А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 




Александр Михайлович Кондратов
Атлантиды ищите на шельфе



Александр Михайлович Кондратов
Атлантиды ищите на шельфе

Пролог

Сокровища на дне

Археологию называют иногда «историей, вооруженной лопатой», ибо она изучает прошлое человечества по вещественным источникам, а источники эти обычно погребены в земле. «Археология – систематическое изучение древностей и восстановление древнейшей истории наций и народов по остаткам зданий, мест погребений, оружия, утвари и украшений, относящихся к временам, от которых сохранилось очень мало или вообще не сохранилось никаких письменных документов…» «Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии.» «Археология занимает все более важное место среди других гуманитарных наук. Она не является кабинетной наукой, ибо предполагает активные поиски, иногда тяжелые и всегда страстные. Это поиски в поле, с их романтикой приключений, с надеждами и разочарованиями, это поиски за рабочим столом – решения многочисленных загадок истории, предлагаемых археологу в особенно сложном и запутанном виде…»
Так характеризуют свою науку археологи, люди, в буквальном смысле слова «доставшие из-под земли» новые миры, воскресившие жизнь народов и цивилизаций, казалось бы, навсегда исчезнувших с лица планеты. В наши дни археологи открывают новые миры не только под землей, но и под водой. И если археология – это «история, вооруженная лопатой», то ее младшую сестру – подводную археологию можно назвать «историей, вооруженной аквалангом». Ибо именно акваланг позволил изучать «голубой континент» не только профессиональным водолазам, но и опускаться под воду специалистам-археологам, вести поиски сотням и тысячам любителей подводного плавания на дне морей, озер, заливов, проливов, бухт нашей планеты.
Когда подводная археология делала свои первые шаги, главное внимание обращалось на ценности, лежащие на дне, – золотые и серебряные слитки, античные статуи и т. п. В музеях мира появились великолепные произведения искусства, поднятые из воды: двухметровая бронзовая статуя олимпийского божества – Зевса или Посейдона, изваяние Аполлона, рельефы из знаменитого каррарского мрамора, фризы Парфенона, изделия из золота и нефрита, выполненные мастерами доколумбовой Америки, скульптуры известного античного мастера Боэфа… А вслед за тем началось не только «собирательство» произведений искусства, извлеченных из воды, но и изучение места находок. Являются ли найденные памятники частью затонувшего дворца, храма или виллы? Или это груз погибшего корабля? Почему они оказались под водой? В какое время были изготовлены? Что могут рассказать находки о событиях далекого прошлого? На все эти вопросы должны были дать ответы кропотливые и систематические подводные раскопки, а не простой подъем ценностей с морского дна.
Археология наших дней взяла на вооружение многие технические изобретения, она широко использует методы точных наук, воскрешая «дела давно минувших дней», подтверждая «преданья старины глубокой», будь это открытие Трои или раскопки «подземного города», сооруженного китайским императором Цинь Шихуанди в III веке до н. э. Поиски древних строений и городов ведутся с помощью аэрофотосъемки и из космоса. Все чаще в археологии применяются достижения криминалистики и атомной физики, трассологии и генетики, кибернетики и химии. Достаточно сказать, что современные археологи могут датировать события и по годичным кольцам дерева, и по содержанию радиоактивного углерода в органических остатках, и по соотношению урана и тория в костях и раковинах, и по термолюминесценции керамики и обожженного камня, и по следам расщепления урана в вулканическом стекле и богатых ураном минералах, и по электронному резонансу сталагмитов и костей, и по аминокислотам в костях и т. д.
