Теперь я вас огорчу. Ваше стремление обниматься при встрече с членом семьи есть не что иное, как проявление, вы уж простите, животного поведения, унаследованного от древних предков-приматов. Мы, хотите вы того или не хотите, ведем себя при встрече так же, как шимпанзе. Секрет в том, что, в отличие от собак, железы, выделяющие запах, маркирующий членов стаи (семьи), и у обезьян, и у нас с вами находятся в подмышечных впадинах и в процессе объятий с вернувшимся старшим членом семьи младшие обновляют на себе его запах. Если запах недостаточно силен, то вожак-шимпанзе может сильно отлупить «отступника», а «чужака», вообще не несущего запаха стаи, даже убить. Привет однотипно раскрашенным футбольным фанатам!!
Собаки, имеющие гораздо более тонкое чутье, распознают друг друга без этих обезьяньих приемов. Поэтому то, что для человека — потомка обезьяны — является выражением почтительности, для собаки — потомка волка — имеет противоположное значение. Вот только мы с вами способны это осознать, а собаки, увы, нет. И тут мы ставим жирную точку в неправильных отношениях с собакой, так как обниматься с любимой собакой нам мало, мы норовим еще и поцеловаться, что в собачьем мире делают только совсем маленькие щенки-несмышленыши. Именно так вас и будет воспринимать ваша собака. Понимаю, что повторяюсь, но ни ваш рост, ни возраст, ни занимаемый высокий пост для собаки не имеют никакого значения.
Ну не повезло, щенок достался огромный, но совсем еще глупыш!
А что из этого следует? А следует из этого то, господа хорошие, что собака ваша, тяжело вздохнув, будет присматривать за вами, как за щенком, и по-своему, по-собачьи, воспитывать. И уж не обижайтесь, но воспитание недотеп по-собачьи сопровождается покусыванием для просветления ума.
Еще одним постоянным камнем преткновения является еда.
Вы часто встречаете на улице жертв недопонимания — это собаки, разжиревшие до такой степени, что на собаку едва похожи. Бесполезно убеждать владельцев в том, что нельзя перекармливать собаку, что этим ее здоровью наносится непоправимый вред. Все уговоры впустую, а владельцы с упорством, достойным лучшего применения, твердят одно и то же: «Ну она же просит есть, значит, голодная!»
Просто удивительно, как люди не просто грамотные, но очень хорошо образованные категорически не хотят понимать того, что собака не может знать, что у вас есть хорошо оплачиваемая постоянная работа и еда в доме будет завтра, послезавтра, одним словом, всегда.
Тысячелетия существования впроголодь требуют еды, как только еда оказывается в поле зрения собаки. Инстинкт говорит, что каждый шанс должен быть использован. Вам это кажется неправдоподобным? Тогда давайте снова посмотрим на самих себя.
Моя мама и мамы почти всех моих одноклассников никогда не выбрасывали остатки хлеба. Почти в каждой семье ленинградцев, переживших блокаду, можно было обнаружить мешок сухарей. На вопрос: «Зачем ты хранишь эти сухари?» почти всегда следовал одинаковый во всех семьях ответ: «А вдруг понадобятся!» В нашей семье к маме добавлялась бабушка, постоянно что-то за нами доедавшая.
Разгадка проста. Бабушка перенесла три голодных времени, а мама два. Но это еще не все. Моя слабость к созданию «стратегического запаса» вызвала шутку мужа, что я готова к месячному плаванию в автономном режиме. Даже моя дочка питает слабость к созданию периодически возобновляемых запасов. Ответ на постоянно мучивший нас вопрос, как оказалось, обнаружился в области физиологии мозга. Оказывается, во время голода в мозгу образуется специфический белок, синтез которого не прекращается у ШЕСТИ поколений потомков! И если человек может свои побуждения сдерживать и контролировать, то с собакой дело обстоит гораздо сложнее: она верит себе и не верит нам.
Есть еще момент чисто организационный. Во многих семьях собака получает в установленное место из миски ровно столько, сколько положено по науке. Владельцы охотно демонстрируют собачью миску как доказательство того, что они все делают правильно, а вот собака им досталась неправильная, все толстеет и толстеет. В таких случаях я сначала ссылаюсь на любимого мною Шекспира, утверждавшего, что хамелеоны питаются воздухом, а потом рассказываю чудную историю о визите повара-толстяка к врачу-диетологу.
