А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Хоккеисты ЦСКА – дружные и отзывчивые люди: там все за одного и один за всех; они высоко ценят чувство товарищества, взаимовыручку, уважительное отношение к своим спортивным соперникам; предметом особой заботы коллектива является подготовка достойной смены, воспитание высококвалифицированных спортсменов, способных свято хранить и умножать славу армейской хоккейной команды.

* * *

В тот субботний вечер в Шереметьевском аэропорту было несколько оживленнее обычного. Представители спортивной общественности столицы, болельщики, работники Центрального спортивного клуба Армии, жены хоккеистов встречали обладателей Кубка европейских чемпионов по хоккею – команду ЦСКА…
Короткий митинг. Слова искренней благодарности и заверения в хорошей игре. Крепкие объятия. Цветы. Поцелуи. Суетливое рассаживание по машинам.
И вдруг раздался повелительный голос А. Тарасова:
– Дежурный, объявите всем: завтра тренировка на льду в девять часов.
Казалось бы, блестящая победа, возвращение домой, впереди воскресенье – можно бы и передохнуть. Но это не в правилах ЦСКА. Там нет антрактов в тренировках. Они проводятся, по существу, беспрерывно: и зимой, и летом, в будни и праздники, в Москве и на выездах, ранним утром и поздним вечером, перед тем как сесть в самолет, чтобы полететь куда-то на очередной матч, и сразу же, как только сошли с поезда, возвратившись домой или приехав в чужой город.
Такой ритм жизни для команды давно уже стал обычным. Там из поколения в поколение передается уважение к труду, к напряженным и кропотливым тренировкам. Армейцы отлично понимают, что только «воля и труд» дивные всходы дают, что без пролитого пота никакое счастье, никакая удача не возведут их на пьедестал почета. Они также глубоко убеждены в том, что без упорного труда может выдохнуться и самый большой талант, как глохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески.
Труд и режим – основной закон команды. В ЦСКА просто невозможно неуважительно относиться к работе. Совесть замучает, а можно оказаться и «вне игры». Здесь не приживаются хоккеисты, которым в спорте нравится лишь слава, почет, медали, хвалебные газетные отчеты.
Ну а что касается самих тренировок, то они отличаются большой трудоемкостью и насыщенностью самыми различными упражнениями: легкая атлетика, гимнастика, плавание, акробатика, лыжные гонки, тяжелая атлетика, спортивные игры. Как правило, они бывают многочасовыми; в период учебных сборов хоккеисты тренируются и по два раза в день.
Разумеется, каждая такая тренировка требует от спортсменов больших физических и моральных усилий. Ведь чтобы отработать какой-либо технический прием, тот или иной тактический вариант игры, им нередко приходится повторять одни и те же упражнения сотни, тысячи раз, повторять до тех пор, пока исполнение их не доводится до автоматизма. А многоразовые повторы, как известно, сильно изнуряют человека. По данным медицинского контроля, за время одной тренировки хоккеисты теряют несколько килограммов, а пульс у них учащается до 140–150 ударов в минуту.
О тренировочных нагрузках хоккеистов ЦСКА ведется много различных разговоров; не обходится тут, конечно, и без кривотолков. В представлении некоторых людей армейские хоккеисты чуть ли не самоистязанием занимаются, выматывают себя до изнеможения.
Да, ученикам Тарасова на занятиях бывает трудно, тяжело, не всем эти нагрузки оказываются под силу. Но они ведь и рассчитаны не на всех. А вот истинные цеэсковцы, те хоккеисты, которые знают цену золотым медалям, считают их нормой своей подготовки, видят в них залог успехов.
– В составе армейской команды, – вспоминает Ю. Пантюхов, – я провел несколько сезонов. Сколько за это время было тренировок – не сосчитать. А сколько на них пролито пота?… Даже самые тяжелые матчи, встречи с самыми упорными командами мира не отнимали у меня столько сил, сколько тренировки. В ЦСКА я пришел с кое-каким опытом, и игра у меня там вроде пошла неплохо, а вот на тренировках на, первых порах чувствовал себя не совсем нормально. Сильно уставал, иногда к концу занятий переставали слушаться руки и ноги, сбивался с ритма, не поспевал за новыми вводными… Не раз после таких тренировок хотелось сбежать из ЦСКА, бросить хоккей. Но проходило два-три часа – и ощущался какой-то прилив бодрости и энергии, а на следующее утро уже снова хотелось бежать на занятия…



