А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 




Александр Парадисис
Жизнь и деятельность Бальтазара Коссы



Александр Парадисис
Жизнь и деятельность Балтасара Коссы. Папа Иоанн ХXIII

От автора

Когда осенью 1958 года кардинал Ронкалли был избран коллегией кардиналов на папский престол и стал главой западной церкви, он принял имя Иоанна (это имя теперь должны будут произносить миллионы верующих, под этим именем с цифрой XXIII он войдет в историю). Но немногие, вероятно, знают, что задолго до наших дней уже существовал папа с таким же именем – «Иоанн XXIII».
Можно ли считать случившееся результатом неосведомленности? Конечно, нет. Всем компетентным лицам, близким к святому престолу, хорошо известно, что в летописях Ватикана под именем Иоанна фигурируют двадцать три папы, исключая нынешнего.
Почему же тогда последний святейший решил именовать себя «Иоанном XXIII», а не «Иоанном XXIV», почему присвоил имя своего предшественника, папы Иоанна XXIII, который жил почти 550 лет назад, будто его и вовсе не существовало?
Известно, что первый Иоанн ХХIII был отстранен oт престола, известно, что в конце концов он и сам вынужден был от него отречься, но до отстранения в течение пяти лет его признавали папой, главой западного христианства. Это он созвал Констанцский собор и председательствовал на нем. Его признавали папой народы Запада, Севера, Центральной и Восточной Европы (Польша), германский император и правители Италии. Иоанн XXIII воевал с могущественными монархами и предавал их анафеме.
Как же могло случиться, что после пятилетнего пребывания на папском престоле, отстранения от престола и еще четырех лет жизни в сане кардинала Иоанна XXIII пытаются представить «несуществующим»? Ссылаются на то, что он ошибочно причислялся к папам, что он был избран противозаконно. Однако если стать на эту точку зрения, то и его предшественник папа Александр V (Петр Филарг с острова Крит) тоже был незаконным, так как его избирал тот же конклав, те же кардиналы, которые избрали Иоанна XXIII.
Почему же тогда Родриго Борджиа почти через столетие после правления «незаконного» Александра V назвали Александром VI, почему последующие два папы – Фабио Киджи и Петр Оттобони – называли себя соответственно Александром VII и Александром VIII? Почему раньше избрание Александра V и Иоанна XXIII было признанным и только теперь объявляется незаконным? Не ошибались ли в своих суждениях папы, предшественники нынешнего Иоанна XXIII? А если они не ошибались, то как и когда возникла версия о «незаконности»?
Должно быть, только в 1958 году! Потому что только одна книга – «Перечень пап», изданная в это время, вычеркнула первого Иоанна XXIII. Все остальные книги по истории католической церкви, авторы которых известны как верные приверженцы католицизма – такие, как Флери, Альцог, аббат Мурре, философ пастор Эймар, – повествуя о событиях, происходивших 550 лет назад, упоминают папу Иоанна XXIII. Один из старейших историков католической церкви, Камилло да Виореджо, в предисловии к своей книге «История папства» пишет: «Со дня смерти Иисуса Христа до настоящего года (1740) были избраны законно двести сорок шесть пап». И считает Александра V двести пятым, а Иоанна XXIII – двести шестым.
В истории уже известен один Иоанн XXIII – это первый Иоанн XXIII, и всякая попытка предать его забвению обречена на неудачу. Невозможно абсолютно уничтожить следы бурной жизни и деятельности этой пресловутой, пользующейся скандальной известностью личности, сумевшей пробраться на папский престол и в течение пяти лет занимать его, влиять на ход исторических событий.
Если же подобная попытка окажется успешной, то следует тогда зачеркнуть тысячи других не менее постыдных событий в истории западной церкви.

