А-П

П-Я

 

С каждым днем нагрузки увеличиваются, а требования становятся все жестче. Кроме того, инструкторы систематически устраивают различные помехи. Например, разливают на воде и поджигают нефть, или на проплывающем мимо бревне взрывают заряд взрывчатки… В последнюю (седьмую) неделю проверяют способность курсантов выдерживать предельные физические и психические нагрузки.
В это время на сон отводится не более 3-4 часов в сутки. Курсанты совершают марш-бросок с полной выкладкой на 100 километров, а также заплыв в гидрокостюме на 10 миль (18, 5 км), буксируя при этом груз весом до 40 кг. В среднем данный этап проходит до конца лишь один из 15-20 курсантов.
Второй этап длится 11 недель. В ходе его курсанты изучают водолазное снаряжение, минно-взрывное дело, тактику боевых операций малых групп в воде и на земле, основы войсковой разведки, радиодело, овладевают холодным и огнестрельным оружием (как серийным, так и специальным). Затем идет парашютная подготовка, скалолазание, управление подводными, надводными и наземными транспортными средствами (например, электробуксировщиками). Разумеется, видное место отводится изучению и отработке различных действий под водой, способов проникновения из-под воды в заданный район и эвакуации с берега в воду.
Немало времени уделяется рукопашному бою на суше и особенно под водой с ножом (обычным и иглой). Парни тщательно отрабатывают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия на противника.
В ходе выполнения различных учебно-боевых заданий происходит подбор членов мелких подразделений боевых пловцов. Смысл здесь в том, что каждое такое подразделение (пара, тройка, четверка и так далее) должно действовать точно и четко, как единый хорошо отлаженный механизм. А это требует взаимной «притирки» в процессе совместных занятий.
Закончив второй этап обучения, курсанты сдают зачет по охране и обороне береговых объектов и кораблей от пловцов-диверсантов противника. Этот зачет, лучше сказать — экзамен, происходит во время учений, построенных как модель боевой операции. Здесь проверяется умение работать под водой на различных глубинах (ориентироваться, наблюдать в условиях плохой видимости, вести бой, преследовать врага, отрываться от преследования, маскироваться на грунте и так далее). Успешно сдавших зачет отправляют в отдельную бригаду морской пехоты для закрепления приобретенных навыков.
Это 3-й этап, он длится 8 недель. Опытные инструкторы ежедневно контролируют курсантов. Затем одни боевые пловцы остаются в бригаде, другие возвращаются в те отряды ПДСС, где они проходили обучение. А наиболее способным предлагают пройти двухгодичное обучение в специальном разведывательно-диверсионном центре.
Этот учебный центр готовит кадры для отряда «Дельфин». До недавнего времени он находился на соленом озере Балхаш, в Казахстане (площадь более 17 тысяч кв. км, глубина до 226 метров). Здесь курсанты прыгают с парашютом по всей шкале высот (начиная с 200 метров и кончая затяжными из стратосферы), опускаясь при этом на различную местность — на воду, лес, горы, степь — в любую погоду днем и ночью. Высаживаются с вертолетов по канатам (за 28 секунд с высоты 40 метров) и без канатов, прыгая в воду с высоты 5 метров от поверхности. Осваивают выход из подводной лодки через торпедные аппараты. Учатся уничтожать корабли, шлюзы, дамбы, мосты, захватывать аэродромы, командные пункты, узлы связи. Еще их учат выживанию в любых климатических условиях, способам побега из плена, работе на всех типах радиостанций, применению ядов, использованию самых различных технических средств.
Немало времени уходит на совершенствование навыков стрельбы из различных моделей огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства. Среди них некоторые не имеют аналогов в мире, например, автомат для подводной (и надводной тоже) стрельбы АПС-55. Его длина всего лишь 62 см, вес с магазином на 26 патронов — 2, 7 кг. На глубине в 40 метров (ниже которой в снаряжении на сжатом воздухе не погружаются) может поражать водолазов противника на дистанции до 10 метров, либо пробивать обшивку миниатюрной подводной лодки, днище катера и т.д. На воздухе он убивает на расстояниях до 100 метров!