В ЦСКА не боятся перетренироваться, там этого понятия не знают. Хоккеисты приучаются трудиться с предельной нагрузкой всегда и везде. Если посмотреть со стороны, то может показаться, что армейцы сами постоянно усложняют свою жизнь. они и тренировочные товарищеские матчи предпочитают проводить только с сильным противником, не страшась поражений. «Лучше десять раз проиграть на тренировках, чем один раз в официальном турнире, – рассуждают они – Кто боится проигрывать, тот никогда не научится побеждать!»
Для хоккеистов ЦСКА не бывает легких матчей. 2 мая 1973 года армейцы стали восемнадцатикратными чемпионами страны. Это произошло после того, как они выиграли у «Автомобилиста» 14: 3. Через день состоялась очередная встреча со свердловчанами, результат которой уже не имел никакого турнирного значения. Счет, однако, в нем вели армейцы. Второй период – 6:3 в их пользу. Однако в раздевалке чемпионов шел нелицеприятный разговор. Тренер команды К. Локтев упрекал В. Лутченко и Г. Цыганкова за то, что они позволяли игрокам «Автомобилиста» легко обстреливать ворота. Досталось и молодым спортсменам, игравшим в том матче вместо тройки Петрова.
– Вот ты, Виктор, – выговаривал Константин Борисович Жлуктову, – любишь забивать голы, а бороться за шайбу не хочешь; так не годится; давай выкладывай в матче все, что у тебя есть…
И так каждый раз, изо дня в день армейцы приучаются к интенсивной работе, к большим нагрузкам.
Напряженно работают они и в межсезонье. Летом у них меняются вид и характер упражнений, формы работы, а нагрузки остаются прежними. И если кто-либо из хоккеистов вдруг расслабится под лучами жаркого солнца и за лето растеряет свое мастерство, то старт сезона для него обычно оборачивается финишем пребывания в ЦСКА.
В летние каникулы хоккеисты, как правило, занимаются самостоятельно по заранее составленному плану индивидуальной работы и трудятся в основном над устранением своих недостатков в общефизической и технической подготовке. Такой порядок в команде заведен давно, продолжает действовать он и сейчас, хотя хоккейное лето стало значительно короче.
Вот и в 1973 году каждый игрок разработал план индивидуальных занятий на каникулярный период. Наиболее интересные, насыщенные упражнения предусмотрел В. Викулов. И с самых первых игр нового сезона он показал, что сбросил с себя груз прошлогодней скованности и неуверенности. Трибуны Минска, Риги, Ленинграда, Москвы, Горького, катки ГДР и Чехословакии вновь увидели виртуоза хоккейной площадки, замечательного мастера красивых комбинаций.
Сезон 1972/73 года у Викулова, как известно, был неудачным.
Один Володин молодой коллега, пытаясь объяснить причину этого, сказал, что Викулову в жизни все легко доставалось, он, мол, привык к легким победам, а тут, когда в игре что-то заело и нужно было бы подналечь, Володя, не привыкший утруждать себя, растерялся и почти весь сезон не мог войти в лучшую форму.



