А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Не стоит также думать, что каждая собака ждет не дождется, когда ваше чадо подойдет ее погладить. Мало кому из нас будет приятно, если незнакомец внезапно подбежит к вам и схватит за руку.
Итак, начнем с того, что сначала нужно спросить разрешения у владельца на то, чтобы погладить собаку. Это его право, разрешать или нет, и в случае, если владелец не возражает, он сам проследит, чтобы ни ребенок, ни собака не пострадали. Я, к примеру, разрешаю гладить моих собак, но при этом всегда контролирую ситуацию.
Владельцам собак, которые считают, что такого рода общение с незнакомыми людьми портит служебную собаку, могу с полной ответственностью сказать, что никакого влияния на сторожевые качества собаки это не оказывает, так как для нормально воспитанной собаки вы всегда имеете право определять линию ее поведения. Наши собаки безропотно дают гладить себя в общественных местах, но при этом являются очень жесткими охранниками, неоднократно испытанными в реальных ситуациях. При этом подчеркну, что решение принимает владелец собаки, и приставание ребенка к чужой собаке так же неприлично и недопустимо, как попытка войти в чужой дом без разрешения. Дети, конечно, многого еще не понимают, но на то и взрослые, чтобы вовремя вмешаться и объяснить, что делать можно, а что нельзя. Детство не дает права на бесцеремонность и безнаказанность.

Вас собака укусила?
Стало быть, вы ей немилы!
Нужно еще обратить внимание и на то, как следует правильно гладить чужую собаку, если вам это разрешили сделать. Нельзя тянуть руку по направлению к глазам собаки или класть руку на голову — собака может увидеть в этом опасность. Очень неправильно пытаться потрепать чужую собаку по холке, так как именно за это место треплют собаки провинившихся младших членов стаи. Такое рекомендуется делать только владельцам собаки. Положив руку собаке на холку, человек дает ей понять, что он, старший и сильный, на ее стороне и позаботится о ней, так как она, собака, имеет более низкий ранг в человеческой семье. Так как вы для собаки чужак, то старайтесь, не суетясь и не совершая резких движений, медленно поднести к собачьей голове руку, ладонью вверх, дать обнюхать руку и если собака реагирует доброжелательно, то можно слегка почесать морду снизу. Если собака реагирует благожелательно, то без резких движений начните почесывать за ухом, сначала снизу, а если собака не возражает, то постепенно перебираясь вверх. В любом случае будьте внимательны, спокойны, доброжелательны и обязательно помните о том. что собака — живое существо со своими настроениями, симпатиями и антипатиями и она совсем не должна проявлять к вам ответный интерес, так что будьте благодарны хотя бы за то, что она терпит ваши прикосновения.
Распространенной причиной конфликтов являются детские игрушки. Если ваш ребенок, играя в мяч, бросил его в сторону собаки, ни в коем случае не разрешайте ему забирать мяч у собаки. Для ребенка мяч — игрушка, а для собаки — добыча. Охранять добычу от чужих — естественная потребность собаки. Попросите владельца собаки вернуть вам мяч. Даже если собака начнет играть с ребенком, она может нечаянно ударить его зубами и вместо игры получится скандал.
Особняком стоят взаимоотношения собак как с чужими, так и со своими (членами семьи) подростками в период полового созревания. Сложности этого периода, называемого «переходный возраст», известны всем, но мы обычно не задумываемся над механизмами процесса. Дело в том, что в этот период происходит формирование гормонального фона и поэтому время от времени концентрация гормонов в крови достигает пиковых значений, для которых среди прочих характерно усиление агрессивности.
Собака, благодаря острому чутью, способна улавливать и фиксировать изменения запахов, вызванные выбросами гормонов в кровь. В своей собачьей жизни, особенно протекающей в стае, ей приходится сталкиваться с подобными ситуациями, когда щенки подрастают и достигают возраста полового созревания. Во время этого периода щенки ведут себя очень похоже на человеческих подростков, но их цель более очевидна — молодые собаки борются за свое место в иерархической структуре стаи. Эта борьба протекает обычно среди сверстников, но иногда в конфликт бывают втянуты и взрослые члены стаи. При этом взрослые собаки немедленно и достаточно жестко дают отпор «бунтарям».
