах, мы будем продолжать строительство новой Индии».
Тотальный шпионаж
Редко бывает, чтобы имя человека из шпионского ведомства было так же популярно, как, скажем, кинозвезды. Такой широкой «известности» добился Джордж Гриффин, агент ЦРУ с большим стажем. Длительное время ему удавалось действовать, не привлекая к себе внимания. В 1971 году, обосновавшись в Калькутте с паспортом американского консула, он осуществлял связь между ЦРУ и Хондакером Муштак Ахмедом, представителем марионеточного правительства Бангладеш в изгнании. Об этом эпизоде шпионской карьеры американского «консула» упоминается в мемуарах бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера. Однако, сколько веревочке не виться…
Имя Гриффина появилось в заголовках индийских газет. Это произошло в конце 1980 года, когда «тихий американец» зачастил в Дели из Кабула, где он подвизался на «дипломатическом» поприще. Основной целью этих визитов было распространение дезинформации о положении в Афганистане и грубой клеветы на соседа Индии. Теперь Гриффин не чурался «паблисити». Он встречался с журналистами, организовывал брифинги и пресс-конференции и… перестарался. Одной из самых одиозных историй, которые он доверительно поведал представителям индийской прессы, был рассказ о том, что Афганистан будто бы готовит нападение на Пакистан. И это в то время, когда со всей очевидностью было доказано, что не Афганистан замыслил какое-то мифическое нападение, а как раз Пакистан уже фактически осуществляет реальную агрессию, забрасывая на территорию Афганистана подготовленные в пакистанских лагерях бандитские формирования.
Индийские общественные и политические круги высказывали свое возмущение столь беспардонным поведением американского визитера. Так, депутат парламента от партии ИНК(И) С. М. Кришна на запрос в парламенте по «делу Гриффина» заявил, что тот использовал пребывание в Дели для враждебных заявлений в адрес дружественных Индии Афганистана и СССР. Кроме того, вскрылись и другие делишки матерого разведчика. Оказалось, что он активно поддерживал связи с проникнувшими на территорию страны афганскими басмачами, снабжая их деньгами и подрывной литературой.
Не ожидавшее скандального разоблачения ЦРУ спешно перевело своего агента в более спокойное место – посольство США в Исламабаде, где он продолжал заниматься координацией деятельности афганских контрреволюционеров, следил за поставками оружия, руководил его засылкой на афганскую территорию. Когда же ЦРУ показалось, что скандал затерялся в ворохо старых газет, было решено усилить шпионскую сеть в Индии и направить Гриффпна на должность советника американского посольства в Дели. Это решение, вполне естественно, вызвало у индийцев новую волну возмущения. Индира Ганди прямо заявила, что, по имеющимся у правительства Индии данным, Гриффин связан с разведывательными службами Соединенных Штатов… Гриффин не стал советником. Но и эта оплеуха не остановила ЦРУ, которое решило разыграть «карту Гриффина» до конца: его заслали в Индию нелегально. Следы деятельности Гриффина обнаружились в Пенджабе, где он встречался с лидерами сепаратистов. Цель его встреч в разъяснении, надо думать, не нуждается. Наглость, проявленная ЦРУ в «деле Гриффина», является отличительной чертой деятельности этого учреждения в целом. Его руководители привыкли добиваться своих целей всеми доступными средствами.
Это лишь один из многочисленных скандалов с американскими шпионами, действовавшими в Индии под дипломатическим прикрытием. К их числу нередко относятся и послы США. Так, в конце 60-х годов им был Дж. Ал-лен – опытный агент ЦРУ, много поработавший для этой организации в Индии. О деятельности Гохина уже упоминалось. Имя бывшего посла США в Индии Г. Барнса можно найти в книге Ю. Мадера «ЦРУ: кто есть кто».
О деятельности Гарри Барнса стоит рассказать подробнее. Активность главы американского посольства в Индии неоднократно привлекала к себе внимание прежде всего в связи с очевидной удаленностью его интересов от вопросов дипломатии и приближенности к различным аспектам политического шпионажа и подрывной работы. Так, например, встречи Барнса с сепаратистами Джамму и Кашмира, сведения о них просочились в прессу, носили характер прямых инструктажей. Экстремистам давались вполне конкретные указания о дальнейшем ведении сепаратистской борьбы против центрального правительства. Уже после этих скандальных эпизодов ни у кого не оставалось сомнений в истинном характере миссии Барнса.