Введение

История, которая будет нами изложена, настолько поразительна, что у большинства читателей справедливо возникнет вопрос: неужели такие дела могли вершить корифеи церкви? Описываемые события в большинстве покажутся невероятными, даже если предположить, что их совершали люди, являвшиеся подонками общества. Но в том, что история эта достоверна, что факты, изложенные здесь, действительно имели место, самых недоверчивых читателей смогут убедить цитируемые отрывки из трудов историков церкви, современников нашего героя (Иоанна ХХIII) и живших после него, а также цитаты из источников настоящего времени.
Даже теперь, когда люди читают немало исторических книг, некоторые события кажутся неправдоподобными, остаются непонятными и неразгаданными. История раскрывает такие таинственные и страшные факты, по сравнению с которыми даже самая богатая фантазия романиста кажется детской забавой.
Для того чтобы помочь читателю разобраться в событиях, излагаемых ниже, мы в этом введении коротко расскажем о событиях, происшедших до того, как Иоанн XXIII – первый Иоанн XXIII – завладел «престолом апостола Петра». Перед вами, как на киноленте, промелькнут образы многих «преемников апостола Петра» такими, как их представили нам их современники и известные историки католической церкви.

* * *

Так как галерея предшественников нашего героя очень обширна, мы ограничимся показом лишь некоторых из них. Мы извлечем эти образы из той эпохи, когда произошел раскол между западной и восточной церковью.
Эймар, специалист по истории католической церкви, пишет: «Папа Адриан II был женат и имел дочь. Один из высокопоставленных церковников, видная фигура при папском дворе, желая породниться с папой, попросил руку его дочери для своего сына. Папа отказал ему. Оскорбленный священнослужитель решил отомстить, похитил жену и дочь папы и убил их. Адриан II сумел разыскать и поймать преступника. Преступник был задушен в папской тюрьме».
Следующий папа, Иоанн VIII, на протяжении всех лет своего правления вел борьбу с умным и хитрым иерархом церкви епископом портоским Формозом, который был известен тем, что посредством интриг и подкупа пытался отколоть от восточной церкви отдельные епархии и страны.
Деятельность его была довольно успешной, ему едва не удалось присоединить к западной церкви Болгарию и объявить себя ее патриархом. Бороться с Формозом было тем более трудно, что на его стороне был народ Рима. Папа был вынужден бежать во Флоренцию. Но ему обманом удалось заманить к себе Формоза, и он возил его за собой из города в город до тех пор, пока не кончилось восстание в Риме.
Но, возвратившись в Рим, папа вскоре был убит своими родственниками, которые проникли во дворец, пытаясь овладеть сокровищами, хранившимися там. Они заставили папу принять сильный яд. Яд не подействовал. Тогда родственники решили расправиться с папой по-иному. Один из них молотком пробил ему череп.
Так описывает смерть Иоанна VIII историк Карл Иозеф фон Хефеле в своем труде «История соборов».
Кардинал Бароний, перерывший все архивы Ватикана при написании своей многотомной «Церковной летописи от рождества Христова до 1198 года», рассказывая об этой эпохе, убедительно просит читателей не ругать его, если у них волосы встанут дыбом от ужаса при чтении его труда. «Но я обязан, – пишет он, – рассказать несчастным христианам о страшных кощунствах служителей церкви, позорящих святыню». И добавляет из Даниила: «И ныне услыши, Боже наш, молитву раба Твоего и моление его и воззри светлым лицом Твоим на опустошенное святилище Твое…» В заключение кардинал говорит: «Неисчислимые бедствия, которые причинили народу чудовищные скоты, сидевшие на святом престоле, покрыли его вечным позором».
Не отстал от своих предшественников и Адриан III. За короткий срок своего пребывания на папском престоле он тоже сумел кое-что сделать. Так, например, он арестовал одного из приверженцев Формоза и выколол ему глаза [52]. Здесь и далее в квадратных скобках дается ссылка на библиографию в конце книги. – Прим. ред.


