А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


Самые первые рыцарские романы о Святом Граале были написаны в XII и XIII веках. Особенно много их возникло между 1290 и 1240 годами, однако сюжет имел давнюю устную традицию. Вышеуказанные даты совпадают с расцветом в средневековой Европе ордена тамплиеров. Сами романы были написаны главным образом монахами цистерцианского и бенедиктинского орденов. В них часто фигурировали темы, имевшие отношение к тамплиерам.
С давних времен не существовало какого-то одного романа о Граале или одного лишь типичного сюжета. Большинство романов о святой чаше имеют массу отличий и несогласованностей. Одно из самых первых повествований о Святом Граале принадлежит перу Кретьена де Труа и датируется примерно 1190 годом. Называлось оно «Сказ о Граале» — «Le Conte du Graal». Именно в нем читатель впервые знакомится с рыцарем Персевалсм, архетипиче-ским героем легенд о Святом Граале. Персеваль впервые видит то, что представлялось ему легендарной чашей, на пиру во дворце Короля-Рыбака наряду со сломанным мечом и другими необычными предметами и явлениями. Король-Рыбак — необычная личность, фигурирующая в легендах цикла о Граале и короле Артуре, его загадочный характер остается непонятным до сих пор. Похоже, что Кретьен де Труа оставил эту увлекательную историю незаконченной, и она была частично дописана другими авторами в вариантах, именуемых «Продолжениями». Эти варианты добавляют элементы литературного украшательства и придают яркие краски оригинальному сюжету, вводя в него элементы, ставшие традиционными в поздних произведениях.
Два других повествования о Граале — «Иосиф Арима-фейский» и «Мерлин» — были написаны примерно в 1200 году Робером де Вороном. В них присутствует новая христианская тенденция, вытеснившая куртуазное служение прекрасной даме. Теперь поиски рыцарями приключений приобрели скорее духовный характер. В начале XIII века в романах Робера де Борона уже прослеживается тесная связь с легендами артуровского цикла, очень популярными в те времена. В них рассказывается о приключениях сэра Гавейна и сэра Галахада. Тогда же был создан и письменный вариант самого известного в англоязычном мире сюжета.
История под названием «Queste», в которой действует сэр Галахад, сын сэра Ланселота, положена в основу блистательного произведения сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура», созданного в XV веке. Этот роман более чем какой-либо другой повлиял на наше современное восприятие легенд не только о короле Артуре, но и о Святом Граале. Не будет преувеличением сказать, что в свое время книга Мэлори взбудоражила умы современников столь же сильно, как сегодня какой-нибудь нашумевший бестселлер.
В 1205 году баварский поэт-миннезингер Вольфрам фон Эшенбах сочинил роман «Парцифаль», в котором рассказывается о рыцарских приключениях, впервые упомянутых у Кретьена де Труа. Отличие в том, что у фон Эшен-баха Грааль — это камень. Правда, это не какой-то там обломок скалы, а светящийся камень, который упал с неба. Впервые Грааль описывается не как чаша, а нечто совершенно иное. В романе баварского поэта священный камень, охраняемый рыцарями, носит название Тсмплезин и явно имеет отношение к тамплиерам. Юный Парцифаль отправляется на поиски замка, называемого Горой Спасения. По пути он встречает мудрого старца Треври-зента, у которого он остается на пятнадцать дней. Оказывается, старик — дядя Парцифаля. Он сообщает, что узнал историю Святого Грааля от некоего мудреца по имени Койт Прованский. По мнению ряда ученых, Койт Прованский — это реальное историческое лицо, Гийо Прованский, что придает сюжетной основе реальный характер. Тревризент утверждает, что Койту о Святом Граале стало известно из книги, изданной в испанском городе Толедо и написанной на странном варварском языке. «Варварский язык», по всей видимости, был арабским, на котором говорили обитавшие в Толедо мавры — выходцы из Северной Африки. Далее Тревризент рассказывает Пар-цифалю о том, что книгу эту написал человек по имени Флегетанис, чья мать была еврейкой, происходившей из рода царя Соломона. Об отце же известно только то, что он был астрологом.