Но самое главное, в чем пловцы «Дельфина» превзошли пловцов всех других стран, это умение преодолевать любые рубежи подводной обороны и проходить там, где, казалось бы, пройти абсолютно невозможно. Яркий пример: в штормовую ночь три пары пловцов высаживают с вертолета на воду за 15 миль от берега (т.е. на удалении в 28 километров). Необходимо скрытно подойти к военно-морской базе «противника», проникнуть туда и взорвать некий объект. Первый рубеж обороны — донные мины, взрываемые с берега по проводам по сигналам гидроакустических станций. Второй рубеж — сигнальные тросы, натянутые под водой в разных направлениях. Третий — подводная взрывная сеть с установленными на ней зарядами, которую нельзя резать и под которую невозможно поднырнуть. А сверху светят прожекторы и установлены пулеметы береговых постов, станешь перелезать через сеть сверху, сразу заметят и «расстреляют». Однако пловцы «Дельфина» проходили все рубежи, затем форсировали почти отвесную скальную стену и бесшумно «снимали» часовых. Потом минировали объект и уходили назад в воду тем же путем, что и пришли на берег.
В отряде происходила специализация по регионам предстоящей боевой деятельности: Латинская Америка, США с Канадой, Западная Европа, Юго-Восточная Азия, Южная и Юго-Западная Африка, Ближний Восток, страны Средиземного моря и т.д. После обучения в Центре диверсантов отправляли в Севастополь, где в дельфинарии они изучали методы борьбы с морскими животными, тренированными для уничтожения боевых пловцов.
Для борьбы с подводными диверсантами дельфинов тренировали на манекенах и настоящих пловцах. Дельфины оказались опасными противниками. Пытаясь сдернуть ласты, они могли утопить человека, а получив команду к атаке, пробивали насквозь манекены металлическим штырем, укрепленным на рыле. Поскольку по такой же программе работали лаборатории ВМФ США, советские специалисты разработали свои методы борьбы с тренированными морскими животными. Данная программа осуществлялась в большой спешке. Дело в том, что во время одной из операций по подрыву американских транспортных кораблей с боеприпасами в бухте Камрань погибли двое пловцов «Дельфина». Их убили именно боевые дельфины, доставленные туда из США для охраны акватории бухты. Впоследствии попытки американцев применить своих дельфинов против советских боевых пловцов у побережья Никарагуа закончились уничтожением животных!
Когда инструкторы приходят к выводу, что диверсант подготовлен полностью, его начинают использовать в боевых операциях. Однако раз в год диверсанты обязательно проходят курс переподготовки, где их знакомят с новинками снаряжения, вооружения, медицинского обеспечения, а также с опытом отечественных и зарубежных боевых пловцов по операциям за прошедший год.
Проведение любой операции боевых пловцов невозможно без помощи специальных научных подразделений. Они даю точную информацию о гидрографических условиях в районе высадки (о подводных течениях, рельефе береговой линии, удобных подходах к берегу, естественных укрытиях, опасных для людей морских обитателях, о температуре и прозрачности воды, о времени и силе приливов и отливов, и многом другом). Они же нередко осуществляют звукоподводную связь с пловцами, обеспечивают их гидроакустическими маяками, ориентируют по местоположению, осуществляют скрытую заброску и прием на борт. Чаще всего подразделения технического обеспечения находятся на борту «научно-исследовательских» кораблей (раньше — Академии Наук СССР, ныне — Российской АН) или в секретных отсеках огромных плавучих заводов по переработке рыбы, крабов, креветок, кальмаров.
Своими успехами советские боевые пловцы в значительной степени были обязаны военным конструкторам, создающим оружие и снаряжение. Бесшумное сверхскорострельное оружие, инфракрасные, оптические и лазерные прицелы и целеуказатели, фугасы объемного взрыва, вакуумные боеприпасы, буксируемые ядерные фугасы (малые весом около 27 кг и большие, весящие примерно 70 кг), реактивные гранатометы, огнеметы, средства подавления гидроакустических и электронных приборов — все это было и есть на вооружении советских боевых пловцов, все это отечественного производства, по качеству не хуже западных образцов (часто лучше).