Разумеется, подводная археология стремится не отстать от своей старшей сестры, используя новинки современной науки и техники. Акваланг и миниатюрные подводные лодки, эхолокатор и гидролокатор, аэрофотосъемка и многие другие достижения техники широко применяются в исследовании и поиске затонувших поселений и кораблей. Подводные роботы начинают становиться и «роботами-археологами» (так, например, совсем недавно с помощью робота было поднято со дна озера Онтарио судно, затонувшее около двухсот лет назад).
Чем дальше в глубины веков и тысячелетий уходит поиск археологов, тем теснее связи «истории, вооруженной лопатой», с геологией и палеонтологией, ибо люди, как показали последние находки в Восточной Африке, начали пользоваться орудиями труда около трех миллионов лет назад, в эпоху, когда на планете был иной климат, по-другому распределялись вода и суша, когда жили неведомые ныне животные, вроде саблезубых тигров – махайродов, мастодонтов, пещерных медведей и т. д. В неразрывной связи с науками, изучающими прошлое Земли, находится подводная археология. А так как история человечества неотделима от истории океана, то между раскопками под водой и исследованиями, которые проводят морские геологи и океанологи, существует самая тесная связь. Науки об океане указывают археологам те районы, где могут находиться следы пребывания древнего человека, первобытные стоянки, поселения и города, ушедшие на дно морское из-за повышения уровня Мирового океана или опускания земной коры. Археология, в свою очередь, помогает датировать колебания уровня океана или тектонические движения с точностью, недоступной наукам о Земле, привыкшим оперировать десятками тысячелетий, а то и миллионами лет.
«Земля под водою», шельф, материковое мелководье или материковая отмель, – «седьмой континент» планеты – вот место поисков затонувших земель и городов, которое указывают археологам науки о Земле. Бессмысленно искать Атлантиду или другие легендарные затонувшие материки в пучинах пяти океанов планеты или на гребне срединно-океанических хребтов, ибо их кора принципиально отличается от коры, слагающей материки. Но можно и нужно искать «атлантиды на шельфе», который стал покрываться водой лишь после окончания последнего оледенения, около 10 тысяч лет назад, причем наступление Мирового океана на сушу продолжается и по сей день.
«Дорогами шельфа» двигался первобытный человек, осваивая свою планету, заселив многие острова, составлявшие прежде единое целое с материками или соединявшиеся с ними цепочкой ныне исчезнувших отмелей, островов и островков. «Дорогами шельфа» десятки тысяч лет назад пришли из Евразии на Американский континент предки индейцев, совершив, таким образом, величайшее в истории нашей планеты географическое открытие – открытие Нового Света. «Дороги шельфа» помогли людям почти в столь же далекую эпоху открыть еще один материк – Австралию.
Шельф – это лежащие под водою золото и алмазы, платина и нефть, уголь и газ, богатейшие места для ловли рыбы, плодородные «поля» для выращивания водорослей, мидий, плантаций жемчужниц и т. д. На шельфе найдены драгоценные грузы затонувших кораблей различных эпох и народов: золотые испанские дублоны и слитки серебра, античные статуи и амфоры, украшающие музеи Греции и Франции, Болгарии и ФРГ, Италии и СССР. И сколько еще подобных находок сулят будущие исследования шельфа!
На шельфе, этом «седьмом континенте» археологов, находятся затонувшие корабли, города, поселения, эти памятники «новых атлантид». На шельфе ищут археологи-подводники и следы первобытных колумбов, начавших заселять свою «планету» десятки тысяч лет назад.