Следующий папа, Формоз, человек умный и ловкий, умело и гибко проводил свою политику. Он союзничал то с одним, то с другим правителем или порывал с ними, если того требовали обстоятельства. Но успех его был кратковременным. Его бывшие союзники быстро поняли, что он обманывает их одного за другим, и в конце концов все стали его врагами. Кроме того, им были недовольны и народные массы Рима. Папа увидел, что он остался один. От страха его разбил паралич и он умер.
После его смерти на папский престол был избран Стефан VI, ярый противник Формоза. Первое, что он сделал, заняв престол, – это созвал Высший церковный суд, чтобы судить умершего папу Формоза. Стефан VI приказал вырыть труп своего предшественника из могилы и принести его во дворец. Зловонный труп (он уже около двадцати дней пролежал к земле) доставили новому папе, прикрыли папским облачением, и начался суд.
– Почему ты согласился оставить епископство в Порто и сесть на римский престол? Разве ты не обещал папе Иоанну VIII не покидать Порто и не соглашаться на это предложение? – спрашивали судьи-епископы. – Не ты ли клятвенно заверял святейшего, что скорее вообще откажешься от служения церкви [104]?
Так как мертвец не защищался и не оправдывался, его осудили на отстранение от престола. Стефан VI приказал снять с него папское облачение. Затем мертвеца подвергли еще одному наказанию: палач ножом отсек ему три пальца на правой руке.
– А теперь бросьте его в Тибр, – приказал папа.
Приказ был выполнен.
Кремонский епископ Лиутпрандт в своих трудах также описывает это событие (о нем писали почти все историки католической церкви) и далее говорит: «Рыбаки, которые тащили труп к реке, проходя мимо собора святого Петра, увидели чудо: святые на иконах склонили головы в знак уважения к истерзанному трупу бывшего папы».
Жители Рима, возмущенные тиранией папы Стефана VI, восстали, схватили папу, бросили в тюрьму и однажды ночью задушили его там.
Стефана VI похоронил один из претендентов на папский престол – Сергий, также противник Формоза. Сергий сочинил Стефану VI хвалебную эпитафию, не упустив случая обругать при этом Формоза.
Сергий давно уже пытался захватить папский престол, но дважды терпел поражение. И в первый и во второй раз, не добившись успеха, он находил убежище у одного богатого феодала. Внучка этого феодала, дочь знатного римского сенатора Теофилакта Мароция («Маруся»), была любовницей Сергия.
За это время сменилось несколько пап.
Лев V недолго держался на престоле, всего около месяца. Он был убит в тюрьме Христофором, видным церковником, который занял его место и назвался папой Христофором I.
Но и он правил меньше года, потому что из своего убежища, из Тосканы, опять вернулся Сергий, арестовал папу Христофора, заточил его в тюрьму и занял папский престол под именем Сергия III.
Его любовница, Мароция, не уступала своей матери – блестящей Теодоре – ни в красоте, ни в ловкости. Может быть, даже превосходила ее.
Эти две женщины были в «дружеских» отношениях со многими видными церковниками и оказывали большое влияние па них. За свою долгую жизнь они подняли и низвергли около десяти пап.
Мароция, которая была умнее и смелее матери, продолжая оставаться любовницей Сергия III, вышла замуж за герцога Альберико Камерино. Благодаря последующим своим связям с крупными иерархами церкви она в дальнейшем сильно увеличила богатство своей семьи, присоединив к нему новые замки, крепости, поместья [38, 42, 62].
Деятельность Сергия III, который в течение семи лет Заставлял стонать западную церковь, оценивается различными историками по-разному.
Так, например, Флодоардо в своих летописях утверждает, что Сергий III был очень добрым и его пребывание на святом престоле было счастьем для всего христианства.
Кардинал Бароний высказывает совершенно обратное: «Не было преступления, которое не совершил бы этот подлый папа, не было позорного поступка, которым бы он себя не замарал. Это был негодяй, палач из палачей, узурпатор на папском престоле». Бароний не признает его папой.
Наш современник, историк католической церкви Эймар, говорит, что папа Сергий III был достойным понтификом, одаренным художником и широкообразованным человеком.
Теодора и Мароция продолжали пользоваться своим влиянием и при Сергии III. Теодора, правда, уже была пожилой женщиной, но еще сохранившей свою былую красоту и молодой темперамент.
В это время к ней в Рим приехал посол – молодой священник – от архиепископа Равенны, который через нее хотел о чем-то попросить Сергия. И Теодора с первого взгляда влюбилась в этого молодого священника.