Повар утверждал, что, вернувшись домой, после целого дня, проведенного у плиты в запахах пищи, он не в состоянии есть и только пьет чай. При этом все толстеет и толстеет. Врач подумал и поинтересовался, пробует ли пациент приготовляемую пищу. Естественно, тот пробовал. Доктор посоветовал следующее: пищу пережевывать, чтобы определить вкус, а затем выплевывать. За одну рабочую смену наш повар наплевал 2 ведра всякой еды! Как правило, собаки толстеют не от того, что съедают из миски, а от кусочков, количество которых трудно подсчитать.
Конечно же, не все собаки склонны к патологическому обжорству. Эта наклонность усиливается стрессом и недостаточностью не только движений, но и впечатлений. То есть собака ест не только по необходимости, но и от скуки, лишенная возможности удовлетворять свою природную любознательность, и от стресса, вызванного неправильной хозяйской любовью в лучшем случае и махровым человеческим эгоизмом в худшем.
Судите сами. День-деньской собака спит, что для нее естественно. Вечером возвращаются домой хозяева и ожидается настоящая кипучая жизнь. Ан нет, хозяин устал на работе и прогулка превращается в посещение туалета на свежем воздухе. Особенно страдают собаки совестливые, не склонные тиранить владельца своими капризами. На счет раз — малые дела, на счет два — большие дела, постояли на углу, если хозяина заела совесть, обошли вокруг квартала и свободны до утра. А у собаки-то, по натуре ее, сумерки — время охоты. Это означает, что нужно как следует прочесать местность, заглянуть в новые, незнакомые уголки, обнюхать метки дружественных и не очень соседей, возможно пообщаться с кем-то из них и только потом можно со спокойной собачьей совестью вернуться в родное логово на каком-то там этаже и с чувством глубокого удовлетворения съесть то, что хозяин добыл где-то днем далеко от дома.
Именно этого добиваются некоторые четвероногие шантажисты, способные часами (!) бродить по окрестностям и неслыханным усилием организма удерживать в себе малые и большие дела.
Просто диву даешься на способности некоторых представителей собачьего племени портить нервы владельцам в отместку за ущемление собачьих прав. Особенными мастерами в этой области являются суки. У кобелей, как мне кажется, по природному простодушию просто не хватает терпения.
Так вот, недополучивший впечатлений пес начинает тиранить владельца дома. И если посмотреть на это дело собачьими глазами, то с полным на это правом. Что вы делали вне дома, этого собака не знает. Но, выйдя с собакой на улицу, вы повели себя как хилое, неуверенное в себе собачье существо, которому боязно отходить далеко от дома. У вас очень ограниченная территория, на которой можно добывать пищу, и вы не пытаетесь ее расширить. То есть вы-то знаете, что вам лень, а собака таких резонов не признает и полагает, что вам просто слабо. Поэтому дома собака, еще раз убедившаяся за время скудной прогулки в вашей, скажем так, ограниченной способности к добыванию пищи, начинает ковырять вас, спокойно ужинающего, лапой; вы, естественно, не удерживаетесь (не в последнюю очередь, кстати, от задавленного чувства вины перед собакой), даете собаке требуемое и все обретает природную гармонию: слабак отдал свою еду. К сожалению, в собачьей среде тот, кто отдает еду, считается не добрым и щедрым, а слабым и трусливым, так как еда — это жизнь и отдающий еду согласен с никчемностью своей жизни. Ну как, скажите вы мне на милость, можно доверить свою единственную жизнь тому, кто еду добывать не стремится, да и с тем, что досталось неведомо откуда (собака, кстати, не имеет уверенности в том, что завтра вам опять так повезет с едой), расстается без боя.
Потом, если у вас есть для этого настроение, вы начинаете играть с верным Бобиком. Бобик принес свою игрушку и предложил вам поиграть в перетягивание мишки (черепахи, трупа курицы… фантазия изготовителей игрушек безгранична). Этому интеллектуальному занятию вы на пару предаетесь некоторое время, смотря по вашему настроению, а потом довольный Бобик утаскивает игрушку к себе в угол. Это мы с вами так видим. А что значит игра для Бобика?