Если собака-подросток имеет психологические и физические задатки лидера, что бывает исключительно редко и в случае, если существующий лидер по какой-либо причине не в форме, то бунт может быть успешным. Хотя успех этот относителен, так как случайный выброс гормонов не может обеспечить стабильности, необходимой истинному лидеру. Поэтому человеческий подросток вызывает у собаки опасение своей непредсказуемостью и неспособностью постоянно себя контролировать. С точки зрения собаки существо с нестабильной гормональной системой является источником повышенной опасности.
На этом месте мне бы хотелось отвлечься и немного внимательнее рассмотреть проблему лидерства. В природе истинные лидеры рождаются нечасто. Уверяю вас, если бы у нас, людей, лидерство не приносило бы определенных и временами немалых моральных и материальных выгод, то в лидеры-начальники стремились бы немногие. Основная задача истинного лидера — защита вверенной ему группы и организация добывания пищи. Лидер более других рискует в случае опасности и несет гораздо большую психологическую нагрузку. За это он только первым получает доступ к пище при наличии добычи, но ест то же самое, что и все остальные. Строго говоря, при таком положении дел лидером становится тот, кто органически не может не пытаться стать лидером, и возможно это только в открытой конкурентной борьбе. Ни подхалимаж, ни интриги (а собаки, правда не все, способны и на это) не приносят желаемого результата. Формальное лидерство, при котором лидер назначается или становится таковым в силу традиции, как главой семьи, к примеру, по мнению большинства людей, обязательно должен быть мужчина, даже если он пьяница, бездельник и трус, такое лидерство в собачьей стае невозможно. Так что когда в вашем доме появляется собака, могут возникнуть неожиданные для вас ситуации, иногда неочевидные на первый взгляд, а иногда и практически неразрешимые. Приведу пример из собственной практики.
Моя западносибирская лайка Вогул появилась у нас в доме, когда мне было 17 лет. Я была очень инициативным, но одновременно очень послушным подростком, для которого слово родителей было законом, особенно очень строгого папы. Строгость папы была несколько необычного толка — так как он по роду работы довольно редко бывал дома, то по возвращении компенсировал свое отсутствие тем, что карал всех особо отличившихся за время его отсутствия, не особо входя в подробности. К тому же, удовлетворившись моими рыданиями и видимым раскаяньем, он никогда не снисходил до того, чтобы проконтролировать мои дальнейшие действия, что вполне устраивало и меня, и маму. С одной стороны демонстрация строгости, а с другой — послушания. Главное — все были довольны!
Вогул был с самого рождения ярким претендентом на роль лидера, но мне удалось вовремя вмешаться, когда ему было 10—11 месяцев (тот самый знаменитый переходный возраст). Не скажу, что у меня в 17 лет был достаточный опыт и четкие представления о том, как надо действовать, да и спросить было некого, так что действовала я исключительно по наитию. Если бы мне довелось работать с такой собакой сегодня, то результат был бы достигнут не за 2 месяца, а за 2 дня, да к тому же гораздо более легким и приятным для нас обоих и для окружающих способом. Важно то, что желаемый результат был достигнут и проблем с послушанием у меня с Вогулом не было..
Но до самой старости он сохранил неприятную особенность: скулить, оставаясь в одиночестве. Не думаю, что даже со своим сегодняшним опытом я бы смогла справиться с той ситуацией, вся сложность которой заключалась в том, что, безоговорочно признав мое превосходство, Вогул не мог взять в толк, почему я не протестую против папиных (не всегда справедливых, но всегда очень громких) воспитательных действий. Положение усложнялось тем, что папа никогда не связывался с Вогулом, делая вид, что не замечает его дерзостей. Как же можно, чтобы более слабый, позволяющий с собой всяческие «шалости» со стороны собаки, командовал более сильным, которому собака полностью доверяет и подчиняется. Ситуация, абсолютно неприемлемая для собаки, стала причиной постоянного стресса и, как следствие, вызвала невроз.