I. ДОРОГИ, СКРЫТЫЕ ВОДОЙ


Кто открыл Америку?

8 1992 году весь мир будет торжественно отмечать знаменательную дату: 500 лет со дня открытия Америки Христофором Колумбом. 12 октября 1492 года великий мореплаватель впервые увидел землю на западе Атлантики, и эта дата вошла в историю как начало открытия Нового Света. Но был ли Колумб первым европейцем, увидевшим берега Америки? Спор о предшественниках Колумба ведется не одно столетие. Еще в середине XVI века испанский историк Лопес де Гомара, побывавший в Новом Свете и описавший завоевание Вест-Индии и Мексики, писал о том, что о землях на западе Атлантики Колумб узнал от старого кормчего, который побывал за океаном до Колумба и даже составил карту неведомых земель. Легенда об «анонимном кормчем» то и дело всплывает в трудах «антиколумбианцев», вызывая споры на протяжении вот уже более чем 400 лет. Предшественниками Колумба называли португальских мореходов XV века, немецкого географа Мартина Бехайма, француза Жана Кузена, англичанина Николаса Линна, венецианца Дзено, датских пиратов Пиннинга и Порхорста, поляка Яна из Кельна, китобоев-басков, рыбаков Нормандии и Бретани, буддистов-паломников из Китая, мореплавателей Древней Индии, арабов и африканцев… И все это не более чем гипотезы, причем малоубедительные. Но, по всей вероятности, почти за 500 лет до Колумба Нового Света достигли отважные мореходы-викинги, а еще раньше, как показал смелый эксперимент на сшитом из кожи судне «Брандан», проведенный не так давно Тимом Северином, до Северной Америки могли добраться и ирландцы.
Кто бы, однако, первым ни достиг берегов Нового Света, Колумб или его предшественники, непреложным фактом остается то обстоятельство, что Америка была уже заселена. Иными словами, европейских (или азиатских, или африканских) колумбов опередили подлинные открыватели Америки – ее коренные жители, индейцы. Вопрос об их происхождении возник сразу же после того, как стало ясно, что за океаном лежит Новый Свет, а вовсе не «Индия», как считал Колумб.
В Библии говорится о трех расах, ведущих свое происхождение от трех сыновей праведного Ноя: белая – от Яфета, желтая – от Сима, черная – от Хама. От кого же тогда происходят краснокожие индейцы? Не считая их за людей, испанские конкистадоры безжалостно истребляли коренное население Америки. Римский папа в 1537 году был вынужден издать специальную буллу, «признающую» индейцев людьми, «потомками Адамовыми» и одухотворенными существами. Но в булле не объяснялось, каким же образом появились «потомки Адамовы» в Америке и с каким из потомков Ноя они состоят в родстве. «Не удивительно, что богословы XVI века, знатоки Библии и сочинений Платона (считавшегося „благочестивым“ язычником), сразу вспомнили о десяти пропавших коленах Израиля и об атлантах Платона, когда понадобилось обосновать происхождение индейцев от Адама и Евы, – пишет известный советский историк и лингвист Ю. В. Кнорозов в предисловии к книге Роберта Уокопа „Затонувшие материки и исчезнувшие племена“, посвященной теориям происхождения индейцев Америки и их культуры. – „Теория“ происхождения индейцев от десяти пропавших колен Израиля благополучно дожила до XIX века, а затем была включена в официальную доктрину мормонов. „Теория“ происхождения американских индейцев от атлантов Платона в разнообразных вариантах также удержалась до XIX века, а затем вошла в официальную доктрину теософов.»
Таким образом, не только наука, но и мистическое Теософское общество, и религиозная секта мормонов (насчитывающая около трех миллионов адептов и являющаяся фактическим хозяином в штате Юта в США) внесли свой «вклад» в проблему происхождения индейцев. А каких только гипотез и предположений не высказывалось различными исследователями, романтиками и фантазерами, любителями древности и «ура-патриотами» своих стран и «всея Америки», мистиками и расистами (в том числе и орденом Ку-Клукс-Клан, официально объявившим, что Америку открыл не «негроидный еврей» Христофор Колумб, а «ариец-викинг» Лейф Счастливый), полными дилетантами и профессиональными учеными!