Итак, дочь была любовницей старика, папы, а мать стала любовницей молодого священника. Чтобы удержать его, она добилась для него сана епископа в Болонье и, продолжая выдвигать его дальше, помогла ему занять кафедру архиепископа Равенны. Она часто ездила к нему туда.
Когда умер Сергий III, Теодора и Мароция преподносили из своих рук престол еще нескольким папам, продолжая фактически править христианской церковью. Так, они возвели на папский престол двух стариков – Анастасия III, который просидел на престоле всего два года, и за ним Ландона, который скончался через полгода.
После смерти Ландона встал вопрос: кто же займет папский престол?
Теодора то ли потому, что она хотела заставить своего любовника еще сильнее почувствовать зависимость от нее, или просто потому, что хотела иметь его около себя, сейчас же подумала о нем. Разыскав дочь, она сказала ей:
– Мароция, мой друг должен стать папой.
– Хорошо, – согласилась та, и вопрос был решен.
Таким образом мать Мароции посадила на престол святого Петра своего последнего любовника. Под именем Иоанна X он четырнадцать лет был пастырем западного христианства. На четырнадцатом году правления он поссорился со своей «падчерицей».
Теодора к тому времени уже умерла. Мароция, ее дочь, была еще молода и полна сил и не захотела подчиняться своему «отчиму». Она подняла против него народ Рима. На глазах Иоанна X по ее приказу был казнен его брат. Затем схватили и самого папу Иоанна X, бросили в тюрьму, где через несколько дней его задушили подушками в кровати. Так погиб Иоанн X [52].
После этого Мароция помогла занять престол еще двум папам. Когда умер второй папа, она решила, что теперь престол святого Петра должен принадлежать очень близкому ей человеку. И она сделала главой западного христианства своего младшего сына (родившегося от ее связи с папой Сергием III) Иоанна. Это был папа Иоанн XI.
Внук Мароции, Октавиан, был совсем юным, когда умер его отец, второй сын Мароции Альберих, «властитель и сенатор всех римлян», завещавший ему светскую власть в Риме. Октавиану было шестнадцать лет. Однако через полгода наследник «властителя и сенатора всех римлян» уговорил влиятельных людей избрать его папой и занял престол под именем Иоанна XII. Это был юноша, испорченный до мозга костей. Убеждают в этом слова послов, направленных римлянами к императору Оттону I с жалобой на молодого папу.
– Это дьявол! – рассказывали они. – И, как дьявол, ненавидит создателя. Он оскверняет святыню, он невоздержан, для него не существует справедливости. Он окружен женщинами, ради обладания которыми идет на святотатство и убийство. Он насильник и кровосмеситель. Все честные римлянки – девушки, замужние женщины и вдовы – бегут из Рима, чтобы не стать его жертвами. Латеранский дворец в прошлом неприкосновенная святыня, превращен им в публичный дом. Среди других женщин там содержится и бывшая наложница его отца, ставшая теперь его любовницей.
Выслушав эта обвинения, император распорядился со звать специальный собор, на котором самые видные церковники должны были обсудить поведение молодого папы.
На соборе присутствовало много итальянских, немецких и французских служителей церкви.
Сначала против папы выдвинули «незначительные» обвинения. Его обвинили в том, что он никогда не осеняет себя крестом, что оп появляется перед верующими в военных доспехах, что часто с подозрительными компаниями отправляется на охоту, что он всегда сквернословит, играет в карты и просит языческих богов Зевса и Афродиту помочь ему выиграть.
Затем появились обвинения более серьезные. Так, его обвиняли в том, что он пил за здоровье сатаны (и ссылались на свидетелей, присутствовавших при этом).
Кардинал Джованни и епископ нантский обвиняли Иоанна в том, что он рукоположил одного из своих любимцев в епископский сан в конюшне. Обвиняли его также в продаже церковных должностей и установлении определенной платы за возведение в сан.
Рассказывали, что папа за деньги посвятил в сан епископа десятилетнего мальчика.
Потом были приведены примеры всевозможных кощунств папы, в частности многочисленные связи его с замужними женщинами. Был зачитан список женщин, с которыми он состоял в связи, среди них были и родственницы папы.
Упоминалось также убийство одного из кардиналов. По приказу Иоанна XII ему отрубили нос, уши, руки, ноги, и он умер в страшных мучениях.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28