Собака — это всего лишь собака и ей чужды соображения приличия и человеческой морали, по которой уважение к старшему по возрасту является естественным, даже если старший неправ и даже немощен физически. Невозможность выстроить понятную для собаки простую иерархическую цепочку совершенно естественно вызвала у собаки невротическое состояние. К сожалению, владельцы чаще, чем кажется, создают ситуации, являющиеся для собаки неразрешимыми и поэтому стрессовыми. Очень часто такие неприятные явления, как нечистоплотность, проблемы с аппетитом и многие другие вызываются не физическим заболеванием, а сильным стрессом. К сожалению, собака не может сказать владельцу, что находится в ситуации, разрешить которую сама не в состоянии.
Одной из сложных ситуаций является появление в доме нового взрослого члена семьи. Если ситуация с рождением ребенка собаке ясна и даже воспринимается положительно, так как появление в стае-семье детеныша является признаком развития, а значит, силы, то приход со стороны еще одного, особенно однополого с собакой существа воспринимается ею неоднозначно. С позиции члена собачьей стаи появление новой взрослой собаки требует немедленного и недвусмысленного определения статуса этой собаки в стае. Причем новичок может быть угрозой прежнему положению собаки, если она не вожак, а от вожака требуется незамедлительное и отчетливое подтверждение своей позиции лидера. Хотите верьте, хотите нет, но большинство собак являются лидерами в своей человеческой стае, просто людям удобно не связываться с собакой и они мирятся даже с неприятными проявлениями собачьего диктаторства. Если лидером является человек, то проблем гораздо меньше. У нас дома, например, можно привести чужую взрослую собаку или кошку — собаки воспринимают это без восторга, но спокойно, так как это я и дочка определяем, как нам жить. Тем не менее иногда возникают неожиданные ситуации, и только привычка внимательно наблюдать и анализировать поведение собак позволяет принять правильное решение. Иногда, правда, это дается с трудом.
Так, в нашей жизни был один период, когда я на несколько лет уехала из дома, получив предложение поработать в Европе. Это было в начале 90-х годов, которые для нашей семьи, как и для большинства других семей в нашей стране, не были легким временем.
Впервые после отъезда я приехала домой на несколько дней через 8 месяцев. За это время в доме появились 3 молодых шнауцера в возрасте от 6 до 7 месяцев. Так как я, естественно очень скучала не только без мужа и дочки, но и без собак, то одним из первых желаний было желание погулять с собаками. Сказано — сделано.
Первый щенок взят на поводок, выведен на улицу а дальше…
Дальше началось что-то абсолютно непотребное. Собака-подросток, которая только что была бодрой и даже вполне нахальной, ползет сзади в пыли, зажмурив глаза и выражая всем телом совершеннейший ужас. Не помогли ни ласковые слова, ни поглаживание, ни уговоры, собачка просто ушла, как это можно сейчас говорить, в астрал. Списав такое поведение на плохое самочувствие, я взяла другую собаку.
С тем же успехом.
Третий молодой шнауцер с многообещающей кличкой Бравый повел себя точно так же, и я даже воздержалась от того, чтобы назвать его при людях по имени. После позорного возвращения домой мы с Машей стали пытаться понять, что же произошло. Сообразили не сразу, но когда до нас дошло, мы восхитились воспитанностью наших собак. Восстанавливая ситуацию, мы поняли, что совершили ошибку.
Старшие собаки прекрасно знали, что я старшая в семье, так как Маша, несмотря на ее значимость, — моя дочь, а значит, уже младший лидер. Есть еще мой муж, но он у нас человек мягкий и собаки воспринимают его как друга. Щенки родились и выросли без меня, и Маша была для собачьей молодежи единственным и непререкаемым авторитетом. И вот появляюсь я и вся семья, включая Машу, встречает меня, подпрыгивая от радости, что для собак является заискиванием. Никакой борьбы или ссоры между нами не было и мое старшинство было признано моментально и безоговорочно.