Но это объяснение далеко от истины. Только со стороны может показаться, что Викулов счастливчик, баловень судьбы. Да, редко кому удавалось за год преодолеть путь от запасного игрока клубной команды до члена сборной, немногих можно назвать, кто бы в двадцать лет становился чемпионом мира и Европы. А известно ли, сколько труда вложил, скольких удовольствий лишил себя Володя, чтобы достичь этого? Он рос в большой семье, в которой было двое сыновей и пять дочерей. Володя как один из старших, естественно, был обязан помогать родителям по дому. Часто ему приходилось очень тяжело. Ведь не так-то просто мальчишке было справляться со школьными делами и ухаживать за младшими сестренками, заниматься домашним хозяйством и успевать с Большой Почтовой в ЦСКА на тренировки. Нередко нарушался режим его отдыха и питания. Володю, как правило, дома не ждал горячий ужин: приготовление пищи входило в его обязанности. Дело осложнялось еще и тем, что среди людей, окружавших Володю, не было не только любителей, но даже и ценителей спорта.
И если уж говорить о каком-то счастье, то лишь в связи с тем, что Володя попал в поле зрения Б. И. Афанасьева, который угадал в робком мальчике большого спортсмена и удержал этого мальчика, когда ему было очень трудно, в хоккейной школе ЦСКА. А о легких победах может быть речь только в том смысле, что В. Викулов своей изумительной азартной игрой, игрой во всю силу легко покорял сердца болельщиков, легко умножал ряды своих поклонников.
Что же касается истинной причины спада в его игре, то она заключалась в том, что Володя пришел в сборную без своих партнеров. Особенно сильно он ощущал отсутствие своего старшего друга. Владимир, как и многие специалисты, был убежден, что Фирсов мог бы быть очень полезным и на Пражском льду весной 1972 года и во встречах со «звездами» канадских профессионалов.
Повышенная чувствительность, которая расслабляет бойцовские качества, конечно, не лучшая черта хоккеиста. В. Викулов это понимает и старается бороться со своим недостатком.
Упорный труд не пропадает даром. Благодаря большой работе, напряженным и насыщенным тренировкам в команде вырастают игроки-виртуозы с яркой индивидуальностью, способные не подыгрывать, а играть, играть сильно, творчески, самозабвенно и самоотверженно решать судьбу спортивного поединка. Но сила команды не только в том, что в ее составе много отличных хоккеистов, что запасные игроки под стать своим старшим партнерам. Сила этого коллектива заключается и в другом: там прекрасно подобраны, а главное, хорошо наиграны отдельные звенья и замечательно сыграна команда в целом.
Потому-то и неудивительно, что армейская команда показывает стабильную игру, что она, как правило, играет в ярко выраженном атакующем стиле. Армейцы обычно задают тон встрече, навязывают свою волю противнику, а не подстраиваются под чужой стиль игры. Когда команда выходит на лед, она сразу же обрушивает на противника шквал атак, которые катятся непрерывными и все нарастающими волнами. Армейцы отлично понимают, что только атакой можно решить судьбу матча.



Если бы в хоккее было такое же правило, как в боксе – прекращать бой из-за явного преимущества одного из противников, то многие бы встречи с участием команды ЦСКА вполне можно было ограничивать одним-двумя периодами. Взять хотя бы первую встречу восемнадцатого чемпионата, когда против хоккеистов ЦСКА играла московская команда «Динамо» – серебряный призер. В этом матче армейцы вихрем своих атак смяли противника прямо-таки в первые минуты игры. Им потребовалось всего-навсего 40 секунд, чтобы после неотразимых бросков К. Локтева и А. Альметова вести в счете 2:0. Применяя гибкую тактику, самоотверженно борясь за каждую шайбу, за каждый метр ледяной площадки, армейцы то стремительными прорывами, то сильными бросками с дальних позиций держали динамовские ворота под непрерывным обстрелом. Даже когда остались в меньшинстве, они не ушли в оборону, и только чистая случайность не позволила В. Сенюшкину увеличить счет. Но он и без того уже был внушительным. К концу второго периода армейцы вели 8:1.
Подобных матчей в истории ЦСКА бесчисленное множество. Правда, такое явное преимущество команды ЦСКА отдельные болельщики иногда объясняли тем, что противники столичных армейцев, мол, чуть ли не с середины первого периода складывают оружие и сдаются на милость победителя. В действительности дело обстоит как раз наоборот: почти во всех встречах соперники ЦСКА стойко сражаются до самой последней минуты, настойчиво стараются атаковать их ворота. Другое дело, что во многих случаях они ничего не могут сделать, не могут устоять против ураганного штурма армейцев.
Ясно, однако, что сам по себе большой объем работы еще ни о чем не говорит. Ведь можно много трудиться, обливаться потом и не добиться никакого успеха. В команде же ЦСКА большая по объему работа ведется с пользой для здоровья хоккеистов и их спортивных успехов. Потому-то и трудности там не в тягость – ребята знают, что их пот завтра или послезавтра превратится в победу. А происходит это потому, что весь учебно-тренировочный процесс в коллективе строится на основе советской системы спортивной тренировки, с учетом новейших достижений отечественной и зарубежной науки и практики, что основные усилия на занятиях сосредоточиваются на главных вопросах, в том числе на всемерном повышении атлетизма хоккеистов.
Общефизическая подготовка, как известно, является тем фундаментом, на котором зиждется все огромное здание спортивного мастерства. И чем прочнее этот фундамент, тем устойчивее само здание, тем выше оно может взметнуться вверх.
Совершенствованием своего атлетизма армейцы занимаются круглый год. Хоккеисты, не имеющие общефизической закалки, быстро устают, не могут противостоять напору сильного противника и легко теряют свое преимущество в техническом мастерстве. Их виртуозность, приводящая в восхищение зрителей, оказывается слишком кратковременной и быстротечной.
Отличная атлетическая подготовленность армейцев позволяет им одинаково свежо и бодро выглядеть как на старте, так и на финише чемпионата, легко переносить напряжение быстрого темпа игры, непринужденно действовать в сложной обстановке на больших скоростях, принимать шайбу, производить пас и броски без предварительной подготовки.