История Парцифаля, рассказанная фон Эшенбахом, — это история о чистом сердце и суждении. Только чистый сердцем и безгрешный может заполучить Грааль, и только Бог может рассудить, кто достоин этой святыни. Пар-цифаль возвращается в замок, где находится Грааль, задает Королю-Рыбаку правильный вопрос и таким образом исцеляет умирающего короля. После этого Парцифаль сам становится королем Грааля, и сюжетный цикл повторяется снова.
Идея о том, что Грааль — некая метафора династии Иисуса Христа и его происхождения, появилась относительно недавно, хотя многие современные авторы, пишущие на эту тему, уверяют нас, что истина сия была известна еще многие века назад горстке посвященных в секрет художников и мудрецов, зашифровавших ее в произведениях искусства и архитектуры. Классическим примером может послужить Приорат Сиона и его великие магистры.
История о первоначальном назначении Святого Грааля — кубка, в который стекала с креста кровь Иисуса, — определенно связывает бесценную кровь Христа с Граалем и также может служить метафорой потомков христианского мессии. Всесторонне связана с ней и существующая в рамках этой теории идея о том, что Иисус Христос до своей смерти предположительно сочетался браком с Марией Магдалиной и та родила ему ребенка. Таким образом якобы прервавшаяся семейная линия Христа продолжила существование до наших дней, и Грааль стал той самой виноградной лозой, посредством которой семейство Христа связано с французской королевской династией Меровингов.
Гипотеза состоит в том, что после распятия Христа Мария Магдалина перебралась вместе с их ребенком во Францию. Породнившись с племенем франков, потомок Иисуса стал предком Меровингов. Эта гипотеза была впервые обнародована Майклом Бейджентом, Генри Линкольном и Ричардом Ли в книге-бестселлере «Святая кровь, Священный Грааль». Она была опубликована более двадцати лет назад, но ныне вновь переживает популярность благодаря шумному успеху «Кода да Винчи», автор которого почерпнул из нее ряд сведений.
См. также: «Святая кровь, Священный Грааль», Иосиф Аримафейский, Тамплиеры, Мария Магдалина.
ИСИДА
Герой «Кода да Винчи» Жак Соньер, куратор Лувра, изображен автором как большой знаток культа богини. Пользуясь своим служебным положением, он значительно расширил музейную коллекцию скульптурными изображениями Исиды с младенцем Гором, сидящим у нее на коленях. Из описания дома Тибинга мы также узнаем, что на каминной полке у него стояла фигурка Исиды.
Исида — древнеегипетское божество материнства и плодородия, изображавшееся в образе женщины. Исида — мать бога Гора и тем самым является символической матерью царя, а также женой и сестрой Осириса, бога подземного мира. Ее называли «великой волшебницей», она славилась как искусная врачевательница и покровительница рожениц, способная облегчать роды. Ее высокий божественный статус и роль матери царя подчеркивались специальным иероглифом, обозначавшим ее имя. Его часто изображали на голове богини. В образе богини-матери в Гелиополе ей придавали черты священной свиноматки, а в Мемфисе — коровы, давшей жизнь священному быку Апису. В иконографии Хатхор (что означает «дом Гора» или «чрево Исиды»), помимо коровьих рогов, имелся также солнечный диск. Символом этой богини является так называемый тайет — «узел Исиды». Он чем-то напоминает амулет анх, но только лежащий горизонтально, а не стоящий вертикально. Считается, что «тайет» символизирует гигиеническую прокладку, использовавшуюся во время месячных. В заклинании, упоминаемом в «Книге мертвых», говорится, что такие амулеты следует делать из красной яшмы — разновидности кварца.
Происхождение Исиды неясно. Первое упоминание о ней относится к эпохе 4-й и 5-й династий (2492—2181 гг. до н.э.) и встречается в «Текстах пирамид» — собрании старейших письменных источников, религиозно-магических текстах. Тем не менее их явный устный характер и архаичный язык дают все основания предполагать, что они имеют более давнее происхождение и датируются эпохами 2-й и 3-й династий (2890—2613 гг. до н.э.).