Дыхательные аппараты замкнутого цикла позволяют находиться под водой в течение нескольких часов, и людей не выдает выдыхаемый воздух. Костюмы с теплоизоляцией сохраняют пловцов от переохлаждения, а приборы подводного ориентирования обеспечат боеспособность даже в условиях нулевой видимости. Обезвредить такого диверсанта сможет только подготовленный пловец из группы ПДСС.
В настоящее время в диверсионной работе используют небольшие подводные суда. В середине восьмидесятых годах советские специалисты разработали сверхмалую подводную лодку «Пиранья». Она могла подойти к объекту, взяв на борт шесть диверсантов, контейнеры и дополнительные средства движения. Но вершиной конструкторской мысли стало приспособление «Сирена» — своеобразная оборудованная торпеда. Внутри нее размещались два террориста со всем необходимым снаряжением, и «Сирена» выстреливалась из торпедного аппарата подводной лодки.
Скрытную высадку на территорию другого государства легче всего осуществить водным путем. Исходя из таких соображений, в 1983 году в составе секретного отряда «Вымпел» первого главного управления КГБ СССР создали особое подразделение боевых пловцов. Готовили их инструкторы из «Дельфина», но людей подбирали, естественно, не среди морских пехотинцев, а из числа оперативных сотрудников КГБ. В отличие от диверсантов «Дельфина», важное место в их подготовке занимала работа с агентурой в приморских населенных пунктах стран вероятного противника. Цель — во взаимодействии с агентами захватить и уничтожить в день «Икс» стратегические объекты. Либо удержать их до прибытия основных сил десанта с воздуха и с моря.
Насколько известно, масштаб боевых задач стоявших перед боевыми пловцами отрядов ПДСС всех флотов, «Дельфина» и «Вымпела» был огромен. В случае начала войны с блоком НАТО советский морской спецназ должен был вывести из строя всю систему противолодочной обороны в Атлантике, Тихом океане и Средиземном море, осуществить диверсии в центрах управления и связи основных морских соединений стран НАТО, заблокировать передовые операционные базы легких сил (катеров, десантно-амфибийных соединений, спецсредств, противолодочных сил и т.д.), высаживаясь для этого с транспортных подводных лодок, с коммерческих и промысловых кораблей под чужими флагами, с самолетов и вертолетов, или будучи заброшенными на подходящие места еще до начала войны.
Короче говоря, морской спецназ должен был нанести удар на всех морских театрах, там, где не предусматривалось использование ядерного оружия.

Часть 9
Спецподразделения в борьбе с террористами (1968-1935)
Вызов террористических организаций
В 1968 г. исполнилось двадцать лет борьбы между Израилем и различными палестинскими повстанческими организациями. Эта борьба велась в густых зарослях долины реки Иордан, в горах и «вади» Синая. Основатель израильских парашютных войск полковник Иегуда Харари в 1949 г. организовал специализированное антипартизанское соединение под номером 101, которое перенесло действия на территорию противника. Соединение 101 под командованием способного молодого офицера Ариэля Шарона занималось ответными и предупредительными акциями и в конце-концов стало частью парашютных войск Израиля.
Западная пресса почти не замечала этого конфликта вплоть до 23 июля 1968 г., когда группа из трех членов Народного фронта освобождения Палестины захватила Боинг-707 компании Эль-Ал на аэродроме в Афинах и заставила капитана корабля лететь в Алжир.
Растерянное правительство Израиля быстро согласилось обменять арабских заключенных на 35 пассажиров и экипаж самолета. Уступка Израиля вдохновила террористов на новые атаки, и уже 26 декабря 1968 г. два члена Народного фронта, вооруженные пулеметами и гранатами, открыли огонь по пассажирскому самолету Эль-Ал, выруливающему на стартовую полосу, убив одного и ранив несколько пассажиров. Через два дня 150 израильских парашютистов из отряда 101 прилетели на вертолетах на аэродром в Бейруте, заминировали 14 самолетов арабских пассажирских линий и уничтожили 13 (один детонатор не сработал). Вся акция возмездия длилась менее 29 минут.
