А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 




Людвиг Яковлевич Якобзон
Онанизм у мужчины и женщины

Людвиг Яковлевич Якобзон
Онанизм у мужчины и женщины
Для врачей и студентов

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

В течение многих лет врачи, а за ними и публика, придавали очень большое значение онанизму и относили на счёт его последствий чуть ли не все болезни, встречающиеся у человека. Однако беспристрастному наблюдателю невольно бросается в глаза несоответствие между таким отношением к онанизму и сравнительно несущественными последствиями его.
В последние несколько лет, после появления в свет моей книги «Половое бессилие», ко мне стали часто обращаться пациенты, предававшиеся онанизму и связывающие с ним своё половое расстройство. Знакомство с их душевным миром повергло меня, поистине, в ужас. Это побудило меня изучить имеющуюся, преимущественно на иностранных языках, литературу об онанизме и на основании литературных данных и моего личного опыта написать предлагаемую вниманию товарищей-врачей книгу. В ней я стремился осветить интересующее нас явление с научной и врачебно-практической точки зрения. Лучшим средством для этого мне представляется правильный разбор изучаемого явления, детальный анализ причин онанизма и беспристрастное описание возможных последствий его.
Рассмотрев, далее, диагноз онанизма и предсказание при нём, я подробно остановлюсь на мерах предупреждения онанизма. Знакомство с этим отделом книги мне представляется полезным и для педагогов.
Немало места мною отведено лечению онанизма, причём наиболее действительным методом лечения я считаю психотерапию.
Таков план настоящей книги, не мне судить о том, как он выполнен.

Петроград, март 1923 г .
Л. Якобзон

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

За четыре года, прошедшие со времени выхода первого издания, в западноевропейской медицинской литературе появился ряд трудов, посвящённой сексуальной патологии.
Однако эти труды не внесли ничего нового в вопрос об онанизме. Поэтому настоящее издание перепечатано без изменений с первого издания, которое было сочувственно встречено врачебной и педагогической печатью.