«Поиски пришельцев» – так можно было бы назвать увлекательную повесть о самых разнообразных «адресах» и гипотезах, пытающихся решить загадку происхождения коренного населения Америки и его высоких цивилизаций. Кто только не фигурировал в списке возможных предков индейцев! Древние египтяне и не менее древние шумеры, жители Двуречья; жители побережья Атлантики, баски, и живущие на противоположном конце гигантского Евразийского сверхматерика японцы; мореплаватели-финикияне и кочевники-гунны; берберы Северной Африки и древние хетты Малой Азии; римляне и кхмеры, скифы и жители острова Крит; кельты Западной Европы и жители Индостана; израильтяне и живущий на побережье Западной Африки народ мандинго; персы и китайцы; «монголы на слонах» и «самоеды Сибири»; бежавшие из взятой ахейцами Трои этруски и жители островов Океании. Испанец Энрико Мартинес, посетив Прибалтику в XVII столетии, решил, что жители окрестностей Риги «поразительно похожи на индейцев Америки», а посему и родину индейцев надо искать в этих местах. Спустя три века американец Харолд Гледвин выпускает книгу, в которой столь же «доказательно» утверждает, что высокие цивилизации доколумбовой Америки обязаны своим происхождением флоту Александра Македонского («Мистер Гледвин подходит к проблеме происхождения американской культуры с тяжеловесной игривостью пожилого джентльмена, похлопывающего новую секретаршу пониже спины, – язвительно заметил в рецензии на книгу Гледвина известный американский этнограф Ральф Линтон. – Если ей это придется не по душе, он утешит себя мыслью, что она лишена чувства юмора; если же возражений не последует, то дальнейшие шаги будут совершенно очевидны»).
Неоднократно предпринимались попытки доказать, что люди в Новом Свете – автохтоны, что они ведут свое начало от какой-то специфической американской породы человекообразных обезьян (хотя в Америке останков их не найдено). Что цивилизации Нового Света древней цивилизаций Старого Света (хотя все данные археологии говорят об обратном). Что своими удивительными достижениями культуры доколумбовой Америки обязаны не индейцам, а космическим пришельцам или жителям затонувших материков – Атлантиды, Пацифиды, Андинии, My, Аракинезии… Но все это находится в области предположений, умозрительных гипотез, произвольных допущений, а порой чистой фантазии. Огромное же количество фактов, добытых антропологами, этнографами, лингвистами, археологами, геологами, океанологами говорит о том, что первобытные колумбы заселили Новый Свет из Азии, проникнув в Америку по затонувшей ныне земле Берингии.
Это означает, что американисты признают и «пришельцев извне», и «затонувшую землю», только не считают этих пришельцев «монголами на слонах», троянцами или этрусками и т, п., а затонувшую землю – легендарной Атлантидой или «тихоокеанскими атлантидами» – Пацифидой, My, Андинией или Аракинезией. «Чем, спрашивают приверженцы гипотезы Атлантиды, отличается наша концепция от теории Берингова моста? Ведь в обоих случаях речь идет о погружении населенных массивов суши, – пишет Роберт Уокоп в книге „Затонувшие материки и исчезнувшие племена“. – Этнографы, однако, основывают свои предположения на весьма точных данных, собранных геологами и океанографами, В настоящее время имеются точные карты, на которых нанесена каждая пядь морского дна между берегами Америки и Сибири и установлены очертания затонувшего моста между двумя континентами и время его погружения. Неясно лишь одно, как возникла эта перемычка, – то ли понизился уровень моря, го ли поднялась земная кора; скорее всего, последнее предположение ближе к истине. Очевидно, когда отступил ледниковый щит, значительный участок суши, разгрузившись ото льда, поднялся на поверхность… Однако геологи и океанографы отнюдь не столь тверды в своих оценках, когда речь заходит о древних массивах суши в Атлантическом и Тихом океанах. Во всяком случае, такие массивы, если они и существовали, погрузились в океанические воды миллионы лет назад, задолго до появления на земле человека».
Еще в XVIII столетии замечательный русский ученый Степан Петрович Крашенинников высказал мысль о том, что сходство северо-западной окраины Америки и северо-восточной оконечности Евразии «не без причин» позволяет «заключить бывшее между сими землями соединение, особливо в тех местах, где нос Чукотский: ибо между им и отпрядышем земли, который в восточной стороне прямо против оного находится, расстояние не более двух градусов с половиною». По этому сухопутному «соединению» и могли, по мнению Крашенинникова, попасть люди в Америку из Старого Света. К той же мысли пришли и современники русского ученого американский ученый, писатель, общественный деятель Томас Джефферсон, французский натуралист и естествоиспытатель Жорж-Луи Бюффон, русский академик П. С. Паллас.
Гипотеза о сухопутном мосте, соединявшем Старый и Новый Свет в районе Берингова моря, была развита учеными XIX века, в первую очередь палеонтологами, зоологами, ботаниками, отмечавшими сходство фауны и флоры Старого и Нового Света.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27