Инциденты в Афинах и Бейруте вначале казались только обострением длительного конфликта. Однако сейчас ясно, что это был первый обмен ударами в длящейся до сих пор войне сил спецназначения с международным терроризмом, охватившим большинство стран мира. Возникновение международного терроризма в конце 60-х годов было сложным процессом. Марксистские городские партизаны в Латинской Америке, европейские группы «Новых левых», в частности западно-германские «Баадер-Майнхоф» и «Фракция Красной Армии», итальянская «Красные бригады», французская «Аксьен дарект» («Прямое действие»); националистические террористы, например «ЭТА» в Испании, «ИРА» в Северной Ирландии, «Аль Фатх» (ООП) на Ближнем Востоке — все они начали тесно сотрудничать друг с другом и создали систему «контратакующих» акций. Закончившаяся успехом операция группы боевиков из «Аль-Фатх» по захвату заложников, заставившая Израиль выполнить требования террористов, стала образцом террористических действий на дальнейшие 20 лет.
В сентябре 1970 г. «Народный фронт освобождения Палестины» провел очередной внезапный налет. С 6-го по 9-е сентября организация сумела захватить по одному самолету у американских, швейцарских и английских авиалиний и посадить их в Доусон Филд — неиспользуемом английском аэродроме в Иордании. Чтобы добиться освобождения пассажиров и экипажей, западные правительства обещали освободить некоторых террористов, осужденных на тюремное заключение. Продолжавшиеся почти две недели переговоры находились в центре внимания журналистов. Наконец, 15 сентября террористы представили долгожданную возможность для телевизионных съемок. Они освободили заложников, а самолеты взорвали.
Так три западных государства, среди них одна сверхдержава, показали, что у них нет иных возможностей, кроме выполнения требований террористов. Тогда же король Иордании Хуссейн, боявшийся господства над своей страной вооруженных банд палестинских беженцев, использовал событие в Доусон Филд в качестве предлога, чтобы от них избавиться. 17 сентября 1970 г. иорданская армия с применением всех доступных средств начала атаку на палестинские лагеря. Столкновения продолжались несколько недель. 7 000 палестинцев были убиты, остальных выслали в Сирию и Ливан. Через год возникли новые ультрарадикальные группы: Абу Нидаля, «Черный сентябрь», «Хезболлах». Король Хуссейн спас свое государство, но за счет значительного роста опасности для международной общественности.
Западная Европа не сумела справиться с захватами заложников. Эта неприятная истина подтвердилась 5 сентября 1972 г., когда восемь террористов из группы «Черный сентябрь» напали на гостиницу для израильских спортсменов в олимпийской деревне в Мюнхене и захватили их в заложники, требуя освободить 234 заключенных в Израиле и Западной Германии. Немцы были склонны согласиться с ультиматумом, но Израиль отказался. Против собственной воли немцы провели плохо подготовленную операцию по спасению заложников, которая закончилась бойней — погибли пять террористов и девять израильских спортсменов. Через год террористы напали на посольство Саудовской Аравии в Париже, захватив посла, сотрудников и много случайных лиц в качестве заложников. Французы сдались, избегая ошибки, совершенной немцами.
Ответ Европы — САС, ГСГ-9 и ГИГН
Из всех потенциальных жертв терроризма только Израиль разработал последовательную стратегию действий. Было решено ни при каких условиях не уступать террористам и проводить акции возмездия с участием сил спецназначения. Однако западные страны не захотели придерживаться столь бескомпромиссной позиции. Для них единственным подходом могло стать создание особых формирований, способных быстро и гибко реагировать на каждую новую ситуацию. В начале 70-х годов в рамках САС-22 было выделено специальное формирование для антитеррористических действий «Каунтереволюшинари вофэ» (КРВ). Это можно перевести как «подразделение для специальных заданий» Все роты полка по очереди проводят оперативные дежурства в рамках КРВ и одновременно находятся в полной готовности предпринять действия в любой части земного шара.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54