В миске снова пустота…
может миска всеж не та?
Игры для собаки это отработка приемов защиты, или нападения, или дележа добычи. Как и дети, собаки обучаются в игре.
Только что вы играли в дележ добычи. Совершенно очевидно, что ваша собака завладела «добычей» единолично, а вы, как и раньше, продемонстрировали полную неспособность обеспечить себя тем, что необходимо для жизни. Утешает одно: вы последовательно утверждаете превосходство собаки над собой. При этом вы даже не представляете себе, до какой степени собаки чаще всего тяготятся этой ролью старшего в семье, так как это сопряжено с большой ответственностью.
Перечисленные выше ситуации, к сожалению, не исчерпывают всех форм неосознанной передачи функций лидера вашей собаке. Когда во время прогулки вы позволяете собаке тащить себя на поводке туда, куда она, собака, считает нужным, вы даже не задумываетесь о том, что становитесь ведомым в прямом смысле слова.
А собаке задумываться не нужно, потому что ее инстинкт стайного животного немедленно встраивает вас в иерархическую лестницу на более низкую ступень. Раз вы не определяете, куда следует идти, то, стало быть, или не знаете этого, или чего-то опасаетесь, а раз так, то собака вынуждена предпринимать соответствующие собачьему образу жизни меры. И она предпринимает, определяя маршрут следования. К сожалению, выводы, сделанные собакой, не ограничиваются только прогулочным ритуалом, но и определяют ваши отношения в принципе.
Похожая ситуация возникает и тогда, когда вы еще только выходите из дома. Казалось бы, уж тут-то что может произойти? А ведь происходит. Понаблюдайте за собой и за другими владельцами собак. Как обычно выглядит выход с собакой на прогулку? Крайний случай: ра-а-аспахивается дверь и из нее пулей вылетает собака без поводка, а через некоторое время подоспевает и владелец. Среднестатистически это выглядит не столь вызывающе, но тем не менее собака, как правило, практически выдергивает хозяина из дверей.
При этом происходит следующее.
Человек, сам того не желая, пропускает собаку вперед и дает ей возможность почувствовать себя ответственной за безопасность обоих. Собака не может знать, что впереди за дверью нет ничего опасного. Кстати, и представление человека о мнимой безопасности ситуации вовсе не так уж обоснованно, иначе собаки не попадали бы под машину, выскочив из дверей, и не было бы покусов случайных прохожих. Да и стукнутых тяжелым предметом по голове на собственной лестнице или в лифте немало. Так что, совершенно того не желая, вы дали собаке понять, что опасаетесь выйти первым, а значит, признаете главенство собаки в такой ситуации. Что же после этого удивляться, что собака не подходит на ваш зов. Это не вы главный и не вы определяете, что следует делать дальше. Раз уж вы отдали бразды правления собаке, то пожинайте неприятные плоды.
А то обстоятельство, что вы не знали, что собака поймет вас неудобным для вас образом, не имеет никакого значения. И даже если вы все равно считаете, что собака несмотря ни на что должна вас слушаться, это никоим образом не меняет положения дел. Такова природа собаки! Даже если в своей фирме вы пользуетесь заслуженным и непререкаемым авторитетом, для собаки это важно, как мыльный пузырь, так как свою состоятельность в качестве предводителя собачьей стаи вы все равно не доказали.
Я бы хотела еще раз подчеркнуть, что сознательно стремятся к лидерству очень немногие собаки. По большей части вы вынуждаете собаку брать на себя те функции, которых она не очень-то и хочет. Но свято место пусто не бывает, а стая не может существовать без лидера. Собака берет на себя ответственность и чаще всего тяготится ею. К сожалению или к счастью, в отличие от людей собакам не требуется процедуры голосования, да и пренебрежение обязанностями не в их натуре. А уж если вы вынудили стать лидером собаку с не очень сильной нервной системой, то получаете нервозного, мнительного лидера, то есть домашнего тирана.
