А-П

П-Я

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  A-Z

 


На втором этапе получило развитие сельское хозяйство. Благодаря открытиям, подобным раскопкам Мак-Нейша, в Теуакане мы получили даты, упоминавшиеся в предыдущей главе. Интересно отметить тот факт, что кукуруза была доместицирована одновременно с зерновыми в Палестине. Альфонсо Касо предложил назвать этот период примитивным горизонтом; однако, по его же собственным словам, эта фаза могла бы называться и периодом начала развития земледелия.
Следующий горизонт называется доклассическим. В это время возникают первые селения, а позже – города. Появляются также письменность и числа в форме черточек и точек, а также календарь и сложный богатый пантеон.
В горах Гватемалы Э. Шук обнаружил стелу, которую можно датировать 800 г. до н. э. Альфонсо Касо нашел большое количество подобных стел с надписями в Монте-Альбане. По данным радиоуглеродного метода, они датируются примерно 600 г. до н. э. Однако как Шук, так и Касо обнаружили на этих стелах тщательно составленный календарь с отметками для дней, года, месяцев и т. д., который, очевидно, был разработан в предшествующий период. Приблизительно можно сказать, что его начали составлять немного ранее I тысячелетия до н. э. Таким образом, хронологические рамки доклассического периода – от 2000 г. до н. э. до начала нашей эры.
После доклассического периода следует классический, начавшийся в 100 г. до н. э. и завершившийся в 800 или 900 гг. Это период развития месоамериканских культур – майя, сапотекской, миштекской и особенно среди всех прочих теотиуаканской.
Последний – исторический горизонт, или период, о котором существует историческая информация, сохранявшаяся аборигенами в устной форме или в форме кодексов и переданная испанцами или же записанная самими индейцами после Конкисты латинскими буквами, но на своих родных языках. В целом эти сообщения датируются 1520 г. Альфонсо Касо смог прочесть об этом периоде информацию, содержащуюся в кодексах или местных документах, написанных при помощи иероглифической письменности, в миштекских кодексах. Самая ранняя дата, встреченная этим ученым, соответствует 690 г. Таким образом, по крайней мере, начиная с VII в. существует письменная история Месоамерики.
Так выглядит в обобщенном виде хронологическое развитие культуры части Мексики и северной части Центральной Америки, называемых Месоамерикой. Эта простая схема окажет нам большую помощь в дальнейшем обсуждении проблем, затрагиваемых в данной книге.
Доклассический период
Вернемся к нити нашего повествования, т. е. к этапу Пуррон и пещерам Теуакана. Этот этап уже входит в состав чрезвычайно важного доклассического периода, последнего шага на пути к появлению классических культур Месоамерики. В действительности черты доклассического периода сходны на всей территории Месоамерики; т. е. все занимавшие ее этнические группы использовали более или менее одинаковую технологию для изготовления керамики и каменных изделий и имели сходные социально-экономические системы. Иными словами, ни одна из групп не обладала какими-либо существенными особенностями, позволяющими рассматривать ее в качестве отдельной культуры. (Это не совсем так, по крайней мере, для периода с начала I тыс. до н. э., когда отчетливо проявляются различные самостоятельные доклассические культуры в долине Мехико, Оахаке, Веракрусе, горной Гватемале и т. д. )
Однако к концу этого периода на берегах Мексиканского залива возникает первая месоамериканская культура, ольмекская, которая заслуживает особого рассмотрения. Поэтому, хотя она входит в указанный период, мы расскажем о ней в отдельной главе.
Сходство культур доклассического периода ни в коей мере не означает, что не существовало региональных стилей, нередко взаимно влияющих друг на друга. Этот период представляется нам чрезвычайно важным не только потому, что предшествует классическому, но и потому, что именно тогда произошло окончательное формирование культурного субстрата, общего для всей Месоамерики. Со временем, главным образом в классический период, этот субстрат в результате появления местных особенностей начинает дифференцироваться до такой степени, что можно невооруженным глазом различать культуры майя, теотиуаканскую, тотонакскую, миштекскую, уастекскую и др., не отрицая и наличия у них общих черт, о которых мы говорили в главе, посвященной Месоамерике.