Ленинград, июнь 1927 г .
Л. Якобзон

1. Определение

Слово онанизм по его историческому происхождению ошибочно связывается с явлением, которому посвящена настоящая книга; правильно было бы назвать онанизмом прерываемое совокупление, как это явствует из библейского текста об Онане: «и сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и поэтому, когда входил к жене брата своего, изливал (семя) на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Бытие, Первая книга Моисеева, гл. 38).
Впрочем, как остроумно указал ещё Вольтер, история не сообщает нам, как именно поступал Онан. Можно ведь толковать слово «входил» в обычном, житейском смысле и допустить, что Онан, входя в помещение, где находилась его невестка, там совершал акт рукоблудия. Учёные богословы склоняются к тому взгляду, что действие Онана представляли собою прерванное совокупление.
Термин «онания» встречается впервые в книге неизвестного автора, вышедшей в начале XVIII века на английском языке. После неё появилось известное сочинение Тиссо под названием «Онанизм». С тех пор разбираемое явление принято называть онанизмом.
В литературе имеется целый ряд определенных понятий об онанизме. В диссертации Шварца (1815 г.) мы находим следующее определение онанизма: «Онанизм или грех Онана есть пагубная привычка, за которой следует извержение семенной жидкости, вызванное прикосновениями или действием пылкого воображения».
Столь же неясно определение Жозана: «Онанизм есть всякое действие, при помощи которого, вне правильных сношений между мужчиной и женщиной, вызывают сладострастное ощущение любовных удовольствий».
По Пуийе, «онанизм есть противоестественный акт, производимый при помощи органа тела (рука, язык), или какого-нибудь инструмента (футляр, приап, т.е. искусственный половой член), или при помощи специальных движений с целью вызвать половой спазм. Этот акт может производиться одним лицом или совместно с другим».
Роледер считает определение Пуийе очень удачным, но даёт и своё: «Под онанизмом разумеют такую деятельность полового влечения, при которой наружные половые части раздражаются не как при совокуплении соединением и трением мужских и женских половых органов, а манипулированием только руками или какими-либо инструментами до эякуляции, до извержения семени, а у лиц женского пола – до высшей точки полового возбуждения».
По В. Тарновскому, под именем онании, мастурбации, хейромании или рукоблудия следует разуметь всякое раздражение половых частей, помимо нормального полового акта, имеющее целью вызвать сладострастное ощущение с извержением семени или заменяющим его нервным спазмом у детей, не достигших половой зрелости. Штекель не соглашается называть онанизмом действие, производимое между двумя лицами; по его определению, онанизмом является всякий половой акт, производимый без участия другого лица; другими словами, Штекель относит к онанизму лишь аутоэротические явления.
По Левенфельду, под онанизмом разумеется всякое, происходящее искусственно, а не посредством полового сношения, вызывание нервных возбуждений и ощущений, которые при нормальных условиях связаны с совокуплением.
Христиан определяет онанизм как совокупность средств, употребляемых лицами одного или другого пола для вызывания «венерического оргазма» искусственным образом, вне условий нормального совокупления.
Я определяю онанизм как производимое вне полового сношения искусственное раздражение эрогенных зон или психики до появления оргазма.
Некоторые немецкие авторы (Блох, Маркус и др.) называют единичный онанистический акт онанией, а привычное рукоблудие – онанизмом. Я не вижу никакого основания для такого терминологического новшества; правильнее было бы, по моему мнению, отнести слово «онания» к синонимам онанизма.
Слово «онанизм» имеет вообще очень много синонимов; наиболее употребительный из них – мастурбация (masturbatio, точнее manustupratio, от manus – рука и stuprare – пятнать, осквернять); точным переводом слова manustupratio является употребительный в России термин «рукоблудие». Встречаются ещё термины: хейромания, мануэлизация, мануступрация, маступрация (по-видимому, сокращение слова мануступрация).
Часто онанизм называют «тайным пороком», «грехами молодости» и т.д. Из последующего изложения читатель увидит, что я не считаю разбираемое явление ни пороком, ни грехом.
Термин «онанизм» нередко встречается в литературе в совершенно ином смысле, чем описано выше; так, иногда называют прерываемое совокупление супружеским онанизмом. Ференци называет влагалищным онанизмом сношение, при котором не испытывается половое влечение к партнёрше, а фантазия представляет вместо неё другую женщину. Шоутен предлагает называть «вагинальными онанистами» прирождённых гомосексуалистов, если они женятся или вообще совокупляются, так как для этих людей коитус является, будто бы, лишь особым видом онанизма. В тех случаях, когда псевдогомосексуальные субъекты, всё перепробовавшие и всё испытавшие, выбирают задний проход как источник наслаждения, Блох говорит о заднепроходном онанизме, так как для людей нормальных, т.е. родившихся гетеросексуальными, этот акт является лишь пикантным видом онанизма.
Я нахожу, что в интересах точности терминологии правильнее было бы сохранить название «онанизм» лишь за производимым вне полового сношения искусственным раздражением эрогенных зон или психики до появления оргазма.

2. Онанизм как проявление аутоэротизма

Онанизм, которому посвящена настоящая книга, представляет собою лишь оно из проявлений аутоэротизма Летаменди предложил называть приблизительно ту же область явлений аутоэрастией; Густав Егер предложил название «моносексуальной идиосинкразии» для «животных» форм онанизма, происходящих без всякого участия фантазии; Лауптс (псевдоним психолога Сен-Поля) предложил называть самоудовлетворение аутофилией.