Представляете, каким «крутым» должен быть новый вожак, если старый даже не пытался бороться. Вот они и замерли от ужаса, ожидая «начальственного гнева». Мы просто по-разному увидели одну и ту же ситуацию.
Пытаясь понять поведение собак, нужно постоянно помнить, что у собак нет морали. Это не делает их хуже нас, они просто другие. И я не знаю, делает ли нас наличие морали однозначно лучше собак, особенно если помнить, что мораль бывает, к примеру, христианская, мусульманская и т. д. При этом во имя соблюдения моральных принципов люди с упорством, достойным лучшего применения, портят друг другу жизнь, а то и устраивают побоища. Пусть у собак нет морали, но они не предают, не насилуют детей и не становятся террористами. Но понимание того, что собаки иные, необходимо для успешного сотрудничества с ними. Это помогает правильно оценить, скажем, попытку собаки укусить одного из членов семьи. Такое поведение не есть признак неприязни или ненависти и является попыткой установить определенные отношения в своей стае.
Собаки не виноваты в том, что у нас голая тонкая кожа, не покрытая шерстью, и повышенная кожная чувствительность. Среди собак одной стаи укус является средством навести порядок или высказать свое недовольство. Так как у людей есть другие возможности для выяснения отношений, то наиболее продуктивно, конечно же не оставлять такое поведение собаки без внимания, реагировать на него адекватно, но не позволять себе чувства обиды и не думать, что ваша собака вас не любит. Если на то пошло, мы тоже наказываем своих любимых детей, желая им добра. Методы наказания у нас другие, что верно, то верно, но цели те же. И мы и собаки желаем тем, кого опекаем, только добра и вопрос в том, что понимается под добром.
Если смотреть шире, то не только во взаимоотношениях с собаками возникают проблемы недопонимания, «Что такое счастье, каждый понимал по-своему», — написал А. Гайдар. Мы ведь и своим близким людям не прочь навязать свое понимание счастья. Возможно, научившись видеть различия между собой и собакой, принимая их как данность и не пытаясь превратить в достоинство или недостаток, мы кое-что выиграем сами?
ГЛАВА 11. Ритуалы стайной жизни
В отличие от слов, язык тела не лжет.
Я, как мне кажется, достаточно времени уделила тем сложностям, которые возникают от непонимания природы собаки и, как следствие, от выстраивания неправильных взаимоотношений между человеком и собакой. Но, спросите вы, сложности сложностями, а есть же владельцы, у которых с собаками нет проблем, значит, можно найти правильное решение? Конечно же, можно и даже нужно, но для этого мы, люди, должны сделать над собой усилие и изменить то, что не приносит желаемого результата, то есть каким-то образом изменить свое поведение относительно собаки. Ведь мы в своей жизни руководствуемся рассудком, а собаки преимущественно инстинктами, хотя мне как человеку, постоянно общающемуся с собаками и многим им обязанному, трудно не признать за собаками явных проявлений не только разума, но и таких, казалось бы, чисто человеческих черт, как чувство юмора.
Ранее я уже рассказывала о том, что мы с дочкой воспитывали собак традиционными способами и при этом иногда заходили в тупик. Не скажу, что я или Маша испытывали с собаками большие трудности, но возникало ощущение, что в чем- то общепринятые способы не дотягивают до желаемого воздействия. Мы обе знали, что в силу своей природы собака воспринимает членов семьи как членов стаи.
Мы отдавали себе отчет в том, что нужно стать для собаки вожаком.
У нас в доме это складывалось, словно бы само по себе, и я бы, вероятно, так и осталась при прежних взглядах на воспитание собак, но мы постоянно имеем дело с чужими собаками. К нам приводят собак на тримминг и стрижку, мы ведем занятия на дрессировочной площадке и вынужденно сталкиваемся с, казалось бы, парадоксальными фактами: с нами чужие собаки ведут себя безупречно, но хозяев, как говорит один мой приятель, «мелко видят». При этом хозяев они любят, это не вызывает сомнений! Однако при всей этой любви не отказывают себе в мелких вольностях, зачастую переходящих в пакости.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24