Весьма важную роль в повышении физической закалки и вообще в укреплении здоровья хоккеистов играет своевременная профилактика и лечение. Большой спорт без медицины сейчас немыслим, невозможен. Высшие спортивные достижения почти во всех видах спорта, в том числе и в хоккее, ныне держатся на пределе физических возможностей человека. Резервы повышения работоспособности спортсмена значительно оскудели и залегают они теперь гораздо глубже; извлечь их оттуда становится все труднее.



Если на заре развития хоккея рост спортивного мастерства мог обеспечивать один человек и в одном лице можно было сочетать игрока, тренера, врача, массажиста, то несколько позже наряду с «чистым» тренером команде потребовалась медсестра. С середины 50-х годов с хоккеистами стал работать дипломированный врач-терапевт Ю. Федотов, затем пришлось прикрепить к ним и массажиста В. Аракчеева. В последние годы в команде работает выпускник Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова специалист спортивной медицины, кандидат в мастера спорта старший лейтенант И. Силин. Медицинские работники теперь всегда и всюду с хоккеистами. Они вместе с тренером делают все от них зависящее для того, чтобы физическая форма игроков была постоянно па высоте.
Игорь Владимирович Силин, в частности, помогает наставникам команды планировать учебно-тренировочный процесс и воспитательную работу в команде, регулировать тренировочные и игровые нагрузки персонально для каждого спортсмена, следит за питанием, режимом дня, психологической подготовкой игроков накануне выступлений, занимается лечебно-профилактической работой. В команде систематически проводятся углубленные контрольные медицинские обследования.
Много времени и усилий медики затрачивают на лечение травм и их последствий. В хоккее без столкновений, без синяков и ссадин, конечно, трудно обойтись. И с этим уже все смирились.
Однако, к сожалению, среди хоккеистов есть еще любители возмещать недостаток техники и силы грубостью, умышленно причинять травмы своему сопернику. Часто жертвами таких горе-спортсменов оказываются игроки ЦСКА. Чтобы избавиться от этого, надо, как того требует наша спортивная общественность, решительнее повести борьбу против грубиянов. И это дело не только судей. Большую роль тут призваны сыграть коллективы команд, и прежде всего их тренеры.
Выше говорилось о том, что в ЦСКА хоккеисты выдерживают исключительно высокие нагрузки. К этому можно добавить еще то, что армейцы, если это необходимо, выходят на поле с травмами. Сколько раз, например, приходилось И. Трегубову, К. Локтеву, А. Фирсову, Е. Мишакову, В. Харламову, да и многим другим хоккеистам, играть не совсем еще оправившимися от болезни, с новокаиновыми блокадами. Правда, нередко можно услышать, что это негуманно, что травмированным и больным, мол, нужно лежать в постели, а не играть в хоккей. Но эти люди, видимо, не знают, что для спортсмена, воспитанного в армейском коллективе, самая тяжелая болезнь, более серьезная, чем, скажем, травма коленного сустава – это смотреть со стороны, как его товарищи самоотверженно сражаются за победу.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18