. Хавелок Эллис называет аутоэротизм феноменом самопроизвольного полового возбуждения без всякого прямого или косвенного повода со стороны другого лица. В широком смысле слова к аутоэротизму относятся также превращения подавленной половой активности, которые образуют фактор некоторых болезненных состояний, но также и фактор нормальных проявлений искусства и поэзии и, поистине, в большей или меньшей степени окрашивают всю жизнь.
Аутоэротическая область очень обширна. Она простирается от случайных сладострастных мечтаний наяву, при которых субъект остаётся совершенно пассивным, до бесстыдных постоянных попыток к самоудовлетворению, наблюдаемых часто у душевнобольных. Сюда относятся и те редкие случаи, когда субъект влюблён в себя (нарциссизм); затем сюда относятся половые проявления религиозного характера по отношению к воображаемому предмету любви, о которых нам известно из биографий святых. Типичной формой аутоэротизма является повышенное половое возбуждение во сне.
Среди аутоэротических явлений онанизм Штекель считает слово «онанизм» устарелым и неправильно употребляемым и предлагает заменить его вообще термином «аутоэротизм». Это предложение нецелесообразно, так как онанизм является лишь одним из видов аутоэротизма.

представляет собою лишь особый подвид, которому врачи посвящали очень много внимания, совершенно игнорируя, к сожалению, остальные проявления аутоэротизма. Штекель считает слово «онанизм» устарелым и неправильно употребляемым и предлагает заменить его вообще термином «аутоэротизм». Это предложение нецелесообразно, так как онанизм является лишь одним из видов аутоэротизма.
Хотя и настоящая монография посвящена одному из проявлений аутоэротизма, именно онанизму, я считаю, безусловно, необходимым прежде, чем перейти к вопросу об онанизме, описать здесь, хотя бы в кратких чертах, и другие проявления аутоэротизма. Я буду при этом придерживаться изложения Хавелока Эллиса, как наиболее компетентного автора в вопросах психологии пола, в частности, в созданном им учении об аутоэротизме.

2.1. Эротические мечтания наяву

Это – весьма обычная и важная форма аутоэротизма, которая, кроме того, во многих случаях является первой стадией онанизма. Мечтания наяву в своей главной форме были изучены в Уэлслейском колледже г-жой Мадель Леройд в так называемой «продолжающейся истории». «Продолжающаяся история» – это воображаемый рассказ, более или менее соответствующий индивидуальным свойствам субъекта; этот рассказ им тщательно культивируется; он считает его своим святым душевным достоянием; если об этом кто-либо знает, то лишь самые интимные друзья. «Продолжающаяся история» встречается у девушек и молодых женщин чаще, чем у мальчиков и молодых мужчин. Из 352 лиц обоего пола имели такую «историю» из лиц женского пола 47%, мужского только 14%. Напротив, Т.Л. Смит при изучении около 1500 молодых субъектов, из которых более двух третей составляли девушки и женщины, находил «продолжающуюся историю» очень редко, приблизительно в 1% случаев.
Исходною точкою «истории» является приключение, прочитанное в книге, или, чаще, действительное происшествие, дальше развитое индивидуумом. Он почти всегда является героем или героиней истории. Развитию « продолжающейся истории» благоприятствует одиночество; излюбленное время для культивирования «истории» – в постели перед сном. В мечтаниях наяву здоровых 15-летних мальчиков большую роль играют спорт, атлетика и приключения. Девушки представляют себя на место своих любимых героинь в романах. После 17-летнего возраста, у девушек раньше, мечты имеют содержанием любовь и брак.
Хотя эти разработанные, более или менее эротические мечты у молодых мужчин и, особенно у молодых женщин далеко не легко обнаружить, однако, они не представляют собою чего-либо необыкновенного. Каждый субъект имеет свою собственную мечту, которая всегда меняется или дальше развивается, хотя, хотя и не в больших размерах, за исключением людей с очень богатой фантазией. В основе подобной мечты часто лежит приятное личное переживание, и на этой почве она развивается дальше. Она может заключать в себе элемент половой извращённости, даже при отсутствии его в действительной жизни.
Появлению эротических мечтаний, разумеется, способствует половое воздержание; поэтому они часто наблюдаются у молодых девушек. Такие мечты не ведут обязательно к онанизму, хотя они часто вызывают приливы к половым органам и даже самопроизвольный оргазм. Мечты появляются в виде образов, которые лишь с трудом удаётся выразить словами, даже при желании это сделать. В других случаях они бывают разработаны в виде драмы или романа, причём высшая точка истории достигается лишь после того, как герой или героиня многое пережили. История развивается до высшей точки, соответственно росту знаний и опыта у субъекта. Начинается она с поцелуя, который может затем дойти до сладострастного удовлетворения.
Мечтания наяву встречаются у нормальных и ненормальных людей. Ж.Ж. Руссо описывает в своей «Исповеди» такие мечты, которые в его случае связаны с мазохизмом и онанизмом.
Рафалович описывает фантастическую картину, которую рисует себе в одиночестве гомосексуальный субъект; она относится к особе того же пола, которую он видел на улице или в театре. Это – род психического онанизма, независимо от того, последуют ли за ним физические действия или нет.
Хотя подобные мечтания наяву ещё очень мало изучены, так как они происходят в одиночестве, усиленно скрываются и редко представляются соответственным лицам достаточно интересными для научного исследования, тем не менее, они, как справедливо указывает Хавелок Эллис, представляют собою в действительности чрезвычайно важный процесс, играющий очень большую роль в области аутоэротики. Мечты часто бывают у образованных молодых людей обоего пола с богатой фантазией, ведущих целомудренный образ жизни, и нередко заканчиваются онанизмом. У таких людей и при таких обстоятельствах это следует признать вполне нормальным, как необходимое последствие полового влечения. Несомненно, разбираемое явление может быть часто патологическим и никогда не бывает полезно, если практикуется чрезмерно, к чему имеется склонность у молодых людей с художественными влечениями. Именно для таких молодых людей мечтанье наяву в высшей степени соблазнительно, но и опасно. Хотя эти мечты отнюдь не всегда сопровождаются половым возбуждением, тем не менее, они имеют бесспорное половое происхождение, что доказывается тем, что они часто исчезают в браке у лиц обоего пола даже в тех случаях, где мечты не имели эротической окраски.