Исида была дочерью Геба и Нут, а также сестрой Осириса, Сета, Нефтиды и Тота. Согласно древнеегипетской мифологии, Сет, желая стать царем Египта, убил Осириса на берегу Нила. Узнав о смерти брата и супруга, безутешная Исида отправляется на его поиски. Отыскав, она по-гребла его и, зачав от мертвого мужа, родила сына Гора, который должен был отомстить Сету за смерть отца и по праву занять его место на троне. Затем Исида вместе с сыном является на суд девятки великих богов, требуя для Гора царский престол. Чтобы отговорить родного брата от трона, она принимает облик красивой девушки и ее устами рассказывает Сету о том, что некий чужеземец убил ее мужа и отобрал у нее стада покойного отца, оставив без дома и средств к существованию. Она просит у Сета содействия в возврате отобранной собственности. Сет приходит в негодование от подобной несправедливости.
В конечном счете Исида добивается своей цели: Сет посрамлен остальными богами и осужден. Гор становится владыкой царства живых, а Осирис — царства мертвых. То, что Исида оберегала своего сына в детстве, стало причиной того, что ее почитали покровительницей всех детей. Заклинания, в которых произносилось ее имя, помогали предохранить детей от ожогов, а также укусов скорпионов и змей.
Исида славилась мудростью и хитроумием и считалась «мудрее множества всех других богов». Благодаря этим качествам она смогла узнать тайное имя бога Ра и, более того, получить у него разрешение передать это знание Гору, а следовательно, и самим египетским фараонам. Для древних египтян знание тайного имени бога значило очень многое, потому что это даровало им магическую власть над остальными людьми.
Существует множество мифов, в которых Исида наделяется великой мудростью и способностью врачевания, умением облегчать роды, предохранять от ран. Посвященные ей храмы можно было встретить в Египте повсеместно. Самый известный храм Исиды находился на острове Фила на юге Египта, его строительство датируется греко-римским периодом (380 г. до н.э. — 30 г. н.э.).
В эпоху Клеопатры культ Исиды стал официальной религией Египта. Популярность Исиды была настолько велика, что ее культ распространился далеко за пределы Египта, по многим землям Римской империи. Ее храмы имелись в таких городах, как тогдашние Афины, Помпеи, Париж и даже Лондон. Римский сенат, опасаясь волнений народных масс, постановил разрушить храмы Исиды и Сераписа (Осириса), однако это так и не было сделано. Несмотря на запрет Юлия Цезаря, народы империи по-прежнему продолжали поклоняться Исиде.
Вопреки последовавшим позднее преследованиям культ Исиды сохранился, и древнеегипетская богиня в ходе веков обрела еще большую популярность, найдя себе почитателей во всем эллинистическом мире и Римской империи. Феномен этой популярности проистекал из универсального характера Исиды, символизировавшей мать, супругу, врачевательницу, защитницу и спасительницу, Это привело к тому, что ее культ на каком-то этапе даже стал соперничать с набиравшим силу христианством. В 140 году ношей эры римский автор Апулей в своих «Метаморфозах» описал церемонию посвящения в культ Исиды. Он также описал Исиду как вечную защитницу, употребив термины, сходные с христианскими. Христианская цер— ковь на раннем этапе своего существования очень многое почерпнула из культа Исиды, например, использовав ее образ в виде Мадонны с младенцем, некоторые атрибуты и титулы Девы Марии, прощение грехов через епитимью, крещение водой, искупление и спасение души в священной вечной загробной жизни.
См. также: Культ богини, Лувр, Осирис, Жак Соньер.
ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ
После того как Софи Невё узнает, что она предположительно является потомком династии, начало которой было положено Иисусом Христом и Марией Магдалиной, ей стало известно еще много сопутствующих фактов. Тибинг — ученый, специализирующийся на теме Святого Грааля, — знакомит ее с гипотезой, согласно которой, после того как Иисус был распят на кресте, Иосиф Аримафейский помог Марии Магдалине бежать во Францию.
Иосиф Аримафейский упоминается в четырех евангелиях как человек, забравший с места казни тело Христа для погребения (Матфей 27:59,70; Марк 15:46; Лука 23:53; Иоанн 19:38—40). Именно благодаря Иосифу тело Иисуса Христа было перенесено в принадлежащую ему гробницу, высеченную в скале, где при помощи фарисейского священника Никодима Иосиф завернул мертвого Спасителя в плащаницу и омыл благовониями.