Как было указано ранее, доклассический период датируется примерно от 2000 г. до н. э. и до начала нашей эры. Однако для облегчения исследований специалисты подразделяют его на ранний, средний и поздний, основываясь на типологической классификации керамики и фигурок, технология изготовления которых говорит о наличии одной и той же гончарной традиции. Каждая составная часть периода длится примерно 600–700 лет.
Естественно, из всех упомянутых этапов наиболее важен поздний доклассический, что объясняется не только более высоким уровнем его развития, но и появлением первых высеченных на камне образцов письменности и календаря, началом развития архитектуры, достигшей своего апогея у ольмеков. Наконец и потому, что в это время проявляются первые достижения классического периода.
Учитывая вышесказанное, мы не станем – да это и не имеет смысла – описывать все черты доклассического периода, обнаруженные в Месоамерике. Мы ограничимся описанием доклассического периода на Центральном нагорье современной Мексики, о котором имеется наиболее обширная информация.
Ранний доклассический период (2000–1300 гг. до н. э.)
(В научной литературе приводятся обычно другие даты трех этапов доклассического периода: ранний – с 2000 (или 1500) до 1000 г. до н. э., средний – с 1000 по 500 (или 300) г. до н. э. и поздний – с 500 (300) по рубеж (первые века) нашей эры. )
Для ознакомления с ранним доклассическим периодом на Центральном нагорье мы вынуждены взять за образец главным образом три поселения, самые древние в долине Мехико, а возможно, и во всей Месоамерике,– Эль-Арболильо, Тлатилько и Сакатенко.
Ни один из этих памятников в общем-то не выделялся в доисторическом периоде ни по своей технологии, ни по образу жизни. Однако они располагали тем культурным багажом, который удалось накопить примитивному обитателю Месоамерики в течение тысячелетий. Для лучшего понимания образа жизни в этих трех поселениях следует напомнить, что же представляла в то время долина Мехико.
Вне всякого сомнения, необычно живописной была окружающая природа. К востоку простиралась Сьерра-Ауалько или Сьерра-Невада, на которой выделялись две огромные заснеженные вершины – вулканы Истаксиуатль и Попокатепетль. На юге отроги Попокатепетля соприкасались с холмистыми хребтами другого вулкана, Ахуско, и, сливаясь с Сьерра-де-лас-Крусес, Малинче, Монте-Альто и Монте-Бахо, образовывали западную границу долины.
Сьерра-Гуадалупе возвышалась своими основными вершинами – Серро-Гордо, Чикиуите и Куаутепеком, а затем снижалась к гребню Баррьентос и постепенно переходила в Сьерру-Тепоцотлан.
Вдали виднелись Серро-Синкоке, Сьерра-Тесонтлальпан, Серро-Хальпан и богатая металлами Сьерра-Пачука. Все это огромное скалистое кольцо замыкалось на севере к холму Потлачике вершинами Сьерра-Невады, Телапоном и Тлалоком.
Внутри этого кольца простиралось огромное озеро, находившееся на высоте 2245 м над уровнем моря. На его поверхности отражались в форме небольших гористых островков Серро-Эстрелья и Серро-Чимальуакан, Сьерра Сайта Каталина, скалистые утесы Баньос, Маркес и Шико, а также потухшие вулканы Ла-Кальдера, Шатепек и Сан-Николас.
В этой местности выпадали обильные осадки в виде дождей, благодаря которым, как и влажному климату, произрастали сочные травы, образующие великолепные пастбища для лошадей, мамонтов и бизонов. Были также многочисленные хвойные леса, межгорные долины с толщами аллювиальных отложений, идеальных для развития сельского хозяйства, благоприятные условия для рыбной ловли и собирательства.
Для жителей доклассического периода уже прошло время охоты на крупных вымерших млекопитающих, однако охота по-прежнему занимала важное место в их деятельности. Три упоминавшихся селения вписывались в такой великолепный пейзаж, что он вызвал возгласы изумления у конкистадоров, находившихся на Тахоне-де-Агила (в настоящее время перевал Пасо-де-Кортес), который располагался между двумя вулканами, и увидевших чарующее зрелище.