2.2. Эротические сновидения

При половом воздержании здоровых людей у них происходят, точнее – могут происходить, во сне излияния семени с полным оргазмом; эти излияния семени (поллюции) могут сопровождаться сладострастными сновидениями, причём снится интимная встреча или соприкосновение с особою другого пола. Можно считать за правило, что чем живее и сладострастнее сновидение, тем сильнее возбуждение и тем большее облегчение испытывается при пробуждении.
Укажем кстати, что частота нормальных поллюций (в отличие от учащённых, чрезмерных поллюций) может очень сильно колебаться. Так, по Фюрбрингеру, нормальные интервалы между поллюциями у воздержанных юношей равняются 10-30 дням. По Пейеру, поллюции могут появляться с перерывами в 2-8 недель; по Гэммонду и Нагелю, раз в 2-3 недели; такую же норму (одна поллюция в две недели) дала анкета, произведенная Членовым среди московских студентов; Риббинг считает средним промежутком 10-14 дней; Левенфельд – одну неделю.
Об эротических сновидениях при поллюциях было известно ещё в древности. Недавно (1907) Гуалино произвёл обширное исследование по вопросу об эротических сновидениях; он обосновывался на показаниях 100 нормальных мужчин – врачей, учителей, адвокатов и т.д., сообщавших ему о наблюдениях над собой. Во всех случаях эротические сновидения появились уже в 17-летнем возрасте. Марро нашёл 8% юношей в этом возрасте ещё неразвитыми в половом отношении; половое развитие начиналось в 13 лет, а эротические сновидения начинались уже в 12 лет. В большинстве случаев им предшествовали в течение нескольких месяцев эрекции. В 23% случаев был онанизм. Сонные грёзы были по преимуществу зрительного характера; осязательный элемент занимал здесь лишь второстепенное место. Снилась женщина незнакомая (в 27% случаев) или известная только в лицо (в 56% случаев). В большинстве случаев, по крайней мере, в начале, снилась уродливая или фантастическая фигура, которая впоследствии в жизни делается более привлекательной, но никогда не бывает тождественной с женщиной, любимою наяву.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38