Если не верите, присмотритесь повнимательнее к семьям, в которых живут маленькие собачки. Я была знакома с одним японским хином, который, трясясь от ужаса, терроризировал и своих домашних, и гостей семьи. Хозяйка же считала это очень забавным. Умер он очень рано и, думаю, не в последнюю очередь из-за постоянного стресса.
Особое место в нашей совместной жизни с собаками занимают игры. Мы часто забываем, что игра — это не развлечение и способ развеять скуку, а нечто гораздо большее. В игре собаки имитируют защиту и нападение, отыскивание добычи и дележ ее. Игра расширяет кругозор щенка и подготавливает его к житейским ситуациям.
Игра необходима, и частые игры-тренировки дают собаке чувство уверенности в себе. С точки зрения человека трудно настолько же серьезно оценивать игру, но если мы хотим выстроить с собакой правильные и доверительные отношения, то игры для этого очень важны.
Игра может быть и опасной. Часто рекомендуют не ограничивать щенка, если он в игре покусывает вас за руки. Уверяют, что с возрастом это пройдет. Конечно, взрослея, собака играет реже, но для того чтобы собака поняла, какие действия причиняют вам боль, следует ей это показать. Играющие друг с другом или с матерью щенки довольно скоро понимают, как далеко разрешено заходить в играх. Если кто-то из щенков, заигравшись, делает матери или однопометникам больно, то немедленно получает сдачи. Так в игре щенки учатся понимать болевой предел партнера. У человека повышенная чувствительность к боли по сравнению с собаками, да к тому же кожа лишена защиты густой шерстью. Ваш щенок этого, естественно, не понимает, и научить его можно, только правильно реагируя на причиненную вам боль. Речь не идет о том, чтобы наказывать собаку, но дать ему почувствовать нежелательность действий необходимо.
Вполне достаточно легкого щелчка по морде или шлепка свернутой в трубку газетой, сопровождаемых словом «больно».
Между прочим, в таком обучении нуждаются и дети. Многие мамы подтвердят, что ребенок в игре может совершенно неожиданно и очень больно укусить или ударить, не понимая, что причиняет боль. Есть, конечно, энтузиасты «свободного воспитания», считающие, что это пройдет само, но обычные родители обращают внимание ребенка на то, что им больно.
Игры с собаками можно успешно использовать для развития способностей и подготовки к будущему обучению. Собаке, даже маленькой, свойственно использовать свое обоняние. Если придумать игру, в которой вы будете прятать от щенка сначала кусочки лакомства, а потом и какие-нибудь предметы, то можно довольно быстро научить его искать по вашей команде. Сначала в такие игры играют дома, а потом переносят их на улицу. Даже если вы не предполагаете впоследствии дрессировать собаку, умение искать по команде может пригодиться в жизни.
Кто вчера в шестом часу
дегустировал осу?
А потом ревел, как бык,
ей ужаленный в язык.
Еще один аспект вырастает непосредственно из общения человека и собаки. Мне доводилось слышать от дрессировщиков мнение, что собака не понимает слов. При этом одно предположение, что собака может понимать не интонацию, а именно слова, вызывает у этих людей сильнейшее раздражение. Ну да и Бог с ними.
Собака учится понимать слова, естественно, если с ней много разговаривают. Шнауцер моей дочки различал, к примеру, то, что не каждому человеку под силу. Он безошибочно выбирал перчатки или рукавицы или варежки! Не думаю, что имеет смысл пытаться читать собаке Канта, но на бытовом уровне собака способна выучить удивительно много слов. Временами это даже становится обременительным.
Хотите верьте, хотите нет, но в нашей чрезвычайно разговорчивой семье собаки образовались до такой степени, что мы зачастую обсуждаем планы каких-либо карательных мероприятий, направленных на ущемление собачьих свобод, как шпионы, в ванной.
В противном случае великолепно продуманные коварные планы с треском проваливаются только потому, что одна хитрая собачья морда умудряется не только подслушать, но и каким-то способом предупредить (!) всех остальных. Бывает очень обидно, особенно если была проделана некоторая подготовительная работа.
И все равно разговаривайте со своими собаками! Удовольствие, получаемое от общения с собакой, понимающей многое из сказанного вами, гораздо выше, чем обладание четвероногим автоматом, реагирующим только на ограниченное число команд, пускай даже и безукоризненно.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24