Подобные действия Барнса, разумеется, не снискали ему популярности у индийцев. Напротив, возмущение его беспардонностью и откровенной враждебностью, которые он, как ни старался, не мог скрыть, в какой-то момент выплеснулось далеко за рамки чисто дипломатических отношений и переросло в протест широкой общественности и политических кругов, потребовавших выдворения Барнса из страны. Детонатором взрыва негодования послужило уже упоминавшееся заявление Барнса о равнозначности требования пуэрто-риканского народа и сепаратистских уголовников в Индии.
Гарри Барнс, получивший образование в Колумбийском университете, был завербован в Бюро разведки государственного департамента сразу же после того, как закончил службу в армии в 1946 году. С самого начала его готовили для проведения крупных разведывательных операций в Индии. Он был направлен в Бомбей, где действовал под дипломатической «крышей», занимая в 1951–1953 годах должность вице-консула. Он прошел также одногодичную специальную подготовку в разведывательной школе в городе Обераммергау (ФРГ), где овладевал «курсом обучения русскому языку». Позднее был направлен в Москву под видом «специалиста по приобретению печатных изданий». По возвращении он изучал курс разведывательной подготовки в «Национальном военном колледже». Госдепартамент хотел назначить послом США в Индии Рональда Спиэрза. Однако это решение было отменено, поскольку руководство Бюро разведки государственного департамента пожелало иметь в лице Барнса «своего человека» в Дели.
Подвизались в Индии агенты и помельче рангом: консулы Гриффин и Вейс, политический советник Слон, вице-консул Кудерт, сотрудник консульства в Калькутте Гаррет, «дипломат» Скотзко. За подстрекательскую деятельность против индийского правительства в Ассаме из Индии были высланы агенты ЦРУ Канвар и Барутц. Военный атташе американского посольства Шмидт подмочил свою репутацию связями с сепаратистами в Джамму и Кашмире.
Посольство США в Дели, по существу, превратилось в гнездо шпионажа и подрывных операций против Индии. Об этом заявляли парламентарии, выступая в ходе состоявшихся в декабре 1983 года дебатов в связи с разоблачением неблаговидной деятельности американских дипломатов в Индии. Депутат Г. Ч. Бхаттачария подчеркнул, что высылка из страны ряда сотрудников посольства США, занимавшихся сбором шпионских данных, свидетельствует о том, что ЦРУ продолжает использовать посольство в качестве прикрытия для ведения тайной войны против Индии. Ни для кого не является секретом, указал он, что многие американские дипломаты в Индии занимаются деятельностью, несовместимой с их статусом. Депутат С. С. Чакраборти заявил, что «в настоящее время под личиной „дипломатов“ посольства США в Дели скрываются кадровые сотрудники американской разведки, среди них и посол США в Индии Гарри Барнс, чьи связи с американскими спецслужбами хорошо известны». В списке сотрудников американского посольства, отметил в своем выступлении депутат Р. Н. С. Шастри, числятся «дипломаты», которые ранее по известным причинам были выдворены из Китая, Испании, Франции, Канады.
В еженедельнике «Пиплз демокраси» была опубликована статья «Угроза со стороны ЦРУ». В ней, в частности, писалось: «Произведенный 10 ноября (1984 года. – Д.В.)арест четырех шпионов в Индии свидетельствует о том, какие опасные масштабы приобрела деятельность Центрального разведывательного управления в нашей стране. По обвинению в нарушении разделов III, V и IX Закона о государственной тайне арестованы генерал-майор в отставке, вице-маршал авиации в отставке, подполковник в отставке и один военный подрядчик. Насколько стало известно, они передавали агентам ЦРУ сугубо секретную информацию в области обороны».
По сообщениям индийской печати, агентов ЦРУ больше всего интересовало получение фотокопий материалов «проверочных испытаний», производимых индийскими вооруженными силами перед тем, как дать окончательное согласие на приобретение оружия за границей, информация о базах истребителей индийских ВВС, данные об арсенале индийского оружия и т.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13