В евангелиях очень кратко упоминается об Иосифе из Аримафеи, так что о нем мы не знаем практически ничего, кроме того, что он был богат и являлся тайным учеником Иисуса Христа (Иоанн, 19:38). Лука (23:50) добавляет, что Иосиф был членом синедриона — правящего совета, что позволяет предположить, что он был достаточно влиятельным человеком. Оказывается, Иосиф Аримафейский был «человек добрый и правдивый», который не согласился с решением синедриона о казни Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (27:57—60) и от Марка (15:43—45), Иосиф Аримафейский лично просил у Понтия Пилата разрешения забрать мертвое тело Христа. Из этого напрашивается вывод о том, что Иосиф обладал высоким общественным положением, коль сумел добиться встречи с римским прокуратором. Согласно традициям древних евреев, похоронами обычно занимался близкий родственник-мужчина, и поэтому в свое время возникла версия о том, что Иосиф Аримафейский был братом Иисуса Христа (см. книгу Грэма Филипса «Заговор Марии»), хотя устная традиция Ближнего Востока считает его дядей Девы Марии.
Некоторые неканонические тексты проливают чуть больше света на личность Иосифа. Евангелие от Петра сообщает, что Иосиф Аримафейский был личным другом Понтия Пилата, а в Евангелии от Никодима говорится о том, что после погребения Христа старшины еврейского совета заключили Иосифа в темницу. Пока Иосиф находился там, ему явился воскресший из мертвых Иисус и чудодейственным образом перенес домой, где велел оставаться сорок дней. Еврейские старшины с удивлением узнали об исчезновении Иосифа, несмотря на то что замки и печать на дверях узилища остались нетронутыми. Поняв, что имеют дело с неординарной личностью, они написали Иосифу письмо с извинениями и попросили его о встрече с ними в Иерусалиме. На этой встрече Иосиф подробно рассказал о случившемся и сообщил своим собеседникам, что в то же самое время вместе с Иисусом воскресли из мертвых и другие люди.
Сказание об Иосифе также подтверждает факт пребывания Иосифа Аримафейского в темнице. «Смерть Марии» — евангелие, написанное предположительно самим Иосифом Аримафейским, который после распятия Иисуса на кресте виделся с Девой Марией.
По сравнению с той скудной информацией, которая имеется об Иосифе Аримафейском в канонических евангелиях, он часто упоминается в апокрифических текстах, а позднее — в легендах и рыцарских романах артуровско-го цикла. В них, в частности, говорится о том, что Иосиф был купцом. Он привозил юного Христа в Британию, а позднее стал распространителем христианского учения на Британских островах. А еще он был хранителем Святого Грааля. То, что столь незначительный персонаж Нового Завета мог быть как-то связан с Британией, вызывает удивление, однако давние мифологические традиции связывают Иосифа с Корнуоллом и Сомерсетом. В частности, утверждается, что Иосиф брал юного Христа в торговую поездку на Британские острова. В таком случае становится понятно, почему апостол Филипп отправил его туда из страны галлов.
Несмотря на то что, согласно официальной версии, христианство в Британию принес святой Августин в 597 году, из неканонических источников, а также из более поздних летописей явствует, что Иосиф Аримафейский действительно бывал в Британии либо в 37 году, либо в 63-м. Автор этого повествования заявляет, что Иосиф покинул Иудею вместе с группой беженцев, в число которых входили апостол Филипп, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария из Вифании и другие. В Массалии (нынешний. Марсель) Лазарь и Мария Магдалина задержа-лись, а остальные отправились на север современной Франции, в Галлию. Затем апостол Филипп отправил Иосифа Аримафейского и около десятка других людей (в этом отношении в разных текстах имеются расхождения) проповедниками в Британию. Иосиф морем добрался до Западной страны, король которой, Арвираг, даровал Иосифу и его спутникам земли на Белом острове. Именно здесь новоявленные проповедники построили церковь Ветуста Экклезиа (Vetusta Ecclesia), посвященную Деве Марии. Считается, что она находилась на месте нынешнего Гластонбери (Грэм Филипс придерживается другой точки зрения — полагает, что это остров Англси) и что бенедиктинский монастырь в Гластонбери находится как раз на месте того древнего храма.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16