Самое древнее поселение, Эль-Арболильо, расположенное на территории современного штата Мехико, находилось практически на берегу озера, однако из-за окрестных отрогов гор его жители, видимо, больше зависели от даров озера, чем от охоты и земледелия.
Тлатилько, напротив, находился на аллювиальной равнине, образованной рекой Ондо и ее ответвлениями Тотолика и Лос-Куартос. Поэтому для жителей этого селения первостепенную роль играло земледелие, хотя и они охотились, ловили рыбу и занимались собирательством.
Местоположение Сакатенко напоминало Эль-Арболильо, т. е. селение находилось на крутом спуске, а несколькими метрами ниже простирались приозерные районы. Поэтому оно скорее всего зависело от даров озера.
Учитывая вышеизложенное, можно считать, что хозяйство доклассического периода сводилось к выращиванию кукурузы, охоте, рыбной ловле и собирательству. В условиях той или иной группы указанные отрасли хозяйства по значимости могли меняться местами. В любом случае, можно вспомнить о культурном развитии Теуакана, где было много культивированных растений, вне всякого сомнения, существенно дополнявших пищевой рацион. Кости оленя и различной птицы говорят и об использовании животных белков в качестве продуктов питания.
Жители доклассического периода унаследовали от своих предшественников высокоразвитую технологию, которая, вне всякого сомнения, в течение всей этой эпохи претерпела незначительные изменения. Для изготовления и обработки ступ, пестов, скребков, наконечников дротиков и стрел, лощил, шкур, ножей, молотков использовались местные материалы: вулканический камень, отшлифованная водой галька, кости и рога оленя, обсидиан, глина и, возможно, дерево. Широкое распространение получила керамика, использовавшаяся как в качестве предметов домашнего обихода, так и для украшений. Встречается большое разнообразие лепных фигурок, изготовленных в качестве украшений. Для таких деталей, как рот, «серьги», глаза, использовались полоски или глиняные шарики, которые нередко имели вдавления. В соответствии с классификацией Джорджа Вайяна, фигурки этого периода относятся к типам C1a, С1в, С3а, С3в, Cl-2, F – древнее и т. д.
Нередко эти фигурки подтверждают существование культа плодородия, о чем говорит чрезмерное подчеркивание линии бедер, а также наличие более или менее развитого погребального культа, относящегося к значительно более раннему периоду и наблюдавшегося нами в Теуакане. Так, мы обнаруживаем фигурки рядом с останками, расположенными главным образом в горизонтальном положении, в захоронениях, вырытых непосредственно в земле. Их рассредоточенность говорит о том, что существовал обычай хоронить покойников недалеко от пашни либо под полами домов.
Керамика использовалась в основном в качестве домашней утвари. Особенно широкое распространение получили сосуды для ношения воды, приготовления пищи и хранения продуктов, однако встречаются также и чаши как простой формы, так и с замысловатым силуэтом, тарелки и кувшины. Господствующая форма – конусообразная или со сферическим дном. Все изделия – с одноцветной поверхностью: черноватой или бурой, черной лощеной, белой лощеной, светло-кофейной и красной лощеной. В качестве украшений используется резной геометрический орнамент, который наносится по тулову всего изделия.
Фигурки дают нам также и богатый этнографический материал. Видимо, в то время еще не знали тканей, о чем говорит отсутствие веретен. Древние жители ходили преимущественно обнаженными, возможно, лишь от случая к случаю используя набедренные повязки, разукрашивали себе лицо и тело, прокалывали мочку уха и носовую перегородку и вдевали серьги и подвески, носили браслеты, бусы и другие украшения. Они носили также сандалии из кожи и, возможно, из магея, красили себе волосы, делали чрезвычайно сложные прически, украшаемые лентами, которые, возможно, плели из натурального волокна.
Учитывая, что уровень развития земледелия требовал оседлого образа жизни, чему способствовали и природные богатства долины, дома жителей этого периода строились из дерева, листьев и глины и объединялись в небольшие сельские поселки, расположенные на берегах рек и озер, в виде местных общин, которые, по всей вероятности, были высшим достижением общественного строя того времени.
Интересно отметить, что чрезвычайно важная роль отводилась женщине. Она принимала участие в производстве продуктов питания, вместе с мужчинами выполняла гончарные работы и участвовала в собирательстве. Женщины готовили пищу и заботились о детях. Мужчины ловили рыбу, охотились, занимались сельским хозяйством и другими делами. Вне всякого сомнения, было уже разделение труда, поскольку совершенство некоторых керамических изделий наводит на мысль о существовании профессиональных гончаров.
В основных чертах такими были и так жили представители раннего доклассического периода.
Средний доклассический период (1300–700 гг. до н. э.)
В этот период наблюдаются два важнейших явления. Во-первых, заметно растут и расширяются поселки, превращающиеся в крупные селения. Во-вторых, под влиянием ольмеков, также находящихся на уровне развития доклассического периода, однако более высоком по сравнению с долиной, происходит значительное обогащение культуры.
Увеличивается число селений. Мы встречаем среди них, наряду с Эль-Арболильо, Тлатилько и Сакатенко, Шалосток, Копилько, Тлапакойю, Коатепек и др. Наряду с достижениями культуры предшествующего периода здесь представлены топоры, тесла и различные сельскохозяйственные орудия, резцы, зубила, скребки, точильные бруски, ножевидные пластины, костяные иглы и т. д., в качестве новых видов сырья используется яшма, серпентин, гематит, кварц, бирюза, каолин и др.
Наличие топоров из серпентина, коа (или палки-копалки) и возможное использование деревянных мотыг указывают на регулярный характер обработки почвы, широкое распространение подсечно-огневого земледелия
Экономика продолжает носить смешанный характер, однако существенно возрастает удельный вес охоты и рыбной ловли, о чем говорят многочисленнейшие керамические изделия, изображающие уток, диких кабанов, лягушек, черепах, водяных змей, птиц, рыб, кроликов, медведей, собак. Культивируются и представлены в искусстве кукуруза, фасоль и тыква.
Начинают выделяться различные профессии. Как и в других культурах, основным «специалистом» становится шаман. В этот же период появляется группа людей, занимающихся обрядовыми церемониями, связанными с погребением и взывающих к милости сил природы, а также занятых другими важнейшими ритуалами. Наряду с собственно шаманами в эти группы входят игроки в мяч, танцовщицы, музыканты, акробаты и др. Р. Пинья-Чан считает, что эти лица исполняли свои функции лишь во время празднеств. Нам кажется, что в то время это уже стало профессией, а не просто специализацией.
Возможно, в то время религия основывалась на магии, т. е. человек изображал определенные трюки, чтобы заставить природу действовать в соответствии со своими замыслами.
В результате этого появилась символика, дальнейшее развитие которой привело затем к возникновению письменности.
Общественная организация этого периода также основывается на магии, хотя и продолжает существовать культ плодородия. Благодаря ольмекам появляется культ ягуароподобного божества, роль которого можно будет лучше понять при изучении культуры ольмеков.
Ягуароподобное божество – это своего рода небесный дракон. Для лучшего понимания тольтекского периода, который мы будем рассматривать несколько позже, чрезвычайно важно отметить одну деталь. Все говорит о том, что в тот период водяной змей символизировал дух воды. Однако на голове у этого змея было некое подобие гребня. Это со всей очевидностью говорит о том, что он был предшественником Кецалькоатля.
В конце этого периода возникает также божество, которое может считаться непосредственным предшественником бога огня, или, как говорит Пинья-Чан, «предбогом» огня, который появляется в Тлатилько в форме горбуна с жаровней или чашей на голове. Подобное изображение Уэуэтеотля, старого бога огня, сохраняется до самой Конкисты.
Погребальный ритуал в этот период заметно усложняется. Так, в Тлатилько обнаружены тщательно подготовленные захоронения; в землю опускалось одновременно несколько тел, мужчин и женщин, детей и женщин и расчлененные трупы детей.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15